Не прошло и пяти лет с первого инцидента в заливе Сидра, как Соединённые Штаты Америки снова решили вернуться к берегам Ливии. 25 марта 1986 года пресс-секретарь Белого дома Ларри Спикс сообщил журналистам, что «корабли и самолёты ВМС США, проводившие мирные манёвры по обеспечению свободы мореплавания и авиаперелётов в международных водах и воздушном пространстве в заливе Сидра, были обстреляны ливийскими ракетными войсками». Кто начал первым, и каким оказался итоговый результат — наш рассказ ниже.
Шпионы и террористы
Через три дня после того, как американские палубные «Томкэты» сбили пару Су-22 над заливом Сидра, полковник Муаммар Каддафи встречался с подполковником Менгисту Хайле Мариамом, председателем Временного военно-административного совета Эфиопии. В беседе ливийский лидер заявил, что собирается ликвидировать Рональда Рейгана. Присутствовавший на встрече эфиопский чиновник, ранее завербованный ЦРУ, передал эту информацию американцам. Учитывая, что в 1981 году недостаточно успешные покушения уже пережили президент США и папа римский Иоанн Павел II, к подобным намерениям оставалось отнестись лишь со всей серьёзностью — тем более что уже через полтора месяца египетский президент Анвар Садат покушения не пережил.
В октябре из-за неминуемой угрозы теракта был в экстренном порядке эвакуирован посол США в Италии, в ноябре неизвестный стрелял в поверенного в делах США во Франции. По дипломатическим каналам американцы передали в Триполи серьёзное предупреждение, после чего ливийцы на некоторое время затихли, но в 1984 году их как будто прорвало. Возможно, дело было в несанкционированном раскрытии информации о совместных операциях США, Египта, Алжира и Ирака, получивших названия «Ранний звонок» (Early Call) и «Тюльпан» (Tulip) — их целью стало, соответственно, уничтожение значительной части ливийских ВВС и устранение Каддафи.
10 марта в аэропорту Нджамены самодельным взрывным устройством был уничтожен пассажирский самолёт DC-8, летевший из Браззавиля в Париж. В том же месяце после взрывов в Манчестере и лондонском аэропорту Хитроу были арестованы четыре ливийца, которые охотились за политэмигрантами из числа оппонентов Каддафи. 17 апреля сотрудник Народного бюро (ливийской дипломатической миссии) в Лондоне открыл огонь по митинговавшим под окнами членам Национального фронта спасения Ливии (НФСЛ), погибла констебль Ивонн Флетчер.
Ответные операции западных спецслужб результата не принесли. Переброшенная в Ливию из Судана группа боевиков НФСЛ была раскрыта и 8 мая после пятичасовой перестрелки уничтожена в районе казарм Баб-аль-Азизия (араб. «Сверкающие врата»), где находилась штаб-квартира Каддафи. Правда, и попытка ливийцев взорвать посольство США в Каире успехом не увенчалась — зато уже с начала следующего года по всему средиземноморскому региону прокатилась волна захватов воздушных судов, одним из которых стал «Боинг-727» американской авиакомпании TWA.
К большей части этих инцидентов имели отношение не ливийцы, а палестинцы и сирийцы — но знакомство с сирийской ПВО в декабре 1983 года завершилось потерей двух самолётов ВМС США, и повторять этот опыт американцам совсем не хотелось. Зато когда ЦРУ выяснило, что Каддафи перевёл миллион долларов на счёт Абу Нидаля, уже осуществившего порядка 40 крупных терактов, в Вашингтоне окончательно определились с противником. 8 января 1986 года президент Рейган санкционировал расширение разведывательных и военных операций против Ливии — в том числе, проведение серии военно-морских манёвров, получивших название «Приобретение документов» (Attain Documents) и призванных обеспечить свободу мореплавания.
23 января Пентагон объявил, что через три дня в районе залива Сидра пройдут учения флота, и это вызвало серьёзный ажиотаж в Триполи. Ливийские вооружённые силы были приведены в состоянии полной боеготовности, а 25 января Муаммар Каддафи собрал на военно-морской базе в Мисурате иностранных корреспондентов и заявил им:
«Я отправляюсь, чтобы пройти вдоль параллели 32°30ʹ и подчеркнуть, что это граница Ливии. Это линия смерти, где мы будем обороняться и сражаться даже в самом отчаянном положении».
После этого, помахивая своим зелёным стеком с золотой рукоятью, «братский вождь и руководитель революции», одетый в темно-синий джемпер с изумрудной отделкой и белоснежно-белую фуражку, взошёл на один из кораблей ливийского флота, который позднее видели уходящим курсом на восток. Есть основания полагать, что до Бенгази он не дошёл, а вскоре вернулся в порт из-за сильного волнения на море.
«Приобретение документов»
Не обратив особого внимания на спектакль в Мисурате, 26 января ВМС США начали учения. Американцев ожидало недюжинное разочарование: за последующие четыре дня манёвров «Приобретение документов I» лишь около десятка ливийских истребителей пыталось приблизиться к несущим дежурство самолётам. Правда, и корабли 6-го флота держались к северу от «Линии смерти», пока не провоцируя более жёсткую реакцию Триполи.
Поскольку в ходе первых манёвров действенно защитить свободу мореплавания не удалось ввиду неявки противника, уже 12 февраля в том же районе были начаты учения «Приобретение документов II». В этот раз ливийцы предоставили пилотам ВМС США массу возможностей познакомиться и испытать в деле авиатехнику наиболее вероятного противника. За четверо суток в гости к американцам заглянуло не менее 140 МиГ-23, МиГ-25, Су-22, а также «Мираж V» и «Мираж F.1». Контакты с ливийцами были даже у державшихся в отдалении воздушных танкеров KA-6D «Интрудер». Тем не менее, пилотам Каддафи чаще всего не удавалось раскрыть потенциал своих боевых машин:
«Это было как в 1981 году. Мы получали приказ искать цель, летели туда — и не находили ничего. А потом пара F-14A появлялась позади нас. Хотя советские [специалисты] говорили нам, что на определённых скоростях МиГ-23 может обойти F-14A, это оказалось невозможным. Мы не смогли переиграть их за счёт манёвренности и решили возвращаться на авиабазу».
Типичный вариант перехвата для F-14A начинался на 6000 метров — эта высота обеспечивала обнаружение ливийцев бортовой РЛС на удалении до 160 км. Как только появлялся контакт, пилоты «Томкэтов» снижались до 3000 метров, при сближении лоб-в-лоб на дистанции около 15 км отклонялись в сторону, а затем с разворотом выходили в хвост противнику. Впрочем, неудачи преследовали не всех. В нескольких случаях «двадцать третьим», в кабинах которых сидели, по всей видимости, находившиеся в Ливии сирийские пилоты, удавалось успешно выходить в хвост «Томкэтам» и «Хорнетам», а пару «двадцать пятых» американцы не успели перехватить до того, как она «притёрлась» к оставшемуся без защиты самолёту радиоэлектронной борьбы EA-3B «Скайуорриор». Два других МиГ-25П под эскортом F/A-18 прошли прямо над авианосцем «Корал Си» (USS Coral Sea).
В середине марта 1986 года ВМС США начали сосредоточение кораблей для участия в манёврах «Приобретение документов III», которыми должен был руководить командующий 6-м флотом вице-адмирал Фрэнк Келсо (Frank Benton Kelso II). К северу от залива Сидра на удалении порядка 150 миль развёртывались три авианосные ударные группировки, включавшие «Америку» (USS America), «Саратогу» (USS Saratoga) и «Корал Си», а также четыре ракетных крейсера, четыре эсминца и 12 фрегатов. «Лётная смена» для каждого из авианосцев должна была длиться 16 часов: на «Америке» — с 12:00 до 03:45, на «Саратоге» — с 20:15 до 12:00, на «Корал Си» — с 03:45 до 20:15. В воздухе предписывалось круглосуточно держать 12 истребителей, восемь штурмовиков, четыре противолодочных S-3A «Викинг» и два SH-3H «Си Кинг», а также два самолёта ДРЛО E-2C «Хокай» и два самолёта РЭБ EA-6B «Праулер». Целых 22 F/A-18 «Хорнет» предполагалось использовать и в качестве истребителей, и в качестве штурмовиков, усиливая соответствующие боевые патрули по мере необходимости.
Командование вновь упростило правила применения оружия. Командир авиагруппы «Саратоги» коммандер Роберт Бродски (Robert Brodsky) вспоминал:
«Для мартовских манёвров правила изменили. Если один [ливиец] стреляет, то огонь можно открывать по всем остальным, кто проявляет враждебные намерения. Враждебные намерения определялись как выход в положение для атаки».
Крейсер «Тикондерога» (USS Ticonderoga) в сопровождении эсминцев «Скотт» (USS Scott) и «Кэрон» (USS Caron) был выделен для действий южнее широты 32°30ʹ, а границей для авиации, обеспечивающей их прикрытие, установили 12-мильную полосу территориальных вод Ливии. Среди пилотов царило радостное возбуждение, а лётный состав «Америки» даже заготовил трафареты с силуэтами ливийских самолётов, чтобы было сподручнее быстро рисовать отметки побед на фюзеляжах.
23 марта в час пополуночи манёвры начались — но в первый день ливийцы даже носу не высунули со своих авиабаз. Как впоследствии сообщила разведка, наблюдая сосредоточение американских сил в Средиземноморье и опасаясь массированного авиаудара, они, на всякий случай, заранее перебазировали большую часть авиации на юг страны. Первая пара МиГ-25П появилась в воздухе лишь после полудня 24 марта, когда «Тикондерога» с эсминцами пересекла «Линию смерти». Ведущим у ливийцев шёл полковник Али Тани:
«Я не ждал, что нам будет сопутствовать успех, но был намерен выполнить приказ. Мы набрали 6000 метров. Командный пункт наведения вывел нас на дистанцию в 30 км до ближайшей цели, затем приказал включить радар, найти цель и атаковать. Это была моя первая встреча с «Томкэтами», и я ожидал, что у них будут ракеты [AIM-54] «Феникс». По этой причине я отказался от идеи взять цель на автоматическое сопровождение и выпустить одну из моих Р-40РД — вместо этого я хотел подойти ближе и дождаться возможности применить Р-60МК малой дальности».
Идея не сработала. Пара F-14A заместителя командира эскадрильи VF-33 лейтенант-коммандера Майкла Букки (Michael Bucchi) втянула ливийцев в соревнование по маневрированию на виражах со снижением до 1500 метров — и, конечно, «Томкэты» победили, оказавшись в хвосте у «МиГов». Пока американские экипажи связывались с дежурным «Хокаем», а тот с «Америкой», объясняя, что ливийцы демонстрируют «чрезмерно враждебные действия и намерения», «двадцать пятые» отвернули к югу и, включив форсаж, ушли домой. Когда командование 6-го флота разрешило своим пилотам открыть огонь, «Томкэты» уже давно шли на дозаправку на север.
Следом точку, где дежурили Букки и его ведомый, заняла пара F-14A из эскадрильи VF-102. В 13:52 радар ведущего обнаружил в 100 км воздушную цель, идущую прямо на американцев и изначально идентифицированную как МиГ-25. После того как цель разогналась до скорости, втрое превышающей число Маха, и стал заметен её вертикально поднимающийся инверсионный след, американцы поняли, что это совсем не перехватчик, а ракета зенитного комплекса С-200. Пилот дежурного EA-6B «Праулер» сразу же задействовал средства радиоэлектронного подавления, а «Томкэты» немедленно переворотом через крыло ушли на малую высоту.
Атака ливийцами самолётов ВМС США над международными водами дала американцам столь желанные основания для применения силы. В 15:38 24 марта вице-адмирал Келсо отдал частям 6-го флота приказ действовать по плану «Огонь в прерии» (Prairie Fire) и «атаковать ливийские боевые единицы, приближающиеся к [кораблям оперативного] соединения в международных водах и воздушном пространстве».
«Огонь в прерии»
Пока пару A-7E «Корсар» готовили для удара по позициям дивизиона С-200, обстрелявшего «Томкэты», вице-адмирал Келсо получил телекс от командующего Ливийскими арабскими ВВС полковника Салеха Абдуллы Салеха:
«В случае, если агрессивные действия против Джамахирии не прекратятся, мы будем вынуждены уничтожить авианосцы. В этом [мы] получим политическую и военную поддержку государств мира. Сохраняйте мир, и вы сможете уйти с миром. С наилучшими пожеланиями».
Нетрудно догадаться, что подготовка к боевому вылету после этого даже не замедлилась. В 18:30 «Корсары» с противорадиолокационными ракетами AGM-88 HARM ушли на цель. В 18:44 ливийцы выпустили по ним первую из трёх зенитных ракет — и американским пилотам отдали приказ прервать выполнение задания и возвращаться на авианосец. Через 15 лет чехи рассекретили документ под названием «Информация маршала авиации Колдунова относительно агрессии США против Ливии». В докладе главкома ПВО СССР говорилось:
«Первая группа из трёх самолётов вошла в воздушное пространство Ливии со стороны моря около 12:00 24 марта 1986 года. Каддафи отдал приказ использовать ЗРК [С-200] «Вега». Было выпущено две ракеты по цели на удалении 105 км, после чего цель пропала с экранов. Сразу же после этого был задействован американский поисково-спасательный вертолёт, что подтверждает уничтожение цели.
Приближение второй группы из двух самолётов было обнаружено около 18:00. Цель была уничтожена ракетой на удалении 75 км. Ливийцы, таким образом, заявили об уничтожении в общей сложности пяти самолётов. После более точного анализа и более объективной проверки советскими специалистами было установлено, что сбито три самолёта».
Вскоре после 20:00 дежурный «Хокай» и бортовая РЛС «Тикондероги» практически одновременно обнаружили надводную цель, вышедшую из порта Мисурата на скорости 24 узла. Как впоследствии выяснилось, это был ракетный катер «Вамид» (араб. «Молния») французской постройки, принадлежавший к классу «Ля Комбатант II» и вооружённый четырьмя противокорабельными ракетами «Отомат», эффективная дальность которых составляла порядка 60 км. Из наряда сил боевого воздушного патруля, прикрывавшего надводные корабли, на «ливийца» немедленно нацелили две пары «Интрудеров» из эскадрилий VA-34 и VA-85.
В 20:17 ведущий A-6E с дистанции 25 км выпустил по катеру противокорабельную ракету AGM-84A «Гарпун». «Вамид» получил попадание в надстройку, где погиб командир и около половины экипажа, начался пожар, с которым никак не удавалось справиться, поскольку вышла из строя пожарная магистраль. Около 20:30 по охваченной огнём цели кассетными бомбами Mk.20 «Рокай» отработала вторая пара штурмовиков. Ливийская команда покинула тонущий катер, на котором вскоре начали рваться боеприпасы. На следующий день полтора десятка выживших спас испанский танкер «Кастильо де Рикоте» (Castillo de Ricote).
Около 21:00 американцы занялись зенитным дивизионом С-200 в районе города Сирт. Пара A-7E «Корсар» из эскадрильи VA-81 действовала в качестве приманки, барражируя на большой высоте на удалении около 80 км от цели. Как только ливийские РЛС включились, вперёд на высоте 150 метров вышла вторая пара «Корсаров» из эскадрильи VA-83. С расстояния 60 км каждый из американских самолётов выпустил по одной AGM-88 HARM: первая поразила антенну радиолокатора, вторая прошла мимо цели.
В 21:50 «Хокай» и крейсер «Йорктаун» (USS Yorktown) обнаружили надводную цель, шедшую от Бенгази курсом на запад — т.е., в сторону кораблей оперативного соединения. Контакт был идентифицирован как малый ракетный корабль, и для атаки отправили четвёрку «Интрудеров». Дальше источники в описании событий расходятся. По американской версии, в 22:35 пара A-6E из эскадрильи VA-85 накрыла цель кассетными бомбами, но вторая пара не смогла отработать по МРК противокорабельными ракетами, поскольку он укрылся в непосредственной близости от нейтрального торгового судна.
По данным В.Д. Доценко, бывший МРК-9, переданный ВМС Ливии в 1981 году и получивший имя «Айн Мара», был атакован ракетой «Гарпун», которая «в катер не попала: из-за сбоев в системе самонаведения она врезалась в море всего в 5–6 метрах от борта катера, не причинив ему никакого вреда, причём у этой ракеты даже не взорвалась боевая часть». Кассетными бомбами «Рокай», по этой версии, был повреждён десантный корабль в порту Бенгази. В таком случае, правда, не ясно, зачем «Айн Мара» пришлось затем буксировать для ремонта на ленинградское ПО «Алмаз». Малый ракетный корабль снова ввели в строй в 1991 году, и в течение последующих 23 лет он служил в ВМС Ливии под именем «Тарик ибн Зияд». В ноябре 2014 года его потопила в Бенгази артиллерия исламистских группировок.
Между тем, около полуночи пара «Томкэтов» из эскадрильи VF-33, шедшая в зону дежурства к северу от Мисураты, доложила, что обстреляна с моря огнём малокалиберной зенитной артиллерии и стрелкового оружия – ливийцы, кстати, потом заявили, что повредили один F-14A. Уточнить ситуацию отправили крейсер «Ричмонд К. Тёрнер» (USS Richmond K. Turner), который в 23:50 обнаружил неидентифицированную надводную цель, атаковал её ракетой RGM-84A «Гарпун» и впоследствии доложил об уничтожении ракетного катера класса «Ля Комбатант II». Однако дежурный «Хокай», обеспечивавший действия крейсера, контакта с целью не имел, а посланная для визуальной разведки пара «Интрудеров» не обнаружила в указанном районе абсолютно ничего. Поскольку ранее примерно в этом же районе погиб «Вамид», есть вероятность, что «Ричмонд К. Тёрнер» мог атаковать обломки катера или шлюпки с выжившими.
Сходным образом события развивались у «Йорктауна», который с 23:00 вёл надводную цель. Отправленные туда для атаки «Интрудеры» не нашли ничего, но вскоре после полуночи цель, увеличившая скорость до 40 узлов, появилась на экранах радаров снова — при этом двигаясь прямо к авианосцу «Корал Си», который как раз принимал топливо с транспорта снабжения «Детройт» (USS Detroit). С дистанции 18 км по цели выпустили два «Гарпуна», и крейсер записал на свой счёт уничтожение ливийского корвета Тип 550 итальянской постройки. При уточнении всех обстоятельств командование впоследствии пришло к выводу, что операторы «Йорктауна» неверно классифицировали низколетящую воздушную цель, а «Корал Си» и «Детройту» ничего не угрожало.
Примерно в 01:00 25 марта снова включились радары дивизиона С-200 у Сирта. В 00:47 по ним нанесла удар пара «Корсаров» из эскадрильи VA-83. По мнению американцев, ракетами AGM-88 HARM были уничтожены два антенных поста К-1В с радиолокатором подсветки цели. Проблема заключается в том, что в состав дивизиона обычно входит только один такой пост, но, так или иначе, в последующие дни работа ливийских радаров более не фиксировалась.
В 06:00 операторы дежурного «Хокая» обнаружили у Бенгази надводную цель, идентифицированную как ещё один ракетный катер класса «Ля Комбатант II». На самом деле, это был малый ракетный корабль пр. 1234Э «Айн Закут», находившийся в дозоре в 20 милях от берега, причём «для соблюдения скрытности катер маневрировал малым ходом, все его радиоэлектронные средства были выключены, ходовые огни не горели». Предполагая, что они имеют дело с катером французской постройки, не располагающим средствами ПВО, пилоты «Интрудеров» из эскадрильи VA-55 сначала отработали по цели кассетными бомбами, не нанёсшими особых повреждений. Пришлось вызвать ещё одну пару штурмовиков — на этот раз из состава VA-85, вооружённую «Гарпунами». Не входя в зону поражения ЗРК «Оса-М», установленных на «Айн Закуте», американцы выпустили ракеты с расстояния около 15 км:
«Обе ракеты попали в цель. Первая ракета, пробив борт чуть выше ватерлинии, взорвалась в машинном отделении. Катер сразу потерял ход и обесточился. Через пробоину площадью до 20 м² начала поступать вода. После попадания второй ракеты почти весь катер был охвачен пламенем, так как невыгоревшее и наполовину топливо взрывом разбросало по кораблю. С огнём бороться было бесполезно, пожар быстро усиливался, и через 5 минут катер напоминал ярко горящий факел. С дифферентом на корму он быстро начал погружаться, и через 15 минут затонул».
К этому остаётся добавить лишь то, что по горящему катеру «Интрудеры» сбросили ещё две кассетные авиабомбы и отсняли его последние минуты.
В течение двух последующих суток — до самого завершения манёвров 6-го флота во второй половине дня 27 марта — ливийские ВМС, ВВС и ПВО не подавали никаких признаков жизни. К моменту, когда вице-адмирал Келсо отвёл свои корабли на север, авиагруппы трёх американских авианосцев выполнили 1546 вылетов, в 375 случаях пересекая объявленную Каддафи «Линию смерти». 28 марта ливийский лидер произнёс очередную пламенную речь:
«Эта конфронтация должна добавить нам решимости отстаивать своё право на жизнь. Мы скрепили кровью своё право на залив Сидра. Мы подтвердили, что 32-я параллель стала линией смерти. Мы действительно готовы умереть сейчас. Мы делали так, и это случилось. Достаточно сказать, что американский 6-й флот был вынужден отступить, волоча за собой хвост разочарования, позора и усталости, так и не достигнув своих целей… Даже если он вернётся, чтобы бросить нам вызов, мы сами бросим вызов ему… Борьба будет продолжаться до победы, до падения империализма, и до того момента, когда флаги свободы взовьются по всему земному шару».
Палестинские группировки немедленно ответили, что «предпримут необходимые шаги для сдерживания США, атакуя любые американские значимые цели на Ближнем Востоке». Всё было готово для нового обмена ударами.
Окончание следует
Источники и литература:
- Доценко В.Д. Флоты в локальных конфликтах второй половины XX века — М.: ACT, 2001
- Егорин А.З. История Ливии. XX век — М.: Институт востоковедения РАН, 1999
- Розин А. У ливийских берегов // Советский флот в войнах и конфликтах «холодной войны», 2011 (alerozin.narod.ru)
- Tom Cooper, Albert Grandolini & Arnaud Delalande. Libyan Air Wars. Part 2: 1985–1986 — Helion & Company, 2016
- Bernd Schaefer & Christian Nuenlist. The U.S. Air Raid on Libya in April 1986: A Confidential Soviet Account // Parallel History Project on NATO and the Warsaw Pact (https://css.ethz.ch)
- Joseph T. Stanik. El Dorado Canyon: Reagan’s Undeclared War with Qaddafi — Naval Institute Press, 2003
Комментарии к данной статье отключены.