Одной из главных задач Войска Польского в возможной войне между советским блоком и НАТО являлся захват Дании. Реализовать её предполагалось путём комбинированной воздушно-морской десантной операции. Основу воздушного эшелона должна была составлять 6-я воздушно-десантная дивизия, а авангард морского десанта — 7-я десантная дивизия, о которой и пойдёт речь в этой статье.
История польских морских десантных частей началась 17 августа 1951 года, когда приказом командующего ВМС был сформирован батальон морской пехоты. Часть, дислоцированная в Дзивнове, согласно штату насчитывала около 600 человек личного состава. Она включала три стрелковые роты (две линейные и учебную), пулемётную роту, роту 82-мм миномётов, батарею 76-мм пушек ЗИС-3, взвод ПВО, сапёрный взвод, взвод связи и ряд подразделений обеспечения. В январе 1959 года на базе батальона сформировали 3-й полк морской пехоты (штатная численность — 832 человек), основными элементами которого являлись батальон морской пехоты, морской сапёрный батальон и рота танков Т-34-85М1.
Параллельно в структуре сухопутных войск в мае 1951 года были сформированы три противодесантные бригады: 2-я в Камене-Поморском, 3-я в Колобжеге и 5-я в Гданьске. В 1956 году 2-ю бригаду расформировали, передислоцировав на её место 3-ю, а два года спустя на базе 3-й и 5-й противодесантных бригад создали 23-ю пехотную дивизию со штабом в Гданьске. Организация её была типовой для аналогичных соединений Войска Польского: три пехотных и один артиллерийский полки, батальон средних танков, противотанковый и зенитный дивизионы, сапёрный батальон, батальон связи, разведывательная рота, а также подразделения обеспечения.
Для новых задач
Планы военно-политического руководства Польской Народной Республики предусматривали полную ликвидацию классической пехоты к 1963 году. 23-я дивизия должна была стать механизированной, но 1961 год внёс коррективы в эти планы. Во время совещаний в Москве был принят ряд решений, нацеленных на ускорение организационной и технической модернизации армий государств Организации Варшавского договора. В соответствии с ними на Войско Польское возлагалась задача подготовки соединений для возможного десанта в Данию. Польское руководство решило разделить функции: на ВМС возлагалось формирование соединения десантных кораблей, а сухопутные войска (конкретно — Поморский военный округ) должны были создать десантное соединение для действий на побережье. Основой для последнего и стала 23-я пехотная дивизия. В его состав передали и бывший 3-й полк морской пехоты (за исключением морского сапёрного батальона, оставшегося в составе ВМС).
Директива начальника Главного штаба Войска Польского о формировании 23-й десантной дивизии вышла 11 января 1963 года. Части дивизии были разбросаны по шести гарнизонам вдоль всего морского побережья Польши. Такая дислокация существенно затрудняла боевую подготовку соединения и его потенциальное применение. Поэтому уже 13 мая 1963 года приказом министра национальной обороны ПНР были введены новые штаты дивизии, и утверждена дислокация, предусматривавшая сосредоточение всех частей и подразделений в трёх гарнизонах.
Часть |
Место дислокации |
Штатная численность, военнослужащих/ гражданских |
---|---|---|
Командование дивизии с 52-й ротой разведки общей и заражений |
Гданьск |
109/10 |
3-й десантный полк |
Гданьск |
646/10 |
34-й Будзишинский десантный полк |
Слупск |
646/10 |
79-й Поморский десантный полк |
Лемборк |
646/10 |
11-й батальон средних танков |
Слупск |
294/3 |
41-й дивизион реактивной артиллерии |
Гданьск |
159/3 |
29-я батарея зенитной артиллерии |
Гданьск |
97/0 |
23-я рота связи |
Гданьск |
116/0 |
58-я сапёрная рота |
Лемборк |
119/0 |
63-я транспортная рота |
Гданьск |
96/4 |
23-я дивизионная мастерская ремонта вооружения |
Гданьск |
18/0 |
163-я дивизионная мастерская ремонта автобронетанковой техники |
Слупск |
73/2 |
22-й дивизионный пункт снабжения |
Гданьск |
17/2 |
22-я медицинская рота |
Гданьск |
12/4 |
189-я военная почтовая станция |
Гданьск |
1/0 |
29-я полевая касса Нацбанка Польши |
Гданьск |
3/0 |
Общая численность личного состава |
|
3123/58 |
В ходе реорганизации был расформирован один из «старых» полков 23-й дивизии, а его место занял бывший 3-й полк морской пехоты. Расформировали и артполк, оставив лишь дивизион РСЗО — польское военное руководство сочло, что буксируемые артсистемы будут малопригодны в десантных операциях. До рот сократили сапёрный батальоны и батальоны связи. Каждый десантный полк был, по сути, усиленным батальоном. Он включал три десантные роты, роту специальных танков (два взвода ПТ-76), противотанковую батарею (4 57-мм пушки ЗИС-2), миномётную батарею (120-мм миномёты), роту обеспечения и взводы: разведывательный, зенитный, сапёрный, связи. Таким образом, десантная дивизия фактически являлась бригадой. По состоянию на июль 1963 года дивизия располагала 69 танками Т-34-85М1, 7 бронетранспортёрами, 12 плавающими транспортёрами К-61, 6 танковыми тягачами СТ-34, 8 ПУ РСЗО БМ-14, 18 57-мм пушками ЗИС-2, 56 82-мм и 38 120-мм миномётами, 12 57-мм зенитками С-60 и 18 зенитными пулемётными установками ЗПУ-2.
8 октября 1963 года соединение переименовали в 7-ю Лужицкую десантную дивизию, ставшую преемницей боевых традиций пехотной дивизии с аналогичным номером, воевавшей в 1944-1945 годах. Тогда же 3-й десантный полк стал 35-м. Новые штаты, введённые в 1969 году, несколько увеличили численность личного состава — до 4061 человек для мирного времени и 4451 для военного. В марте 1965 года в мобилизационном плане Войска Польского появилась вторая десантная дивизия — 31-я. Её предполагалось разворачивать в угрожаемый период на базе 7-й дивизии. Однако уже в мае следующего года 31-ю дивизию исключили из мобилизационных планов — для неё элементарно не хватало вооружения.
Особый статус 7-й десантной дивизии в Войске Польском подчёркивался наличием собственного головного убора — голубого берета. Неофициально соединение считалось морской пехотой, хотя в официальных документах такое название никогда не применялось.
Новая техника и новые возможности
Поначалу 7-я десантная дивизия являлась пехотным соединением, но согласно планам командования её предстояло механизировать. Наиболее подходящим средством для этого признали чехословацкий плавающий бронетранспортёр ОТ-62 — усовершенствованную версию советского БТР-50, отличавшуюся более мощным двигателем, увеличенной с 45 до 60 км/ч скоростью, переделанным корпусом с боковыми дверьми для десанта и новой фильтровентиляционной установкой. В общей сложности Польша приобрела 140 таких БТР. Обозначали их чехословацким фирменным названием TOPAS — Transportér Obrnený PASovy (транспортёр бронированный гусеничный; ОТ-62 являлось чехословацким армейским обозначением). Полякам поставлялись БТР ОТ-62С в двух вариантах компоновки десантного отделения — «пехотном» (12 человек) и «миномётном» (два 82-мм миномёта и 8 человек).
Первая партия БТР TOPAS (64 единицы) поступила в 7-ю дивизию в 1965 году. Их распределили по 21 машине в три десантных полка (каждая из трёх десантных рот получила семь БТР); кроме того, 35-й полк получил дополнительный БТР для командира дивизии. Остальные машины прибыли в 1967-1968 годах. Теперь каждая десантная рота располагала девятью БТР: шесть — для транспортировки десантных взводов, два — для миномётного взвода и один (в варианте командирской машины) — для управления роты. В полках к 1967 году количество десантных рот возросло до пяти, и БТРов не хватало, поэтому в 35-м полку одна из рот использовала автомобили. Дополнительно каждый полк располагал одним БТР для командира. Три TOPAS числились в роте связи, такие бронетранспортёры имелись также в танковом и сапёрном батальонах. В середине 70-х годов в 7-й дивизии имелось 135 БТР TOPAS. Ещё две машины были сожжены в декабре 1970 года во время подавления волнений в Гданьске, а три — использовались в качестве опытных для отработки польских версий TOPAS.
Польша получила БТР TOPAS в невооружённом варианте, поэтому первоочередной задачей являлось повышение их огневой мощи. Итогом модернизации линейных машин стал БТР TOPAS-2АР с башней от колёсного БТР SKOT-2AP (со спаркой 14,5-мм и 7,62-мм пулемётов). Переделка исходных БТР в этот вариант велась с 1971 года. Кроме того, два десятка БТР переделали в командирские машины TOPAS R-2 (для командиров рот) и TOPAS R-3 (для звена полк-дивизия). Первый вариант помимо стандартной радиостанции Р-113 имел две станции Р-105 и одну Р-112, а второй — ещё и Р-311. Наконец, два БТР переоборудовали в БРЭМ WPT-TOPAS.
Девяти БТР явно не хватало для транспортировки всей роты (три десантных взвода по четыре отделения и миномётный взвод с тремя 82-мм миномётами). Поэтому по замыслу планировщиков первый бросок десанта должен был высаживаться с десантных катеров только с пехотным вооружением и без транспортных средств.
Штат десантного полка, утверждённый в 1967 году, оставался без существенных изменений в течение 21 года. Помимо пяти десантных рот, он включал роту плавающих танков (8 ПТ-76), взводы разведывательный, сапёрный, связи, зенитный (4 ЗПУ-2), батареи миномётную (6 120-мм миномётов) и противотанковую (6 самоходных ПТРК 2П27 с ракетами «Шмель»). В конце 70-х годов устаревшие ПТРК 2П27 заменили боевыми машинами 9П133 (ПТРК «Малютка-П» на шасси БРДМ-2).
11-й батальон средних танков в 1967 году перевооружили на Т-54 (штат — 40 единиц). В 29-й зенитной батарее вместо орудий С-60 появились шесть ЗСУ-57-2, а в середине 70-х годов их заменили таким же количество ЗУ-23-2. Разведывательные взводы десантных полков и разведрота управления дивизии получили бронемашины: первоначально венгерские FUG, а затем — советские БРДМ-2. В 1974 году в 7-й дивизии сосредоточили почти все ещё остававшиеся в Войске Польском плавающие танки ПТ-76. 40 таких машин заменили средние танки в 11-м батальоне. Штат танковых рот десантных полков увеличили вдвое (до 16 машин). Взвод из четырёх ПТ-76 ввели в разведроту.
Существенным изменениям подвергся артиллерийский компонент дивизии. 41-й дивизион реактивной артиллерии в 1964 году реорганизовали в 41-й артдивизион, однако он получил не ствольные артсистемы, а тактические ракетные комплексы 2К6 «Луна» (две пусковые установки 2П16 на шасси танка ПТ-76). В 1966 году БМ-14 вновь вернулись в штат дивизии — ими вооружили вновь сформированный 20-й дивизион реактивной артиллерии. В 80-х годах устаревший комплекс «Луна» в 41-м дивизионе был заменён более современным 9К52 «Луна-М» (две пусковые установки 9П113). Однако ПУ 9П113, базировавшиеся на автомобильном шасси БАЗ-135, оказались непригодными для десантных операций — они не помещались в трюмы польских средних десантных кораблей (СДК) по высоте. А пусковые установки БМ-14 в 20-м дивизионе к концу 70-х годов были заменены таким же количеством БМ-21.
После всех изменений штат 7-й Лужицкой десантной дивизии стал следующим:
Часть |
Штатная численность, военнослужащих/ гражданских |
Основное штатное вооружение |
---|---|---|
Командование дивизии с разведротой |
319/11 |
4 ПТ-76, 10 БРДМ-2 |
4-й десантный полк |
884/11 |
46 TOPAS, 16 ПТ-76, 6 БРДМ-2, 6 ПУ 9П133, 15 82-мм и 6 120-мм миномётов, 6 ЗПУ-2 |
34-й десантный полк |
879/11 |
46 TOPAS, 16 ПТ-76, 6 БРДМ-2, 6 ПУ 9П133, 15 82-мм и 6 120-мм миномётов, 6 ЗПУ-2 |
35-й десантный полк |
892/11 |
38 TOPAS, 16 ПТ-76, 6 БРДМ-2, 6 ПУ 9П133, 15 82-мм и 6 120-мм миномётов, 6 ЗПУ-2 |
11-й батальон плавающих танков |
260/4 |
1 TOPAS, 40 ПТ-76 |
20-й дивизион реактивной артиллерии |
181/3 |
1 TOPAS, 8 БМ-14 |
41-й артдивизион |
155/1 |
2 ПУ 2П16 |
29-я батарея зенитной артиллерии |
59/0 |
6 ЗУ-23-2 |
23-я рота связи |
168/1 |
3 TOPAS |
58-й сапёрный батальон |
264/1 |
4 TOPAS |
7-й ремонтный батальон |
160/2 |
|
7-я химическая рота |
51/0 |
2 БРДМ-2рх |
7-я рота снабжения |
113/2 |
|
23-я медицинская рота |
14/4 |
|
33-я рота управления начальника ПВО |
35/0 |
|
Общая численность личного состава |
4434/62 |
|
При мобилизации в состав 7-й дивизии должны были войти ещё две части: 12-й батальон средних танков (31 Т-54), формируемый на базе Высшей офицерской школы танковых войск в Познани, и 72-й медицинский батальон усиления, разворачиваемый в Гданьске.
Боевая подготовка
Полноценная подготовка частей и подразделений дивизии к десантным операциям началась после получения БТР TOPAS. Это событие совпало по времени с поступлением в польские ВМС первых СДК проекта 770, строившихся Северной верфью в Гданьске. Они поступили на вооружение 2-й бригады десантных кораблей в Свиноуйсьце, ставшей постоянным партнёром 7-й десантной дивизии в боевой подготовке. Первым полномасштабным экзаменом для 7-й дивизии стали учения армий государств ОВД «Сентябрь-67». Два года спустя дивизия участвовала в манёврах «Одра-Ниса-69».
В соответствии со своим предназначением как ударного соединения первого эшелона 7-я дивизия содержалась в высокой степени готовности к выходу из гарнизонов в зоны погрузки на десантные корабли. Укомплектованность её личным составом никогда не была ниже 90% штата. Однако в планах десанта на Ютландский полуостров имелось одно узкое место: транспортные возможности ВМС Польши. Созданный к началу 80-х годов флот десантных средств (22 СДК проектов 770D/770МА/771/771МА, один корабль управления амфибийными силами проекта 776 и три десантных катера проекта 719) могли за один рейс принять на борт 125 БТР или танков. А их в составе дивизии было около 230 (с приданным танковым батальоном — даже 260). И это не считая БРДМ, плавающих транспортёров ПТС и прочей техники — одних автомобилей имелось около 700.
На помощь со стороны советского Балтийского флота или ВМС ГДР рассчитывать не стоило — их амфибийные силы имели свои задачи. Поэтому польские планировщики большое внимание уделяли оптимальному подбору состава первого эшелона десанта. На СДК следовало разместить не только бронетранспортёры и танки рот первого броска, но и средства огневой поддержки, ПВО, инженерного обеспечения. Первый эшелон должен был обладать способностью захватить и удерживать плацдарм на берегу. Далее возводились плавучие причалы (с использованием имущества понтонных парков ППМ-71), обеспечивающие высадку техники второго эшелона с мобилизованных гражданских судов. Усилить 7-ю десантную дивизию должна была 15-я механизированная дивизия.
Проверить на практике планы ОВД по десантной операции в Дании, к счастью, не пришлось. Единственной «боевой» операцией с участием 7-й десантной дивизии стало подавление рабочих волнений в городах польского побережья, вспыхнувших 14 декабря 1970 года. Утром 15 декабря части 7-й дивизии были приведены в состояние повышенной боевой готовности, а 34-й десантный полк из Слупска перебросили в Гданьск. 16 декабря в 00:25 дивизия получила приказ совместно с 16-м танковым полком и 13-м полком внутренних войск заблокировать выходы с Северной и Ремонтной верфей, а также подходы к Гданьску с севера и северо-запада, взять под охрану здания Гданьской политехники и Медицинской академии. Эти задачи десантники выполняли вплоть до подавления волнений 22 декабря. События на побережье не обошлись без кровопролития с обеих сторон. Сведений о жертвах среди личного состава 7-й десантной дивизии нет, но в числе нескольких десятков военных машин, БТР и танков, сожжённых восставшими, были и два TOPAS.
Из десантной дивизии — в бригаду береговой обороны
Ещё в начале 70-х годов был разработан план значительного усиления боевых возможностей 7-й десантной дивизии. Два её десантных полка предполагалось перевести на батальонную структуру (третий, предназначавшийся для захвата плацдарма, сохранял прежнюю структуру). Следовало сформировать танковый полк, смешанный артполк, развернуть зенитную батарею в дивизион. Численность личного состава дивизии должна была превысить 10 000 человек. Она располагала бы 287 БТР, 148 средними и 61 плавающим танками, 30 гаубицами Д-30, 12 САУ АСУ-85, 36 РСЗО, 78 ПТРК, 32 ЗСУ-23-4 и прочим вооружением. По причине банальной нехватки средств эти планы так и остались на бумаге.
Снижение остроты противостояния между военно-политическими блоками в середине 80-х годов отразилось и на структуре и задачах 7-й десантной дивизии. 19 июля 1986 года приказом министра национальной обороны №041 её реорганизовали в 7-ю Лужицкую бригаду береговой обороны. Тем же приказом 6-я Поморская воздушно-десантная дивизия тоже стала бригадой. Как и в случае с парашютистами, переименование означало приведение статуса соединения в соответствие с его численностью и боевыми возможностями.
Три года спустя, в июле 1989 года, 7-я бригада береговой обороны перешла на батальонную структуру. Теперь в её составе имелись такие части и подразделения:
- командование бригады;
- 4-й, 34-й и 35-й батальоны береговой обороны;
- 20-й смешанный артдивизион;
- 29-й зенитный артдивизион;
- 7-й батальон управления;
- 18-й сапёрный батальон;
- 7-й ремонтный батальон;
- 33-я рота управления начальника ПВО;
- 7-я противохимическая рота;
- 23-я медицинская рота;
- 7-я рота снабжения.
Батальон береговой обороны теперь состоял из трёх рот на БТР TOPAS, разведроты (танки ПТ-76 и БРДМ-2), противотанковой, миномётной и зенитной батарей. 20-й смешанный артдивизион располагал дюжиной САУ 2С1 и шестью РСЗО БМ-21. 29-й зенитный дивизион имел очень слабый состав — одна батарея ЗУ-23-2 (шесть штук) и взвод ПЗРК.
Серьёзной проблемой являлось старение техники и списание её без замены. В конце 1990 года бригада располагала 58 танками ПТ-76 и 95 БТР TOPAS (72 линейных, 21 командирский и 2 БРЭМ). Два года спустя осталось лишь 30 танков и 80 БТР (60 линейных и 20 командирских). 30 сентября 1994 года 7-ю бригаду береговой обороны реорганизовали в 7-ю механизированную бригаду, чтобы в 2001 году снова сделать её бригадой береговой обороны. Её организация соответствует обычным механизированным бригадам Войска Польского, за одним существенным исключением — в 7-й бригаде нет танкового батальона. Основу соединения составляют три механизированных батальона на видавших виды БМП-1, артдивизион на «Гвоздиках», зенитный дивизион (ЗУ-23-2 и ПЗРК). Имеются и части обеспечения: батальоны управления и логистики, роты разведывательная, сапёрная, медицинская. С 2005 года личный состав 7-й бригады возобновил отработку высадки с десантных кораблей — теперь целью этой подготовки является не десант в Данию, а возможные коалиционные действия в рамках НАТО.
Литература:
- Kajetanowicz J. Polskie wojska lądowe w latach 1945–1960. — Toruń, 2004
- Kajetanowicz J. Polskie wojska pancerne i zmechanizowane w latach 1955-1990 // Poligon, 2010, №3
- Mazurek W. Polscy marines // Morze, 2018, №10
- Mazurek W. TOPAS — podstawowy wóz bojowy polskiej piechoty morskiej 1964-1994 // Poligon, 2013, №2
- Rochowicz R. 7. Dywizja Desantowa // Poligon, 2017, №4
Комментарии к данной статье отключены.