На полуострове Китсэп на северо-западе Соединённых Штатов находятся крупнейшая на Тихоокеанском побережье военно-морская верфь Пьюджет Саунд и вторая по величине на Тихоокеанском побережье военно-морская база Китсэп. В прилегающем к этим объектам городке Бремертон можно посетить несколько интересных мест, связанных с историей ВМФ США. Прежде всего это местный флотский музей и хорошо сохранившийся эсминец «Тёрнер Джой», свидетель войны во Вьетнаме.
Из Сиэтла в Бремертон
Полуостров Китсэп расположен западнее Сиэтла, главного города штата Вашингтон. Через разделяющий их залив Пьюджет Саунд с пирса № 52 Сиэтлского порта каждый час плавают большие паромы «Вашингтон Стэйт Ферри» — крупнейшего паромного перевозчика Штатов. Билет до полуострова стоит 7,85 долларов, обратно проезд бесплатный.
Если повезёт с довольно изменчивой местной погодой, поездка займёт почти час. По дороге открываются замечательные виды как на сам Сиэтл, так и на полуостров Китсэп. В особо ясные дни можно разглядеть и белый конус горы Рейнир (4 392 м) — высочайшей вершины Северо-Запада США.
Бремертон — небольшой малоэтажный городок. На улицах привычны люди в форме и камуфляже. Паромный терминал расположен в центре города. От него в разные уголки полуострова отправляются зелёные автобусы «Китсэп Транзит» и плавают водные такси.
Музей флота
Проходная военно-морской верфи находится всего в паре минут ходьбы от паромного терминала. Вдоль забора верфи разбит небольшой парк с фонтанами, оформленными в военно-морской стилистике.
Перед входом находится местный военно-морской музей. Расположен он в старом здании администрации верфи, построенном в 1896 году и переданном городу в 2007 году.
Перед музеем стоит рубка подлодки «Парче» — самого титулованного корабля ВМФ США, использовавшегося для различных спецопераций с 1976 по 2004 год. До сих пор никто толком и не знает, за что «Парче» получила подавляющее большинство из своих благодарностей от Президента США.
Музей работает с 10:00 до 16:00, закрыт по четвергам. Вход в сам музей бесплатный, дают буклетик. На входе сидит парочка старичков-ветеранов, которые, узнав, что туристы приехали из России, произнесли заветную фразу: «Кей-Джи-Би».
Первый этаж посвящён истории верфи Пьюджет Саунд, созданной в 1891 году и до сих пор остающейся одним из главных судостроительных объектов ВМФ США.
На втором этаже находится весьма любопытная экспозиция, рассказывающая о жизни и службе на атомном авианосце «Джон К. Стеннис», введённом в строй в 1995 году. Красочная экспозиция, масса восковых фигур в разной форме, экраны, на которых демонстрируются документальные фильмы и интервью с членами экипажа «Стенниса».
От музея мимо паромного терминала идёт местная набережная Вашингтон-бич авеню с деревьями и фонарными столбами, украшенными табличками-посвящениями разным кораблям ВМФ США. Также на набережной располагаются разные памятники и предметы военно-морской тематики.
Эсминец «Тёрнер Джой»
В конце набережной Бремертона причален корабль-музей — эсминец «Тёрнер Джой» (USS Turner Joy). Попасть на борт можно через магазинчик сувениров. Вход стоит 12 долларов, дают небольшой буклетик. Открыт музей с 10 утра до 5 вечера.
Наплыва посетителей не наблюдается: в первой половине дня в понедельник автор был первым и единственным. Расписываясь в книге отзывов, обратил внимание, что даже за воскресенье в ней оставлено всего четыре записи.
Эсминец «Тёрнер Джой» (ДД-951) был последним из первой послевоенной серии американских эсминцев «Форрест Шерман» (Forrest Sherman) — последних, не имевших УРО (управляемого ракетного оружия). Был построен на верфи Пьюджет Саунд, вступил в состав ВМФ США в 1959 году и прослужил до 1982 года. Эсминец назван в честь вице-адмирала Чарлза Тёрнера Джоя — ветерана Второй мировой войны, командовавшего американским флотом на Дальнем Востоке в годы Корейской войны. «Лучший эсминец Тихоокеанского флота» с 1991 года является кораблём-музеем.
Вход на корабль с кормы, рядом с парой кормовых 127-мм артиллерийских установок. Ещё одна орудийная башня расположена на носу. «Форрест Шерманы» стали первыми американскими эсминцами с необитаемыми орудийными башнями: пульт управления ими расположен в глубине корабля, на нижней палубе.
Также эсминец был вооружён двумя трёхтрубными торпедными аппаратами Mk. 32, стрелявшими торпедами Mk. 44.
Дальше проходим на главную палубу. Там расположены основные «общественные» помещения: столовые и кают-компании для офицерского, уоррент-офицерского и рядового состава.
В основной столовой на большом экране крутится хроника времён службы эсминца. На стенах коридоров висят фотографии и размещены информационные стенды, звучат записи радиопереговоров. В целом воссоздаётся атмосфера времён Вьетнамской войны. «Тёрнер Джой» вошёл в историю как один из участников Тонкинского инцидента 1964 года, приведшего к фактическому вступлению США в войну.
На главной палубе также расположены служебные помещения: камбуз, офис казначея, почта, медицинский отсек.
С главной палубы стоит спуститься вниз. Уровнем ниже располагаются казармы рядового состава со стандартными для американского флота трёхуровневыми кроватями и шкафчиками для личных вещей.
Ещё ниже находятся пульт управления артиллерийскими установками, комната управления сонаром и разные технические службы.
Уровнем выше главной палубы располагаются каюты капитана и старпома, а также каюты остальных офицеров, живших по двое. Надпись на дверях предупреждает обязательно держать двери закрытыми, так как в офицерской части корабля работают кондиционеры. Рядом с капитанской каютой расположен и радиоцентр эсминца.
Уровнем выше находится главный центр управления кораблём. У самой лестницы, в глубине, расположено то, что по-английски зовётся «Си-Ай-Си», что обычно на русский переводится как «боевой информационный пост». Представлен он довольно атмосферно: красное аварийное освещение, мигают кнопочки, стрелки на радарах, звучат фрагменты радиопереговоров времён Вьетнамской войны.
Перед БИП находится штурманская рубка (чарт рум), снаружи которой стоят репитеры гирокомпасов, установленные на выносных пелорусах.
Затем попадаем на главный мостик. На его стальной двери висит табличка с памяткой о поведении в случае атомной атаки. В центре мостика находится главный радар, а сверху — разные телефоны и приборы.
Перед главным мостиком идёт использовавшийся обычно лёгкий мостик (оупен бридж).
«Тёрнер Джой» представляет собой образец хорошо сохранившегося эсминца времён разгара холодной войны, внутри которого стоит никак не выветриваемый и неописуемый, но легко узнаваемый запах настоящего боевого корабля.
Комментарии к данной статье отключены.