Всем хорошо известно, что после начала Холодной войны американские спецслужбы развернули целую программу, по которой границы СССР и стран Варшавского договора мониторились как с земли, так и с воздуха. Целью был сбор информации, идентификация и классифкация РЛС, позиций ЗРК и в целом всей системы ПВО. Менее известно, что аналогичная программа действовала и на южной границе Советского Союза.
Наиболее протяженную границу Советский Союз в 70-е годы имел с Ираном, поэтому именно на эту страну были направлены усилия американцев. Даже после падения шахского режима страны сохраняли дружественные отношения. Причем обмен разведывательной информацией был одним из основных направлений военного сотрудничества. Сначала вскрытие советской системы ПВО осуществлялось достаточно простыми способами, например вторжение на малой высоте в советское воздушное пространство самолетами-разведчиками (проект «Dark Gene»). Однако после того, как советской авиации ПВО удалось сбить или принудить к посадке несколько таких машин, американцы и иранцы перешли к другой тактике. В ЦРУ была разработана программа «Ибекс», которая заключалась в создании в приграничной зоне целой системы постов радиотехнической разведки, а также в формировании парка высотных самолетов-разведчиков.
Формально проект «Ибекс» стартовал примерно в 1974 году, когда Тегеран заплатил около 500 миллионов долларов по контракту с американской фирмой Rockwell Inc.
Всего по плану должны были построить пять наземных станций слежения – три должны были эксплуатироваться совместно ВВС США и ВВС Ирана, а две находились под полным контролем ЦРУ (это были «Бушер» (кодовое название Tracksman 1) и «Капкан» (Tracksman 2). Задачей персонала этих станций были мониторинг радио и трафика в южной части СССР, мониторинг испытаний советских баллистических ракет, а также получение фотоматериалов с орбитальной спутниковой системы.
Иранская сторона обеспечивала режим секретности и оборону станций (причем, учитывая сверхсекретность станции, были подготовлены к немедленному подрыву в случае попытки захвата).
В случае определения времени проведения испытаний советских ракет в Иран перелетали американские самолеты-разведчики с баз в Окинаве и на Аляске.
Непосредственно для обслуживания станций «Ибекса» использовались два транспортных самолета DHC-4 «Карибу». По всей видимости, эти машины никогда не входили в состав ВВС Ирана, хотя ныне в музее ВВС в Тегеране одна такая машина находится в полной ливрее местных ВВС. Судьба второй машины неизвестна. По оригинальному плану ВВС Ирана передавались два «Боинга» 707 и шесть патрульных машин P-3F «Орион». Из состава иранских ВВС в рамках программы были переоборудованы четыре C-130E/H. Установка разведывательного оборудования была проведена фирмой E-Systems, Greenville Division. Тут же велись работы и на одном «Боинг» 707–3J9C.
Переоборудованные «Геркулесы» получили в иранских ВВС собственное обозначение «Khofaash» («Летучая мышь») и были включены в состав специально организованного Крыла Электронной разведки под командованием генерал-лейтенанта Абдуллы Ассрейадида. Впоследствии сюда включили также две эскадрильи RF-4E и RF-5A. Обычно все «Khofaash» и одиночный «Боинг» 707 базировались на авиабазе Мехрабад. Кроме того, были организованы «аэродромы подскока» в Табризе и Хамедане. Первое упоминание о реализации проекта ибекс относится к октябрю 1978 года, когда «Боинг» 707 под прикрытием двух F-14 был перехвачен советскими перехватчиками МиГ-25 над Каспием. Причем интересно, что иранцы использовали самолеты, полученные по программе «Ибекс», для радиоэлектронной разведки не только СССР, но и соседних стран – прежде всего Ирака.
После революции 1978–1979 гг. Иран стал одним из самых главных врагов США в мире, что, естественно, сказалось и на военном сотрудничестве. Персонал станций был эвакуирован в Турцию, а все оборудование было вывезено или уничтожено на месте.
На сегодняшний день единственным напоминанием о достаточно успешной программе является единственный самолет радиоэлектронной разведки «Боинг» 707–3J9C (ex 5–8316, c/n 20834). Самолет ныне находится на вооружении 1-й тактической авиабазы и базируется в международном аэропорту Тегерана. Неизвестно, в каком состоянии находится оборудование на его борту и используется ли он по своему прямому назначению.
Комментарии к данной статье отключены.