Первый успех Королевских военно-воздушных сил (КВВС) в операциях против исламистских повстанцев на севере современного Сомали в 1920 году способствовал принятию решения об использовании воздушной силы и в других уголках Британской империи. Прежде всего, речь шла о беспокойном Ираке. Именно здесь, на просторах Месопотамии, и родилась доктрина «имперского воздушного контроля» в ее современном понимании.
Беспокойное владение
По результатам Первой мировой войны азиатские владения бывшей Османской Империи были разделены между Францией и Великобританией в форме мандатов Лиги Наций. Но пробуждённый, прежде всего, самими же британцами для борьбы против османов арабский национализм не был согласен с новым колониальным разделом. Сирию и Ирак сотрясали арабские восстания.
Восстание в Ираке (которое в арабских источниках нередко именуется «Великим») британцам удалось подавить осенью 1920 года ценой сосредоточения 17 тысяч британских и 85 тысяч индийских военных. Для опустошённой недавней мировой войной британской казны операция обошлась в 40 миллионов фунтов, что вдвое превысило запланированный годовой бюджет для Месопотамии.
Продолжительное время держать такие крупные силы в Ираке было невозможно, как по политическим, так и по экономическим соображениям. Но и отступать из Ирака было нельзя, хотя некоторые военные и журналисты озвучивали такую позицию. Выходом из сложившейся ситуации и стало введение в Ираке системы «воздушного контроля».
Создание системы
С февраля 1920 года военный министр Уинстон Черчилль и начальник штаба Королевских военно-воздушных сил Хью Тренчард обсуждали применение «воздушного контроля» в Ираке. Тренчард утверждал:
«Если арабам никто не будет противостоять на земле, им некого будет грабить и убивать. Но придётся иметь дело с самолётами, которые находятся вне их досягаемости. В итоге им останется только сдаться».
В начале мая Черчилль впервые поднял вопрос на заседании кабинета, и премьер-министр Ллойд Джордж отнёсся к идее скептически. Но с началом восстания «воздушный контроль» как метод решения иракских проблем завоёвывал всё большую популярность в обществе. В августе 1920 передовица «Таймс» прямо указывала, что разгорающееся восстание в Ираке создает хорошую почву для полноценного испытания методов «воздушного контроля».
В январе 1921 года переброшенные из Индии две эскадрильи были объединены в Месопотамскую группу КВВС. Ее командир, групп-капитан Эймс Бортон, начал широко применять «проскрипционные бомбардировки» для умиротворения мятежной территории.
Сменив в феврале 1921 года лорда Милнера на посту министра колоний, Черчилль первым делом проинструктировал верховного комиссара в Ираке Перси Кокса начать подготовку к скорейшему сокращению наземных сил и задействованию схемы «воздушного контроля».
В марте Черчилль провел в каирском отеле «Семирамида» двухнедельную конференцию военных и гражданских чиновников из британских владений на Ближнем Востоке. От КВВС в ней участвовали Тренчард и глава Средневосточного командования вице-маршал авиации Джеффри Сэлмонд. На конференции было решено провозгласить в Ираке королевство во главе с королём Фейсалом I, сыном шерифа Мекки, и передать командование всеми силами в Ираке КВВС. Эти планы горячо поддержал участвовавший в конференции Томас Лоуренс «Аравийский». План одобрял и командовавший войсками в Ираке генерал Эйлмер Халдейн, написавший Черчиллю в июне 1921-го:
«Теперь я думаю, что если бы у меня было достаточно самолётов в прошлом году, можно было бы помешать разрастанию восстания после первого инцидента в Румайте».
Правда, и скептиков было немало.
«Я не верю в горячие надежды Уинстона править Месопотамией одними аэропланами и арабами»
– писал глава генштаба маршал Генри Вилсон главнокомандующему британской Индийской армией генералу Генри Роулинсону 12 июля 1921 года.
Но Черчилль «продавил» свой проект, официально одобренный кабинетом министров 17 августа 1921 года. Главным аргументом опять стали деньги – 30 миллионов фунтов годовых расходов на оккупацию Ирака против 1 миллиона за «воздушный контроль». Впрочем, следует отметить, что заявленная минимальная цифра расходов так никогда и не была достигнута, всегда несколько превышая ее.
Весной 1922 года был начат вывод британских наземных сил из Ирака. К лету там осталось два британских и два индийских батальона при восьми эскадрильях и трех ротах броневиков КВВС. 1 октября командование силами в Ираке официально было передано Королевским ВВС. Первым главой Иракского командования стал вице-маршал авиации Джон Сэлмонд, младший брат главы Средневосточного командования КВВС.
Угроза с севера
Первоочередной задачей для Иракского командования КВВС стала борьба с продвижением турок, предъявлявших территориальные притязания на Мосульский вилайет, а также восстание курдов под руководством шейха Махмуда Барзанджи. Операция в Курдистане началась в феврале 1923 года и достигла успеха, как прямо указывал Сэлмонд, благодаря "комбинированным действиям воздушных и наземных сил".
Наземные силы сформировали две колонны бригадного размера. Одну («Койкол») составили британские и индийские части под командованием подполковника Б.Винсента, другую («Фронтиркол») – Иракские Ливсы (местные части, формировавшиеся преимущественно из христиан-ассирийцев под командованием британских офицеров).
«Койкол» наступал из Мосула на Кой Санджак против главных сил турецких ополченцев. «Фронтиркол» направился к Ровандузу, чтобы блокировать подход турецких подкреплений через единственный свободный от снега перевал на границе. С воздуха обе колонны, оснащённые мощными переносными радиостанциями, поддерживали три эскадрильи из Мосула. Четвёртая эскадрилья из Киркука занималась постоянными «проскрипционными бомбардировками» главной базы шейха Махмуда в горах Сурдаш севернее Сулеймании.
КВВС активно участвовали в операции. Они постоянно обстреливали и бомбили позиции врага, доставляли продовольствие и боеприпасы, эвакуировали раненых, вели разведку, снабжали войска информацией о лучших маршрутах и расположении врага. Сам Сэлмонд лично летал на разведку, регулярно приземлялся к наземным войскам, проводил совещания с офицерами, в ходе которых координировал действия колонн, менял планы в зависимости от обстоятельств. На пути обеих колонн самолёты разбрасывались листовки с предупреждениями и призывами не препятствовать продвижению войск.
Утром 19 апреля при поддержке ВВС части «Койкола» выбили турок с укреплённых позиций на склонах Спилик Даг. «Фронтиркол» 20 апреля занял Ровандуз, после чего турецким ополченцам пришлось отступить на персидскую территорию, где они были интернированы.
Удар по курдам
Разобравшись с турками, британцы занялись курдами. Пока части «Койкола» перебрасывались в Киркук (впервые в мировой истории – частично авиацией), самолёты забрасывали деревни в Южном Курдистане листовками с обещанием скорого прихода британских войск. Делали они это в перерывах между бомбардировками. И так три недели.
12 мая 1923 года две роты 14-го батальона Сикхского полка выступили из Киркука. Благодаря эффективной разведке, они смогли быстро продвигаться на грузовиках.
Вечером 15 мая самолёты забросали Сулейманию листовками с сообщением о скором появлении британских сил, после чего началась повальное бегство сторонников Махмуда из города. Утром 16 мая британцы без сопротивления вошли в Сулейманию. Дух курдов был окончательно подорван, 25 мая Махмуд Барзанджи бежал в Персию.
И в последующие годы основная угроза для британцев находилась на севере – половина сил КВВС в Ираке постоянно дислоцировались там. В 1924 году они успешно предотвратили новое турецкое вторжение в Курдистан, после чего Анкара пошла на переговоры о границе. В 1927 году была подавлена новая попытка восстания Барзанджи в Южном Курдистане,
В октябре 1930 года неутомимый шейх Махмуд при известии о скором предоставлении независимости Ираку снова поднял восстание. Командующему Иракского командования КВВС вице-маршалу авиации Эдгару Людлоу-Хьюитту пришлось проводить последнюю в истории «воздушного контроля» широкомасштабную операцию, завершившуюся пленением Барзанджи в мае 1931-го.
Угроза с юга
На юге Ирака главную угрозу представляли собой набеги ихванов Ибн Сауда из Неджа. 900-километровая граница в пустыне была фактически неконтролируема. К тому же, КВВС официально было запрещено пересекать границу во избежание обострения и без того непростых отношений с отцом-основателем Саудовской Аравии.
В октябре 1926-го был создан самый южный пост иракской полиции в Бусайе. В ноябре 1927 года племя мутайр атаковало его, убив иракского полицейского. После этого одно звено 84-й эскадрильи и две секции крыла броневиков КВВС были посланы в Абу-Гар, где начали патрулирование границы. Иракская полиция восстановила пост в Бусайя, вскоре усиленный броневиками КВВС. Самолёты из Шуайбы осуществляли снабжение постов в Абу-Гара и Бусайи по воздуху.
Мутайр устроили новый набег в начале декабря, на этот раз уже на Кувейт, а 9 декабря – снова на Ирак. Его участников в тот же день в нейтральной зоне засек воздушный патруль, но авиации пришлось вернуться, так как был ранен радист, а разрешение атаковать за границей Ирака не было получено вовремя.
После этих событий было принято решение о проведении широкомасштабной карательной операции против ихванов. Британцы сформировали силы «Акфорс» из двух частей, каждая из которых включала по девять самолётов и две секции броневиков. Одна часть («Баскол») базировалась в Бусайе, вторая («Накол») – западнее, в Сулмане. Передовые базы снабжались исключительно по воздуху.
Операция началась 11 января 1928 года и имела целью вытеснение неджских племён из 70-мильной «полосы безопасности» вдоль границы. Началась все с листовок, а 18 января британцы перешли к демонстративному сбросу бомб около лагерей и обстрелам скота. Эта стадия продолжалась 10 дней и никаких результатов не дала. К тому же, пилотам очень сложно было различить с воздуха мутайр от харб, шаммар или дхафир.
27 января ихваны совершили новый набег на Кувейт. «Акфорс» пришлось отвлечься на них, 29 января налётчики были обнаружены и на следующий день атакованы. Хотя атаки и рассеяли участников набега, плотный огонь с земли заставил два британских самолёта совершить вынужденную посадку в пустыне. Экипажи были спасены, один самолёт удалось отремонтировать и вернуть на базу, другой пришлось бросить.
Теперь от идеи создания «зоны безопасности» британцы отказались. Прекратили они и сброс листовок с предупредительными бомбардировками, сосредоточившись на усилении разведки. «Акфорс» с передовых баз отступил в Шуайбу, чтобы своевременно реагировать на возможные угрозы.
Ждать долго не пришлось. 16 февраля 1928-го кувейтцы сообщили о готовности мутайр к новому набегу. 18 февраля одно звено из состава «Баскол» было размещено на передовом аэродроме в Рухаймие в нейтральной зоне. С этой позиции самолеты были способны перекрыть маршрут, которым обычно мутайр двигались в Кувейт.
Однако, используя непогоду и темноту, мутайр успешно проникли в Кувейт и 19 февраля атаковали пост Джаришан на иракской стороне границы с Кувейтом. На обратном пути их преследовали самолёты как с Шуайбы, так и с передовой базы. Для увеличения радиуса действия авиации глубоко на территории Неджа была установлена дозаправочная база в Эс-Сафе, которую охраняла секция броневиков КВВС. В ходе операции 20 февраля один самолёт был потерян от наземного огня, его пилот погиб.
Затем последовал весьма напряжённый месяц, на протяжении которого поступали сообщения о готовящемся минимум тремя племенами ихванов набеге через границу. В Неджде велась интенсивная воздушная разведка, к берегам Кувейта прибыло 3 боевых корабля британских Королевских ВМС. В составе «Акфорс» были сформированы три дополнительные части – в Лоссуфе («Горкол»), Шабиха («Шабкол») и Кувейте («Кувкол»).
Но Ибн Сауд после переговоров с британскими представителями в Джидде отговорил вождей от набега и к 10 апреля угроза миновала. Однако напряжённость на южной границе Ирака сохранялась до 1930 года, пока король Неджда и Хиджаза Ибн Сауд не покончил с вольницей своих ихванов.
Поддержание внутренней безопасности
В отличие от границ и Курдистана, полномочия КВВС во внутренних делах были заметно стеснены. Любая операция здесь могла проводиться только по согласованию с верховным комиссаром и местными иракскими властями.
Страна после восстания 1920 года ещё не пришла в себя, во многих ее местах власть просто отсутствовала, а налоги среди местных жителей не было принято платить и при османах. С октября по декабрь 1923 года КВВС было проведено 5 акций против южных племён, а с января по сентябрь 1923 – 6. Все они имели небольшой масштаб. Лишь в конце 1923 на юго-востоке Ирака была проведена крупная операция. Она стала единственной за время «воздушного контроля» операцией, проведенной внутри Ирака, но наделала слишком много шума в Британии.
Осенью 1923 года иракские власти попытались собрать налоги сразу за несколько лет с племенной конфедерации бани-хушайм в провинции Самава. Никаких беспорядков в этом районе не наблюдалось, британские офицеры свободно и безопасно ездили по всей области. Офицер разведки КВВС капитан Джон Глабб (будущий знаменитый Глабб-паша Иорданский), изучив обстановку, пришёл к выводу, что данные племена очень бедны и серьёзно страдают из-за нехватки воды, так как ирригационные системы пришли в негодность. Он предлагал провести переговоры с местными лидерами, прислушаться к их жалобам, организовать восстановление оросительных каналов, а уже после требовать платить налоги. Однако иракские власти посчитали данный способ решения проблемы слишком обременительным.
В конце ноября 1923 года три шейха бани-хушайм были вызваны в Самаву, где им дали 48 часов на внесение первых платежей. В ином случае должны были начаться «проскрипционные бомбардировки». Листовки соответствующего содержания были разбросаны на всей территории племен. Когда ультиматум выполнен не был, КВВС начали бомбардировки, продолжавшиеся две недели. В их ходе было убито 144 местных жителя. Ещё несколько сотен человек было ранено.
Использование КВВС для пополнения иракского бюджета вызвало шквал критики, парламентарий Джордж Лэнсбери назвал такие методы «гуннскими и варварскими». В результате в августе 1924 года министерству авиации пришлось выступить с официальным заявлением, что КВВС впредь не будут использоваться для подобных операций, а только для поддержания внешней и внутренней безопасности в Ираке.
Тем, не менее, психологический эффект от акции в Самаве был достигнут: больше никто не смел противостоять властям.
«Теперь они [иракцы] знают, что любая их деревня может быть стёрта с лица земли в течение 45 минут»
– написал в 1924 году по итогам операций внутри Ирака командир 45-й эскадрильи Королевских ВВС Артур Харрис. До того, как его имя хорошо узнают немцы, оставалось ещё 18 лет.
Помимо бомбардировок, КВВС играли важную роль в обеспечение быстрого реагирования на внутренние угрозы. Так, в начале мая 1924 года стремительная переброска по воздуху двух взводов 1-го батальона полка Королевских Иннискиллингских фузилёров в Киркук позволила подавить в зародыше столкновения между ассирийцами и мусульманами. Переброска иракских войск позволила быстро подавить бунты в городах на берегах Евфрата в 1931 году.
Эффективность действий КВВС обеспечивала собственная разведслужба. Специальные офицеры были посланы во все округа страны, где работали в тесном контакте с гражданскими чиновниками, но были полностью независимы от них, сообщая информацию и свою точку зрения только Иракскому командованию КВВС. От них требовалось тесное знакомство с жизнью племён, с географией местности, ими подбирались территории для передовых аэродромов. При этом поддерживалась оперативная радиосвязь офицеров-разведчиков с командованием в Багдаде. Так, 19 февраля 1928 года между обнаружением налётчиков-мутайр и командой об общей атаке прошло 17 минут.
Британские расходы на Ирак стремительно падали – с 23,36 миллионов фунтов в 1921–22 финансовом году до 7,81 миллионов в первый же год «воздушного контроля» (1922–23 финансовый год) и до 2 миллионов в 1929–30 финансовом году. Последние пехотные части были выведены из ближневосточной страны в 1929 году. Силы КВВС сократились до 4-х эскадрилий к 1932 году.
Первые дроны в Ираке
Ирак оказался испытательным полигоном не только для новых методов ведения воздушной войны и «воздушного контроля». В 1929 году для испытания в пустынях на юге Ирака были доставлены 5 беспилотных летательных аппаратов, именовавшихся Larynx (сокращение от «самолёт-снаряд с поршневым двигателем»). Они способны были развивать скорость до 200 миль в час, управлялись по радио и взрывались при попадании в цель.
Результаты испытаний не удовлетворили КВВС из-за малой точности самолётов-снарядов – отклонение от цели достигало 10 километров.
Завершение «воздушного контроля»
В 1932 году Ирак обрёл независимость. Хотя КВВС сохранили за собой базы в Шуайбе (около Басры) и Хаббании (около Багдада), дело поддержание безопасности перешло в руки самих иракцев. Иракское командование КВВС было реорганизовано в командование британских сил в Ираке, во главе которого остались офицеры КВВС. В следующее десятилетие присутствие британской авиации продолжало оставаться мощным сдерживающим фактором внутрииракской политической жизни.
В 1925 году, после визита в Ирак, британский министр колоний Лео Эмери отметил:
«Власть короля Фейсала держится по всей стране только на британских самолётах. Если убрать самолёты, завтра же вся система рухнет».
Литература:
- David E. Omissi. Air Power and Colonial Control: The Royal Air Force 1919–1939 – Manchester University Press, 1990
- Ian Rutledge. Enemy on the Euphrates: The British Occupation of Iraq and the Great Arab Revolt, 1914–1921 – Saqi Books, 2014
- Sebastian Ritchie. The RAF, Small Wars and Insurgencies in the Middle East, 1919–1939 – Centre for Air Power Studies, 2011
- Reeva Spector Simon. Iraq Between the Two World Wars: The Militarist Origins of Tyranny — Columbia University Press, 2004
- Peter Sluglett. Britain in Iraq: Contriving King and Country — I.B.Tauris, 2007
Комментарии к данной статье отключены.