С момента обретения Финляндией независимости её вооружённые силы отличались очень бережным отношением к оружию и технике, которые большей частью закупались за границей. Как правило, устаревшие образцы после снятия с вооружения частей первой линии не отправлялись в переплавку, а служили в качестве учебных — порой десятки лет. К тому моменту, когда наступал либо полный физический износ, либо моральное устаревание, ставший в остальном мире раритетом самолёт или танк с чистой совестью можно было отправлять в музей — причём, как правило, в отличном состоянии и своим ходом!
Наглядным примером такого подхода может стать история финских «Штугов» StuG III. В ожидании неизбежного советского наступления к лету 1943 года финны закупили у немцев 30 машин самой многочисленной модификации Ausf.G и укомплектовали сформированный в феврале 1943 года батальон штурмовых орудий под командованием майора Эрика Окермана (Eric Åkerman), а летом 1944 года получили вторую партию из 29 самоходок. Первую и вторую партии машин легко различить на фото — если первые 30 «Штугов» имели раннюю угловатую маску пушки, собранную из листов, то вторая партия имела обтекаемые литые «свиные рыла».
До 9 июня 1944 года, когда началось советское наступление на Карельском перешейке, три десятка «Стурми», как ласково окрестили свои машины финские самоходчики, не участвовали в боях, но были хорошо освоены экипажами. По сути, они были главным средством противодействия многочисленным советским Т-34 и ИС-2. Вторая партия из 29 «Штугов» к тому моменту только начала прибывать в Финляндию, и поучаствовать в боях не успела.
Начавшемуся наступлению противостояли 22 самоходки — остальные были небоеготовы по причине отсутствия запчастей. В итоге ценой потери восьми «Стурми» финны заявили об уничтожении 87 советских танков и самоходок (65 Т-34-76 и Т-34-85, 13 ИСУ-152, пять КВ, два «лёгких танка» и два неопознанных) — по сути, всего в нескольких серьёзных боях. Примечательно, что за тяжёлые советские самоходки финны принимали лёгкие СУ-76 1222-го сап подполковника И.А. Бирюкова. Уцелевшие в летних сражениях финские «Штуги» не участвовали в Лапландской войне с бывшими владельцами-немцами — слишком неподходящей для действий бронетехники была местность. Впереди их ожидала долгая мирная жизнь.
После 1945 года большая часть финских «Штугов» отправилась на хранение — в боеспособном состоянии для тренировок поддерживалось лишь около 10 машин. В 1960 году все имевшиеся на хранении самоходки расконсервировали, отремонтировали с использованием закупленных у норвежцев деталей и узлов танков Pz.Kpfw.III и перевели в учебные части, где они служили до 1966 года. Лишь объёмные закупки в СССР танков Т-54 и Т-55 позволили отправить ветеранов на покой, да и то некоторые из них до 1980-х продолжали использоваться как неподвижные огневые точки на охране военных объектов.
До наших дней в музеях, частных коллекциях и на армейских базах хранения уцелело 35 финских «Штугов» из 59 — просто феноменальный результат! Остальные, кроме утраченных в 1944 году, погибли в качестве мишеней на армейских полигонах или стали источником запчастей для более везучих собратьев. Впрочем, и этот счёт нельзя назвать окончательным — так, в число 35 музейных машин входят три самоходки, восстановленные финнами именно из полигонных тактических объектов и проданные на аукционах. Сегодня экс-финские машины можно видеть в Бовингтоне, Мунстере, Дрездене, Кобленце, Гейдельберге.
Ниже представлен видеоролик с тест-драйвом «Стурми» с финским порядковым номером Ps.531-18 и собственным именем «Кирсти» (Kirsti) из партии поставки 1943 года, хранящейся в запасниках танкового музея в Пароле.
Комментарии к данной статье отключены.