О советских ядерных поездах после развала СССР было написано много. Некогда строгий секрет – «поезд номер ноль» – сегодня можно увидеть в музее как памятник военной мощи почившей империи. А как обстояли дела с этим у противников? В США проект ядерного поезда прошёл испытания в 1990 году, но к этому времени Холодная война уже завершилась, и в подобном оружии отпала необходимость. Или нет?
Машинист с навыками морпеха
Если бы вы демобилизовались из американской армии в 50-х годах и искали работу, то вполне могли наткнуться на объявление о работе, на первый взгляд, типичное для дальнобойщиков. «Три недели в месяц в дороге, по территории 48 штатов. Риски включают плохую погоду, круглосуточные поездки и потенциально неблагоприятные условия окружающей среды». Вроде ничего необычного, если бы не мелкий шрифт. «Кандидаты должны иметь опыт обеспечения безопасности в зонах повышенного риска и противостояния вооружённому противнику».
Но самую важную подробность сообщали уже при непосредственном трудоустройстве – путешествовать по территории 48 штатов предстояло на поезде, полном… ядерного оружия. Уверенности в себе кандидатам должны были придавать бронированный вагон с бойницами и стрелковое оружие.
Для перевозки ядерных боеголовок правительство США заключило договор «Nuclear Materials Couriers». Начиная с 1950-х, этой команде федеральных агентов, большая часть которых была экс-военными, необходимо было переправить большее 6000 ядерных боеголовок, а также радиоактивных материалов и компонентов ядерного оружия практически через всю территорию США. Дело в том, что американские ядерные объекты были раскиданы по всей территории США, занимая площадь примерно в 1 миллион гектаров федеральной земли. Это был настоящий лабиринт сооружений, размещение которых журнал «Bulletin of the Atomic Scientists» характеризовал как «сильно разрозненное, фрагментированное, с несколькими необязательными правилами».
Некоторые площадки предназначались для сборки, другие для действующего ядерного оружия, выпуска химических компонентов или механических частей. На практике это означало, что компоненты ядерного оружия приходилось перевозить довольно много и часто.
«Белый поезд»
С тех пор, как США создали ядерное оружие, возник вопрос, как его безопасно перевозить по территории страны? С 1950 по 1980 годы большие надежды в этом плане возлагались на железнодорожный транспорт, так называемые «белые поезда».
«Белые поезда» почти ничем не отличались от обычных, за исключением пары деталей. Они включали несколько тяжелобронированных вагонов, находящихся между двумя специальными вагонами, оснащёнными выдающимися башнями с бойницами. Через них охрана поезда могла вести наблюдение и, при необходимости, стрелять.
На языке Министерства энергетики США такие составы обозначались как «безопасные, надёжные железнодорожные вагоны» («safe, secure railcars») или SSRs. Они могли защитить груз даже при серьёзной аварии или пожаре.
Передвигались такие поезда не быстро – их максимальная скорость составляла 35 миль (56 км) в час. Так что поездки для членов экипажа этого поезда через всю страну были продолжительными. Один из таких маршрутов – доставка ядерного оружия из Техаса на военно-морскую верфь Пьюджет-Саунд (штат Вашингтон) для подводных лодок. Другой частый маршрут – из Техаса в Чарльстон, Северная Каролина, где располагалась база подводных лодок, готовых к выполнению миссии в Атлантике.
Но все маршруты «белых поездов» замыкались на одну точку – завод по сборке ядерного оружия Pantex Plant в городе Амарилло (штат Техас). Огромный, похожий на лабиринт, комплекс с дюжиной зданий, раскиданных на территории 4 000 гектаров. Предприятие функционирует и по сей день.
В 1982 году газета Washington Post так описывала это предприятие:
«В 1941 году во время Второй мировой войны здесь была построена база для хранения боеприпасов. В 1951 году объект был отремонтирован и перепрофилирован – Холодная война дала ему новую роль. Внутри бункеров типа Gravel Gertie, способных сдержать мощный взрыв и радиацию, подрабатывали местные фермеры, собирали ядерные боеголовки для ракет Trident молодые молчаливые механики, а также аккуратно разбирали старое оружие».
На Pantex Plant поступали уран и плутоний со всей стран. Сборка производилась в специальных экранированных ячейках. Сборщики, одетые в синие комбинезоны, толстые перчатки и защитную обувь с резиновыми подошвами, работали парами. Каждый день сюда приезжали трейлеры и составы: с плутонием – из Джорджии и Вашингтона, с исполнительными системами подрыва – из Колорадо, ураном – из Теннеси, нейтронными генераторами – из Флориды.
Обратно из комплекса выезжали «белые поезда» с готовым ядерным оружием. Эти составы безупречно проработали почти 30 лет. Сейчас же их можно увидеть только на свалке или в музее. Почему США отказались от «белых поездов», которые многие эксперты времён Холодной войны считали самым безопасным транспортом для перевозки опасных оружейных материалов?
Размышляя о немыслимом
Опасения насчёт ядерной войны стойко витали в американском обществе на рубеже 80-х годов прошлого века и увеличивались вместе со списком городов, вовлечённых в ядерную программу. Американцы начали все чаще выражать опасения, зачастую оправданные, по поводу тайной перевозки ядерных материалов рядом с жилыми зонами.
Президент Рейган тоже не пытался успокоить нацию, скорее, наоборот – в четыре раза увеличил военные расходы и допустил использование ядерного оружия против СССР, если возникнет необходимость. А в марте 1982 года журнал Time опубликовал обложку с изображением вздымающегося красного грибовидного облака и подписью: «Размышляя о немыслимом».
Одним из американцев, думающих о «немыслимом», был Джим Дуглас, католический священник, связанный с группой сопротивления ядерному оружию под названием Ground Zero Center for Nonviolent Action. В 1981 году Дуглас купил в штате Вашингтон дом с видом на военно-морскую базу подводных лодок Бангор на побережье Пьюджет-Саунд. Из окна дома Дуглас и его жена часто наблюдали одну картину: как белый поезд въезжает, а затем покидает хорошо защищённый объект.
Вскоре наблюдение за «белыми поездами» сторонниками Ground Zero Cente было поставлено на поток. На пути поездов организовывались ненасильственные протесты, молитвы, о прибытии составов с ядерным оружием сообщалось в местные газеты. «Охота» за «белыми поездами» охватила все США.
Протесты создавали серьёзные проблемы для Министерства энергетики США. Нет, чиновников не особо волновали злые пацифисты, они были озабочены тем, что благодаря протестам злоумышленники смогут выучить маршруты «белых поездов» и захватить один из них – это худшее развитие сценария, которое только могло случиться.
Специалисты из командного центра в Альбукерке, штат Нью Мехико, предлагали множество вариантов решения проблемы, начиная с изменения цвета поездов. Но ни один из них не приносил должного эффекта, в частности, инициатива с перекраской потерпела фиаско по простой причине – товарные составы, например, не имеют вагонов с бойницами для снайперов. В конце концов публичные акции протеста привели к остановке программы «белых поездов».
Ядерный козырь против СССР
Карьера «белых поездов» была завершена в 1987 году, но Министерство энергетики не оставляло надежд использовать железнодорожный транспорт для национальной безопасности. В 1986 году президент Рейган одобрил проект системы запуска межконтинентальных баллистических ракет с железнодорожной платформы под названием Peacekeeper Rail Garrison.
Парк из 25 поездов, каждый из которых вооружён двумя баллистическими ракетами, должен был перемещаться по железнодорожной сети и в случае нарастания напряжения с СССР быть готовым запустить ракеты.
Хотя протестующим удалось вычислить «белые поезда» и свети на нет их работу, военные были уверены в проекте Peacekeeper Rail Garrison. На тот момент в США было около 200 000 км железнодорожных путей, 20 000 локомотивов и 1,2 миллиона вагонов. Ежемоментно в пути находилось порядка 1700 составов. Все это очень осложняло задачу отследить маршрут хорошо замаскированных поездов с ядерными ракетами.
Холодная война закончилась до того, как первый ракетный поезд успели поставить на рельсы. После развала СССР в США началось сокращение ядерного арсенала и сворачивание дорогостоящих экспериментальных проектов. Среди них был и Peacekeeper Rail Garrison.
Сегодня для перевозки ядерных материалов в США используются специальные грузовики, спроектированные специалистами Национальной лаборатории Сандия. Но это уже другая, не менее интересная история.
Источники:
Комментарии к данной статье отключены.