Фракийцы были одним из первых варварских народов, с которым пришлось столкнуться грекам на самом раннем этапе их истории. Образ рослых и воинственных, жадных до вина и чувственных наслаждений дикарей, облачённых в длинные плащи и лисьи шапки, оказал сильнейшее влияние на греческие представления о варварах. Однако, как и другие стереотипы, этот образ на поверку не выдерживает критики. В действительности правители царства одрисов были амбициозными и умелыми политиками, а фракийский фактор играл важную роль в греческой истории V–IV веков до н.э.
Фракия
В древности Фракией называли обширную территорию в северо-восточной части Балканского полуострова. Её пределы простирались на севере до Карпатских гор, на востоке и юге — до побережья Чёрного и Эгейского морей, а на юго-западе — до границ с Македонией и Иллирией по реке Аксий (современный Вардар). Территория Фракии была покрыта густым лесом и горами, разделявшими её на несколько изолированных территорий. Населяли эти земли многочисленные воинственные племена, говорившие на собственном языке индоевропейского происхождения. Родственные им народы проживали в северо-западной части Малой Азии.
Относительно происхождения фракийцев большинство исследователей склоняется к тому, что они стали результатом смешения автохтонных народов и явившихся позже индоевропейцев, которые в III–II тысячелетиях до н.э. несколькими волнами проникали за Дунай из Причерноморских степей. Греки считали прародителем фракийцев бога Ареса, от которого те унаследовали силу и воинственность. Фракийцы имели репутацию опытных бойцов, закалённых в непрерывных войнах, которые они постоянно вели друг против друга и против соседей. Античные авторы описывали фракийцев как высоких, очень сильных людей с рыжеватыми волосами и голубыми глазами.
Первые контакты греков с Фракией установились ещё в Бронзовом веке. В греческих мифах упоминаются фракийские цари Тирей и Диомед. Последний, в частности, владел конями-людоедами, которых у него похитил Геракл. В «Илиаде» фракийцы названы среди других троянских союзников. Фракийский царь Рес явился под Трою на помощь Приаму, облачённый в золотой доспех и верхом на колеснице, запряжённой чудесными конями, однако пал здесь от руки греческого героя Диомеда. В «Одиссее» говорится о нападении на фракийцев-киконов и разрушении их главного города Исмара, которое совершили греки на обратном пути из-под стен Трои.
Настоящее же знакомство с Фракией и её обитателями относится к эпохе Великой греческой колонизации VIII–VI веков до н.э. В это время греки основали около 30 колоний на островах северной части Эгеиды, на полуострове Херсонес Фракийский, вокруг Мраморного моря и в области проливов, а также в эгейской части Фракии и на западном берегу Чёрного моря. Взаимоотношения местного населения и пришельцев редко бывали добрососедскими. Фракийцы постоянно совершали грабительские набеги на их поселения и нередко промышляли пиратством в прибрежных водах.
Под властью персов
В 512 году до н.э. персидский царь Дарий I решил отправиться в поход против причерноморских скифов. По его приказу греческий инженер Мандрокл в самом узком месте Босфора соорудил мост из судов. Огромная персидская армия переправилась по нему на европейское побережье и через Фракию двинулась на север к Дунаю. Большинство фракийских племён, через земли которых шли персы, подчинилось им без боя — за исключением гетов, которых пришлось усмирять силой. На обратном пути Дарий оставил во Фракии полководца Мегабаза с большим войском, и тот покорил приморскую часть страны и захватил греческий город Перинф. Племя пеонов, живших в долине Аксия, персы в наказание за сопротивление переселили в Азию.
Готовясь к походу против Греции, военачальник Мардоний в 492 году до н.э. с большой армией переправился через Геллеспонт и в сопровождении флота из 300 кораблей двинулся вдоль побережья на юг. По пути он создавал опорные пункты с гарнизонами и запасами продовольствия. Когда персидский флот огибал полуостров Халкидику, на море разразилась страшная буря, разметавшая корабли. Ночью на лагерь войска напали фракийцы-бриги, которые перебили многих персов. После этой неудачи Мардоний решил вернуться в Азию.
В надписи на могиле Дария I в Накше-Рустаме, сделанной около 486 года до н.э., среди других персидских сатрапий, входивших в состав державы Ахеменидов, упоминается Скудра. По мысли историков, это название обозначало подчинённые царю земли Эгейской части Фракии и Македонии. Геродот указывает, что персы взимали дань не только со своих азиатских подданных, но и с народов Европы, живших к северу от греков-фессалийцев. У современных историков нет других сведений об административных центрах этих территорий.
Персидская власть здесь преимущественно основывалась на военных гарнизонах, наиболее важными из которых являлись Дориск в устье реки Гебр и Эйон в устье реки Стримон. Во время похода Ксеркса на Грецию в 480 году до н.э. фракийцы и македоняне в качестве подданных царя должны были выставить ему в помощь свои отряды. Однако после поражения и гибели Мардония в битве при Платеях в 479 году до н.э. персидский плацдарм в Европе оказался обречён. В следующем году греки захватили Сест и Византий, отрезав персидские гарнизоны от Азии. После долгой осады в 477 году до н.э. афиняне взяли Эйон — это удалось сделать лишь после того, как у его защитников кончились запасы продовольствия. Последний оплот персов в Европе — Дориск — начальник его гарнизона Маскам удерживал до 465 года до н.э.
Афиняне после 478 года до н.э. прилагали немалые усилия, чтобы утвердиться в Эгейской части Фракии. С этой целью в 476 году до н.э. афинянин Ликург вывел колонию в ранее захваченный у персов Эйон, однако вскоре фракийцы перебили всех колонистов. В том же году Кимон включил в Афинский морской союз греческие города на полуострове Херсонес Фракийский, вокруг Мраморного моря и в Троаде. В 466 году до н.э. афиняне потребовали у Фасоса, владевшего богатыми рудниками на лежащем против острова фракийском побережье, предоставить им долю в своих торговых и экономических предприятиях. Получив отказ, они разбили на море флот фасосцев и приступили к осаде острова. Одновременно афиняне послали 10 000 колонистов во Фракию к устью Стримона, и те основали колонию в местности, называвшейся Девять путей. Жившие здесь фракийцы встретили пришельцев недоброжелательно. Началась война, в ходе которой в 465 году до н.э. колонисты попали во фракийскую засаду у Драбеска и все погибли. Только в 437 году до н.э. афинские колонисты под предводительством Гагнона изгнали фракийцев и вновь основали здесь город Амфиполь.
Одрисское царство
Хотя персидское присутствие во Фракии оказалось недолгим, оно, вероятно, послужило важным стимулом для становления государственности у фракийцев. После отступления персов образовался вакуум власти, который попыталось заполнить Одрисское царство, появление которого относится к 480–460 годам до н.э. Ядром принадлежавшей одрисам территории являлась плодородная долина реки Гебр и его притока Атриска в восточной и юго-восточной части Фракии.
Знаковой фигурой стал царь Терес (около 475–445 год до н.э.), который прожил долгую жизнь и постоянно совершал походы во всех направлениях. В конечном счёте ему удалось подчинить своей власти огромную территорию от устья Дуная до побережья Чёрного и Эгейского морей. Дань одрисам должны были платить греческие города Аполлония, Мессембрия и Абдеры. Терес завязал также отношения со скифами, кочевавшими в землях к северу от Дуная, и отдал за их царя Ариапеита свою дочь. Погиб Терес в 445 году до н.э. во время похода против трибаллов, живших между Дунаем и Родопскими горами.
Преемником стал его сын Спарадок (448–440 годы до н. э.), которого после нескольких лет правления сверг брат Ситалк (431–424 годы до н.э.). Спарадок бежал и нашёл убежище у кочевых скифов. Вскоре скифский царь Скил также оказался свергнут с престола своим братом Октамасадом и бежал под защиту Ситалка. Этот Октамасад был сыном дочери Тереса и приходился Ситалку племянником. Как рассказывает Геродот, когда фракийское и скифское войска встретились на Дунае, Ситалк, прежде чем вступить в сражение, направил царю скифов следующее послание:
«Зачем нам нападать друг на друга: ведь ты сын моей сестры, а у тебя в руках находится мой брат. Отдай мне его, а я выдам тебе твоего Скила, но не будем подвергать взаимной опасности наши войска!».
На том и порешили. Октамасад велел тотчас отрубить Скилу голову, а Ситалк, получив брата, удалился с ним в глубину своего царства.
Другие греческие авторы рассказывают о войнах, которые Ситалк успешно вёл против племен гетов, трибаллов и тинов. Одрисское царство в его правление достигло максимальных размеров и могущества. Согласно Фукидиду, по доходам и общему благосостоянию с ним не могло сравниться ни одно из государств Европы, лежащих между Ионическим морем и Эвксинским, и только скифам одрисы уступали в военной мощи и численности войска.
Афиняне в 431 году до н.э. заключили с одрисами договор о дружбе. Ситалк при этом взял в жёны сестру афинского проксена Нимфодора Абдерского, а его сын Садок получил права афинского гражданства. Вскоре к его двору прибыла спартанская делегация с предложением аналогичного союза, но Ситалк арестовал послов и в цепях выдал афинянам.
В 429 году до н.э. Ситалк по просьбе афинян вторгся в Македонию, царь которой Пердикка II тайно оказывал содействие поднявшим против них восстание городам на Халкидике. Во главе 150-тысячного войска, набранного из всех подчинённых ему племён, Ситалк на протяжении 30 дней безнаказанно грабил нижнюю часть страны. Пердикка избегал сражения и отсиживался за стенами городов, осаждать которые фракийцы не умели. Удовлетворившись разорением страны, Ситалк повёл свою армию на Халкидику. Здесь он ещё восемь дней ожидал прибытия афинской эскадры. Корабли не пришли, и фракийцы с богатой добычей вернулись домой.
В 424 году до н.э. Ситалк погиб во время очередного похода на трибаллов. В том же году спартанец Брасид отбил у афинян Амфиполь.
Период столкновений и междоусобиц
Преемником Ситалка стал его племянник Севт I (424–410 годы до н.э.), который продолжил дружественную Афинам политику. Эта дружба сопровождалась практикой использования наёмных фракийских легковооружённых воинов пельтастов в сражениях Пелопоннесской войны. Привыкшие действовать в разомкнутом строю и на пересечённой местности, пельтасты неизменно доказывали свою высокую эффективность в сравнении с тяжёлой и неповоротливой гоплитской фалангой.
К концу войны афиняне утратили значительную часть своего политического влияния в северной части Эгеиды. В 411 году до н.э. Севт I нанял большое войско гетов, с которыми пытался захватить греческие города на Херсонесе Фракийском, но не преуспел. Годом позже он умер от тяжёлой болезни. После этого царство досталось его сыну Амадоку I (408–389 годы до н.э.), который сохранял верность союзу с Афинами и поддерживал дружественные отношения с Алкивиадом. Былое могущество одрисов в это время постепенно стало клониться к упадку под натиском соседей.
Одним из проявлений кризиса в царстве одрисов стало усиление распрей внутри правящей династии. Родственником Амадока I — возможно, его племянником — был Севт II (405–385 годы до н.э.), сын его соправителя Месада. Он воспитывался при дворе Амадока, а затем правил в собственных владениях в Эгейской части Фракии. В 400 году до н.э. Севт подрядил греческих наёмников Ксенофонта, чтобы расширить свои владения за счёт соседнего правителя Тереса. Однако средства его были ограничены, и солдаты покинули нанимателя уже через два месяца. Отношения между Амадоком и Севтом постепенно ухудшались, пока дело не дошло до открытого конфликта. Лишь в 390 году до н.э. при посредничестве афинянина Фрасибула они примирились.
Вскоре после этого Амадок умер. Его преемником стал Гебризельм (387–383 годы до н.э.), который, как и его предшественник, старался заручиться дружбой Афин и их поддержкой в борьбе против Севта. Афиняне отстранились от непосредственного участия в конфликте, но Гебризельм сумел своими силами одержать победу и изгнать противника из его владений. Перед самой смертью Севту удалось вновь вернуть себе власть с помощью афинского военачальника Ификрата. Наследовал ему сын Котис I (384–359 годы до н.э.).
Правление Котиса
Котис был одной из самых ярких и неоднозначных фигур на троне одрисов. Своё правление он начал, подстроив в 383 году до н.э. убийство царя Гебризельма. Большим подспорьем для него была дружба с Ификратом, которого он даже женил на своей дочери. Ификрат не только помог Котису удержаться у власти, но и в 382 году до н.э. наладил его отношения с Афинами, нуждавшимися в это время в поддержке, чтобы обеспечить своё влияние на севере Эгеиды. Одновременно Котис завязал дружбу с македонским царём Аминтой III. Приблизительно в 382–379 годах до н.э. Ификрат во главе армии наёмников помог Аминте вернуть македонские территории, некогда захваченные могущественным Олинфом. Другим союзником Котиса стал царь трибаллов Гал, которому в 376–375 годах до н.э. царь оказал содействие при попытке подчинить Абдеры. От гибели абдеритов спас афинский стратег Хабрий, и город в конце концов вошёл в состав Афинского морского союза. Поскольку ходили слухи, что Котис на самом деле действовал в согласии с афинянами, Гал в 375 году до н.э. разорвал с ним дружбу, и в дальнейшем трибаллы и одрисы считались врагами.
Главной целью Котиса стала имевшая стратегическое значение область Черноморских проливов. В 371 году до н.э. он под надуманным предлогом развязал войну против Перинфа, однако потерпел поражение от нанятого горожанами афинского полководца Тимофея. Новая возможность представилась ему в 367 году до н.э., когда полуостров Херсонес Фракийский захватил мятежный сатрап Фригии Ариобарзан. Надеясь получить Херсонес и проливы в своё распоряжение, афиняне заключили союз с Ариобарзаном, а Котис тем временем примкнул к противоположной партии. В 365 году до н.э. он при поддержке лидийского сатрапа Автофрадата и карийского правителя Мавсола напал на Херсонес, однако был снова отбит Тимофеем. В 363 году до н.э. Котис предпринял новую попытку: его военачальник Мильтокит покорил весь полуостров, кроме Сеста. В 362 году до н.э. Мильтокит неожиданно перешёл на сторону врагов Котиса. Из Афин ему на помощь прибыл Харидем, но Ификрат убедил его перейти на службу к Котису. В 361 году до н.э. Харидему удалось захватить и казнить Мильтокита, а затем помирить Котиса и афинян.
В 360 году до н.э. Харидем вернулся в Афины и был избран стратегом. Отправившись с кораблями на Херсонес, он вновь перешёл на службу Котису и передал ему полуостров. За это Котис отдал Харидему в жёны свою дочь. Однако радость по поводу Херсонеса оказалась недолговременной, поскольку в 359 году до н.э. Котиса убили двое его бывших приближённых — уроженцы Эйона, которым обманом удалось проникнуть во дворец. Убийцы бежали в Афины, где их встретили как героев, щедро наградили и наделили гражданскими правами.
Конец Одрисского царства
После смерти Котиса Харидем возвёл на царский престол его сына Керсоблепта (359–341 годы до н.э.), которым он управлял, как марионеткой. Командуя царскими войсками, Харидем сражался с афинянами за Херсонес, одержал победу и сумел навязать афинскому военачальнику Кефисодоту выгодные для себя условия мира. Афиняне отвергли условия этого договора как позорные, отозвали Кефисодота, подвергнув его при этом крупному штрафу, и отправили на Херсонес другого военачальника — Хареса, который вернул афинянам контроль над всем полуостровом. В 357 году до н.э. Харидему пришлось согласиться на заключение мирного соглашения, санкционировавшего передачу Херсонеса афинянам.
По условиям соглашения царство Котиса было разделено между тремя претендентами: Керсоблепту досталась восточная его часть, его брат Берисад (359–356 годы до н.э.) должен был править в западной до самой границы с Македонией, а Амадок II (359–351 годы до н. э.) получил Центральную Фракию. Все трое принесли клятву, обязуясь оказать Афинам военную поддержку в случае восстания их союзников. Харидем, творец этого договора, получил амнистию и возможность вновь вернуться в Афины.
В 357–356 годах до н.э. македонский царь Филипп II воспользовался вовлечением Афин в Союзническую войну и захватил Амфиполь. У наследника умершего тем временем Берисада, его сына Кетрипора (356–351 годы до н. э.), он отобрал Кениды, которые переименовал в свою честь в Филиппы. Обиженный Кетрипор вступил в антимакедонский союз с пеонийским династом Липеем и иллирийским Грабом. Филипп, однако, победил союзников, разгромив их одного за другим. Кетрипор удержался на троне, но вынужден был признать свою зависимость от Македонии. После его смерти Филипп аннексировал западную часть Фракии.
Тем временем Керсоблепт заключил союз с Афинами против своего брата Амадока. Последний обратился за помощью к Филиппу. В 351 году до н.э. македонский царь напал на Керсоблепта, нанёс ему поражение, осадил в укреплённой резиденции и отступил только после того, как получил его сына в заложники. Примерно в то же время Филипп низложил Амадока в пользу его сына Тереса II (351–341 годы до н.э.). В 347 году до н.э. Керсоблепт вновь обратился к Афинам за помощью и тем самым спровоцировал вторжение македонского военачальника Антипатра. После серии новых македонских вторжений в 342–340 годах до н.э. Керсоблепт и Терес были низложены, а их владения аннексированы. Для контроля над покорённой территорией Филипп основал в долине Гебра македонские военные колонии Филиппополь и Кабила.
Таким образом, царство одрисов перестало существовать, а значительная часть Фракии оказалась под македонской властью. После смерти Филиппа в 336 году до н.э. трибаллы и их союзники геты подняли восстание, но их усмирил Александр. В 331 году до н.э. македонский наместник Мемнон, сблизившись с фракийскими вождями, задумал отложиться от Александра, но был побеждён его военачальником Антипатром. После того, как его преемник Зопирион в 325 году до н.э. погиб во время похода против скифов, один из потомков правящей династии одрисов провозгласил себя царём Севтом III (325–300 годы до н. э.). Собрав 8000 всадников и 20 000 пехотинцев, он в 322 году до н.э. сражался против македонского наместника Лисимаха, однако без определённого результата. Вероятно, обе стороны достигли соглашения, в результате которого Севт удовлетворился властью над внутренними районами страны, а Лисимах правил в прибрежной части Фракии. Около 320 года до н.э. Севт построил свою резиденцию в Севтополе (близ Казанлыка в Болгарии), которую он в подражание македонской практике назвал в свою честь. В 313 году до н.э. Севт поднял новое восстание, однако снова не добился успеха. Сведения о нём пропадают из источников, однако продолжавшиеся монетные выпуски говорят о том, что он правил вплоть до 300 года до н.э.
Литература:
- Хаммонд, Н. История Древней Греции. — М., 2008.
- Уортингтон, Й. Филипп Македонский. — М.–СПб, 2014.
- Златковская, Т.Д. Возникновение государства у фракийцев VII–V вв. до н.э. — М.: Наука, 1971.
- Блаватская, Т.Б. Западно–понтийские города в VII–I вв. до н.э. — М.: Изд–во АН СССР, 1952.
- Попов, Д. Древна Тракия. История и культура. — София, 2009.
- Гусева, М.И. Борьба фракийских племен против македонского владычества в конце IV и начале III вв. до н.э. // Учёные записки Ивановского педагогического института. — 1957. — Т. XI.
- Анисимов, К.А. Внешняя политика фракийского царя Котиса I // Классическая и византийская традиция. 2017: сборник материалов ХI научной конференции. — Белгород, 2017. — С. 31–37.
Комментарии к данной статье отключены.