Рассмотрение системы подготовки летного состава советских ВВС в межвоенное время представляет большой интерес для понимания причин тех неудач, которые преследовали авиаторов в первые годы Великой Отечественной войны, ведь костяк ВВС РККА составляли именно летчики, прошедшие обучение уже в советских училищах. Однако стоит отметить, что в своем развитии система подготовки прошла два этапа: 1918–1937 гг. и 1937–1940 гг. О первом из них и пойдет речь в предлагаемой статье
С момента образования Рабоче-крестьянского Красного воздушного флота в 1918 году новая структура унаследовала старую царскую систему комплектования авиационных школ так называемым переменным составом. Так, основным источником комплектования авиационных школ учлетами (учениками-летчиками) являлись молодые командиры, направляемые на обучение из строевых частей воздушного флота, а также из других родов войск: пехоты, кавалерии и артиллерии. Нельзя сказать, что здесь не было заложено рациональное зерно: в ходе обучения не надо было давать специальную военную подготовку, так как абитуриенты уже имели военное образование и опыт работы в командных должностях.
Однако с появлением современной авиационной техники обучение летчиков-истребителей все в большей степени начинало предъявлять специфические требования к кандидатам, приступавшим к летному обучению. Поэтому для уменьшения брака в среде выпускников командованием ВВС РККА предпринимались некоторые меры. Так, на базе Московской авиационной школы была организована психофизическая лаборатория для исследований индивидуальных качеств летчиков в интересах профессионального отбора лиц, пригодных к летной работе. Одновременно была создана Центральная психофизиологическая лаборатория (ЦПФЛ) по изучению военной авиационной службы. Возглавил ее видный врач Н. М. Добротворский, который по совместительству исполнял должность инспектора медицинской службы при главном управлении военно-воздушных сил РККА.
Единые требования к состоянию здоровья летного состава истребительной авиации регулярно уточнялись и отражались в соответствующих приказах. В частности, в приказе по ВВС № 49 от 1928 года впервые определялась дифференциация медицинских требований к различным специальностям в авиации.
Тем не менее, все острее ощущалась необходимость привлечения к летному обучению абитуриентов более раннего возраста и их предварительной профессиональной ориентации в авиационном деле. Эту задачу успешно выполнял Осоавиахим – общественно-спортивная организация, объединявшая молодежь страны. Через него было налажено комплектование летных школ абитуриентами, привлеченными из среды невоенной рабочей молодежи.
В 30-е годы вместе с ужесточением отбора кандидатов в летные школы назрела необходимость совершенствования методики летного обучения. Для обеспечения этого процесса пришлось заново создавать кадр инструкторского состава, сменившего летчиков-инструкторов старой выучки, и кардинально перерабатывать программы летной подготовки. Была даже создана специальная школа летчиков-инструкторов, что дало первые положительные результаты. В августе 1933 года была утверждена разработанная Управлением ВВС «Система подготовки летно-технических кадров». Она устанавливала единые учебные планы и программы, единые сроки приема и выпуска курсантов. А уже в следующем году был создан первый единый для ВВС свод законов летного обучения – «Курс учебно-летной подготовки» (КУЛП-34). Учебный план стал законом, его содержание согласовывалось со специалистами из строевых частей, а впоследствии стало корректироваться боевым опытом, получаемым в локальных войнах и вооруженных конфликтах межвоенного периода.
Данное обстоятельство, а также совершенствование самолетного парка вызвали дифференциацию летного обучения, адаптированного к сложившимся в рассматриваемое время родам авиации. При этом не стоит забывать, что главными родами, требовавшими дифференциации, в это время были истребительная и бомбардировочная авиация. Осуществление регулярных выпусков авиационных специалистов разных профилей позволило к концу 30-х годов на 90% обновить личный состав ВВС. При этом явно повышалась профессиональная выучка летчиков-истребителей, что сказалось на улучшении боеготовности авиационных частей. Таким образом, дифференциация летного обучения была очевидным и правильным направлением, но осуществить ее в короткие сроки по многим причинам не представлялось возможным.
Как известно, в период технической реконструкции сеть военно-авиационных учебных заведений была существенно расширена, улучшено ее материально-техническое обеспечение. В 1938 года система военно-учебных заведений ВВС насчитывала 24 учебных заведения, в числе которых было 18 летных. Более половины из них специализировались преимущественно на подготовке летчиков-истребителей.
Новые школы для подготовки летчиков были открыты в Энгельсе, Сталинграде, Таганроге, Кировобаде и Чугуеве. Одновременно были расширены старые школы, что значительно увеличило их емкость и пропускную способность. Если в 1931 году в авиационных вузах обучалось 6316 учлетов, то в 1937 г. – 22 707. Сложившаяся система позволила укомплектовать в конце 30-х годов все должности, имевшиеся в ВВС Красной армии. Однако предвоенное развертывание ВВС, сопровождавшееся интенсивным формированием новых авиационных частей различных родов авиации, вновь обострило проблему кадров в начале 40-х годов.
Совершенствовалась техническая оснащенность летных вузов. В 1935 году они имели 3007 учебных и учебно-тренировочных машин. Как положительный факт, повлиявший на организацию летного обучения, следует отметить то, что первоначальное обучение летчиков осуществлялось на едином для авиационных школ и аэроклубов Осоавиахима самолете. Вначале это был учебный биплан У-2, на котором приобщились к полетам летчики всех родов авиации, принявшие участие в Великой Отечественной войне. Во второй половине 30-х годов в военно-учебные заведения ВВС стал поступать более сложный и требующий особого внимания учебно-тренировочный моноплан УТ-2. К концу 30-х годов авиационные заводы уже выпускали его модификации, а также учебно-тренировочные самолеты с двойным управлением, созданные на базе боевых машин – так называемые «спарки» УТ-3, УТ-4. Учебно-тренировочные самолеты являлись переходными от учебных к более строгим и требующим особого внимания боевым. Однако освоение их шло безболезненно: этому способствовали широко распространившееся создание в авиашколах специализированных классов, лабораторий, мастерских, а также наглядные пособия и тренажеры, позволявшие на земле отрабатывать различные элементы полета, обеспечивая экономию учебного времени и материальных средств. В 1937 г. была утверждена новая система подготовки летчиков различных родов авиации.
Комментарии к данной статье отключены.