Вторая мировая война показала эффективность подводных лодок в борьбе с судоходством противника. После окончания войны субмарины обзавелись ядерными силовыми установками, ядерным оружием и новейшим оборудованием, однако несмотря на все эти улучшения, боевой счёт подлодок резко сократился: после 1945 года он составил всего два потопленных корабля.
Первый случай произошёл в Аравийском море в декабре 1971 года, во время Третьей индо-пакистанской войны. Подводная лодка ВМС Пакистана PNS Hangor ещё в конце ноября обнаружила большую группу индийских кораблей и держалась в стороне от них. Когда же на её поиск отправились несколько индийских фрегатов, субмарина погрузилась под воду, дождалась, пока корабли приблизятся к ней на достаточное расстояние, и выпустила торпеду по одному из них, INS Kirpan, но промахнулась. Второй фрегат, INS Khukri, устремился к лодке, собираясь её потопить, однако встретился со второй выпущенной торпедой. INS Khukri затонул в считанные минуты, забрав с собой жизни 194 членов экипажа. INS Kirpan попытался атаковать подлодку, но она выпустила по фрегату ещё одну торпеду, и корабль поспешил покинуть опасное место. На пакистанскую субмарину была открыта настоящая охота, однако подводники сумели ускользнуть в безопасные воды. Сегодня PNS Hangor хранится в Морском музее Пакистана в Карачи.
Во второй раз атака подводной лодки завершилась успехом в ходе Фолклендской войны. Британская атомная подводная лодка HMS Conqueror отправилась в Южную Атлантику буквально на следующий день после начала конфликта с Аргентиной. У Фолклендских островов ей предстояло контролировать перемещения противника. В конце апреля 1982 года подводники заметили аргентинский крейсер General Belgrano. Крейсер был ветераном Второй мировой (он входил в состав ВМС США под именем USS Phoenix и присутствовал при атаке японцев на Пёрл-Харбор) и не мог тягаться с современной атомной подводной лодкой. 2 мая HMS Conqueror выпустила по кораблю три торпеды, две из которых попали в цель. К счастью, на этот раз бо́льшая часть экипажа уцелела, но всё равно инцидент унёс жизни 323 человек. Уворачиваясь от преследователей, субмарина покинула место происшествия. Лодка продолжала службу до 1990 года и до сих пор ожидает окончательной утилизации, хотя с момента её «выхода на пенсию» прошло уже более 30 лет.
Комментарии к данной статье отключены.