Весной 1942 года у густонаселённого и экономически развитого восточного берега Австралии впервые с начала войны появились японские подлодки. Атаки немногочисленных, но дерзких субмарин, противопоставить которым австралийский флот мог немногое, стали важным эпизодом «Битвы за Австралию». В данной статье мы расскажем об этих малоизвестных эпизодах Второй мировой войны на Тихом океане.
ПЛО Тихоокеанского побережья Австралии к лету 1942 года
К весне 1942 года австралийскому военно-морскому командованию удалось нарастить силы для противолодочной обороны (ПЛО) — в том числе за счёт использования кораблей союзников. Впрочем, с учётом протяжённой береговой линии, около тридцати имевшихся боевых единиц было явно недостаточно. К моменту появления японских субмарин у восточного (Тихоокеанского) побережья Австралии в июне 1942 года в портах Сидней, Брисбен и Таунсвилл базировались следующие мореходные корабли: 2 австралийских эсминца, 13 австралийских тральщиков (корветов), 2 шлюпа, 4 мобилизованных сторожевых корабля и учебное судно ПЛО Moresby. Также к операциям по возможности привлекались американские эсминцы и лидер эсминцев ВМС Свободной Франции Le Triomphan.
Хронической проблемой австралийской ПЛО выглядела крайняя слабость её авиационной компоненты. Собственная морская авиация у ВМС попросту отсутствовала, самолётов ВВС остро не хватало, специализированных противолодочных боеприпасов имелось крайне мало. Для патрулирования над морем использовались доступные машины, включая слабо подходившие для таких задач (например, учебные), нередко — вооружённые обычными фугасными авиабомбами. В целом лётчики были плохо подготовлены к обнаружению и атаке морских целей. Достаточно сказать, что первые учения ВВС с использованием настоящих субмарин (американских) удалось провести лишь в апреле 1942 года.
После начала операций японских субмарин у Тихоокеанского побережья Австралии в первых числах июня 1942 года в регионе была введена система прибрежных конвоев. В конвоях в обязательном порядке должны были следовать суда водоизмещением более 1200 т и со скоростью хода менее 12 узлов. Более быстроходным судам разрешалось перемещаться самостоятельно, но только в светлое время суток. Два первых прибрежных конвоя вышли в море 8 июня: GP1 следовал из Сиднея в Брисбен (9 судов, австралийские эсминец и тральщик), СО1 — из Ньюкасла в Мельбурн (5 судов, американский эсминец и австралийский тральщик). Как показали дальнейшие события, введение конвоев оказалось полностью оправданным решением.
Кампания 1942 года: первая волна японских субмарин
Появление у берегов Восточной Австралии японских подлодок было связано с попыткой атаковать стратегически важный порт Сидней. Для этого 27 апреля базу на острове Трук покинули авианесущие крейсерские субмарины I-21 и I-29 (тип В1), нёсшие в ангарах по одному разведывательном самолёту E14Y. 18 мая за ними последовали крейсерские подлодки I-22, I-24 (обе — тип С1) и I-27 (тип В1), каждая из которых несла на корпусе сверхмалую подводную лодку типа «А». Все крейсерские субмарины входили в состав 8-й эскадры подлодок (командир — капитан 1-го ранга Нобору Исидзаки), общее руководством в походе осуществлял капитан 1-го ранга Ханкю Сасаки на I-21.
23 и 30 мая самолёты с подлодок I-29 и I-21 осмотрели Сиднейскую гавань, после чего 31 мая три карликовые субмарины попытались проникнуть туда и атаковать союзные корабли. Итогом дерзкой атаки стало потопление плавказармы Kuttabul (448 т) ценой гибели всех трёх сверхмалых подлодок. Крейсерские субмарины ждали возвращения «карликов» до 3 июня, после чего приступили к самостоятельным действиям. I-22 и I-29 ушли в воды Новой Зеландии, где действовали до конца июня, не добившись никаких успехов. Судьба оставшихся в водах Восточной Австралии трёх субмарин оказалась несравнимо более интересной и насыщенной событиями.
I-21 (командир — капитан 2-го ранга Кандзи Мацумура, на борту находился командир дивизиона капитан 1-го ранга Ханкю Сасаки) ночью с 7 на 8 июня обстреляла из 140-м орудия город Ньюкасл к северу от Сиднея, выпустив 34 снаряда. Ответный огонь береговой батареи вынудил субмарину погрузиться. Итогом нападения стали несколько повреждённых домов и тревога местных жителей, опасавшихся японского вторжения.
Ночью с 11 на 12 июня I-21 недалеко от Сиднея атаковала в надводном положении конвой CO2 из 8 судов, следовавших из Ньюкасла в Вайаллу (Южная Австралия) в сопровождении австралийского тральщика Whyalla и американского эсминца Perkins. После полуночи Мацумура выпустил 4 торпеды, добившись одного попадания в панамское судно Guatemala (5527 т) с грузом кокса. Транспорт затонул через час, команду спас сторожевик. Более I-21 не имела успехов в этом походе и 25 июня вернулась в базу на атолл Кваджалейн.
I-24 (командир — капитан 2-го ранга Хакуси Ханабуса) уже вечером 3 июня атаковала у Сиднея австралийское судно Age, выпустив одну торпеду. Торпеда прошла мимо, обстрел из 140-мм орудия также не дал результатов — транспорт быстро скрылся в сумерках. Сразу после этого Ханабусе улыбнулась удача — тем же вечером он выпустил две торпеды в одиночное американское судно Iron Chieftain (4812 т) с грузом кокса, добившись одного попадания. Транспорт быстро затонул.
В ночь с 7 на 8 июня, сразу после полуночи, I-24 обстреляла из 140-мм орудия Сидней. Ханабуса целился по гигантскому мосту Харбор-Бридж в центре города, считающемуся одним из национальных символов Австралии, но не попал в него. 10 выпущенных снарядов упали в восточных пригородах, ранив одного человека. С береговой батареи подлодку осветили прожектором, вынудив её погрузиться. Более чем скромная по результатам атака ударила по духу жителей Сиднея, заставив их поволноваться.
Ранним утром 9 июня I-24 атаковала у Сиднея британский транспорт Orestes. Две выпущенные торпеды взорвались преждевременно, огонь из палубного орудия не дал заметного результата (судно были легко повреждено). Ханабуса не продемонстрировал настойчивости и прервал атаку. Более I-24 не имела контактов с противником и 25 июня пришла на Кваджалейн.
I-27 (командир — капитан 2-го ранга Ивао Ёсимура) направилась в Бассов пролив между континентальной Австралией и Тасманией. Утром 4 июня Ёсимура атаковал там австралийский транспорт Barwon, но выпущенная торпеда прошла под килем, что позволило судну спастись. Позже в тот же день I-27 потопила торпедой австралийское судно Iron Crown (3353 т) с грузом руды. Рудовоз затонул мгновенно, практически вся команда погибла.
I-27 стала единственной субмариной из своей группы, столкнувшейся с каким-то подобием организованного сопротивления. Следовавший совместно с Iron Crown рудовоз Iron King безуспешно обстрелял подлодку из палубного орудия. Находившийся в воздухе патрульный самолёт Lockheed Hudson из 7-й эскадрильи Королевских австралийских ВВС сбросил на субмарину две 250-фунтовые бомбы, не добившись попаданий. 25 июня I-27 вместе с другими подлодками группы вернулась на Кваджалейн.
Оценивая действия первой волны японских подлодок у Восточного побережья Австралии, трудно не признать, что обе стороны показали себя не с лучшей стороны. Атака на Сидней имела, скорее, психологическое значение, потопление трёх судов также сложно назвать большим успехом. С другой стороны, австралийская противолодочная оборона показала себя практически беспомощной, что, однако, не мешало делать совершенно фантастические заявления о победах над неприятельскими подлодками. Например, влиятельная газета Canberra Times 12 июня сообщала читателям, что за последние дни у берегов Австралии «семь японских субмарин потоплены достоверно, а ещё девять — предположительно».
Кампания 1942 года: вторая волна японских субмарин
15 июля австралийское Адмиралтейство отменило систему конвоев у побережья, но решение оказалось преждевременным. Операции у Восточного побережья Австралии начала 3-я эскадра подводных лодок контр-адмирала Тимаки Коно, базировавшаяся на атолле Кваджалейн. 9 июля базу покинула новейшая, только что перешедшая из Японии после ввода в строй авианесущая подлодка I-11 (тип А1). Вместе с ней в тот же день в поход отправились крейсерские подлодки I-174 и I-175 (тип KD6).
I-11 (командир — капитан 1-го ранга Цунео Ситидзи) в походе временно выполняла роль флагманского корабля 3-й эскадры. На борту находились лично адмирал Коно со своим штабом и военный корреспондент влиятельной токийской газеты Yomiuri Shimbun. В ангаре субмарина несла разведывательный гидросамолёт E14Y, хотя использовать его так и не довелось.
I-11 вышла на позицию у входа в залив Джервис, где находится порт, обслуживавший Австралийскую столичную территорию. Это оказалось удачным решением. 20 июля подлодка потопила там торпедами греческий транспорт George S. Livanos (5482 т) с грузом из 87 армейских автомобилей, а 21 июля — американский транспорт Coast Farmer (3290 т). Затем I-11 перешла на позицию южнее в район залива Туфолд (граница штатов Новый Южный Уэльс и Виктория), где добилась большого успеха. Утром 22 июля Ситидзи потопил двумя торпедами американский транспорт William Dawes типа Liberty (7176 т), на борту которого находились 285 военных автомобилей (грузовых и легковых), бронетранспортёров и прицепов.
Эта эффектная победа оказалась последней для I-11 в походе. 27 и 31 июля субмарина неудачно атаковала суда в Тасмановом море, не добившись попаданий торпедами. Ранним утром 29 июля у острова Габо (граница штатов Новый Южный Уэльс и Виктория) шедшую в надводном положении I-11 атаковал австралийский патрульный бомбардировщик Bristol Beaufort из 100-й эскадрильи. Лодка экстренно погрузилась, и шесть сброшенных 250-фунтовых бомб не нанесли ей заметных повреждений. Пилот бомбардировщика ошибочно заявил о потоплении субмарины, на самом деле I-11 благополучно вернулась на Трук 11 августа.
I-174 (командир — капитан 3-го ранга Тосио Кусака) после выхода с Кваджалейна испытывала проблема с двигателем, что вынудило корабль 23 июля зайти в Рабаул на однодневный ремонт. Известно, что патрулирование у Тихоокеанского побережья Австралии не дало никаких результатов. 17 августа I-174 вернулась в Рабаул, не одержав побед.
I-175 (командир — капитан 3-го ранга Камео Уно) направилась к побережью штата Новый Южный Уэльс. 23 июля у города Ньюкасл подлодка торпедировала австралийское судно Allara (3279 т), получившее тяжёлое повреждение — взрывом ему оторвало корму. Несмотря на это, транспорт остался на плаву и был позднее отбуксирован в Ньюкасл. 24 июля в том же районе I-175 неудачно атаковала австралийское судно Murada, а 26 июля благополучно пережила атаку глубинными бомбами со стороны австралийского тральщика Cairns. 28 июля подлодка торпедировала и потопила у Ньюкасла французское судно Gagou (2795 т) с грузом никелевой руды.
3 августа у города Маруйя (Новый Южный Уэльс) I-175 атаковала в надводном положении австралийский траулер Dureenbee (223 т). По заявлениям австралийской прессы, подводники 45 минут стреляли по беззащитному обездвиженному судну из пушки и пулемётов, как по мишени, игнорируя просьбы шкипера о пощаде (на английском языке). 3 моряка погибли, 8 были ранены (позднее они добрались до берега). После того, как подлодка удалилась, корпус траулера выбросило на камни, где он и затонул. В военной и послевоенной австралийской публицистике атака на Dureenbee клеймилась, как «варварство». Современные историки отмечают, что американские и британские субмарины систематически топили японские рыболовецкие суда, вплоть до самых мелких, на протяжении всей войны.
После высадки американского морского десанта на Гуадалканал I-175 получила приказ идти к Соломоновым островам, где 12 августа её атаковали и повредили самолёты с авианосца Saratoga. 17 августу подлодка вернулась для срочного ремонта в Рабаул. На этом операции японских субмарин у Восточного побережья Австралии временно прервались — всё внимание командования Императорских ВМС привлекал к себе Гуадалканал.
Своего рода финальным аккордом подводной кампании 1942 года стало появление у берегов Австралии новейшей крейсерской подлодки I-32 типа B1 (командир — капитан 2-го ранга Масаюки Икедзава). Субмарина входила в состав 1-й эскадры подводных лодок, базировавшейся на Труке, и совершила необычный по маршруту боевой поход, ставший для неё первым в карьере. 30 июня I-32 покинула Трук, в июле осмотрела гавани Новых Гебрид и Новой Каледонии, после чего обогнула Австралию с юга. 4 августа в Индийском океане у мыса Эсперанс (штат Западная Австралия) подлодка в надводном положении атаковала артиллерийским огнём австралийский войсковой транспорт Katoomba, бывший пассажирский лайнер. Развивавшее 15 узлов вооружённое судно оторвалось от преследования, ведя ответный огонь. Более контактов с противником I-32 не имела. 28 августа подлодка пришла в Пенанг (Малайя), а 18 сентября вернулась на Трук.
Итоги действий второй волны японских субмарин у Тихоокеанского побережья Австралии в 1942 году оказались примерно такими же, как и для первой волны. С одной стороны, крайне слабая и малоэффективная австралийская противолодочная оборона позволяла подлодкам действовать в 10-20 милях от крупных портов, включая главную военно-морскую базу в Сиднее. С другой стороны, командование японского 6-го флота, объединявшего подводные силы, явно не считало для себя первоочередной задачей действия на морских коммуникациях у берегов Австралии. Успехи отдельных субмарин также трудно назвать примерами высокой эффективности (так, очевидными неудачами стали безрезультатные походы I-174 и I-32).
На общем фоне судоходства в австралийских водах победы японских подводников выглядели незначительно — за 1942 год из гаваней Австралии только в Новую Гвинею проследовали 1672 судна в 252 конвоях. В целом, организация системы конвоев стала наибольшим успехом австралийских противолодочников: за 1942 год погибло только одно конвоируемое судно (Guatemala 12 июня). К достижениям японских субмарин можно отнести снижение грузооборота между австралийскими портами (в частности, в июле 1942 года трафик снизился на 7,5%), дополнительную нагрузку на относительно слабую кораблестроительную и ремонтную индустрию Австралии, а также отвлечение морских и воздушных сил союзников.
Конечно, «счастливые времена» в стиле немецких коллег японским подводникам не удались, несмотря на все недостатки и проблемы австралийской противолодочной обороны. Как бы то ни было, их действия создали определённое напряжение на союзных морских коммуникациях, заставили поволноваться австралийское морское командование и встревожили общественное мнение Австралии. С началом 1943 года субмарины Императорских ВМС вернулись к берегам «Зелёного континента».
Продолжение следует
Источники и литература:
- https://www.awm.gov.au/ (официальный сайт Австралийского военного мемориала)
- http://www.combinedfleet.com
- http://www.navy.gov.au/ (официальный сайт Королевских ВМС Австралии)
- Gill, George Hermon. Royal Australian Navy, 1939-1942 (1st edition, 1957). https://www.awm.gov.au/collection/RCDIG1070207/
- Miles, Patricia. War Casualties and the Merchant Navy. https://www.environment.nsw.gov.au/maritimeheritageapp/research.aspx?id=51
- Tanaka, Hiromi. The Japanese Navy's operations against Australia in the Second World War, with a commentary on Japanese sources. https://www.awm.gov.au/articles/journal/j30/tanaka
- Хасимото Мотицура «Потопленные» / в книге «Подводная война на Тихом океане» – М: АСТ, 2001
Комментарии к данной статье отключены.