Книга Л. фон Сандерса – Sanders L. Fünf Jahre in der Türkei. Payot, 1923 (переиздана в Великобритании в 2005 г.) представляет повышенный интерес прежде всего вследствие необычного статуса ее автора, занимавшего высокие посты сразу в двух армиях германского блока – кайзеровской и турецкой. Причем именно для последней фон Сандерс сделал исключительно много как в боевом, так и военно-административном отношении.
За четыре года Великой войны оттоманская армия и флот сражались на пяти ТВД: Кавказе, Синайско-Палестинском фронте, Дарданелльско-Галлиполийском, Аравийском и Иракском, отдельные части турецких войск действовали в Румынии, Галиции, Салоникском фронте. И немалую роль в этом сыграли реорганизация и перевооружение турецкой армии, осуществленные под руководством германских военных специалистов – инструкторов и советников. В 1913 г. в Константинополь прибыла германская военная миссия во главе с генерал-лейтенантом Лиманом фон Сандерсом. Распределенные в качестве советников и инструкторов по различным частям и соединениям турецкой армии, кайзеровские офицеры сделали исключительно много для поднятия боеспособности войск союзника. В ходе войны германские офицеры, получив турецкие звания, вошли в структуру оттоманской армии. Многие офицерские должности в пехоте и артиллерии, а также большинство офицерских и даже унтер-офицерских должностей в специальных войсках (саперные, инженерные, прожекторные части, авиация) были заняты германцами. Каждый немецкий офицер, поступая на службу в турецкую армию, получал повышение. Сам Л. фон Сандерс, получив по прибытии в командование 1-й армейский корпус, был произведен в муширы (маршалы) и назначен генерал-инспектором оттоманских войск.
Его книга принадлежит к разряду той мемуарной литературы военно-политического характера, которая освещает – причем очень ярко – корни событий 1914 г. Кроме того, повышенному интересу к этому труду способствует разносторонняя деятельность ее автора. Сначала – начальник германской военной миссии, приглашенной Турцией для реформы армии, затем – главный руководитель обороны Дарданелл и, наконец, командующий палестинским фронтом, развал которого предрешил перемирие 31 октября 1918 г. и все последующее, Л. фон Сандерс бессменно стоял в течение 5 лет на тех «командующих высотах» в Турции, которые Германия заняла уже перед войной – для «наилучшего противовеса британскому влиянию, развившемуся с тех пор, как англичанам были поручены административные реформы» в Оттоманской империи. Назначение Л. фон Сандерса, состоявшееся задолго до сараевского инцидента, произвело на генеральные штабы и министерства иностранных дел России и Франции ошеломляющее впечатление. Перья дипломатов очень долго скрипели, пока де-факто командовавший константинопольскими войсками немецкий генерал получил де-юре звание «инспектора» турецкой армии. Однако мнимость этого переименования была очевидной.
29 октября Турция открыла военные действия. Немедленно Энвер-паша в германском посольстве сообщает Л. фон Сандерсу, что имеется в виду заключение тайного союза между Турцией и Германией, и что его миссия обеспечивает «действительное влияние на общее управление армией». В этот период миссия разворачивается: вместо 42 офицеров основного своего ядра она насчитывает во время войны уже 800 офицеров (общее количество немцев-военнослужащих, подлежавших эвакуации после перемирия 1918 г., составляло около 10 тыс. человек). Турецкий Генеральный штаб «затаил ревность и злобу» к своим союзникам, и «когда произошли неудачи, турки перенесли на немцев ответственность за факты, в которых те не принимали никакого участия». Несколько раз Л. фон Сандерс подавал в отставку из-за несогласий с Энвером, авантюристская манера действий которого претила умному и осторожному немцу. В июне 1918 г. Л. фон Сандерс докладывал высшему германскому командованию: «Из-за экспедиции в Персию турки потеряли Багдад; операция с группой Йылдырым, предназначенной сначала для отобрания Багдада, стоила Иерусалима; несоразмерные предприятия на Кавказе повлекут утрату Аравии с Сирией и Палестиной». Так и случилось.
В книге мушира содержится интересная информация применительно к Кавказскому фронту, на котором ему лично побывать, однако, не пришлось.
В декабре 1914 г. Энвер-паша начал свою бесславную Сарыкамышскую операцию. Конец ее известен: из 90 тыс. человек он привел обратно около 10 тыс. и в конце концов в 1916 г. сдал Эрзерум, «падение которого держалось в таком секрете, что ни султан, ни двор в течение нескольких месяцев не знали об этом ничего». Попытка отвоевания Эрзерума закончилась «громадными потерями»: в 3-й армии дивизии были переименованы в полки. Впоследствии в пещерах были найдены целые части, погибшие от холода и голода. Следующая попытка отбить крепость летом 1916 г. со стороны 2-й армии окончилась потерей новых 60 тыс. человек и неисчислимого количества животных. К концу 1917 г. у турок оставалось на фронте против России не более 20 тыс. войск. Кампания казалась оконченной. Генералов должны были бы заменить спелеологи! Но вместо того, чтобы благоразумно воспользоваться создавшейся обстановкой в России, пылкий маршал Энвер-паша летом 1918 г. бросает на Кавказ армию численностью приблизительно в 54 тыс. человек, в состав которой входил и германский стрелковый батальон. Благодаря этому наступлению истощаются последние запасы угля и задерживается отправка войск в Сирию. Турки утверждали, сообщает автор, что «в награду за их вступление в войну им были обещаны Батум, Карс и Ардаган, и заключали, что после крушения России им надлежало получить еще более обширные территории в этих местах».
Говоря о Кавказском фронте, Л. фон Сандерс дает некоторые сведения о формировании в начале 1916 г. в Турции так называемого «Грузинского легиона», подчиненного германскому военному уполномоченному в Константинополе. Турки относились к легиону недоверчиво, и в январе 1917 г. он был распущен.
Л. фон Сандерс отрицает какую-либо политическую роль своей миссии, но для непредубежденного читателя ясна натянутость такого объяснения. Если даже допустить, что он сам не играл такой роли, то миссия все же имела военно-политический характер. Достаточно вспомнить, что приглашение автора на высокий пост в Турции состоялось в июне 1913 г. – то есть в момент паузы между 1-й Балканской войной, в итоге которой Турция осталась без большей части своих европейских владений, и 2-й Балканской войной, когда началась свара между победителями. Это время было временем азартной политической игры европейских кабинетов.
Тем не менее, книга О. фон Сандерса, в отличие от многих трудов германских генералов, не «морочит» читателя и довольно правдиво рисует картину отчаянного положения на фронте, развала финансов и народного хозяйства, политического своеволия комитета «Единение и прогресс» старой Турции. Особую ценность предает труду тот факт, что блестящая оборона Дарданелл нашла отражение у ее творца и непосредственного руководителя.
Комментарии к данной статье отключены.