В марте 2014 года все истинные знатоки джаза отмечали 110 лет со дня рождения одного из величайших джазменов всех времен – Гленна Миллера. Из всей когорты великих музыкантов этого жанра его выделяют не только за талант, но и за его уход из жизни, который до сегодняшнего дня скрыт завесой тайны.
Олтон Глен Миллер родился 29 февраля 1904 года в небольшом городке Клоринда, что на юго-западе Айовы, штата, получившего прозвище кукурузной столицы США. Его семья (отец Элмер Миллер и мать Мэтти Лу) была небогатой, поэтому, так же, как и их предки – пионеры XIX века, они кочевали по стране в поисках лучшей жизни. До 1915 года Миллеры жили в Норт-Платте, штат Небраска, а затем перебрались в Грант-Сити, что в штате Миссури. В свободное время Гленн подрабатывал дойкой коров на соседних фермах. Благодаря этому в 1916 году он накопил достаточно денег, чтобы купить тромбон и записаться в городской оркестр. Спустя два года Гленну Миллеру опять пришлось все бросить и уехать вместе с семьей. На этот раз новым домом стал город Форт-Морган, штат Колорадо, где Миллер пошел в старшие классы. Осенью 1919 года он стал игроком школьной футбольной команды «Марунс», которая выиграла кубок Футбольной ассоциации Северного Колорадо в 1920 году. Гленн был признан лучшим левым нападающим штата Колорадо. Помимо своего нового увлечения футболом, юный Миллер не забывал и про музыку. В выпускном классе он увлекся новым направлением – эстрадным (танцевальным) оркестром. Он настолько заинтересовался этим стилем, что вместе с одноклассниками даже создал собственный оркестр. К моменту своего выпуска из школы в 1921 году Миллер окончательно решил, что хочет стать профессиональным музыкантом.
Интересный факт: В день вручения выпускных аттестатов Гленн Миллер сбежал из дома в соседний штат ради того, чтобы со своим оркестром сыграть на танцах в городке Лэрами.
В 1923 году Миллер поступил в Университет Колорадо, где почти сразу же попал в состав студенческого танцевального оркестра и стал членом университетского братства Сигма-Ню. Однако большую часть времени он проводил вдалеке от учебы. Его больше увлекали прослушивания и выступления на телевидении, например, в оркестре Boyd Senter's в Денвере. Конечно, так не могло продолжаться долго, и, в конце концов, после того как он провалил 3 из 5 экзаменов в одном семестре, ему пришлось оставить университет. Зато теперь было больше времени для того, чтобы сконцентрироваться на карьере профессионального музыканта. Гленну даже удалось стать учеником одного из величайших музыкальных педагогов – Джозефа Шиллингера (Иосифа Моисеевича Шиллингера). Именно под его руководством молодой джазмен создает самое известное свое произведение «Moonlight Serenade».
В 1926 Миллер ездил в туры с несколькими группами, обосновавшись, в конечном счете, в бэнде Бена Поллака в Лос-Анджелесе. Он также играл для Виктора Янга, чей оркестр аккомпанировал Джуди Гарланд и Бингу Кросби, что дало ему возможность поработать под наставничеством профессиональных музыкантов. Вначале он был ведущим тромбоном оркестра, но когда в 1928 году к ним присоединился Джек Тигарден, соло Миллера были основательно урезаны. Он осознал, что его будущее не в том, чтобы играть на тромбоне, а в том, чтобы сочинять музыку. В 1928 году в Чикаго был опубликован его сборник под названием «125 джазовых композиций для тромбона Гленна Миллера». Во время работы с Поллаком Миллер самостоятельно сочинил несколько музыкальных аранжировок. Он также в соавторстве с Бенни Гудманом написал еще одну свою нетленную композицию «Room 1411». В 1928 году, когда оркестр приехал в Нью-Йорк, Миллер женился на девушке, с которой познакомился в колледже – Хелен Бюргер.
Миллер научился зарабатывать на жизнь, работая свободным тромбонистом в нескольких оркестрах. 14 ноября 1929 года вокалист Рэд МакКензи нанял Миллера, чтобы тот сыграл на двух записях, которые сегодня считаются классикой джаза – «Hello, Lola» и «If I Could Be With You One Hour Tonight». В 1930 году он стал членом оркестра Рэда Николса и играл в бэндах Strike Up the Band и Girl Crazy, которые были известны на Бродвее. В 1936 году Миллер впервые появился в фильме компании «Парамаунт пикчерс» в качестве члена оркестра Рэя Ноубела. В 1937 году Миллер собрал свою первую команду. Однако оркестр так и не смог создать себе узнаваемый имидж, поэтому распался, отыграв последний концерт в отеле Ритц 2 января 1938 года. Однако сразу после этого он собирает новый состав. Вторая попытка оказалась удачной. Оркестр Гленна Миллера обретает популярность, которая до этого не снилась ни одному джаз-бэнду США.
Интересный факт: У джазменов есть своеобразное поверие, что самые лучшие исполнители этого направления не живут больше сорока лет. Подтверждением служит тот факт, что всего две легенды джаза дожили до старости и умерли своей смертью – Луис Армстронг и Эдвард Эллингтон.
В 1942 году, на пике своей гражданской карьеры, Миллер решает сделать что-то полезное для обороны страны. В свои 38 лет Миллер был слишком стар для армии, поэтому в ВМС сказали, что не нуждаются в его услугах. Миллер написал письмо генерал-майору Чарльзу Янгу, и тот убедил армию США принять Миллера и назначить его ответственным за реорганизацию армейского оркестра. Миллер со своим гражданским оркестром отыграл последний концерт в Нью-Джерси 27 сентября.
Интересный факт: Чтобы понять, какой известности достиг Гленн Миллер со своим оркестром, перед тем как все бросить, достаточно посмотреть на его типичный распорядок рабочего дня. С самого раннего утра оркестр репетировал. Затем шла запись нескольких новых композиций для пластинок. Затем, начиная с обеда, шло живое выступление по радио, занимавшее несколько часов, а вечером оркестр давал концерт в одном их престижных танцевальных залов Нью-Йорка. За примерно пять лет своего существования оркестр Гленна Миллера записал столько музыкальных композиций, что их хватило на 50 компакт дисков (общая продолжительность одного диска примерно час).
Изначально Гленн служил в тренировочном центре ВВС в Монтгомери и руководил оркестром из 15 человек, а также вел еженедельную военно-агитационную радиопередачу. Так, в одном из выступлений, он прославлял женщин-авиамехаников, работающих с ним в тренировочном центре.
Позже Миллер создал большой марширующий оркестр, который должен был стать главным военным оркестром США. За это его повысили до капитана, а в августе 1944 года и до майора. Однако попытки джазмена с Бродвея модернизировать военную музыку часто встречали сопротивление со стороны консервативных офицеров. Например, аранжировка Миллера для композиции «St. Louis Blues March» соединяла в себе блюз, джаз и традиционный военный марш и была сильно раскритикована некоторыми членами командования вооруженных сил США.
Вскоре еженедельная радиопередача Миллера переехала из Алабамы в Нью-Йорк, где пользовалась невероятным успехом. Этот фактор позволил расширить оркестр до 50 человек и отвезти их в тур в Англию. Там они дали примерно 800 выступлений перед солдатами и гражданскими. Благодаря этому громкому успеху американское командование решило устроить большой концерт для европейского радио-эфира с вещанием из недавно освобожденного Парижа, и, конечно же, такое событие не могло обойтись без Гленна Миллера.
15 декабря 1944 года легкий пассажирский самолет UC-64 Norseman с джазменом на борту взлетел с аэропорта в Клэпхэме в Великобритании, но в Париже он так и не приземлился. Его признали пропавшим без вести во время перелета через Ла-Манш. По сей день не установлено точно, что произошло с самолетом, и какая участь постигла музыканта.
Интересный факт: Миллер всегда боялся летать. Поэтому когда ему сказали, что он должен будет перелететь через Ла-Манш на маленьком самолете, тот не очень этому обрадовался. Существует даже легенда, что когда Миллер зашел в самолет, то увидел, что там нет парашютов. Это его сильно возмутило. На это второй пассажир, полковник Норман Бейселл, ему ответил: «В чем дело майор Миллер? Вы что, планируете жить вечно?»
Вокруг исчезновения Гленна Миллера до сих пор ходит множество слухов и домыслов. Так, согласно первоначальной версии, самолет с джазменом был сбит истребителями Люфтваффе. Затем в одной из газет появилась история о том, что Глен Миллер был похищен немецкими диверсантами во главе с Отто Скорцени. Немцы подвергли его жесточайшим пыткам, а затем забили до смерти. Однако после того как поступило официальное заявление, что в день перелета в этой области не было зафиксировано действий авиации противника, немецкая версия произошедшего сразу же отпала сама собой.
В 1988 году Удо Ульфкотт, журналист немецкой газеты «Бильд», опубликовал статью, в которой рассказывал, что ему удалось изучить некоторые секретные документы Пентагона, касающиеся смерти известного джазмена. Из них журналист узнал, что 15 декабря 1944 года Гленн Миллер был обнаружен мертвым в одном из парижских борделей. Согласно заключениям военных экспертов, его смерть наступила в результате сердечного приступа. Поэтому военные, решив скрыть позорную смерть известного музыканта и майора ВМС США, придумали историю с пропавшим самолетом. Однако вскоре выяснилось, что эта история очередная газетная утка.
Однако на сегодняшний день одной из самых достоверных версий считается та, по которой UC-64 Norseman Миллера был потоплен британской авиацией в результате несчастного случая. Эскадрилья английских тяжёлых бомбардировщиков «Ланкастер» возвращалась с неудачного рейда на территории Бельгии. Летчикам не удалось выйти на цель и отбомбиться, поэтому, согласно инструкции по безопасности, перед посадкой они должны были сбросить бомбы в море. Для этих целей в Ла-Манше была определена особая зона. Для второго пилота Фреда Шоу, который, собственно, и рассказал эту историю, рейд на Бельгию был первым боевым заданием, и до этого он не видел процесса бомбометания, поэтому, когда бомбы начали падать в Ла-Манш, он посмотрел вниз. Там он заметил маленький самолет, который на языке военных пилотов называли «воздушным змеем». Он крикнул об этом другим членам экипажа и те тоже обратили на него внимание, однако было уже поздно. Ударная волна от взрыва множества бомб сорвала самолет в штопор, и тот скрылся в море. На самом деле такие инциденты случались чаще, чем можно предположить, поэтому после доклада о происшествии действия пилотов были признаны правомерными, и дело закрыли. Однако в 1956 году, когда Фред Шоу увидел документальный фильм о Гленне Миллере, он, сопоставив все факты, понял, что тогда они потопили самолет с джазменом на борту.
В подтверждение этой теории выступает и большая часть историков авиации Второй мировой. Так, согласно их мнению, коридор, по которому должен был двигаться Миллер, располагался в двух милях от той зоны Ла-Манша, куда сбрасывают бомбы. Однако в тот день был сильный туман, кроме того, пилот, переправлявший Гленна, не имел опыта полета в таких погодных условиях – ему нужно было либо подняться выше тумана, либо опуститься ниже. Так как самолеты Norseman не обладали системами борьбы с обледенением, пришлось прижиматься к воде. Все это вполне могло заставить пилота немного сбиться с курса и выйти в зону бомбометания. Так как самолет летел близко к воде, у него просто не было шансов.
Интересный факт: несмотря на то, что эта теория возникла в 1956 году, право на существование она получила лишь в начале 2000-х, так как только тогда удалось разобраться с деталью, которая окончательно связала все воедино. Дело в том, что согласно бортовому журналу, время выхода эскадрильи в зону бомбометания и время, когда там же должен был появиться «воздушный змей» Миллера, разнятся в час. Решение этой проблемы оказалось на поверхности. Дело в том, что британские летчики отмечали время по Гринвичу, а американские пилоты, проводившие расчеты, использовали местное время. Между ними разница как раз в час.
Однако, несмотря на существование достоверной версии случившегося, доказать или опровергнуть ее невозможно, так как самое главное доказательство покоится в водах Ла-Манша. Поэтому фанаты творчества Гленна Миллера, которые не могут примириться с его кончиной, и те, кто просто хочет дешевой славы, будут выдвигать различные теории о дальнейшей судьбе джазмена. Как бы то ни было, Гленн Миллер всегда останется жив, пока жива его музыка. Оркестр, собранный им перед войной, до сих пор гастролирует, и является национальным достоянием Соединенных Штатов Америки.
Интересный факт: Помимо основного оркестра имени Гленна Миллера, существуют также три лицензионных, которые обладают правами на выступления в старом свете: Glenn Miller Orchestra UK созданный в 1985 году, Glenn Miller Orchestra Scandinavia, получивший лицензию в 2010 году, и Glenn Miller Orchestra Europe, который был организован в 1990 году. Именно европейский состав получил в 2007 году право выступать на территории Российской Федерации, и за это время дал уже больше сотни концертов на нашей родине.
Комментарии к данной статье отключены.