В августе 1968 года американская атомная подводная лодка USS Halibut в рамках операции «Азориан» обнаружила в Тихом океане затонувшую советскую подлодку К-129. На этом её участие в спецоперациях не закончилось. Через три года экипаж субмарины сыграл главную роль в совместной операции ВМС США, ЦРУ и АНБ в Охотском море, получившей название Ivy Bells («Цветы плюща» или «Вьюнок»). Американцев заинтересовал проложенный по дну моря кабель, при помощи которого осуществлялась связь между советскими военными базами на Камчатке и командованием Тихоокеанского флота во Владивостоке. Конечно, интересовал их не сам кабель, а передававшаяся по нему информация — в первую очередь, сведения о советских подводных лодках и испытаниях межконтинентальных баллистических ракет. Расчёт был на то, что Советский Союз считал Охотское море своим, чужаков там не ждал, моряки не усложняли себе жизнь мудрёной кодировкой сообщений, а значит, и расшифровать их не составит труда.
В октябре 1971 года USS Halibut выдвинулась на задание и в ноябре добралась до цели: в 40 км от побережья Камчатки на глубине 120 м подводники обнаружили кабель. Водолазы установили на него подслушивающее устройство длиной 6 м с магнитным носителем, который записывал информацию. Через некоторое время они извлекли ленту с записью, и субмарина вернулась на базу, по дороге собрав обломки советской противокорабельной ракеты П-500 «Базальт» — их поиск и был официальной целью экспедиции, которую озвучили членам экипажа. Раз в полтора-два месяца носители с записанной на них информацией приходилось извлекать и ставить на их место новые. Добытые таким способом сведения поступали в АНБ, а оттуда распределялись в другие заинтересованные ведомства.
Операция продолжалась почти десять лет, пока в январе 1980 года уволенный из АНБ аналитик Рональд Пелтон, нуждаясь в деньгах, не явился в советское посольство в Вашингтоне и не рассказал об операции Ivy Bells. Со спецслужбами он сотрудничал три года, получил за это время 37 000 долларов, а в 1985 году был арестован ФБР и осуждён на три пожизненных срока. Правда, на свободу он вышел ещё в 2015 году. По версии СССР, шпионское устройство обнаружили в 1980-х годах советские подводники, устранявшие повреждения на кабеле. США до сих пор не рассекретили, какую информацию им удалось получить в ходе операции Ivy Bells.
Комментарии к данной статье отключены.