Австралию нельзя отнести к числу великих морских держав. Однако австралийский военный флот при всей своей молодости и ограниченных возможностях имеет любопытную историю использования авианесущих кораблей: от экспериментов Первой мировой войны до современных проектов. О сложной и противоречивой судьбе корабельной авиации Австралии пойдёт речь в этой статье.
Затянувшееся начало
Королевские австралийские ВМС (Royal Australian Navy, RAN) появились на свет в 1911 году и приобрели опыт взаимодействия с авиацией в ходе Первой мировой войны. В 1917 году лёгкий крейсер Brisbane типа Town использовал гидросамолёт Sopwith Baby для поиска немецких рейдеров в Индийском океане. Тогда же базировавшиеся в Великобритании лёгкий крейсер Sydney типа Town и линейный крейсер Australia типа Indefatigable оснастили платформами для запуска колёсных самолётов. На кораблях использовались истребители Sopwith Pup или Sopwith Camel и разведывательный самолёт Sopwith 1½ Strutter. Таким образом, австралийский флот оказался косвенно причастен к развитию авианосцев.
В 1921 году возникли независимые от армии и флота Королевские австралийские ВВС, но развитие морской компоненты авиации шло медленно. Только в 1925 году для взаимодействия с ВМС сформировали 101-е звено, вооружённое шестью летающими лодками Supermarine Seagull III. Тогда же было решено построить по оригинальному проекту корабль для обеспечения действий гидропланов. Гидроавианосец, получивший название Albatross, заложили на крупнейшей австралийской судоверфи Cockatoo Island в Сиднее в апреле 1926 года, спустили на воду в феврале 1928 года и ввели в строй 23 января 1929 года.
Первый авианесущий корабль Австралии имел стандартное водоизмещение 4800 т, развивал скорость до 20 узлов, обладал дальностью хода 7900 морских миль на скорости 10 узлов. Albatross мог разместить в ангарах до 9 гидросамолётов (6 активных и 3 в резерве), для обслуживания которых имелись три подъёмных крана. Артиллерийское вооружение состояло из четырёх 120-мм орудий и двух 40-мм «пом-помов». Команда насчитывала около 400 моряков и 40-50 лётчиков.
Albatross оказался неудачливым кораблём, и его служба в рядах австралийского флота продлилась недолго. Изначально он проектировался для использования с устаревшими поплавковыми гидросамолётами Fairey III, размеры летающих лодок создавали постоянные проблемы при обслуживании и применении. Что ещё хуже, гидроавианосец вступил в строй накануне Великой депрессии и очень скоро стал жертвой экономического кризиса. Уже к началу 1931 года его авиагруппа считалась небоеспособной. В 1931 и 1932 годах на корабле случались поломки энергетической установки — либо из-за «саботажа коммунистов», как заявлялось официально, либо из-за недофинансирования (что более вероятно). В апреле 1933 года Albatross вывели в резерв и поставили на стоянку в Сиднее, где эпизодически использовали в роли стационарной плавбазы.
Командование австралийских ВМС утратило всякий интерес к гидроавианосцу и в 1938 году передало его Великобритании как часть платежа за лёгкий крейсер Hobart типа Улучшенный Leander. В рядах Королевских ВМС Albatross (оригинальное название сохранилось) использовался по назначению в Атлантическом и Индийском океанах, в качестве плавмастерской принял участие в высадке морского десанта в Нормандии. В 1946 году корабль продали частному владельцу для использования в мирных целях, а в 1954 году сдали на слом в Гонконге.
Накануне и во время Второй мировой войны единственными корабельными самолётами Австралии являлись летающие лодки Supermarine Walrus. 24 таких машины входили в состав 9-й эскадрильи ВВС, предназначавшейся для взаимодействия с флотом. В военные годы катапультные гидропланы использовались на двух тяжёлых крейсерах типа County, трёх лёгких крейсерах типа Улучшенный Leander и двух вспомогательных крейсерах. Последний из имевших катапульту австралийских кораблей, тяжёлый крейсер Australia, лишился её летом 1944 года, после чего 9-ю эскадрилью расформировали.
В годы Второй мировой австралийское военно-политическое руководство получило более чем наглядные уроки ценности морской авиации. В феврале 1942 года самолёты с японских авианосцев разрушили город Дарвин, в мае того же года состоялось авианосное сражение в Коралловом море, сорвавшее японские планы по захвату Новой Гвинеи. Наконец, в 1944 году Сидней стал главной базой Британского Тихоокеанского флота, имевшего в составе авианосцы. Это позволило доминиону поближе познакомиться с палубной авиацией и получить инфраструктуру для её развития.
Уже в 1945 году изучалась возможность передачи Австралии одного из строившихся британских лёгких авианосцев, но вопрос удалось решить только после окончания боевых действий. В июне 1947 года Австралия объявила о покупке у Великобритании двух недостроенных лёгких авианосцев типа Majestic — Majestic и Terrible. В июле того же года была создана независимая от Королевских австралийских ВВС Авиация ВМС (Fleet Air Arm, FAA). Тем самым началось переформатирование военно-морского флота Австралии, определившее его образ на ближайшие десятилетия.
Доставшиеся Австралии корабли типа Majestic принадлежали к одному из подтипов серии лёгких авианосцев проекта 1942 года. Ни один из шести корпусов не успели достроить к моменту окончания Второй мировой войны, и Великобритании они оказались попросту не нужны. Корабли обладали стандартным водоизмещением 15 750 т, могли развивать скорость до 25 узлов, дальность хода достигала 12 000 морских миль на 14 узлах. По проекту авианосцы вооружались 30 зенитными «бофорсами», хотя стволы постоянно демонтировались, и к концу службы на кораблях оставались только четыре пушки. На австралийской службе авиагруппа никогда не превышала 40 машин. Команда насчитывала 1000-1300 человек, включая личный состав авиагруппы.
Sydney: из авианосца в транспорты
Авианосец, заложенный как Terrible, строился с 1943 года и был спущен на воду в сентябре 1944 года. Высокая степень готовности позволила относительно быстро достроить его и ввести в строй 16 декабря 1948 года под названием Sydney. Любопытно, что часть денег на приобретение корабля правительство получило из общественного фонда, созданного после гибели в 1941 году известного лёгкого крейсера Sydney. В мае 1949 года авианосец прибыл в Сидней, имея на борту авиагруппу: 24 истребителя-бомбардировщика Hawker Sea Fury и Fairy Firefly. Новый Sydney стал флагманом австралийского флота, сменив в этой роли прославленный тяжёлый крейсер Australia.
С июня по декабрь 1950 года Sydney совершил поход в Великобританию, доставив домой 24 самолёта сменной авиагруппы. Начало войны на Корейском полуострове привело к тому, что по предложению британской стороны с мая 1951 года корабль стали готовить к участию в боевых действиях. Для этого на авианосце разместили усиленную авиагруппу: 38 истребителей-бомбардировщиков Sea Fury (805-я и 808-я эскадрильи) и Firefly (817-я эскадрилья), дополненных одним американским спасательным вертолётом Sykorsky H-5.
Sydney под командованием кэптена Дэвида Харриса прибыл в зону боевых действий 4 октября 1951 года и находился там до 25 января 1952 года (с перерывами на заходы в Японию). Авиагруппа использовалась для ударов по береговым целям: всего за время тура самолёты совершили 2366 вылетов, израсходовали 269 249 снарядов для авиапушек, 6359 ракет и 902 авиабомбы. От огня с земли были потеряны 9 самолётов, в авариях — ещё 4. Один лётчик погиб, два пропали без вести, шесть получили ранения. Операции Sydney в водах Корейского полуострова до сих пор остаются единственным эпизодом непосредственного участия австралийского авианосца в боевых действиях.
Впоследствии кораблю довелось участвовать в двух примечательных исторических событиях. В октябре 1952 года авиагруппа Sydney обеспечивала безопасность испытаний первой британской атомной бомбы в Западной Австралии. В марте-августе 1953 года авианосец совершил кругосветный поход, в ходе которого представлял Австралию на церемонии коронации королевы Елизаветы II. Увы, после этого в национальном бюджете не нашлось денег на переоборудование Sydney в носитель реактивных палубных самолётов. С 1954 года корабль использовали в учебных целях, а в 1958 году его вывели в резерв.
С учётом того, что Австралия активно участвовала в локальных войнах в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в 1962 году Sydney переклассифицировали в «быстроходный военный транспорт». В мае-июне 1964 года корабль провёл свою первую операцию в новом качестве, перебросив в Малайзию 1200 военнослужащих с техникой и 4 вертолёта UH-1. С мая 1965 по март 1972 года Sydney играл ключевую роль в снабжении австралийского военного контингента в Южном Вьетнаме. Корабль перевёз 17 000 военнослужащих, 5750 т различных грузов, 2375 единиц техники и 14 самолётов, что подарило ему прозвище «Вунгтауский паром» (по имени главной австралийской морской базы во Вьетнаме — порта Вунгтау). В некоторых походах с палубы Sydney действовали звенья из четырёх противолодочных вертолётов Westland Wessex, обеспечивавшие безопасность корабля.
12 ноября 1973 года Sydney вывели из состава Королевских австралийских ВМС, а в конце 1975 года его корпус продали на металлолом в Южную Корею. За годы службы корабль получил от командования три «боевых отличия» (награды за участие в кампании): Корея 1950-1953, Малайзия 1964-1966 и Вьетнам 1965-1972.
Неудачливый Melbourne
Судьба второго австралийского авианосца оказалась противоречивой и отчасти даже трагичной. Головной корабль типа Majestic был заложен в 1943 году и спущен на воду в феврале 1945 года. После покупки корпуса Австралией его решили достроить в качестве носителя реактивных палубных самолётов (одного из первых в мире). Однако ряд трудностей в финансировании и сложность технической реализации проекта очень сильно затянули ввод корабля в строй.
Чтобы компенсировать срыв сроков, Великобритания временно передала Австралии лёгкий авианосец Vengeance типа Colossus, введённый в строй в 1945 году. Корабль входил в состав австралийских ВМС с ноября 1952 по март 1955 года — он использовался как носитель винтовых самолётов Hawker Sea Fury и Fairy Firefly, а также первых австралийских морских вертолётов Bristol Sycamore. Самым ярким эпизодом в карьере Vengeance стало сопровождение им королевской яхты Gothic во время визита Елизаветы II в Австралию в апреле 1954 года. Любопытно, что уже в 1956 году корабль продали Бразилии, где он служил до 2003 года.
Долгожданный Majestic наконец-то ввели в строй 28 октября 1955 года под названием Melbourne. В мае следующего года корабль с самолётами на борту прибыл в Сидней и сразу же получил звание флагмана австралийских ВМС, сменив в этой роли Sydney. Штатная авиагруппа авианосца изначально состояла из 8 истребителей de Havilland Sea Venom, 16 противолодочных самолётов Fairey Gannet и 2 спасательных вертолётов Bristol Sycamore. Melbourne стал первым и пока что последним авианесущим кораблём Австралии, оснащённым реактивными палубными самолётами.
В 60-е годы основным компонентом авиагруппы стали противолодочные вертолёты Westland Wessex (штатно на Melbourne имелись, как правило, 10 самолётов и 10 вертолётов). После получения из США новой авиатехники и модернизации корабля в 1967-1968 годах с 1969 года авиагруппа состояла из 4-8 штурмовиков A-4G Skyhawk, 6 противолодочных самолётов Grumman S-2 Tracker и 10 вертолётов (до 1972 года — Westland Wessex, затем — Westland Sea King). Принципиально такая структура сохранялась до самого конца службы авианосца.
Поскольку авиагруппа Melbourne предназначалась в первую очередь для противолодочной обороны, авианосец не принимал участия в боевых действиях Вьетнамской войны, хотя в 1965-1969 годах совершил несколько походов к берегам Вьетнама. Участие в индонезийско-малайском конфликте, в котором Австралия активно поддерживала Малайзию, также свелось к нескольким походам для «демонстрации силы» в 1965-1967 годах (это дало Melbourne право получить единственное «боевое отличие» — Малайзия 1964-1966). Из последующих дальних походов авианосца можно отметить посещение Великобритании в апреле-октябре 1977 года для участия в церемониях Серебряного юбилея правления Елизаветы II.
К сожалению, самым яркими эпизодами в «биографии» Melbourne стали два трагических происшествия с массовыми человеческими жертвами. 10 февраля 1964 года во время учений в Тасмановом море недалеко от Сиднея авианосец протаранил эсминец Voyager типа Daring. Переломившийся на две части эсминец затонул, на нём погибли 82 человека включая командира — это стало крупнейшей катастрофой австралийских ВМС в мирное время. Инцидент расследовался двумя правительственными комиссиями, которые объявили главным виновником столкновения погибшего командира Voyager (возможно, в момент столкновения он испытывал приступ язвы желудка либо находился в состоянии опьянения).
Репутацию Melbourne как невезучего корабля окончательно сформировала вторая трагедия, имевшая международные последствия. В ночь с 2 на 3 июня 1969 года авианосец, участвовавший в международных учениях блока СЕАТО в Южно-Китайском море, протаранил американский эсминец Frank E. Evans типа Allen M. Sumner. Корпус эсминца вновь переломился на две части: носовая быстро затонула, а кормовая осталась на плаву (позднее её отбуксировали на Филиппины). Погибли 74 американских моряка. Совместная американо-австралийская комиссия признала виновными командиров обоих кораблей, но основная тяжесть обвинения легла на командира эсминца (в момент столкновения он спал, а вахту на мостике несли неопытные офицеры).
30 мая 1982 года морально устаревший и изношенный Melbourne вывели из состава флота. В 1984 году корпус продали на металлолом частному владельцу, который в начале 1985 года перепродал бывший авианосец в Китайскую Народную Республику (формально — для разборки на металл). Хотя австралийцы демонтировали с корабля оборудование для взлётно-посадочных операций, специалисты ВМС НОАК внимательно изучили свою «добычу». Общепризнанным является мнение, что именно анализ конструкции Melbourne помог оформить первые контуры китайской авианосной программы.
Конец и новое начало
В 70-е годы Австралия изучала возможность покупки нового авианесущего корабля взамен стареющего Melbourne. Наиболее вероятной кандидатурой к концу десятилетия выглядел британский лёгкий авианосец типа Invincible, но эти планы сорвались по двум причинам. События Фолклендской войны вынудили Великобританию отказаться от продажи современного авианосца, австралийцам могли предложить только устаревший Hermes типа Centaur. В свою очередь, лейбористы, победившие в Австралии на федеральных выборах 1983 года, в принципе не желали финансировать какую-либо авианосную программу.
В 1983 году палубные эскадрильи Авиации ВМС расформировали, самолёты A-4G Skyhawk и Grumman S-2 Tracker были проданы. Единственной сферой применения корабельной авиации на три десятка лет стало использование вертолётов Sikorsky S-70 и Kaman SH-2G на фрегатах и больших десантных кораблях. В таком качестве австралийская морская авиация приняла ограниченное участие в двух войнах с Ираком, целом ряде миротворческих и гуманитарных операций за пределами Австралии.
Полученный опыт использования вооружённых сил в начале 2000-х годов пробудил у австралийского военно-политического руководства интерес к концепции универсального десантного корабля-вертолётоносца. Итогом стало принятое в 2007 году решение о сотрудничестве с испанской судостроительной компанией Navantia по вопросу строительства двух вертолётоносцев для Королевских австралийских ВМС. Основой этого проекта стал испанский «корабль стратегической проекции силы» Juan Carlos I. Его австралийские аналоги должны были строиться на верфи Navantia в Ферроле (Испания) и достраиваться на плаву на верфи BAE Systems Australia в Мельбурне.
Головной корабль Canberra строился с сентября 2009 по февраль 2011 года и был введён в строй 28 ноября 2014 года. Его систершип Adelaide строился с февраля 2011 по июль 2012 года и был введён в строй 4 декабря 2015 года. Десантные вертолётоносные корабли-доки (как они официально классифицируются) обладают водоизмещением 27 800 т, могут развивать скорость до 20 узлов, дальность хода достигает 9000 морских миль на скорости 15 узлов. Один корабль способен обеспечить транспортировку и высадку на необорудованное побережье до 1600 человек и до 110 единиц техники. Полётная палуба рассчитана на 6 вертолётов, в ангаре могут поместиться до 18 машин. Для самообороны предназначены средства радиоэлектронной борьбы и малокалиберная зенитная артиллерия. Команда насчитывает 358 человек (без авиагруппы).
В настоящее время с вертолётоносцев типа Canberra могут действовать три эскадрильи Авиации ВМС: 725-я и 816-я на вертолётах MH-60R Seahawk (24 машины) и 808-я на вертолётах MRH-90 Taipan (6 машин). Также отработано использование на кораблях вертолётов Авиации Австралийской армии — как транспортно-десантных машин (включая CH-47 Chinook), так и разведывательно-ударных вертолётов Tiger ARH. На практике возможности Canberra и Adelaide применялись в ходе масштабных спасательных и гуманитарных операций, среди которых выделяется борьба с катастрофическими лесными пожарами в Австралии зимой 2019-2020 годов. По общему мнению, корабли успешно доказали свою эффективность.
Интересным вопросом является возможность использования на кораблях типа Canberra самолётов с коротким взлётом и вертикальной посадкой F-35 Lightning II. Пока что наличие подобных планов отрицается военно-политическим руководством Австралии. При этом «корабль проекции силы» Juan Carlos I может использоваться как носитель СВВП Harrier II, а в конструкции Canberra и Adelaide сохранился трамплин для взлёта самолётов. F-35 уже поступили на вооружение австралийских ВВС и станут их основой в обозримом будущем. С учётом претензий Австралии на роль одного из лидеров в Азиатско-Тихоокеанском регионе и допускаемую элитами страны возможность конфликта с Китаем, возрождение реактивной палубной авиации Королевских австралийских ВМС не выглядит фантастикой.
Источники и литература:
- http://www.awm.gov.au (официальный сайт Австралийского Военного мемориала)
- https://defence.gov.au/ (официальный сайт Департамента обороны правительства Австралийского Союза)
- http://www.navy.gov.au/ (официальный сайт Королевских австралийских ВМС)
- https://news.navy.gov.au/ (официальный сайт газеты Navy Daily)
- «Авианосцы Второй мировой (иллюстрированная энциклопедия)» — М: Яуза, Коллекция, Эксмо, 2007
Комментарии к данной статье отключены.