Появление на фронте тяжёлого танка ИС-2 стало очень неприятным сюрпризом для вермахта. С лета 1943 года в танковых боях немцы вполне могли рассчитывать на качественное превосходство «Тигров» и «Пантер», но уже первые бои с участием новых советских машин показали, что время свободного выгула немецких «танковых кошек» закончилось.
Например, в ходе попытки немцев деблокировать окружённый «фестунг» Тарнополь именно 11-й гвардейский тяжёлый танковый полк с новенькими «ИСами» сыграл основную роль в том, что немецкий контрудар захлебнулся. Заняв удачные позиции, советские танкисты могли вести эффективный огонь на 1200–1500 метров, а отдельные снайперы — и того дальше.
«Устойчивость брони танка ИС-122 позволяет вести открытый бой с тяжёлыми танками противника на дистанции 1000 метров. Безвозвратные потери танков происходили в результате боя с тяжёлыми танками противника на дистанции 300–400 метров из засад. От фаустпатронов потерь не было, причинялись мелкие повреждения (каток, балансир, гусеница)».
Удачным был дебют «ИСов» и на других участках фронта. Однако первые успешные бои породили у ряда советских командиров преувеличенное впечатление о возможностях новых танков. В какой-то мере этому способствовало и официальное название частей «ИСов» — «тяжёлые танковые полки прорыва». Между тем, немцы довольно быстро выработали эффективную тактику борьбы с советскими тяжёлыми танками.
«Ввиду того, что ИС-122 имеет прямой большой выстрел пушки, большую начальную скорость снаряда и малую подвижность танка, малую скорострельность пушки и малый боекомплект, использование их как танков прорыва, особенно в лесисто-болотистой местности, невозможно, потому что танки противника, находящиеся в засадах, подпускают их на близкое расстояние и расстреливают в упор, тогда как экипажи наших танков не успевают обнаружить противника. В практике были и другие примеры. В пересечённой местности противник ставит свои танки за обратными скатами высот, зарывает их и маскирует, и когда поднимается на гребень ИС-122, у него сначала появляется надульный тормоз пушки, и по каждому тормозу танки противника уже прицеливаются, а когда появится вся башня танка, тогда они делают выстрел, попадают в маску, в результате выходит артиллерийская система из строя.
Танки ИС-122 необходимо использовать для сопровождения атаки средних танков. В этом случае используется огневая мощь танковой пушки Д-25 и экипажи могут обнаруживать танковые засады противника, тогда когда он открывает огонь по нашим средним танкам, и ИС-122 прицельным огнём с коротких остановок расстреливает их.
Использовать тяжёлые танки при прорыве обороны противника, хотя бы поспешно перешедшего к обороне, в лесисто-болотистой местности, без лёгких и средних танков не целесообразно. При преследовании необходимо боевые порядки танковых частей эшелонировать в глубину, а не применять в линию».
Негативную роль сыграло и желание некоторых командиров «быть сильными везде» — получив долгожданные «ИСы» в качестве усиления, они в считанные дни «раздёргивали» тяжёлые танки для одновременной поддержки как можно большего количества своих частей.
«Целесообразнее полк использовать централизованно, не переподчиняя танковым бригадам, а в худшем случае и танковым батальонам, держать его для прикрытия флангов корпуса и для борьбы с танками противника. Частое переподчинение бригадам не даёт возможности полной сработанности штабов и взаимодействия танков на поле боя».
Стоит понимать, что на войне встречается всякое, в том числе довольно разное отношение командиров к приданным частям усиления. Даже самые ценные из них сегодня есть, а завтра их заберут и передадут кому-то ещё, а задачу придётся выполнять исключительно собственными средствами. Впрочем, и за потери приданных частей собственное командование обычно спрашивали менее сурово.
«Для борьбы с танками и артиллерией противника необходимо больше использовать огонь полевой артиллерии по заявкам и целям, указанным танками. Например, 03.11.1944 командиру 19-й тбр доложили, где стоят противотанковые пушки и танки противника, мешающие продвижению наших танков, и просили его, чтобы он приданной ему артиллерией открыл огонь. Командир 19-й тбр сделать это отказался, ссылаясь на то, что плохие дороги и нет снарядов».
Ещё одним слабым местом при использовании ИС-2 в роли танка прорыва оказались повышенные требования к ведению разведки:
«Использовать танки без разведки нельзя, т.к. ИС-122 малоподвижны и не успевают обнаруживать цели противника. Поэтому необходимо иметь в полку отделение разведчиков, входящее в состав взвода управления, и в период боевых действий непосредственно подчиняющееся помощнику начальника штаба по разведке.
Пехота, как правило, слабо знает противника, обороняющегося перед наступающими частями. Общевойсковая разведка малочисленна и не может дать тех сведений, которые требуются для решения боя.
В танковых же частях (тяжёлых танковых полках и полках самоходной артиллерии), средства и органы разведки совершенно отсутствуют, что влечёт лишние потери боевой материальной части и личного состава».
Как видно, даже в тех случаях, когда взаимодействие удавалось наладить, это ещё не являлось гарантией того, что танкисты смогут получить нужную им информацию или помощь. Не удивительно, что командиры танковых и самоходных частей в итоге пытались добиться принципа «всё своё ношу с собой», настаивая на увеличении числа своих разведчиков, своей мотопехоты и артиллерии, сравнимой с танками по подвижности, и ПВО — вплоть до введения в состав танковых корпусов… собственных истребительных авиачастей!
Помимо прочего, частые переподчинения и попытки использовать «ИСы» в качестве дежурной палочки-выручалочки приводили к ускоренному износу материальной части. При этом далеко не все осознавали, что сравнимые с Т-34 проходимость и подвижность означают, что тяжёлый танк имеет те же возможности по запасу хода, ресурсу деталей и т.д. К тому же, в ходе длительной и напряжённой боевой эксплуатации у новой и местами «сырой» машины неизбежно выявлялись и конструктивные недостатки.
«Проходимость и манёвренность ИСУ-122 и ИС-122 хорошая для данного типа машин. Опытом боевых действий подтверждается, что местность, допускающая проходимость танков Т-34, вполне проходима для ИСУ-122 и для ИС-122. Тяжёлые артсамоходы и танки преодолевают углы подъёма и крены, предусмотренные тактико-техническими данными. На марше танки ИС-122 не уступают эксплуатационным качествам танков Т-34.
Основные неисправности и дефекты:
а) Часто ослабевает крепление болтов ведущего колеса, масло вытекает, и разрушаются подшипники бортовой передачи;
б) недоброкачественная термическая обработка штампованных траков, зубчатого венца и ведущего колеса. После 900–1000 км пробега агрегаты и двигатель танка пригодны для эксплуатации, а гусеничная лента и зубчатка требуют замены;
в) Сервомеханизм поставлен под мотором, и доступ к нему для промывки и смазки невозможен. Во время эксплуатации механизм засыпается грязью, и заедают игольчатые подшипники рычага сервомеханизма. Главный фрикцион не включается, и танки останавливаются на поле боя;
г) Недоброкачественно смонтирован главный фрикцион. Ослабевают и срезаются болты крепления ведущего барабана и турбины вентилятора;
д) Контрольные приборы (манометр, аэротермометр, тахометр и др.) крепятся на жёстких кронштейнах. При ударе снаряда в корпус брони броня остаётся невредима, а контрольные приборы выходят из строя;
е) плохая центровка КПП. От вибрации картер КПП даёт трещины в подшипниках грузового вала, и срываются болты полужёсткого соединения.
Предложения по улучшению конструктивных данных:
а) улучшить монтаж кронштейнов ведущего колеса;
б) улучшить термическую обработку штампованных траков, а лучше всего ставить литые траки, которые себя оправдали;
в) сервомеханизм необходимо закрыть крышкой, а для смазки вывести маслёнку;
г) контрольные приборы ставить на амортизаторах;
д) улучшить центровку КПП и увеличить количество болтов полужёсткого соединения ПМП и главного».
Очень большой список нареканий танкистов относился к условиям работы экипажа. Это было закономерно — как ни старались конструкторы, за размещение в башне танка с рациональными углами наклона брони 122-мм пушки неизбежно пришлось расплатиться внутренней эргономикой. Как и в случае с ИСУ-152, наиболее невезучим оказался механик-водитель — его место было неудобным, с плохим обзором, работа требовала больших физических нагрузок. Хуже всего было то, что при спасении из горящего танка оставалась очень мало шансов.
«В тяжёлых артсамоходах и танках неудобно работать механику-водителю из-за тесноты в отделении управления и плохого обзора через смотровой люк. При воспламенении от огня противника танка ИС-122 экипаж вследствие того, что имеется всего один люк, не успевает выйти, а механик-водитель в большинстве случаев погибает.
Перископы расположены высоко, не на уровне смотрового люка механика-водителя. Смотровой люк механика-водителя, особенно в последних выпусках танка, на пересечённой местности даёт большое мёртвое пространство, что затрудняет управление машиной.
По ИС-122:
а) наличие одного люка затрудняет посадку и высадку экипажа;
б) очень затруднён доступ к местам регулировки, особенно к сервомеханизму;
в) тяжело производить поворот башни вручную;
г) раздельный снаряд создаёт неудобство в заряжании».
Все отмеченные выше недостатки, разумеется, никак не отменяли главного — тяжёлый танк ИС-2 с момента своего появления и до конца войны стал одним из лучших, если не самым лучшим тяжёлым танком в мире, и при умелом применении действовал очень эффективно. Если замечания по конструкции отправлялись в тыл, и на их устранение требовалось время, то на факты неправильного использования новой техники командование на фронте реагировало сразу.
Например, на 1-м Украинском фронте уже в мае 1944 года появились «Указания по боевому использованию танковых полков ИС-122 и самоходных артиллерийских полков ИС-152» за подписью лично маршала Г.К. Жукова. В тексте указывались типовые задачи и методы применения тяжёлой техники, а также приводились примеры «неумелого использования ИС и ИСУ, приводившего к бесцельным потерям этих машин». Этот краткий документ дополнялся более подробной инструкцией под названием «Указания по боевому использованию танковых полков ИС-122 и самоходных артиллерийских полков ИСУ-152», составленной командующим БТ и МВ 1-го Украинского фронта генерал-лейтенантом танковых войск Н.А. Новиковым, начинавшейся следующими словами:
«Боевое применение танковых полков ИС-122 и самоходных артиллерийских полков ИСУ-152 в основе танковых и механизированных соединений даёт большой боевой эффект, что подтверждается боевыми действиями этих полков в составе 1-го Украинского фронта».
Как показал дальнейших ход войны, танки ИС-2 в составе как 1-го Украинского, так и других фронтов продолжили давать «большой боевой эффект» до Победы.
Комментарии к данной статье отключены.