4 августа 1943 года вся ударная авиация советской 16-й воздушной армии была брошена на выполнение одной задачи — нанесение бомбовых и штурмовых ударов по отходящим из Орла на запад колоннам вермахта. В числе прочих по дорогам в районе Нарышкино — Шаблыкино действовали все три полка 221-й бомбардировочной авиационной дивизии, летавшей на американских бомбардировщиках A-20B «Бостон».
В тот момент, когда к цели в районе городка Нарышкино подходила группа 2-й эскадрильи 57-го бомбардировочного авиаполка, зенитный снаряд взорвался в кабине бомбардировщика младшего лейтенанта А.М. Погудина. Пилот получил тяжёлое ранение, неуправляемый «Бостон» посыпался вниз, и Погудин, приказав экипажу прыгать, сам выбросился с парашютом. Однако дальше произошло невероятное — зная, что внизу обозлённые отступающие немцы, которым явно не до возни с пленными лётчиками, штурман младший лейтенант П.В. Паршутин, стрелок-радист старший сержант М.Ф. Карась и стрелок сержант Ф.А. Ковалёв остались в, казалось бы, обречённом бомбардировщике.
Дело в том, что «Бостон» ранних модификаций имел одну интересную особенность — дублированные органы управления в кабине стрелка-радиста, который, теоретически, мог привести самолёт домой и попробовать его посадить. Мешала одна «мелочь» — со своего места старший сержант Карась абсолютно ничего не видел вперёд. Младший лейтенант Паршутин, сидящий на рабочем месте штурмана в полностью застеклённом носу, видел всё, но повлиять ни на что не мог. За считанные мгновения Паршутину и Карасю удалось наладить взаимодействие, и стрелок-радист по командам штурмана сумел вставить в гнездо запасную ручку управления, выровнять падающий самолёт, а потом развернуть его на восток. Стрелку Ковалёву оставалось только довериться своим товарищам.
Пока израненный бомбардировщик ковылял домой, его попытались атаковать два «Фокке-Вульфа» Fw 190, но Ковалёв отогнал их огнём своего пулемёта. Паршутин несколько раз пытался сбросить бомбы, но основной и дублирующий бомбосбрасыватели не работали, и это делало шансы на успешную посадку ещё более призрачными — ушедший от немецких зенитчиков «Бостон» мог подорваться на своём грузе. Тем не менее, экипаж решил рискнуть.
Так как гидросистема, отвечающая за выпуск шасси, была повреждена, экипаж решил сажать «Бостон» с бомбами на брюхо. При ударе о землю самолёт загорелся, а Карась получил перелом ноги. Тем не менее, подоспевшие техники мужественно потушили бомбардировщик, который отправился в ремонт.
В тот же день за проявленные мужество, хладнокровие и умение младший лейтенант Паршутин и старший сержант Карась приказом командующего 16-й воздушной армии генерал-лейтенанта С.И. Руденко были удостоены орденов Красного Знамени, а сержант Ковалёв стал кавалером медали «За отвагу».
Увы, в итоге военная судьба оказалась не слишком благосклонной к почти всем героям этой истории. Младший лейтенант Алексей Михайлович Погудин, в августе 1941 года уже прыгавший из горящего самолёта, на этот раз в полк не вернулся — экипаж успел заметить, как раскрылся его парашют, но с тех пор о нём ничего не известно. Младший лейтенант Пётр Васильевич Паршутин после эпизода со «слепой» посадкой «Бостона» переучился на лётчика и продолжил воевать в родном 57-м бап. Увы, до Победы не дожил и он — 19 февраля 1945 года его «Бостон» не вернулся с боевого задания в районе Штеттина. Сержант Фёдор Абрамович Ковалёв не вернулся с боевого задания 7 сентября 1943 года. К сожалению, не удалось проследить судьбу неожиданно для себя ставшего лётчиком старшего сержанта Михаила Филимоновича Карася — хотелось бы верить, что повезло хотя бы ему.
Комментарии к данной статье отключены.