Летом 1943 года главком ВМФ СССР адмирал флота Н.Г. Кузнецов обратился лично к Сталину с предложением об учреждении специальных орденов для награждения командного состава флота. Причина была проста — ранее учреждённые «сухопутные» ордена Суворова, Кутузова и Александра Невского не пользовались популярностью как у флотского командования, так и у личного состава, а потому иной заслуженный командир подводной лодки или эскадрильи морских истребителей имел на груди однообразный «иконостас» орденов Красного Знамени. Предложение адмирала нашло отклик почти через год, когда 3 марта 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР были учреждены ордена Ушакова и Нахимова — аналоги орденов Суворова и Кутузова, каждый в двух степенях.
Не были забыты и краснофлотцы с мичманами — одновременно учреждались аналогичные «армейским» медалям «За отвагу» и «За боевые заслуги» специальные флотские медали Ушакова и Нахимова, которые полагалось вручать за личное мужество. Допускалось награждение и командного состава, но такие случаи были большой редкостью и чаще всего свидетельствовали об уважении матросов, с которыми командир сражался бок о бок. Впоследствии именно по инициативе «снизу» командиры и удостаивались матросских медалей. Несомненно, медали Ушакова и Нахимова оказались одними из самых необычных, красивых и редких советских наград.
Медаль Ушакова чеканилась из серебра 925 пробы и имела форму круга диаметром 36 мм. На лицевой стороне помещался рельефный погрудный портрет адмирала Ф.Ф. Ушакова, обрамленный по кругу маленькими выпуклыми точками. В верхней части медали вдоль выпуклого бортика имелась надпись «Адмирал Ушаков», слова в которых разделялись маленькой пятиконечной звездой, а в нижней части помещались две лавровые ветви, перевитые лентой. На реверсе медали припаивался накладной серебряный якорь высотой 49 мм, кольцо которого одновременно служило для крепления через промежуточное звено медали к колодке. Также на реверсе выбивался или гравировался порядковый номер награды. Медаль Ушакова носилась на пятиугольной колодке, обтянутой голубой шелковой лентой шириной 24 мм, по краям которой шли тонкие белые и голубые полоски шириной 2 и 1,5 мм соответственно. Кроме якоря, уникальной отличительной чертой медали стала декоративная серебряная V-образная цепочка, которая в трёх точках крепилась к колодке и ушку медали.
Медаль Нахимова выглядела более скромно, но не менее элегантно. Она чеканилась из светлой бронзы и имела форму круга диаметром 36 мм. На лицевой стороне располагался рельефный портрет адмирала П.С. Нахимова в профиль, обращенный влево. В верхней части медали вдоль выпуклого бортика, обрамлённого точками, имелась надпись «Адмирал Нахимов», а в нижней части помещались две лавровые ветви с наложенной на них пятиконечной звездой с гранеными лучами. На реверсе медали помещалось выпуклое изображение трехмачтового парусного корабля, окаймленное кольцом из троса и наложенное на два скрещенных якоря. Круг с парусным кораблем и якоря обрамлялись якорной цепью, проходящей через проушины якорей. По краю медали размещались выпуклые точки, аналогичные размещённым на аверсе. Медаль при помощи припаянного ушка и промежуточного кольца носилась на пятиугольной колодке, обтянутой голубой шелковой лентой шириной 24 мм, по центру которой шли три тонкие белые полоски шириной 3 мм с голубыми просветами между ними шириной 2 мм. Из-за плотной композиции на реверсе медаль Нахимова стала единственной в СССР, номер которой проставлялся на ребре медали.
Медали Ушакова и Нахимова оказались самыми редкими советскими медалями времен Великой Отечественной войны — за 1944–1945 гг. было вручено около 14 000 и 12 000 медалей соответственно, а с учётом послевоенных награждений эти числа достигли 16 000 и 14 000 соответственно. Вручались советские «морские» медали и матросам союзных флотов. После распада СССР медаль Ушакова сохранилась в российской наградной системе, причём по причине отсутствия ярко выраженной советской символики её вид фактически не изменился. Увы, медаль Нахимова не восстанавливалась.
Повторные награждения медалями Ушакова и Нахимова были очень редки, так же мало было число матросов и старшин, удостоенных обеих медалей. К примеру, среди кавалеров медалей Ушакова и Нахимова оказался воспитанник бригады торпедных катеров Северного флота 13-летний Ваня Макаров. Подросток со знаменитыми «морскими» именем и фамилией отличился в составе экипажа катера ТКА-240. Наравне со взрослыми он выходил в ночные поиски, участвовал в высадках десантов и потоплении вражеского транспорта — подносил боеприпасы, перевязывал раненых, действовал как связной. Сначала приказом командира бригады торпедных катеров СФ от 6 ноября 1944 года Иван Васильевич Макаров был награждён медалью Ушакова, а 15 декабря 1944 года за ней последовала и медаль Нахимова.
Комментарии к данной статье отключены.