Полугусеничные бронетранспортёры, получившие распространение в годы Второй мировой, повысили мобильность мотопехоты и дали ей бронезащиту. В то время они использовались в качестве «такси до поля боя»: мотопехота доставлялась на бронетранспортёрах до рубежа выхода в атаку, после чего спешивалась и сражалась в пешем строю. Недостатки такой концепции были очевидны, поскольку в ключевой момент боя мотопехота не имела поддержки «бронёй и огнём». Стремление устранить этот недостаток привело к появлению нового класса бронетехники — боевых машин пехоты (БМП). В Соединённых Штатах разработка машин этого класса шла долгим и извилистым путём, приведя к созданию БМП М2 «Брэдли». Уже почти сорок лет эта машина остаётся основной «рабочей лошадкой» американской мотопехоты.
Первой среди западных армий собственной БМП обзавёлся бундесвер, и немудрено — ведь концепция такой машины была проработана немецким генералом Эйке Мидельдорфом ещё в 1956 году. А вот американцы долго придерживались консервативной концепции «такси до поля боя». После Второй мировой войны они последовательно приняли на вооружение гусеничные БТР М39, М75, М59 и, наконец, М113, выпущенный в десятках тысяч экземпляров.
Первые попытки
Если в СССР толчком к разработке БМП послужила подготовка к ядерной войне, то в США таким стимулом стала война во Вьетнаме. Здесь БТР М113 часто использовали в качестве штурмовых машин. При этом десант вёл бой не спешиваясь, а стреляя через открытые верхние люки. Штатная открытая турель с 12,7-мм пулемётом прикрывалась бронированными щитками, а по бортам на вертлюгах устанавливались два дополнительных 7,62-мм пулемёта (также со щитками). Такая модификация, применявшаяся, прежде всего, в бронекавалерийских частях, получила обозначение ACAV (Armored Cavalry Assault Vehicle — «бронекавалерийская штурмовая машина»). Дальнейшим её развитием стал БТР ХМ734, получивший стрелковые амбразуры в бортах и корме десантного отделения. Само отделение также перекомпоновали, развернув сиденья десанта лицом к бортам — теперь мотопехота могла вести огонь из-за брони. ХМ734 испытывался во Вьетнаме, но в серию не пошёл.
В середине 60-х годов армия США инициировала программу создания полноценной БМП MICV-65 (Mechanized Infantry Combat Vehicle), призванной стать более совершенным боевым средством, чем импровизированная ACAV. Победителем конкурса стала ХМ701 фирмы «Пасифик Кар энд Фаундри». От М113 машина отличалась усиленным бронированием и установкой главного вооружения (12,7-мм пулемёта или малокалиберной пушки) в полностью закрытой вращающейся башне. Десант располагал амбразурами для ведения огня, не покидая машины. Однако ХМ701 оказалась перетяжелённой и, как следствие, недостаточно подвижной. С этими недостатками можно было бороться в ходе доводки машины, но американский военный бюджет трещал по швам из-за роста расходов на войну во Вьетнаме, и армейцам предложили довольствоваться тем, что есть — всё теми же М113.
Армейские чины не успокоились и продолжили искать способы повышения боевых возможностей мотопехоты. Их внимание привлекли инициативные разработки FMC — усовершенствованный БТР PIM113А1 и более «продвинутая» БМП ХМ765. PIM113А1 вооружался 20-мм пушкой М139 на открытой турели с дистанционным управлением, а в скошенных верхних броневых листах десантного отделения имелись по две амбразуры (ещё одна в корме). Опытный образец PIM113А1 испытывался с 1970 года, но на вооружение в США так и не был принят. В Италии фирма «ОТО-Мелара» на его основе спроектировала собственный вариант «эрзац-БМП» — VCC-1, серийно выпускавшуюся в значительных количествах.
Более успешной оказалась БМП ХМ765, разрабатывавшаяся с 1967 года и также известная под обозначением AIFV (Armored Infantry Combat Vehicle). Хотя на вооружение армии США её не приняли, 2079 AIFV под обозначением YPR-765 приобрели Нидерланды (большинство выпущено по лицензии). Ещё 514 машин AIFV-В выпустили в Бельгии. В 1992 году производство этой БМП наладила турецкая фирма «Нурол», изготовившая свыше 2500 AIFV и её усовершенствованного варианта ACV-300.
Корни «Брэдли»
Параллельно с работами по программе ХМ765 армия США вела исследования по новой БМП, которая стала бы не «эрзацем» для «колониальных» конфликтов, а полноценной боевой машиной для «настоящей» войны. Её создание увязывалась с проектированием перспективного основного боевого танка — сначала МВТ-70, а затем будущего «Абрамса».
Эскизный проект, получивший обозначение MICV-70, имел в своей основе специальное шасси с новой компоновкой агрегатов, а также приземистый обтекаемый корпус и двухместную низкопрофильную башню с вынесенной стабилизированной установкой вооружения. Машина задумывалась как плавающая, с убирающимся водоходным движителем. Анализ проекта показал, что цена такой «чудо-БМП» будет запредельной, поэтому в 1971 году армия разработала тактико-технические требования к упрощённой БМП, получившей обозначение ХМ723.
Создание новой БМП поручили фирме FMC, получившей контракт на постройку сразу 17 опытных экземпляров. Фактически ХМ723 представляла собой дальнейшее развитие ХМ765 с усиленным бронированием: вместо гомогенной алюминиевой брони применялся трёхслойный «сэндвич» (алюминиевый сплав – заполнитель из полиуретановой пены – сталь высокой твёрдости). Масса ХМ723 составляла 19 т, а её силовая установка состояла из дизеля «Камминз» VT-903 и гидромеханической трансмиссии «Дженерал Электрик» НМРТ-500. Вооружалась БМП 20-мм пушкой М139 в одноместной башне, смещённой к правому борту.
ХМ723 получалась недешёвой: в ценах 1973 года она стоила 220 000 долларов (вчетверо дороже М113 и всего вдвое дешевле танка М60А1). Это заставило военных призадуматься. Пищи для размышлений добавили и оценки аналитиками советской БМП-1, которую признали подходящей для ядерного конфликта, но малопригодной для обычной войны, а ведь американская БМП создавалась под явным влиянием советского образца. Все эти сомнения привели к созданию в 1975 году специальной комиссии, возглавляемой генералом Ларкином. Перед комиссией поставили несколько вопросов, ключевыми из которых являлись два:
- является ли ХМ723 достаточно хорошей, чтобы оправдать расход средств на её доводку?
- если да, то можно ли объединить программу разработки новой БМП с программой создания новой БРМ ARSV (Armored Reconnaissance Scout Vehicle)?
В ноябре 1976 года комиссия Ларкина после рассмотрения альтернатив (немецкой БМП «Мардер», французской АМХ-10Р, а также гипотетической тяжёлой БМП на шасси основного боевого танка) была вынуждена признать, что ХМ723 не так уж плоха. Вооружение машины рекомендовалось усилить за счёт установки 25-мм пушки ХМ242 «Бушмастер» и противотанкового ракетного комплекса «Тоу» — ПТРК второго поколения с полуавтоматическим наведением по проводам и дальностью стрельбы, достигавшей без малого 4 км. Наконец, было рекомендовано объединить программы создания БМП и БРМ в одну, получившую название FVS (Fighting Vehicle System). В её рамках предусматривалось создание двух максимально унифицированных боевых машин — БМП IFV (Infantry Fighting Vehicle) и БРМ CFV (Cavalry Fighting Vehicle). В 1977 году семейство дополнили третьей машиной — шасси для новой РСЗО (будущей MLRS).
Уже в 1978 году были готовы прототипы новых машин — БМП ХМ2 и БРМ ХМ3. Изменение индекса подчёркивало тесную связь с новым основным боевым танком ХМ1 «Абрамс». Этому служило и присвоение машине названия «Брэдли» (в честь генерала Омара Брэдли, успешно воевавшего в годы Второй мировой войны) — ранее «генеральские» имена в США присваивали только танкам.
Планы военных предусматривали закупку 3600 БМП М2 и 3300 БРМ М3. В 1980 году фирма FMC получила первый серийный контракт на 75 ХМ2 и 25 ХМ3, а в следующем году литера «Х» из обозначения БМП и БРМ исчезла — их приняли на вооружение. Серийное производство велось на заводе в Сан-Хосе (штат Калифорния). Цена новой БМП по тем временам казалась астрономической: стоила она вдесятеро дороже БТР М113.
Конструкция «Брэдли»
БМП «Брэдли» имеет традиционную для большинства машин этого класса компоновку с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения (МТО). МТО смещено к правому борту, а слева находится рабочее место механика-водителя. Его люк снабжён откидывающейся назад крышкой, которая на марше может фиксироваться в поднятом положении. Обзор вперёд и влево обеспечивают четыре призменных смотровых блока (передний может заменяться прибором ночного видения). Обзор вправо при закрытом люке практически отсутствует — его перекрывает крыша МТО.
В средней части корпуса установлена двухместная башня, несколько сдвинутая к правому борту. В ней слева от орудия расположено рабочее место наводчика, а справа — командира. Для обоих предусмотрены люки с откидывающимися назад крышками, причём крышка люка командира установлена на особой рамке и может приподниматься вверх для улучшения обзора. По периметру командирского люка установлены семь призменных смотровых блоков, по периметру люка наводчика — три. Башня имеет подвесной полик, а боевое отделение отгорожено от десантного перегородкой с проходом. Десант в составе шести человек расположен таким образом: два человека у левого борта за местом механика-водителя, два — у правого борта за башней, два — у кормовой аппарели. Соответствующим образом расположены и амбразуры для стрельбы. Для спешивания десанта в бою служит откидывающаяся при помощи гидропривода аппарель (при этом задние сиденья откидываются вверх к центральной стойке). В обычных условиях посадка и высадка осуществляются через дверь в аппарели слева. В крыше десантного отделения имеется люк с откидывающейся назад крышкой.
Корпус и башня «Брэдли» сварены из листов алюминиевого сплава, легированного марганцем, хромом, магнием и цинком. Впереди и по бортам броня представляет собой разработанный для ХМ723 «сэндвич», обеспечивающий достаточную защиту против снарядов малокалиберных пушек. Кроме того, наличие полиуретанового заполнителя усиливает защищённость экипажа и десанта от проникающей радиации. Днище машины для защиты от мин усилено стальным листом. Дополнительную защиту корпуса в передней проекции обеспечивает откидной волноотбойный щит. Ходовую часть до опорных катков прикрывают бронеэкраны, нижняя часть которых для облегчения техобслуживания откидывается на петлях вверх.
Основу комплекса вооружения БМП составляет 25-мм автоматическая пушка М242 с внешним приводом автоматики (посредством электромотора мощностью 1,5 л.с.) и двухленточным питанием, обеспечивающим быстрый переход с одного типа боеприпасов на другой. Боекомплект пушки состоит из 900 снарядов, 300 их которых (обычно 225 осколочно-фугасных и 75 бронебойных) снаряжены и уложены в башне, а ещё 600 находятся в боеукладке в корпусе БМП. Предусмотрено три штатных режима ведения огня: одиночными выстрелами или очередями с темпом стрельбы 100 и 200 выстр./мин. Максимальная техническая скорострельность орудия — 500 выстр./мин.
Пушка М242, несмотря на малый калибр, является мощным огневым средством. Её бронебойный подкалиберный снаряд выстрела М791 (трассирующий, с отделяющимся поддоном) при массе 137 г имеет начальную скорость 1335 м/с и на дистанции 1000 м пробивает гомогенную стальную броню толщиной 66 мм, а на дальности 2500 м способен пробить бортовую броню советской БМП-1. Позже на вооружение приняли выстрел М919 с ещё лучшими бронебойными характеристиками снаряда. Кроме бронебойного снаряда, в боекомплект входит выстрел М792 с осколочно-фугасным трассирующим снарядом. Для тренировок используется выстрел М793 с практическим снарядом.
Угол вертикальной наводки пушки составляет от −10 до +60° — то есть из неё можно вести огонь по воздушным целям (попасть будет проблематично, поскольку для зенитной стрельбы предусмотрен только простейший кольцевой прицел). По наземным целям огонь ведётся при помощи комбинированного (дневного/ночного) прицела наводчика с переменным увеличением (4- и 12-кратным) и оптической связью с прицелом командира. Управлять вооружением могут как наводчик, так и командир при помощи джойстиков с кнопками спускового механизма. При выходе из строя электропривода предусмотрено ручное управление вооружением командиром.
С пушкой спарен 7,62-мм пулемёт М240С («американизированная» версия бельгийского MAG-58). Его боекомплект состоит из 2340 патронов, из них 800 снаряжены в ленты и уложены в магазинные коробки башни, остальные находятся в корпусе.
С левой стороны башни находится двухзарядная ПУ ПТУР «Тоу», закрытая бронированным кожухом. В походном положении она прижата к борту и прикрыта спереди бронещитком, в боевом — поднимается электроприводом в горизонтальное положение. Угол вертикальной наводки ПУ — от −20 до +30°. Перезарядка осуществляется через верхний люк десантного отделения. Возимый боекомплект — 7 ПТУР BGM-71 (2 на ПУ и 5 в укладке десантного отделения).
Интересной особенностью вооружения машины являются несъёмные 5,56-мм автоматы М231 в шаровых установках амбразур десантного отделения (в других БМП эти амбразуры служат для стрельбы из штатного оружия десанта). Автоматы представляют собой модификацию винтовки М16А1 с укороченным и утяжелённым стволом, выдвижным проволочным прикладом, без цевья и некоторыми другими изменениями.
На передних углах башни установлены четырёхствольные дымовые гранатомёты, боекомплект к которым находится в ящиках снаружи башни. Для постановки дымзавес может использоваться впрыск топлива в систему выхлопа двигателя.
Силовая установка «Брэдли» состоит из четырёхтактного дизеля «Камминз» VTA-903T мощностью 500 л.с., смонтированного в едином блоке с гидромеханической трансмиссией НМРТ-500-3 (обеспечивает три передачи вперёд и одну назад). Механизм поворота — дифференциальный. Запас топлива составляет 662 л.
Ходовая часть применительно к одному борту включает шесть алюминиевых спаренных обрезиненных опорных катков и три поддерживающих ролика. Опорные катки имеют индивидуальную двухвальную торсионную подвеску с торсионами в опорных трубах. Дополнительно на первом, втором, третьем и шестом опорных катках установлены гидравлические амортизаторы. Ведущее колесо — переднего расположения. Металлическая мелкозвенчатая гусеница имеет съёмные резиновые асфальтоходные башмаки. Длина опорной поверхности гусеницы — 3,91 м. Механизм натяжения — гидравлический.
БМП «Брэдли» отличается сравнительно высокой удельной мощностью (21,3 л.с./т для базового варианта) и низким удельным давлением (0,52 кг/кв. см), что в совокупности с большим ходом опорных катков обеспечивает машине хорошие динамические качества, делая возможным тесное взаимодействие с танками М1 «Абрамс». БМП способна преодолевать водные преграды вплавь со скоростью до 7,2 км/ч за счёт перематывания гусениц. Водоизмещение корпуса достаточно только для движения по спокойной воде, при волнении необходимо повышение запаса плавучести, для чего используется разворачиваемый на корпусе брезентовый кожух (в свёрнутом положении уложен по периметру корпуса).
На линейных БМП М2 устанавливается радиостанция AN/GRC-160, на машинах командиров взводов — две такие же станции, а командиров рот — одна AN/GRC-160 и одна AN/GRC-46. Внутренняя связь между членами экипажа и командиром десанта обеспечивается посредством танкового переговорного устройства.
БРМ М3 от БМП внешне можно отличить разве что по заглушённым отверстиями амбразур и бо́льшим количеством антенн. Основное вооружение осталось прежним, но боекомплект увеличен: пушки — до 1500 выстрелов (900 в башне, в лентах и на полике), спаренного пулемёта — до 4300 патронов, ПТРК — до 10 ракет. Боеукладка ПТУР перенесена с левого борта десантного отделения на правый, а слева в десантном отделении предусмотрено место для мотоцикла. Вместо шести пехотинцев в десантном отделении располагаются два наблюдателя. Радиосвязной комплекс БРМ включает станции AN/VRC-12 и AN/PRC-77. В состав разведывательного оборудования входит портативная РЛС разведки наземных движущихся целей AN/PRS-15.
Модернизации
В 1986 году начались поставки модернизированных машин М2А1 и М3А1, отличающихся, прежде всего, доработками комплекса вооружения. Машины получили возможность применять ПТУР BGM-71D комплекса «Тоу-2» с повышенной бронепробиваемостью. Несколько удлинён ствол пушки и усилена её казенная часть, благодаря чему появилась возможность вести огонь выстрелами с усиленным пороховым зарядом.
БМП М2А1 и БРМ М3А1 получили фильтровентиляционную установку М13А1, подающую очищенный воздух в маски членов экипажа (а на БРМ — также и наблюдателей). На машинах прежних модификаций экипажу и десанту приходилось надевать противогазы в случае действия на заражённой территории. На модернизированных БМП такая необходимость сохранялась только для десанта. В конструкцию внесли ещё несколько мелких, но полезных усовершенствований: мягкую обивку сиденья механика-водителя, призменные смотровые блоки в крышке люка десантного отделения и прочее.
Следующий этап модернизации предусматривал усиление защищённости машины. Лобовую часть и борта корпуса и башни усилили стальными экранами толщиной 30–32 мм, крепящимися на болтах. За счёт этого ширина машины возросла до 3,6 м. Кроме того, экраны полностью закрыли бортовые амбразуры десантного отделения, автоматы М231 из них были изъяты (кормовые амбразуры с автоматами сохранились). Изменили и схему размещения десанта: трое пехотинцев размещаются в ряд в передней части десантного отделения лицом по ходу движения; ещё трое — за ними (двое справа — лицом к корме, один слева — спиной к борту).
На накладных экранах имеются узлы крепления элементов динамической защиты (ДЗ), устанавливающихся на специальные подкладки из ячеистого материала. Комплект ДЗ для «Брэдли» состоит из 43 элементов размером 305×457×51 мм. Ещё одним мероприятием по усилению защищённости стала установка кевларового подбоя в обитаемых отделениях, снижающего вероятность поражения осколками брони экипажа, десанта и оборудования. Даже без элементов ДЗ усиленная экранами броня способна выдержать попадание снаряда 30-мм пушки советской БМП-2.
Подверглись модернизации и радиооборудование (установлена новая радиостанция системы SINCGARS V), противопожарное оборудование, а также ряд других элементов.
Производство М2А2 и М3А2 началось в 1988 году, а в мае следующего года появились машины модификации А2 «второй фазы». Поскольку установка экранов и ДЗ увеличила боевую массу БМП до 33 т, машины «второй фазы» получили форсированный до 600 л.с. двигатель и доработанную трансмиссию.
Исходя из опыта применения «Брэдли» в войне в Персидском заливе, американцы разработали программу модернизации машин модификации А2 — ODS (Operation Desert Storm). Изменения затронули в основном электронную «начинку». Машину оборудовали боевой информационно-управляющей системой FBCB2, обеспечивающей обмен разведывательной информацией со спутниками разведки и всеми боевыми единицами, оснащёнными аналогичными устройствами. Основываясь на полученной информации, FBCB2 воспроизводит на дисплее компьютера боевую обстановку с указанием месторасположения дружественных и вражеских сил с привязкой к рельефу местности. Также установлена тактическая навигационная система TACNAV, цифровая система ориентирования DCS, высокоточный малогабаритный приёмник GPS PLGR, новый лазерный дальномер, безопасный для зрения, тепловизионный прибор наблюдения для механика-водителя, ИК-система пассивной защиты от ПТУР первого поколения и даже такая приятная мелочь, как подогреватель для пищевых пайков. Вновь поменялось размещение десанта: теперь пехотинцы сидят по трое спиной к бортам (такая компоновка позволила ускорить спешивание).
В 2000 году появилась очередная модификация «Брэдли» — А3, получившая усовершенствованный прицел наводчика IBAS и независимый прицел командира CIV, а также ряд других нововведений. По опыту войны в Ираке был создан новый вариант А4, в котором внедрили комплекс доработок, направленный на повышение выживаемости в асимметричных конфликтах. Совершенствование «Брэдли» продолжается, в частности, недавно было объявлено о закупке для этих машин израильских комплексов активной защиты «Айрон Фист».
В отличие от М113, спектр спецмашин, созданных на базе «Брэдли», довольно узок. Наиболее распространённой является пусковая установка М993 реактивной системы залпового огня М270 MLRS. На её шасси была разработана КШМ М4, предназначенная для замены М577 (модификации М113). В конце 1999 года после выпуска примерно 25 таких КШМ эту программу закрыли.
Интересной была попытка превращения «Брэдли» в импровизированную ЗСУ. Машина, получившая обозначение М6 «Лейнбакер», представляла собой М2А2 ODS, на которой вместо ПУ ПТРК «Тоу» установлен четырёхзарядный пакет ЗУР «Стингер». Такие машины поступали в войска, но в 2005–2006 годах были переоборудованы обратно в БМП.
Общий объём производства машин семейства «Брэдли» для армии США (без учёта шасси для РСЗО) составил 6724 единицы: 4641 БМП и 2083 БРМ. Кроме того, 400 БМП М2А2 поставлено Саудовской Аравии.
Служба и боевое применение
Поставки машин М2/М3 в строевые части начались в 1983 году. Первым новые БМП получил 1-й батальон 41-го пехотного полка, входивший в состав 2-й бронетанковой дивизии (БРТД), дислоцированной в Форт-Худ (штат Техас). Согласно штату, мотопехотный батальон располагал 54 М2: две машины в управлении батальона и четыре роты по 13 БМП (одна командирская и три взвода по четыре машины). БРМ М3 входили в состав разведвзводов танковых и мотопехотных батальонов (по шести единиц), разведывательных батальонов «тяжёлых» (бронетанковых и механизированных) дивизий (в каждом 2 роты по 20 БРМ), а также отдельных бронекавалерийских полков (БРКП; по 123 М3 в каждом).
К концу 80-х годов американская промышленность в достаточной мере насытила войска новыми БМП и БРМ. В первую очередь их получали части, дислоцированные в ФРГ и находившиеся на переднем краю противостояния с Организацией Варшавского договора. Впрочем, в бой «Брэдли» пришлось пойти совсем в другом регионе — на Ближнем Востоке.
В августе 1990 года в ходе молниеносной военной кампании Ирак оккупировал Кувейт. Практически сразу же началась переброска американских войск в Саудовскую Аравию в рамках операции «Щит пустыни». Первыми туда прибыли части 24-й механизированной дивизии (МД), входившей в состав сил быстрого развёртывания, а затем началась переброска 7-го армейского корпуса из ФРГ и некоторых других соединений с территории США. К январю 1991 года в регионе было сосредоточено три БРТД и две МД, два отдельных БРКП, располагавших в общей сложности 2200 «Брэдли» различных модификаций (примерно 19% в базовом варианте, 33% — А1 и 48% — А2). Американцы имели достаточно времени, чтобы подготовить свои БМП и БРМ для действий в условиях пустыни: активная фаза войны против Ирака (операция «Буря в пустыне») началась 16 января 1991 года, а её наземная часть — только 24 февраля. Уже к исходу первого дня американские войска продвинулись на глубину до 50 км, а вся операция была официально завершена 28 февраля.
Действия американской мотопехоты состояли в основном из маршей и коротких стычек с иракскими частями. В ходе «Бури в пустыне» «Брэдли» зарекомендовали себя весьма надёжными машинами: уровень их боеготовности превышал 90%. Эффективным был признан и комплекс вооружения, в особенности 25-мм пушка (шансов применить в бою ПТРК «Тоу» у экипажей БМП и БРМ было немного, поскольку вражеские танки выбивались главным образом авиацией). Потери от действий противника составили всего три БМП, ещё 17 были уничтожены «дружественным» огнём.
Если до «Бури в пустыне» отношение американских военных к «Брэдли» было довольно скептическим, то после её стали воспринимать едва ли не как «чудо-оружие». При этом упускалось из виду то, что операция в Кувейте и Ираке представляла собой, по сути, быстрый рейд. Совсем иначе действия разворачивались в ходе Второй иракской войны 2003–2011 годов. Американцам пришлось вести затяжные операции не столько против регулярной иракской армии (довольно быстро разгромленной в начале войны), сколько против различных партизанских отрядов и групп. Именно тут оказалось, что «Брэдли» на самом деле довольно уязвима: она беззащитна против мощных самодельных фугасов с дистанционными взрывателями, а от выпущенных в упор гранат РПГ-7 не защищают даже экранированные борта. К началу 2006 года американские войска лишились в Ираке 55 «Брэдли». В итоге в 2007 году эти машины перестали привлекаться к боевым операциям — американская мотопехота пересела на тяжёлые колёсные БТР класса MRAP, гораздо более подходящие для противопартизанских действий.
Несмотря на печальный опыт Второй иракской войны, БМП «Брэдли» остаются (наряду с танками «Абрамс») основным вооружением «тяжёлых» соединений армии США. Согласно введённой в 2016 году новой оргштатной структуре, ими комплектуются бронетанковые бригадные боевые группы (Armored Brigade Combat Team). Каждая такая группа включает два бронетанковых батальона (по две танковые роты на «Абрамсах» и одну мотопехотную на М2), один механизированный (одна танковая рота и две мотопехотные), а также разведывательный эскадрон (батальон) с тремя ротами БРМ М3 и одной танковой.
Как уже отмечалось, 400 БМП М2А2 приобрела Саудовская Аравия. Эти машины широко используются в кампании против хуситов в Йемене, неся там немалые потери (по тем же причинам, что несли американские машины в Ираке). Кроме того, в 2017–2018 годах США передали 50 БМП M2A2 ODS армии Ливана.
Боевая масса, т |
22,8 |
---|---|
Размеры, мм: |
|
длина высота (по крыше башни) ширина |
6450 2970 3200 |
Клиренс, мм |
460 |
Скорость, км/ч:
|
|
на суше на плаву |
66 7,2 |
Запас хода, км |
480 |
Преодолеваемые преграды: |
|
глубина брода (без подготовки), м ширина рва, м высота стенки, м подъём, град. |
1,1 2,54 0,91 60 |
Литература:
- Hunnicutt R.P. Bradley. A History of American Fighting and Support Vehicles. – Novato: Presidio Press, 1999
- Zaloga S. M2/M3 Bradley Infantry Fighting Vehicle 1983-1995. – London: Osprey Publishing, 1995
- Федосеев С. Боевые машины пехоты НАТО // Бронеколлекция. – 1997. – №6
- Федосеев С. Система «Брэдли» // Техника и вооружение. – 2003. – №№8-10
Комментарии к данной статье отключены.