Гигантский размах событий Второй мировой войны содействовал тому, что в этом грандиозном конфликте до сих пор остаётся множество страниц, малоизвестных широкой аудитории. К их числу можно уверенно отнести операции японского подводного флота в водах Австралии в 1942-1943 годах. Этим материалом мы начинаем цикл статей о забытых событиях морской войны у берегов «Зелёного континента».
Противолодочная оборона Австралии в начале Второй мировой войны
Начало Второй мировой войны Королевские австралийские ВМС встретили, практически не имея боеспособных сил противолодочной обороны (ПЛО). Из корабельного состава для этих задач могли использоваться лишь пять старых эсминцев времён Первой мировой войны и четыре современных шлюпа, причём корабли должны были действовать, в первую очередь, в интересах Великобритании. Оборону непосредственно австралийского континента в 1939 году пришлось строить с нуля, что было непростой задачей с учётом географических обстоятельств — протяжённой береговой линии, омываемой водами двух океанов.
Ситуацию отчасти удалось исправить, срочно спроектировав в 1939 году так называемый «австралийский тральщик» (Australian Minesweeper, AMS) — относительно небольшой и недорогой мореходный корабль, пригодный для серийной постройки на австралийских верфях. AMS нёс противолодочное вооружение и мог использоваться как сторожевой и эскортный корабль — более того, в военные годы это и стало его основной функцией. Головной «корвет» (как их повсеместно называют в австралийских документах и литературе) Bathurst был заложен в феврале 1940 года и введён в строй в декабре 1940 года. Всего до января 1944 года в строй ввели 56 тральщиков, ставших «рабочими лошадками» австралийского флота (4 единицы дополнительно построили для Индии).
Ход войны в целом дал австралийскому Адмиралтейству время для организации противолодочной обороны, и оно сделало то, что могло, с учётом ограниченных ресурсов. Реквизировались гражданские суда для использования в роли сторожевых кораблей, началась подготовка специалистов ПЛО, было запущено производство необходимых технических средств (включая сонары ASDIC и глубинные бомбы), разрабатывались методы защиты судоходства. Но сил не хватало, и некоторые из проблем остались нерешёнными до конца войны.
К декабрю 1941 года ВМС мог использовать для защиты судоходства в австралийских водах только 2 шлюпа, 9 новых корветов и 6 мобилизованных сторожевых кораблей. Королевские австралийские ВВС могли выделить для патрулирования обширного побережья около 40 патрульных самолётов (главным образом, двухмоторных машин Lockheed Hudson). К операциям в австралийских водах могли также привлекаться корабли союзников — поначалу весьма малочисленные. В частности, под оперативным контролем австралийского Адмиралтейства находился лидер эсминцев ВМС Свободной Франции Le Triomphan типа Le Fantasque.
Принципиально противолодочная оборона строилась вокруг военно-морских баз (Сидней, Мельбурн, Брисбен, Фримантл, Дарвин), силами которых распоряжались старшие морские офицеры (NOIC – Naval Officers in Charge). В базах была организована локальная ПЛО с использованием сетевых заграждений, сторожевых катеров и т.д. Мореходные сторожевые и эскортные корабли направлялись из баз для поиска субмарин и сопровождения конвоев.
Война на севере
Стремительный «бросок на Юг» японских вооружённых сил привёл к тому, что уже в первые недели войны на Тихом океане пустынное северное побережье Австралии стало прифронтовой территорией. Стратегическую ценность приобрёл городок Дарвин, столица Северной территории, обладавший единственным относительно крупным портом на протяжённой береговой линии. Туда перебазировалась австралийская 23-я флотилия тральщиков (4 корабля типа Bathurst). Также к противолодочным операциям могли привлекаться устаревшие эсминцы-«флэшдекеры» Азиатского флота США, ходившие в Австралию с конвоями. Командовал ПЛО Дарвина кэптен ВМС Австралии Эдвард Томас.
Командование японского флота с впечатляющей оперативностью начало действия в водах северной Австралии. Сразу после захвата южного филиппинского острова Минданао в декабре 1941 года туда перебазировалась 6-я эскадра подлодок контр-адмирала Тимаки Коно: 4 подводных минных заградителя типа KRS (единственные подлодки такого класса в японском флоте) и плавбаза Chogei. Уже в первых числах января 1942 года подлодки начали кампанию в Тиморском и Арафурском морях, продолжавшуюся до конца февраля.
I-121 совершила два похода, безуспешно атаковав неопознанное судно 18 января. 21 января её неудачно атаковала глубинными бомбами поисковая группа союзников (2 американских эсминца и 2 австралийских тральщика). I-122 совершила два похода, поставив минное заграждение в Торресовом проливе. Контактов с противником субмарина не имела. Два похода I-123 также не дали никаких результатов, несмотря на две минных постановки (у Дарвина и в Торресовом проливе). 20 января подлодка неудачно атаковала у Дарвина американский танкер ВМС Trinity, после чего без труда ушла от преследования двух американских эсминцев.
Драматичной оказалась судьба подлодки I-124 (командир — капитан 3-го ранга Коити Кисигами). Субмарина покинула порт Давао 10 января, имея на борту командира дивизиона капитана 2-го ранга Юкио Эндо. 16 января I-124 выставила 27 морских мин к северу от Дарвина. В ходе патруля Кисигами обнаружил американский тяжёлый крейсер Houston, но не смог его атаковать. Последний раз подлодка вышла на связь вечером 19 января.
Днём 20 января подлодку I-124, находившуюся в подводном положении в заливе Бигль к северу от Дарвина, обнаружил австралийский тральщик Deloraine (командир — лейтенант-коммандер Десмонд Мэнлав), вышедший на противолодочное патрулирование. Кисигами выпустил по противнику одну торпеду, но Мэнлав успешно уклонился и мастерски атаковал глубинными бомбами по данным гидроакустики. I-124 всплыла со следами повреждений, затем погрузилась вновь. На воде появились пятна нефти и воздушные пузыри. Позднее к преследованию подлодки присоединились пришедшие из Дарвина тральщики Lithgow и Katoomba, за которыми последовали американские эсминцы Alden и Edsall.
Глубинные бомбы сбрасывались до полудня 21 января, союзники ошибочно заявили об уничтожении сразу трёх субмарин. I-124 погибла со всей командой (80 человек), вскоре после потопления корпус корабля обнаружили американские военные водолазы, безуспешно пытавшиеся добыть кодовые книги. Решающую роль в уничтожении подлодки сыграли австралийские тральщики, в первую очередь — Deloraine, что стало одной из самых значительных побед ВМС Австралии во Второй мировой войне. Забегая вперёд, можно сказать, что это был один из немногочисленных примеров безоговорочно успешных действий австралийской противолодочной обороны.
В целом, результаты операций японских субмарин 6-й эскадры в январе-феврале 1942 года оказались скандально разочаровывающими. Ни одной победы достичь не удалось, в том числе минным оружием. На этом фоне гибель I-124 выглядела особенно болезненной неудачей. После февраля 1942 года и до самого конца войны японское морское командование ни разу не отправляло подлодки к берегам северной Австралии.
Преследуя отступавших из Индонезии союзников, в феврале-марте 1942 года в первый раз за войну японские субмарины приблизились к западному побережью Австралии. Это были крейсерские субмарины типа J1 из 2-й эскадры подводных лодок, базировавшиеся на Палау и направленные в Индийский океан. Большого успеха добилась I-1 (командир — капитан 2-го ранга Эйтаро Анкю), 3 марта потопившая у северного побережья штата Западная Австралия голландский вооружённый транспорт Siantar (8806 т). Командир субмарины агрессивно атаковал противника артиллерией, несмотря на ответный огонь, а затем добил торпедой. I-2 иногда приписывают потопление у побережья Западной Австралии голландского судна Parigi (1172 т) 1 марта 1942 года, но, по другим данным, его в тот же день потопили японские эсминцы.
Атака на Сидней
Катастрофический для союзников ход войны на Тихом океане привёл к тому, что к весне 1942 года Сидней стал единственной доступной им военно-морской базой в юго-западной части Тихого океана, способной обеспечить ремонт и обслуживание крупных боевых кораблей. Обе стороны конфликта понимали стратегическую ценность Сиднейской гавани — австралийцы срочно усиливали её оборону, а японцы изучали возможность удара по локации, удалённой от их основных баз.
Помимо роли Сиднея, само по себе Тихоокеанское побережье Австралии имело огромную экономическую и военную ценность, там проходили важные морские коммуникации. Для изучения этого региона в феврале-марте 1942 года разведывательный поход в австралийские воды совершила знаменитая авианесущая подлодка I-25 типа В1 (командир — капитан 3-го ранга Мэйдзи Тагами), нёсшая в ангаре разведывательный гидросамолёт E14Y. 17 февраля пилот Нобуо Фудзита и наблюдатель Сёдзи Окуда пролетели над Сиднейской гаванью, 26 февраля — над заливом Порт-Филипп у Мельбурна, и 1 марта — над гаванью Хобарта. Затем I-25 перешла в воды Новой Зеландии, где бравые лётчики осмотрели Веллингтон (7 марта) и Окленд (13 марта). 19 марта гидроплан пролетел над островами Фиджи, после чего субмарина благополучно вернулась на Трук.
Размышляя о возможности атаки Сиднея, японское морское командование не могло рассчитывать на палубную авиацию. Единственным морским оружием, способным проникнуть в узости Сиднейской гавани, выглядели сверхмалые подводные лодки (СМПЛ) типа «А», широко известные под англоязычным прозвищем «миджеты» («карлики»). Штаб японского подводного флота под руководством вице-адмирала Терухису Комасы запланировал на май 1942 года масштабную операцию — походы одновременно двух групп океанских крейсерских субмарин, несущих миджеты. Западный отряд должен был атаковать какую-либо базу британского флота в Индийском океане, Восточный отряд мог самостоятельно выбрать себе цель в Новой Зеландии или Австралии.
18 мая 1942 года базу на острове Трук покинули подлодки Восточного отряда: I-22, I-24 (обе — тип С1) и I-27 (тип В1), каждая из которых несла по миджету. Разведку обеспечивали вышедшие с Трука 27 апреля субмарины I-21 и I-29 (тип В1), каждая из которых несла гидросамолёт E14Y. Командование группой осуществлял капитан 1-го ранга Ханкю Сасаки на I-21. Самолёт I-21 19 и 24 мая осмотрел острова Фиджи и новозеландский порт Окленд, не обнаружив там достойных целей. 23 мая гидроплан с I-29 облетел Сиднейскую гавань, где пилоты заметили «два линкора». Следовательно, Восточный отряд направился к Сиднею.
На рассвете 30 мая самолёт с I-21 повторно облетел Сиднейскую гавань, подтвердив присутствие там минимум одного «линкора». В обоих случаях за линкоры японские лётчики приняли тяжёлые крейсера — австралийский Canberra и американский Chicago. Помимо них в гавани находилось пёстрое собрание союзных кораблей и судов: старый австралийский лёгкий крейсер Adelaide, американский эсминец Perkins, старая голландская подлодка K-IX (использовалась как учебное судно), а также три тральщика, два вспомогательных крейсера, минный заградитель, плавбаза и другие.
Морской обороной Сиднея командовал британский контр-адмирал Джерард Мьюрихэд-Гоулд. Сооружение противолодочной сети на входе в Сиднейскую гавань ещё не было завершено, система проложенных по дну сигнальных кабелей должным образом не функционировала. Силы ПЛО состояли из безоружных катеров охраны сетевого заграждения, 4 сторожевых кораблей (мобилизованных гражданских) и 6 сторожевых катеров (также мобилизованных гражданских).
Вечером 31 мая японские крейсерские субмарины, подошедшие к побережью на 11-12 км, спустили на воду миджеты: М-21 с I-22, М-24 с I-24 и М-14 с I-27. Около 20:00 миджеты начали проникновение в гавань, причём М-14 сразу же попал в противолодочную сеть. Командир СМПЛ лейтенант Кенси Тюман в 22:35 взорвал корабль вместе с командой. Между 22:00 и 23:00 во внутренней части Сиднейской гавани появились миджеты М-21 и М-24, обнаруженные и атакованные союзниками. На какое-то время японские подлодки затаились в гавани.
В 23:30 СМПЛ М-24 (командир — лейтенант Кацухиса Бан) выпустила две торпеды по крейсеру Chicago, стоявшему у восточного берега острова Гарден-Айленд. Одна торпеда врезалась в берег, вторая попала в плавказарму Kuttabul (бывший паром, 448 т). Небольшое судно стремительно затонуло, на нём погибли 21 человек, 10 получили ранения. Миджет покинул гавань, но не вернулся к крейсерским подлодкам. Только в 2006 году он был обнаружен дайверами лежащим на дне к северу от Сиднейской гавани, точные причины гибели субмарины до сих пор не установлены. Её изучению мешает наличие в корпусе взрывчатки для самоподрыва.
Миджет М-21 (командир — лейтенант Кею Мацуо), по одной из версий, около 23 часов был повреждён глубинными бомбами австралийского сторожевого корабля Yandra. Возможно, по этой причине СМПЛ не предпринимала попыток атаковать. После 5 часов утра австралийские сторожевые корабли и катера (Sea Mist, Steady Hour и Yarroma) обнаружили подлодку в северной части Сиднейской гавани и три часа атаковали её глубинными бомбами. Как стало известно позднее, оба члена экипажа миджета пережили атаку и застрелились.
При всей скромности результатов дерзкий рейд в самое сердце огромного города стал едва ли не самым известным эпизодом деятельности японских субмарин у берегов Австралии за всю войну. Вскоре после атаки австралийские моряки подняли со дна Сиднейской гавани миджеты М-14 и М-21. После изучения находок из двух поднятых СМПЛ собрали один корпус, возившийся по стране с пропагандистскими целями. С 1943 года эта модель хранится в Австралийском военном мемориале в Канберре. Тела четырёх японских подводников австралийцы кремировали с воинскими почестями и передали в Японию при обмене дипломатическим персоналом в августе 1942 года.
Крейсерские субмарины ждали возвращения миджетов до 3 июня, после чего приступили к самостоятельным операциям. Тем самым фактически началась первая кампания японских подлодок у Тихоокеанского побережья Австралии, заставившая изрядно поволноваться союзное морское командование в регионе.
Продолжение следует
Источники и литература:
- https://www.awm.gov.au/ (официальный сайт Австралийского военного мемориала)
- http://www.combinedfleet.com
- http://www.navy.gov.au/ (официальный сайт Королевских ВМС Австралии)
- Gill, George Hermon. Royal Australian Navy, 1939-1942 (1st edition, 1957). https://www.awm.gov.au/collection/RCDIG1070207/
- Hackett Bob, Kingsepp Sander «Midget Submarines at Sydney, Australia 1942» http://www.combinedfleet.com/Sydney.htm
- Kennedy David «The Midget Submarine Attack against Sydney: May 1942» http://www.combinedfleet.com/Tully/sydney42.html
- Tanaka, Hiromi. The Japanese Navy's operations against Australia in the Second World War, with a commentary on Japanese sources. https://www.awm.gov.au/articles/journal/j30/tanaka
- Хасимото Мотицура «Потопленные» / в книге «Подводная война на Тихом океане» — М: АСТ, 2001
Комментарии к данной статье отключены.