Банально, но факт — все исторические музеи, так или иначе, посвящены прошлому. При этом нечасто встретишь музей, открыв дверь которого, почти физически переносишься на полвека назад. Один из таких музеев находится в городе Переяславе неподалёку от Киева.
Переяслав (до 2019 года — Переяслав-Хмельницкий, до 25 октября 2020 года — районный центр Киевской области) — древний город, первое летописное упоминание о котором датируется 907 годом. Здесь сохранилось немало исторических мест, а по количеству музеев Переяслав, пожалуй, опережает любой другой районный центр Украины. Есть в городе места, интересные и для любителя военной истории ХХ века — это Музей-диорама «Битва за Днепр в районе Переяслава и создание Букринского плацдарма осенью 1943 года» и Мемориальный курган славы.
В конце сентября 1943 года войска Воронежского (с 20 октября 1943 года — 1-го Украинского) фронта освободили Переяслав и захватили плацдармы на правом берегу Днепра южнее Киева (в районе села Букрин). Дважды с плацдарма начинали наступление с целью освобождения Киева, но все попытки прорваться к городу были неудачны, несмотря на тяжёлые потери. В результате новый главный удар на Киевском направлении был нанесён в конце октября с Лютежского плацдарма, расположенного к северу от Киева. А войска на Букринском плацдарме 1 ноября снова начали активные действия с целью отвлечь силы противника. 3 ноября с Лютежского плацдарма начали наступление главные силы фронта, и к утру 6 ноября 1943 года Киев был полностью освобождён от немецких войск.
Во время боёв за Букринский плацдарм Переяслав находился в тылу войск Воронежского фронта — странное место для размещения музея-диорамы, посвящённого форсированию Днепра. Но так уж получилось, что музей на Букринском плацдарме, создать который предлагали ещё в 50-е годы, открылся только в 1985 году. А вот в Переяславе нашлись люди, которые смогли создать такой музей на десять лет раньше.
Своим появлением на свет музей-диорама обязан, прежде всего, инициативе и упорству двух людей — директора Переяслав-Хмельницкого исторического музея Михаила Сикорского и заведующего отделом этого музея Николая Палагуты. По справедливости, их имена должны быть написаны золотыми буквами на стене музея, но, увы, узнать об этом можно только благодаря работам краеведов и воспоминаниям Палагуты, который не поленился подробно описать историю создания диорамы.
Началось всё со случайности. Просматривая журнал «Огонёк», Палагута узнал о том, что в Музее ракетных войск и артиллерии в Ленинграде выставлена диорама «Битва за Днепр в районе Переяслава осенью 1943 года». Он смог убедить своего начальника Сикорского в том, что было бы хорошо получить эту диораму для экспозиции Переяслав-Хмельницкого исторического музея — ведь изображённые на ней события происходили неподалёку от их города. Поэтому музей активно собирал и выставлял материалы, связанные с боями на Букринском плацдарме.
Ленинградский музей отказался отдавать диораму. Тогда Сикорский обратился к создателям диорамы — знаменитой студии имени Грекова — с просьбой сделать для музея её копию. Но и тут музей получил отказ: студия заявила, что копий своих работ не делает. Была озвучена и стоимость новой диорамы: 50 000 рублей — по тем временам большие деньги. К счастью, приближалась 30-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне. Под юбилейную дату Переяслав-Хмельницкому историческому музею выделили 20 000 рублей на приобретение экспонатов.
Через какие только мытарства не пришлось пройти Сикорскому и Палагуте, чтобы получить недостающие средства. Начиная от банального нежелания давать деньги под предлогом «у нас на фермы и свинарники денег не хватает, а вы на какую-то диораму просите» и заканчивая сакраментальным «а кто вам разрешил это делать?» в исполнении комиссии из Киевского обкома КПСС. Шли даже разговоры об исключении Сикорского из партии, но нашлись люди, которые поддержали идею создания диорамы и выделили необходимые деньги.
Создавали диораму два художника из студии имени Грекова: Пётр Тарасович Мальцев (автор диорамы «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года», созданной в 1959 году) и Николай Сергеевич Присекин. Вместе с работниками Переяслав-Хмельницкого исторического музея они посетили правый берег Днепра в районе Букрина, делали зарисовки, фотографировали, общались с местными жителями. Художники вернулись в Москву и стали работать над полотном, а в Переяслав-Хмельницком музее собирали необходимую историческую информацию и материалы: фотографии, вещи участников боёв за Днепр, воспоминания.
Создание диорамы длилось четыре с половиной года. После окончания работ диораму на два месяца выставили в московском Манеже, после чего перевезли в Переяслав-Хмельницкий, где 5 мая 1975 года состоялось её торжественное открытие.
Диораму установили в здании бывшего Вознесенского собора, построенного в 1695-1700 годах на деньги гетмана Ивана Мазепы. К сожалению, небольшие размеры собора не позволяют любоваться диорамой с надлежащего расстояния. Кроме того, почти квадратное в плане здание не позволяет хорошо разместить и диораму, и музейную экспозицию — здесь просто нет места для всех экспонатов. Эту проблему частично решили установкой возвышенной платформы, которая позволила разместить часть экспозиции во втором ярусе. Решение далеко не идеальное, но на строительство специального здания для музея-диорамы просто не было средств.
Диорама имеет 28 м в длину и 7 м в высоту. На ней изображён эпизод боя частей Воронежского фронта за Букринский плацдарм в районе села Григоровка 23 сентября 1943 года. На переднем плане изображены бойцы и командиры Красной армии, получившие звание Героя Советского Союза за героизм, проявленный в боях на Букринском плацдарме.
Кроме самой диорамы, в музее выставлены живопись и скульптура, портретная галерея Героев Советского Союза-участников форсирования Днепра (портреты также рисовали в студии имени Грекова), письма, оружие, награды, газеты, плакаты, документы и личные вещи солдат, участвовавших в боях за Днепр. Отдельная витрина посвящена жизни Переяслава под немецкой оккупацией и местным жителям, угнанным на работы в Германию.
Подземный коридор (скорее всего, ведущий из бывшей соборной крипты) соединяет главный зал музея-диорамы и подземный мемориал в память жителей Переяслава, погибших во время войны. К сожалению, сейчас подземная часть экспозиции недоступна для посетителей.
Главным недостатком музея является его помещение, которое не подходит ни для демонстрации диорамы, ни для размещения музейной экспозиции. Вопрос о передаче Вознесенского собора верующим встал ещё в начале 90-х годов. К счастью, местные власти не стали «рубить с плеча», решив подождать строительства нового здания, перенести туда диораму и экспонаты, а уже потом передать собор верующим. Увы, за тридцать лет средств на новое здание музея так и не нашли.
Рядом с музеем-диорамой расположена площадка военной техники. Возле самого музея находится только один понтон, а шесть пушек расположены в двадцати метрах в отдельном дворике у Мемориального музея Григория Сковороды, вход в который находится на улице Сковороды. Среди пушек следует обратить внимание на классическую «трёхдюймовку» (76,2-мм полевую пушку образца 1902 года) и странный «гибрид» из щита от трёхдюймовки образца 1902 года с лафетом и стволом 76,2-мм полевой пушки образца 1900 года. К сожалению, подробностей о последнем образце узнать не удалось, поэтому непонятно, что это — музейная импровизация или реально существовавшая «полевая модификация» такого орудия. При входе во двор билеты никто не проверяет.
Мемориальный курган славы находится в десяти минутах ходьбы от диорамы на небольшом возвышении на берегу реки Трубеж. Если бы не венчающий его крест, было бы невозможно догадаться, что мемориал создан в 2000 году, а не во времена СССР — настолько советский у него стиль (статуя солдата и стела, на которой расположены доски с фамилиями жителей Переяслава, погибших в Великой Отечественной войне). Неожиданным решением можно назвать и автомат Калашникова на плече у статуи.
Рядом с мемориалом находится площадка военной техники. Экспонатов там немного, но среди них есть три очень интересных экземпляра: буксирный моторный катер БМК-130М (использовался в понтонных парках), 57-мм самодвижущаяся пушка СД-57 и 203-мм гаубица Б-4 с «родной» орудийной повозкой Бр-10. Кроме того, здесь можно увидеть реактивный истребитель МиГ-15, тяжёлый танк ИС-3, 152-мм самоходную артиллерийскую установку ИСУ-152, боевую машину реактивной артиллерии БМ-13 на базе автомобиля ЗИС, 57-мм противотанковую пушку ЗИС-2, 76,2-мм противотанковую пушку ЗИС-3 и 100-мм противотанковую пушку БС-3.
Городские власти стараются поддерживать чистоту и порядок вокруг кургана, периодически подкрашивают и мемориал, и военную технику. Курган не выглядит запущенным — но это и всё. МиГ-15 лежит на земле со сломанными шасси и разбитой кабиной, у БМ-13 исчез двигатель, и сгнил капот, у ИС-3 отломан люк механика-водителя. Дополнительным минусом экспозиции является то, что при технике отсутствуют какие-либо подписи, не говоря уже о пояснительных табличках. Да и о самих жителях Переяслава, погибших на войне, можно было написать хоть что-то, кроме их фамилий.
Подводя итоги, надо сказать, что диорама и мемориал вызывают смешанные чувства. С одной стороны, они выглядят реликтами советских времён, никак не идущими в ногу со временем (даже Мемориальный курган славы, построенный в 2000 году). С другой — а много ли постсоветских районных центров с таким набором военных музеев и выставок военной техники? Нельзя не уважать людей, которые в небольшом городе смогли создать и по сей день поддерживать в аккуратном состоянии музей и мемориал, несмотря на все трудности.
***
Музей-диорама «Битва за Днепр в районе Переяслава и создание Букринского плацдарма осенью 1943 года»: Киевская область, город Переяслав, улица Сковороды, 54. Открыт со среды по воскресенье с 9:00 до 17:00. Закрыт на Новый год, Рождество и Пасху. Стоимость билета: 40 гривен (около 1,5 доллара США).
Площадка военной техники Музея-диорамы: Киевская область, город Переяслав, улица Сковороды, 54. Доступна круглосуточно и бесплатно.
Мемориальный курган славы: Киевская область, город Переяслав, улица Покровская, через дорогу от дома №1. Доступен круглосуточно и бесплатно.
Комментарии к данной статье отключены.