Сегодня остатки Древнего Рима лежат на глубине нескольких метров под мостовой итальянской столицы. Благодаря кропотливой работе учёных, воссоздававших город по сохранившимся крупицам, мы можем представить, как он выглядел 2000 лет назад. В 1937 году исследователи смогли визуализировать облик Рима с помощью огромной модели города, созданной в масштабе 1:250 усилиями архитектора и археолога Итало Джисмонди по личной просьбе Бенито Муссолини. На изготовление модели ушло в общей сложности 38 лет кропотливого труда команды учёных. Модель, известная как Plastico di Roma Imperiale, экспонируется сегодня в Музее римской цивилизации в столице Италии.
В новом интерактивном проекте Warspot рассказывает об истории создания модели древнего города и показывает его отдельные архитектурные объекты.
Чтобы узнать об истории создания макета Рима, нажмите на соответствующую кнопку. Маркерами обозначены знаковые постройки Рима. Чтобы рассмотреть их поближе и узнать их историю, выберите маркер и щёлкните по нему мышкой
Императорский Рим и Муссолини
Как и другие диктаторы ХХ века, Бенито Муссолини (1883–1945) страдал мегаломанией. Риму он отводил роль витрины созданного им режима и активно его перестраивал, намереваясь сделать из него столицу возрождённой Римской империи. Чтобы проложить широкие проспекты для военных парадов, дуче сносил целые городские кварталы, причём главный проспект города Via dell’Impero прошёл прямо через археологическую зону античного Рима — от дворца на Piazza Venezia до Колизея. Проспект рассёк надвое пространство императорских форумов. По одну его сторону оказались форумы Августа, Нервы и Траяна, по другую — форум Цезаря и главный римский форум. Пришлось снести пять церквей, два монастыря, а также множество исторических особняков XVI–XVII веков и других памятников архитектуры. Археологическая зона, открытая в ходе недавних раскопок, была вновь частично засыпана землей, а сверху по ней прошла современная улица.
Муссолини боготворил античный Рим, который являлся для него символом имперского величия. Желая явить величие древней столицы своим современникам, он в 1933 году предложил видному итальянскому архитектору и археологу Итало Джисмонди, который по совместительству возглавлял в 1919–1938 годах управление древностей Рима, построить уменьшенную копию города в том виде, каким он был в эпоху правления императора Константина (306–337). Джисмонди имел опыт археологических раскопок в Остии, Кирене и Ливии, участвовал в реконструкции терм Диоклетиана, работал на императорских форумах, был задействован других масштабных проектах и имел репутацию эксперта в области римской строительной архитектуры и инженерии. К работе он привлёк целую команду, включая архитекторов и художников.
Предыдущие работы
Идея «воссоздания» Древнего Рима восходит к фантастическим реконструкциям Нанни Ди Витербо (1498) и Марко Фабио (1538). Карты города и живописные виды его руин вдохновляли более поздних художников на попытки реконструкции как всего городского архитектурного ансамбля, так и отдельных его памятников. Между 1893 и 1901 годом археолог Рудольфо Ланчиани опубликовал атлас Forma Urbis Romae, который объединил под одной обложкой все известные античные памятники Рима и содержал информацию об общей топографии города в императорскую эпоху. К работе прилагались 46 карт и планов построек, которые послужили источником вдохновения для последующих изысканий.
В 1906 году итальянский художник и скульптор Джузеппе Марчеллини решил придать планам античного Рима необходимый объём и создал макет центральной части города в масштабе 1:100. Макет включал основные исторические достопримечательности: дворцовый комплекс на Палатине, ансамбль императорских форумов, Колизей и Капитолий, а также термы Траяна. Макет хотя и был полон неточностей, однако получил признание. Его установили при входе на Форум.
Между 1906 и 1907 годом французский архитектор Поль Биго, член Французской Академии в Риме, создал ещё один макет города, в который включил бо́льшую часть его территории на начало IV века. Макет Биго был выполнен в масштабе 1:400 и имел размеры 12×6 м. Впервые он был представлен публике в термах Диоклетиана в 1911 году во время проходившей в Риме международной художественной выставки, приуроченной к 50-летию воссоединения Италии. Творение Биго нашло признание у архитекторов, археологов и историков, а также получило целый ряд наград, в том числе орден Почётного легиона (https://warspot.ru/5927-znaki-otlichiya-geroev). После 1913 года Биго вернулся в Париж и продолжил работать над макетом. В 1937 году он выставил результат своих трудов в Музее Шайо в Париже. В макет время от времени вносились изменения. С него было снято несколько копий, отражавших различные стадии работы. Одна из них была отправлена в Филадельфию для выставки, и дальнейшая её судьба неизвестна. Другая хранилась в Художественном институте в Париже, но не пережила событий 1968 года. Сегодня сохранились только два копии этой работы: одна с 1956 года экспонируется в университете Кана, а другая передана в Королевский музей искусства и истории в Брюсселе.
Город на столе
По замыслу Джисмонди, его модель должна была превзойти работу Биго в масштабах (1:250), размерах, а также в точности отображения материала. Новый макет должен был представлять всю городскую территорию в пределах Аврелиановых стен в эпоху правления Константина Великого (306–337), что позволило бы включить в него большинство наиболее значительных памятников. Основным источником для Джисмонди являлась не потерявшая актуальности работа Рудольфо Ланчиани, дополненная результатами недавних археологических исследований. Городские власти предоставили архитектору большую студию в мансарде Палаццо Пантанелла — бывшей пекарне, расположенной рядом с Большим цирком. Джисмонди руководил проектом и делал наброски, по которым затем Пьерино Ди Карло с помощью ассистентов изготавливал модели сооружений. Затем с них снималась пресс-форма и делалась гипсовая отливка. Главные памятники — храм Юпитера на Капитолии, храм Клавдия на Целии, Колизей, ансамбль императорских форумов, Пантеон, термы и т.д. — изготавливались максимально точно и в соответствии с планом. Что касается районов массовой застройки, то пробелы в источниках Джисмонди заполнял, опираясь на свои глубокие познания о принципах древнеримского градостроения. В отдельных случаях художник давал волю своей фантазии.
Впервые готовую модель публика увидела в 1937 году на выставке римской культуры, приуроченной к 2000-летней годовщине рождения Августа (Mostra Augustea della Romanità). Макет, демонстрировавший центральную часть города, вызвал всеобщее восхищение. Выставку посетил Муссолини и похвалил работу авторов. Однако сам Джисмонди и его сотрудники не считали свой труд оконченным и в 1938 году перенесли макет обратно в студию в Палаццо Пантанелла, где продолжили свою работу. Полностью готовый макет они собирались представить на Всемирной выставке, которая должна была состояться в Риме в 1942 году.
Вторая мировая война внесла в эти планы свои коррективы. Выставку пришлось отменить. Затем прекратилось финансирование проекта. Только после окончания войны работа возобновилась. В 1955 году макет был в основном завершён и торжественно открыт в составе новой экспозиции Музея римской цивилизации. Джисмонди до 1971 года продолжал вносить в него небольшие изменения, преимущественно связанные с новыми археологическими открытиями.
Для экспонирования огромной — 16×16 метров — модели в Музее римской цивилизации была построена круговая галерея. Взору публики город представал словно бы с высоты птичьего полёта. Передвигаясь по галерее, посетители могли изучить все части города. До закрытия экспозиции музея на ремонт, который продолжается вот уже много лет, модель неизменно привлекала внимание посетителей. Благодаря высокой степени детализации она даёт наглядное представление о жизни столицы огромной империи. Оказывается, главные улицы современного города — via del Corso, via del Babuino, не говоря уже об археологической зоне в центре города — существовали уже 1700 лет назад. Модель Джисмонди активно используют фотографы и художники, занятые воссозданием образа античного Рима на страницах книг. Не раз «засветилась» она и в кино — например, Ридли Скотт использовал её для съемок в культовом фильме 2000 года «Гладиатор» с Расселом Кроу в главной роли.
Большой цирк
Большой цирк предстал во всём своём великолепии уже в императорский период. Юлий Цезарь расширил его размеры до 621 м в длину и 80 м в ширину, поставил на обоих концах цирка ворота для колесниц. Август около 30 года до н.э. украсил продольный хребет вдоль арены вывезенным из Египта обелиском. Трибуны для зрителей ярусами поднимались друг над другом, а сверху над ними возвышались павильоны и галереи с колоннами. Места в юго-восточной полукруглой части цирка предназначались для сенаторов, всадников и послов. Здесь же находилась императорская ложа. Нижний этаж цирка был каменный, верхние два — деревянными. После очередного пожара в конце I века н.э. всё здание было перестроено из камня. Наружную его сторону украшали аркады, в которых помещались лавки, трактиры, мастерские и т.п. В эпоху максимального расцвета Большой цирк, по разным оценкам, мог вместить от 150 000 до 250 000 зрителей.
Храм Юпитера Капитолийского
Храм Юпитера Капитолийского, заложенный царём Тарквинием Древним, был освящён в 509 году до н.э. Первоначально он представлял собой почти квадратное здание размерами 60×60 м. В центральной части находилась статуя Юпитера, в левой — Юноны, в правой — Минервы, являвшихся божествами Капитолийской триады. Со временем храм превратился в важный религиозный центр не только Рима, но и всего Лация, а затем и Италии. Здание было роскошно украшено и отделано ценными породами камня.
Старый Капитолийский храм сгорел в 82 году до н.э. во время Гражданской войны. Его отремонтировали и выстроили ещё более роскошным. Этот храм сгорел в 69 году н.э., также в ходе Гражданских войн. Император Домициан потратил на его реконструкцию 12 000 талантов золота.
Палатинский дворец
Строительство Палатинского дворца началось при императорах Августе и Тиберии, однако полноценный дворец появился только при Нероне. Он входил в состав грандиозного комплекса, построенного после пожара 64 года. После нового пожара в 80 году император Домициан поручил своему архитектору Рабирию возвести новый дворец. Стройка завершилась только в 92 году. Результатом трудов стал огромный комплекс площадью 5 га со сложной архитектурой, на нескольких уровнях вместивший помещения различного предназначения.
Фасад дворца с монументальной колоннадой выходил на Форум. Противоположная его сторона была обращена на Большой цирк, где проходили состязания колесниц, которые император мог смотреть прямо из своих домашних покоев. Работы по расширению дворцового комплекса продолжались в правление Септимия Севера, Элагабала и Максенция. Название Палаций с тех пор стало нарицательным и проникло во многие европейские языки.
Форум
Сердцем Рима, центром политической и общественной жизни являлся Форум. Первоначально он представлял собой болотистую низину между Капитолием, Палатином и Квириналом. С V века до н.э. его территория застраивалась всё более роскошными зданиями, среди которых стоит упомянуть храм Кастора и Поллукса (484 год до н.э.), в котором собирался сенат, храм Сатурна (497 год до н.э.), где хранились казна и архив документов, а также трибуна для выступления ораторов (338 год до н.э.) — так называемые ростры. Центральное пространство Форума использовалось для народных собраний.
Во II–I веках до н.э. вдоль северной и южной стороны открытой площади были возведены большие общественные здания — базилики Порция (184 год до н.э.), Эмилия (179 год до н.э.) и Семпрония (169 год до н.э.). Форум украшали многочисленные монументы в честь знаменитых полководцев и политиков.
Монументальное строительство достигло апогея в период ранней империи. Цезарь в 52 году до н.э. отреставрировал курию, впоследствии получившую его имя. Август продолжил работу с ещё большим размахом, в 29 году до н.э. построив храм Божественного Юлия, новую ораторскую трибуну, украшенную носами кораблей Антония и Клеопатры, а также две триумфальные арки.
Императорские Форумы
С севера и северо-востока к Форуму императоры стали пристраивать собственные монументальные комплексы построек. Первым появился Форум Цезаря (54–46 годы до н.э.), который представлял собой прямоугольную площадь 170×75 м с новой курией, храмом Венеры Прародительницы и базиликой. Август в 42 году до н.э. также начал строительство своего Форума, который был готов только через 40 лет. В дальнем конце прямоугольной площади, достигавшей 125 м в длину и 118 м в ширину, на высоком подиуме стоял храм Марса Мстителя. В его центре высилась статуя самого Августа, изображённого в виде триумфатора на запряжённой четвёркой колеснице.
Очень мало что осталось от Форума Веспасиана, освящённого в 75 году, а также от Форума его сына Домициана, завершённого и освящённого в 98 году, уже после его смерти. Последним из великих форумов императорской эпохи стал Форум Траяна, торжественно открытый в 112 году. По своим размерам — 300×185 м — он почти в два раза превосходил все старые сооружения. В центре огромной площади стояла конная статуя Траяна из позолоченной бронзы. С обеих сторон площадь окружали полукруглые экседры, а в глубине виднелся фасад базилики Ульпия. Во дворе за базиликой возвышалась 40-метровая колонна Траяна с рельефным фризом и статуей императора на вершине.
Колизей
Колизей является крупнейшим римским амфитеатром. Общая его высота составляет 48,5 м, глубина фундамента достигает 9 м. В плане здание представляет собой эллипс с внешним обводом 527 м, главные оси имеют 188 м в длину и 156 м в ширину, длина осей арены — 86 и 54 м. Под ареной находилась сеть переходов и помещений для зверей и гладиаторов, а также для механизмов, поднимавших на арену декорации. Стены Колизея воздвигнуты из крупных каменных блоков, облицованных плитами из травертинового мрамора. Зрители входили в амфитеатр через 80 проходов, располагавшихся равномерно по всему периметру здания. Нижний ярус от арены отделял парапет, защищавший зрителей от диких животных. Места в нём предназначались для императора и сенаторов. Во втором ярусе амфитеатра сидели всадники, в третьем — прочие граждане, в четвёртом — представители низших сословий. Колизей вмещал около 50 000 зрителей.
Школа гладиаторов
Большая школа гладиаторов (Ludus Magnus) была построена при Домициане в ложбине между Эсквилином и Целием, рядом с Колизеем. Комплекс построек включал собственный амфитеатр с ареной в форме эллипса 62×45 м. Здесь проходили тренировки гладиаторов, за которыми могли наблюдать особые гости. Арену окружали трёхэтажные кирпичные казармы, в которых жили гладиаторы и обслуживающий персонал школы. Ludus Magnus с Колизеем соединял подземный переход, по которому гладиаторы попадали в помещения непосредственно под ареной.
Как и сам Колизей, школа была заброшена после того, как в начале V века гладиаторские бои оказались под запретом.
Храм божественного Клавдия
Строительство храма божественного Клавдия началось на вершине холма Целий после смерти императора в 54 году н.э. Шло оно ни шатко, ни валко, и завершить работы получилось только в правление Веспасиана.
Храмовый комплекс был одним из самых больших и высоких в Риме. Он поднимался на 50 м над уровнем моря на грандиозной прямоугольной платформе размерами 180×200 м. Сам храм располагался в центре этой большой насыпной террасы, окружённой портиком с садами внутри. Руины стен террасы до сих пор поражают воображение, но от самого храма не осталось совершенно ничего.
Термы Траяна
Грандиозный банный комплекс был построен по приказу императора Траяна между 104 и 109 годами у южного склона холма Оппия на месте, где ранее располагался Золотой дом Нерона. Проект комплекса принадлежал Аполлодору из Дамаска. Общая площадь комплекса превышала 100 000 м². Она включала ряд бассейнов с горячей, тёплой и холодной водой, а также спортивные залы и раздевалки. Под термами располагалась система подземных проходов, по которым перемещались обслуживавшие объект работники и невольники.
Термы Диоклетиана
Банный комплекс Диоклетиана был построен в северо-восточной части Виминальского холма между 298 и 305 годами. Центральный блок комплекса имел размеры 280×160 м или почти 4 га, а общая площадь равнялась 13 га, лишь немногим уступая по размеру термам Каракаллы. Термы Диоклетиана вмещали до 3200 человек. Помимо нескольких бассейнов с горячей, тёплой и холодной водой комплекс украшали сады, фонтаны и павильоны. Здесь же находились залы для собраний и спортивных упражнений и даже библиотека.
Преторианский лагерь
Лагерь на Виминальском холме на северо-восточной окраине Рима был построен в 23 году при императоре Тиберии, который рассчитывал собрать здесь разбросанные по разным местам отряды преторианской гвардии. В плане лагерь представлял собой прямоугольник размерами 380×440 м и площадью 16,72 га, что примерно соответствует площади стандартного лагеря легиона того же времени. По периметру он был обнесён кирпичными стенами высотой 4,73 м и толщиной 2 м. Вдоль стен располагались двухэтажные казармы, где жили солдаты, а также служебные помещения. Когда в 275 году император Аврелиан окружил Рим стеной, лагерь стал частью городских укреплений.
После того, как преторианская гвардия в 312 году по приказу императора Константина была распущена, лагерь был частично разрушен. До наших дней сохранились развалины северной и восточной части его стены.
Театр Марцелла
Театр Марцелла был построен Августом в 12 году до н.э. на Марсовом поле близ левого берега реки Тибр. В плане он представлял собой полуциркульное подковообразное сооружение диаметром 130 м. Высота трибун достигала 30 м, на них могло поместиться 20 000 зрителей. Театр имел три яруса, оформленных снаружи в дорическом, ионическом и коринфском ордере. Частично сохранились только два нижних яруса.
Театр был повреждён пожаром в 64 году, реставрировался при Веспасиане, а затем при Септимии Севере, однако к началу IV столетия находился в полуразрушенном состоянии. В средние века римляне использовали его в качестве крепости и разбирали на камни для строительства других зданий.
Театр Помпея
Театр Помпея был построен в 61–55 годах до н.э. на Марсовом поле и стал первым каменным театром в Риме. Внешними стенами ему служила массивная многоэтажная конструкция из арочных сводов радиусом 150 м, достигавшая высоты 44 м. Зрители попадали в театр через 44 арочных прохода, внутри которых размещались лестницы на верхние уровни. Трибуны спускались сверху вниз тремя ярусами, отделёнными друг от друга горизонтальными проходами.
Внизу находилась полукруглая площадка орхестры. Сцена представляла собой высокую трёхъярусную постройку, по высоте равную зрительскому залу. Её фасад был украшен колоннадой и статуями. Ложа для почётных гостей находилась между зданием сцены и боковой стеной зрительского зала. Театр мог вместить 17 580 зрителей.
К театру примыкал портик Помпея — первый общественный парк Рима. Вблизи также располагалась курия Помпея, где иногда проходили заседания сената. Именно здесь в 44 году до н.э. был убит Юлий Цезарь.
Стадион Домициана
Стадион для соревнований атлетов на месте нынешней Пьяцца Навона на Марсовом поле в 46 году до н.э. заложил Юлий Цезарь. В 85 году н.э. император Домициан расширил стадион для проведения основанных им Капитолийских игр. Форма стадиона напоминала удлинённую подкову длиной 275 м и шириной 106 м с прямым основанием у южной и закруглением трибун у северной стороны. Массивное строение было выполнено из кирпича и известняка и снаружи облицовано травертином. Два основных входа располагались по боковым сторонам здания. Трибуны стадиона вмещали 10 600 зрителей.
Мавзолей Адриана
Император Адриан начал строить мавзолей для себя и членов своей семьи в 135 году, незадолго до своей смерти. Через четыре года строительство завершил его преемник Антонин Пий. Как и мавзолей Августа, форма усыпальницы была подобна этрусскому тумулусу. На квадратном основании 84×84 м был установлен цилиндр диаметром 64 м, увенчанный насыпным холмом. На вершине гробницы высилась скульптурная группа, которая изображала управляющего квадригой императора. Основание постройки было целиком облицовано белым итальянским мрамором и украшено рельефным фризом.
Представителей императорского дома хоронили в этой гробнице на протяжении примерно 80 лет. Последним там упокоился император Каракалла в 217 году. Когда император Аврелиан в 275 году окружил Рим стеной, мавзолей был в неё включен в качестве укреплённого сооружения. Во время готской осады Рима в 537 году мавзолей служил обороняющимся оплотом, а в средние века использовался в качестве папского укрепления.
Пантеон
Впервые храм всех богов Пантеон был построен в 27 году до н.э. Агриппой, о чём удостоверяет сохранившаяся надпись его фасада. В 110 году храм сгорел и между 115 и 125 годами по приказу Адриана был полностью перестроен. В результате получилось величайшее сооружение, перекрытое полусферическим куполом диаметром 43,3 м. Вход в здание был оформлен шестнадцатью монолитными колоннами, стоящими в три ряда. Они поддерживали глубокий портик с треугольным фронтоном. Высота каждой колонны составляла 11,9 м, диаметр — 1,5 метра, вес — 60 т. Колонны высечены из цельного массива красного и серого египетского гранита и увенчаны коринфскими мраморными капителями. Внутреннее пространство храма имело цилиндрическую форму и было расчленено нишами, в которых стояли статуи богов. Свет во внутреннее помещение храма попадал через центральное отверстие в куполе.
Мавзолей Августа
Август начал строить усыпальницу для себя и своих близких в центре Марсова поля в 28 году до н.э. За образец он взял форму этрусских курганных могильников. В основании мавзолея располагалось цилиндрическое строение диаметром 87 м, а над ним уступами возвышались барабаны меньшего диаметра. Бетонное ядро постройки было облицовано травертином или мрамором. Общая высота сооружения достигала 44 м. Её вершину венчала бронзовая статуя императора, на крыше росли вечнозелёные деревья. Вокруг мавзолея располагалась обширная садово-парковая зона, в которую был открыт общий доступ для народа.
Комментарии к данной статье отключены.