После атаки на Пёрл-Харбор 7 декабря 1941 года японский флот перешёл к планированию ещё более дерзких операций. Очередной мишенью должен был стать Панамский канал, точнее — его шлюзы: если бы их удалось повредить, США было бы гораздо сложнее маневрировать флотами между Тихим и Атлантическим океанами. Атаковать канал должны были гидросамолёты, взлетавшие с бортов специальных подводных лодок.
17 мая 1942 года штаб Императорского флота Японии одобрил конструкцию лодок класса I-400. Эти подлодки длиной 120 м и полным надводным водоизмещением свыше 5 тысяч тонн были на тот момент крупнейшими в мире и оставались таковыми вплоть до 1965 года, когда появились атомные подводные лодки нового поколения. Дизельного топлива на борту I-400 должно было хватить для кругосветного путешествия. Каждая из лодок могла нести три гидросамолёта.
30 декабря 1944 года в строй вступила первая подводная лодка I-400. До конца Второй мировой удалось построить ещё две, они получили номера I-401 и I-402. В 1945 году I-400 и I-401 с тремя самолётами на борту у каждой должны были атаковать морскую базу США Улити на Каролинских островах. Осуществить план не удалось — Япония капитулировала ещё до того, как подлодки вышли на дистанцию удара. Американцы захватили обе лодки и отправили их на Гавайи для изучения. В 1946 году их разобрали на металлолом. I-402, не участвовавшая в атаке на Улити, была потоплена американцами после капитуляции Японии.
Также в этот день, 30 декабря, в 1939 году финская армия освободила городок Суомуссалми и сорвала планы советского командования, а в 1958 году гватемальские ВВС развернули операцию «Drake», едва не приведшую к войне с Мексикой.
Комментарии к данной статье отключены.