Сбитые самолеты Messerschmitt Me 262A, занесенные на боевые счета пилотов истребительных авиаполков ВВС РККА, легко поддаются подсчету на пальцах одной руки. Реактивные истребители, освещенные в печатных публикациях и интернет-ресурсах и подтвержденные документами ЦАМО РФ, засчитаны Ивану Кожедубу из 176 Гв.ИАП (данное событие по-прежнему вызывает больше сомнений и вопросов, чем ответов и законной гордости, но это тема для отдельного исследования), Льву Сивко (812 ИАП), Ивану Кузнецову (107 Гв.ИАП), Якову Околелову (91 ИАП) и… все.
Еще два Ме-262, которые якобы сбили летчики Гарри Мерквиладзе (152 Гв.ИАП) и Владимир Егорович (402 ИАП), подтверждения в архивных документах не имеют и являются, вероятно, плодом фантазии мемуаристов и журналистской братии. Тем не менее, сколь ни мало число удачливых советских пилотов, имеющих на счету реактивную «добычу», один из них почему-то оказался в итоге вовсе обойден вниманием отечественных историков. Попытаемся, в меру своих скромных возможностей, этот пробел восполнить.
Таким незаслуженно забытым победителем «двести шестьдесят второго» стал старший лейтенант Александр Петрович Долгунов, штурман 355-го истребительного авиаполка 181-й истребительной авиадивизии 2-й Воздушной армии 1-го Украинского фронта. Это был сильный, квалифицированный летчик-истребитель, до описанного ниже события уже одержавший 6 воздушных побед (сбил три Ме-109 и столько же ФВ-190), в числе немногих летчиков 355 ИАП в конце войны летавший на Як-3 (основная масса летного состава полка эксплуатировала Як-9).
27 апреля 1945 года старший лейтенант Долгунов в одном из вылетов сбил немецкий реактивный истребитель-перехватчик Ме-262. Это отнюдь не рядовое для наших ВВС событие, тем не менее, в оперативных документах удостоилось довольно скупого упоминания: «Группой 6 Як-9 и 4 Як-3, ведущий ст. лейт. Долгунов, сопровождали 9 самолетов Ил-2 на штурмовку войск противника в районе Кенигсверд. В воздушном бою с Ме-262 ст. лейт. Долгунов лично сбил последнего. Самолет противника упал в районе населенного пункта Добершютц. Подтверждают экипажи штурмовиков старший лейтенант Илюшкин, лейтенант Кашников, лейтенант Касьянов». Из такого немногословного описания трудно понять обстоятельства боя, можно лишь предполагать, что «мессер» летел одиночно (поскольку о встрече с группой противника обычно сообщалось) и попытался атаковать штурмовиков, но истребители прикрытия вовремя заметили угрозу, и их ведущему удалось успешно отразить атаку на подопечных.
Если сопоставить победу Долгунова с известными по западной авиационно-исторической литературе потерями реактивных самолетов люфтваффе, то мы видим, что на искомую дату имеется два сбитых Ме-262 из состава 7-й истребительной эскадры (JG 7), которые не имеют детализации по месту потери (пилоты также не указаны, хотя сообщается, что оба немецких летчика погибли), но в обоих случаях есть примечание, что они «сбиты советским самолетом».
Вторая заявка на сбитый реактивный «мессершмитт» может принадлежать майору Якову Околелову, однако в данном вопросе не все так гладко – в оперативных документах 91 ИАП и 256 ИАД, куда входил его полк, сбитый Ме-262 отсутствует, и появляется несколько позднее в материалах некоей конференции по обмену опытом борьбы с реактивными самолетами люфтваффе. Выяснить, была ли победа Околелова засчитана ему позднее по каким-то дополнительным свидетельствам, или это всего лишь попытка выдать желаемое за действительное, пока не удалось. Так что победа Александра Долгунова, можно сказать, имеет двойное основание, и то, что один из «реактивов», потерянных немцами 27 апреля, сбил именно он – более чем вероятно.
Штурман 335-го истребительного авиаполка Александр Петрович Долгунов благополучно пережил войну и встретил День Победы, имея на личном счету 7 самолетов противника, сбитых в 80 боевых вылетах. За успешную боевую работу он был награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени и несколькими медалями.
Комментарии к данной статье отключены.