Подводные лодки типа «II» зарекомендовали себя как весьма удачные корабли, добившиеся значительных боевых успехов. В материале рассказано о малых подводных лодках самой крупной по числу построенных кораблей серии «В» данного типа.
К устранению недостатков, выявленных в процессе постройки и испытаний подводных лодок серии «IIA», германская судостроительная промышленность приступила, начав с задержки постройки заложенных 20 июля 1935 года на верфи F. Krupp Germaniawerft AG в Киле подводных лодок U 7–U 12 на два-три месяца для внесения максимума изменений в проект.
Несмотря на то, что водоизмещение подводных лодок серии сравнительно с предыдущей выросло всего лишь на 15 тонн, рост ТТХ более чем оправдал вышеуказанную задержку строительства – ТТХ выросли практически по всем показателям. При сохранении невероятной для тех лет глубины погружения в 150 метров дальность хода в надводном положении выросла практически вдвое, достигнув 3100 морских миль, в подводном – увеличилась до 43. Благодаря улучшениям гидродинамики рост водоизмещения лодок при сохранении мощности двигателей не только не сказался на скорости хода, но и вырос в подводном положении на 0,1 узла.
Из двадцати подводных лодок серии четырнадцать были построены в Киле фирмой F. Krupp Germaniawerft AG ( U 7–U 12 и U 17–U 24), четыре (U 13–U 16) – там же верфью Deutsche Werke AG и две – Flender Werke AG в Любеке (U 120–U 121).
В нормальных условиях постройка одной лодки всех серий данного типа от закладки до ее приемки флотом занимала около полугода, рекордсменами долгостроя оказались разве что строившиеся в Любеке U 120 и U 121, ассигнования на достройку которых после спуска на воду в марте–апреле 1937-го оказались замороженными. Достроили их только в 1940 году одновременно с постройкой гораздо более совершенных подлодок типа «IID» для срочного восполнения понесенных в первом периоде войны потерь.
Водоизмещение, тн (надводное/ подводное) | 279/328 |
---|---|
Размерения, м (длина/ширина/высота) | 42,70/4,08/8,60 |
Осадка, м | 3,90 |
Глубина погружения, м | 150 |
Мощность двигателей, л.с (дизелей/электромоторов) | 2Х350/2Х180 |
Максимальная скорость, уз (в надводном положении/в подводном) | 13,0/7,0 |
Дальность плавания: | |
В надводном положении, миль/уз | 3100/8 |
В подводном положении, миль/уз | 43/4 |
Вооружение: | |
Торпедных аппаратов | 3 |
Торпед | 5 |
Мин | до 12 (вместо торпед) |
Артиллерия | 1х20 мм зенитный автомат (установлен в ходе модернизации) |
Экипаж | 22–24 человека |
Дешевые, надежные и маневренные корабли данной серии оказались хорошо приспособлены для действий на Балтике, в Северном и Черном морях , где добились весьма серьезных боевых успехов, особенно отличившись в ходе минных постановок. Итогом боевой деятельности стали 84 потопленных и потерянных в результате действий подводных лодок транспортных и вспомогательных судов, а также 14 боевых кораблей, в большинстве своем советских.В ходе боевых действий противнику удалось уничтожить лишь пять лодок серии, одна из которых – знаменитая U 9, на которой начинал Вольфганг Лют, – стала единственной подводной лодкой ВОВ, потопленной советской морской авиацией. Две лодки потопили британские корабли, и еще две подорвалась на минах.
На потерянных в ходе войны от всех причин семи лодках серии погибло около 162 немецких подводников. На торпедированном 21 января 1940 года U 22 британском лидере «Exmouth» отдали жизни 189 моряков – из экипажа не выжил никто. На французской подводной лодке «Doris», потопленной U 9 в мае 1940-го, погибло 45 человек. На последней жертве подводных лодок данной серии во Второй мировой войне – торпедированном U 19 2 сентября 1944 г. БТЩ-410 «Взрыв» погибло 53 члена экипажа (в том числе все офицеры) и 22 морских пехотинца из 393 ОБМП. Раненый в ноги командир батальона Герой Советского Союза майор Н. В. Старшинов остался в живых чудом.
Комментарии к данной статье отключены.