Одним из следствий Первой мировой войны стал распад нескольких империй. На их руинах возникли новые государства, которым пришлось с оружием в руках отстаивать своё право на существование. Среди них была и Украинская Народная Республика. В этой борьбе заметную роль играли новейшие средства ведения войны, «унаследованные» от армий Первой мировой, в том числе бронеавтомобили. Созданные для полевых операций, в новых реалиях они чаще всего применялись в уличных боях.
Первая мировая война вошла в историю человечества как первая «война моторов» Символом этого в воздухе стали самолёты, а на суше — танки. При этом армады бронированных гусеничных машин были присущи лишь Западному фронту, на востоке же применялись исключительно колёсные бронеавтомобили. Это объяснялось не только отсталостью российской промышленности, но и спецификой боевых действий, поначалу носивших манёвренный характер.
Накануне падения царизма российская армия имела в своём составе весьма многочисленные автоброневые подразделения. Основной тактической единицей являлось отделение, состоявшее, как правило, из трёх-четырёх броневиков (в том числе одного пушечного). Отделения сводились в автоброневые дивизионы (по одному на армию). Осенью 1917 года на Юго-Западном фронте находилось пять таких дивизионов (7-й, 8-й, 11-й, Особой армии и Особого назначения), а на Румынском — три (4-й, 6-й и 9-й). Среди бронетехники преобладали пулемётные машины «Остин» и пушечные «Гарфорд», но встречались и другие модели — так, дивизион Особого назначения был укомплектован полноприводными бронеавтомобилями «Джеффри-Поплавко».
Наиболее распространённые на территории Украины броневики «Остин» отличались характерным расположением вооружения — пулемёты «Максим» устанавливались в двух бронебашнях, расположенных рядом. Броня толщиной 7 мм защищала от винтовочных пуль и осколков снарядов, а 50-сильный двигатель обеспечивал неплохую подвижность по дорогам. Громоздкие «Гарфорды», изготовлявшиеся Путиловским заводом на американских шасси, имели моторы мощностью всего 30 л.с. — для машины боевой массой 8,5 т этого было явно маловато. Плохая подвижность отчасти компенсировалась мощным вооружением — 76,2-мм короткоствольной пушкой и тремя пулемётами.
Броневик «Джеффри», по замыслу его создателя штабс-капитана Виктора Поплавко, был своеобразным колёсным аналогом танка. Действительно, проходимость полноприводной машины была получше, чем у «Остинов» и «Гарфордов», но до классических танков она явно не дотягивала. Броневик Поплавко был безбашенным — два «Максима» перевозились внутри броневой рубки и вели огонь из четырёх бойниц. Более редкими были бронеавтомобили «Пирлесс», представлявшие собой один из первых в мире образцов зенитной самоходной установки. В бронированном открытом сверху кузове «Пирлесса» на тумбовой установке монтировался «пом-пом» — 40-мм автоматическая пушка «Виккерс».
Украинизация
Обострение политической ситуации осенью 1917 года, большевистский переворот в России и провозглашение 20 (7) ноября Украинской Народной Республики (УНР) побудили личный состав многих частей, дислоцированных на Украине, определиться со своим отношением к украинской государственности. Именно в это время объявили себя украинизированными 7-й и 8-й броневые автомобильные дивизионы, а также дивизионы Особой армии и Особого назначения. В 9-м дивизионе управление было демобилизовано, а отделения брошены на произвол судьбы. Вероятно, одно из них было украинизировано, поскольку в составе Украинского сборного отряда, сформированного полковником Базильским в районе города Кымполунг, числилось три броневика. В 11-м дивизионе демобилизовали 43-е отделение и частично 47-е, остальные же подразделения, дислоцированные в Дубно, Кременце и Волочиске, были украинизированы.
История многих украинизированных бронечастей оказалась короткой. В качестве примера можно привести 29-е автоброневое отделение, располагавшее четырьмя боевыми машинами (два «Остина», «Ланчестер» и «Уайт»). Подразделение, выведенное с Кавказского фронта, дислоцировалось в Харькове. Личный состав отделения не признал большевистского переворота в Петрограде, а в начале декабря 1917 года объявил о своей украинизации. Но в ночь на 22 (9) декабря в Харьков прибыл большевистский отряд под командованием Рудольфа Сиверса, насчитывавший свыше 1000 штыков и располагавший тремя бронеавтомобилями. Поздно вечером в тот же день большевики заблокировали ворота казармы, где располагалось 29-е отделение, собственным броневиком «Пирлесс» и после непродолжительной перестрелки захватили материальную часть 29-го отделения.
В конце 1917 и начале 1918 года бронеавтомобили эпизодически использовались украинскими отрядами в боях с большевиками в Александровске (ныне — Запорожье), Екатеринославе (ныне — Днепр) и Одессе.
Внимания заслуживает эпизод в Ровно, где на базе штаба Особой армии действовал большевистский штаб Юго-Западного фронта. При нём находилось несколько бронеавтомобилей. В ночь с 12 на 13 января 1918 года (с 30 на 31 декабря 1917 года) эти боевые машины были захвачены украинским отрядом в имении Любомирских, а утром 13 января (31 декабря) с успехом применены в боях в городе. Благодаря броневикам полторы сотни солдат, верных Центральной Раде, под командованием прапорщика Куща смогли овладеть Ровно и арестовать большевистский штаб фронта.
В борьбе за Киев
Одним из наиболее драматичных моментов первой украинско-большевистской войны стала борьба за Киев. Украинским войскам довелось противостоять не только большевистским отрядам, пытавшимся прорваться к столице УНР с территории России и Юго-Западного фронта, но и «пятой колонне», 29 (16) января 1918 года поднявшей восстание в самом городе. С украинской стороны красногвардейским отрядам противостояли разрозненные части общей численностью около 2000 штыков. Среди них было и автоброневое подразделение (два пулемётных и пушечный броневики) под командованием поручика Борковского.
С самого начала большевистского восстания в Киеве машины отряда Борковского активно участвовали в боях. На рассвете 29 (16) января один броневик поддерживал отряды вольного казачества, прибывшие к заводу «Арсенал» с целью вывезти с предприятия уголь и оружие. В тот же день два пулемётных бронеавтомобиля вошли в состав отряда, блокировавшего завод со стороны Александровской улицы (ныне — улица Грушевского). Пушечная машина, экипаж которой возглавлял Викул Дитель, около 14 часов прибыла для поддержки отряда, составленного из служащих военного министерства. Этот отряд окружил занятую красногвардейцами семиэтажную гостиницу «Прага» (нынешняя улица Владимирская, 36). Вечером броневик Дителя принял участие в успешном штурме гостиницы, благодаря чему большевиков выбили из одного из самых высоких зданий тогдашнего Киева.
Третьим очагом боёв в Киеве стали казармы Сечевых стрелков в районе Львовской площади. Сечевики соорудили импровизированный «броневик» на базе грузовика, вооружённого пулемётом, и в 14.45 ввели его в бой. Эта попытка оказалась неудачной — в первые минуты получил ранение командир «броневика» Петр Пасека, а вскоре почти весь экипаж машины был перебит.
30 (17) января машины автоброневого отряда также активно участвовали в боях. Пушечная машина Дителя действовала против красногвардейцев на Подоле. Её огнём удалось разбить ворота типографии — одного из очагов сопротивления восставших, который до подхода броневика тщетно пытались ликвидировать украинские отряды. Обе пулемётные машины продолжали блокировать «Арсенал» со стороны Александровской улицы, время от времени осуществляя вылазки на Печерск и рассеивая группы повстанцев, пытавшихся прорваться к заводу. Наличие бронеавтомобилей сковывало активность гарнизона «Арсенала», не позволяя красногвардейцам перейти к активным действиям. Не обошлось без потерь и со стороны украинцев — одна из боевых машин, действовавших у «Арсенала», получила повреждения, а поручик Борковский был ранен.
31 (18) января украинские войска в Киеве предприняли вторую попытку применить импровизированный «броневик». В этот раз его оборудовали, установив пулемёт на грузовик, солдаты полка имени Полуботка. Машину ввели в бой около 15 часов в районе Главных железнодорожных мастерских (ныне ОАО «Киевский электровагоноремонтный завод», улица Ползунова, 2). Как и в первом случае, примитивный «броневик» был быстро выведен из строя. Впрочем, цель была достигнута — красногвардейцы Главных железнодорожных мастерских прекратили активные боевые действия, позволив полуботковцам сосредоточиться на борьбе против отряда красногвардейцев Шулявки, забаррикадировавшегося в главном корпусе Политехнического института. Последние располагали собственным бронеавтомобилем, правда, не на ходу (вероятно, он находился на ремонте в мастерских института). Красногвардейцы пытались использовать броневик в качестве неподвижной огневой точки, установив перед главным корпусом института, но полуботковцы сумели захватить его.
В последующие дни, насколько можно судить по воспоминаниям участников событий, бронеавтомобили не принимали активного участия в боях в Киеве. Лишь 4 февраля (22 января), в последний день восстания в городе, два броневика поддерживали гайдамаков при штурме Главных железнодорожных мастерских. Красногвардейцы ожесточённо сопротивлялись, и им удалось подбить пушечный броневик — машину, которая сослужила хорошую службу украинцам в предыдущих боях.
К вечеру 4 февраля (22 января) последние очаги сопротивления в Киеве были подавлены, но этот успех не смог спасти ситуацию — к городу уже подходили большевистские войска. В их составе также были броневики. В частности, 6 февраля (24 января) около 13 часов большевики ввели в бой на Никольском спуске бронеавтомобиль «Пирлесс», но бойцы полка имени Гордиенко смогли вывести его из строя, применив бронебойные пули.
Утром 7 февраля (25 января) единственный остававшийся исправным бронеавтомобиль украинского гарнизона Киева поддерживал отряды из состава различных полков, атаковавших Никольские казармы и Никольскую улицу. Именно активные действия броневика позволили приостановить продвижения противника, но на следующий день украинские войска под натиском превосходящих сил большевиков были вынуждены оставить Киев.
Отдельные стычки в Киеве продолжались и 9 февраля (27 января), уже после отхода основных украинских отрядов. Бывший боец полка имени Сагайдачного Борис Монкевич отмечает в своих воспоминаниях, что один из украинских броневиков, повреждённый во время штурма «Арсенала», был отремонтирован, но вывезти его не удалось. Утром 10 февраля (28 января) несколько казаков решили прорваться на броневике к своим. Выехав на Александровскую улицу, машина вступила в бой с красногвардейцами, но прорваться ей не удалось. Вероятно, весь экипаж машины погиб в бою.
Новые бои
После отступления из Киева на Волынь остатки украинских войск были сведены в Запорожскую бригаду. В её составе имелся автоброневой отряд поручика Болдырева, располагавший четырьмя бронеавтомобилями — остатками 34-го и 44-го отделений российской армии, украинизированных в декабре 1917 года. Поначалу бронеавтомобили применялись только для поддержания порядка в Житомире и его окрестностях. В марте 1918 года бригаду развернули в Запорожскую дивизию, а автоброневой отряд — в 1-й Запорожский автоброневой дивизион. Командовал им тот же Болдырев, повышенный в звании до сотника, а в составе части имелось, по некоторым данным, 12 бронеавтомобилей — 4 пушечных и 8 пулемётных.
Подвижные части — бронепоезда, бронеавтомобили, а также посаженная на грузовики пехота — сыграли важнейшую роль в наступлении войск Центральной Рады, начавшемся вскоре после подписания Брестского мира между УНР и государствами германского блока. Ввод на территорию Украины германских и австро-венгерских войск создавал предпосылки для изгнания большевиков, и этим не преминули воспользоваться власти УНР. Ранним утром 1 марта 1918 года авангард Запорожской бригады (бронеавтомобиль и отряд разведчиков) первым вступил в Киев. В дальнейшем украинские броневики отличились в боях у станции Яготин, под Лубнами и Ромоданом. 4 апреля бронеавтомобили и пехота, переброшенная на грузовиках, атаковали станцию Люботин, где удалось захватить значительное количество военного имущества (в том числе 7 бронеавтомобилей).
Наиболее ярким эпизодом применения броневых частей стал рейд Крымской группы полковника Болбочана. В её состав вошли 2-й Запорожский пеший полк, 1-й конный полк, инженерный батальон, три лёгкие и одна тяжёлая батареи, конно-горный дивизион, а также автоброневой дивизион и два бронепоезда. Общая численность личного состава группы, сформированной 10 апреля, достигала 5000 человек.
11 апреля группа двинулась на Крым. Передвигались украинские войска преимущественно по железной дороге, погрузив артиллерию и бронеавтомобили на платформы. При встрече с противником техника выгружалась и вступала в бой. 18 апреля войска Крымской группы при поддержке бронепоездов и бронеавтомобилей овладели Мелитополем. При этом помощь им оказали части отряда Дроздовского, прорывавшиеся с Румынского фронта. Дроздовцы, также располагавшие несколькими бронеавтомобилями, как нельзя кстати ударили в тыл большевикам.
20 апреля запорожцы захватили неповреждённый Чонгарский мост, а через два дня овладели Джанкоем. Отсюда Крымская группа двинулась на Симферополь, причём автоброневой дивизион и часть пехоты на грузовиках шли по шоссе, пролегавшему параллельно железной дороге. Навстречу им двинулись три бронепоезда с десантом в 500 штыков, но когда запорожцы попытались их окружить, те отошли к Симферополю, подорвав за собой пути. Это задержало украинские эшелоны, и первыми в Симферополь 24 апреля вошли бронеавтомобили. Здесь началась подготовка автомобильного рейда на Севастополь и Бахчисарай. Благодаря захваченным в Симферополе грузовикам автомобильные колонны Крымской группы теперь могли одновременно перевозить до 1000 пехотинцев. Рейд на Севастополь был сорван по политическим причинам. Дело в том, что руководство УНР, официально отказавшись от претензий на Крым, одновременно направило туда свои войска. Это делало положение Крымской группы весьма шатким: германское командование, ссылаясь на официальную позицию Центральной Рады, требовало вывода украинских войск.
Кризис наступил 25 апреля, когда немцы не разрешили моторизованному отряду двинуться на Бахчисарай (туда успела отправиться лишь конница Крымской группы). На следующий день на железнодорожном вокзале Симферополя едва не дошло до стычки между запорожцами и немцами. Здесь тоже свою роль сыграли украинские бронеавтомобили, оказав фактом своего присутствия определённое давление на «союзников» (в то время Крымская группа располагала в Симферополе десятью броневиками — четырьмя пушечными и шестью пулемётными). В итоге украинским войскам пришлось отступить. 27 апреля началась эвакуация Крымской группы, после выхода с полуострова она сосредоточилась в Мелитополе.
Опыт применения бронеавтомобилей армией УНР показал, что они могут успешно применяться в самых разнообразных видах боевых действий — от уличных боёв до дальних рейдов. В последующие годы бронемашины продолжали активно использоваться другими украинскими формированиями.
Литература:
- Барятинский М., Коломиец М. Бронеавтомобили русской армии 1906-1917 гг. — М.: Техника — молодежи, 2000
- Голубко В. Армія Української Народної Республіки 1917-1918. Утворення та боротьба за державу. — Львів: Кальварія, 1997
- Іллічов С. Автопанцирні частини армій Центральної Ради та гетьмана Павла Скоропадського (1918-1919 рр.) // Мандрівець. — 2007. — №2
- Коломиец М. Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне. — М.: Яуза, Стратегия КМ, Эксмо, 2008
- Монкевич Б. Дещо про співпрацю панцирних авт під час оборони Києва в січні 1918 р. // Літопис Червоної Калини. — Львів, 1931. — Ч.6
- Монкевич Б. Спомини з 1918 р. — Львів: Добра книжка, 1928
- Патлах М. Київ у січні 1918 року. // У дні Жовтня. — К.: Політвидав, 1987
- Тинченко Я. Панцирні потяги, панцирники та залізничні війська у Визвольній війні 1917-1920 рр. — К.: Темпора, 2012
- Тинченко Я. Перша українсько-більшовицька війна (грудень 1917-березень 1918). — Київ-Львів: Інститут українознавства ім. Крип’якевича НАН України, 1996
- Харук А. Бойовий дебют української броні. Як на заводі «Арсенал» повстання вгамовували // http://www.dsnews.ua/nasha_revolyutsiya_1917/boyoviy-debyut-ukrayinskoyi-broni-yak-na-zavodi-arsenal--26012018200000
- Шандрук П. Сили доблесті. — К.: Вища школа, 1999
Комментарии к данной статье отключены.