Недавняя статья Михаила Тимина о налётах советской авиации на аэродром Спасская Полисть 25–26 августа 1941 года оставляет двойственное чувство — её интересно читать, но уж очень невыгодным смотрится соотношение понесённых советскими лётчиками потерь и нанесённого эскадрам люфтваффе ущерба. Поэтому легко можно понять авторов, решивших поискать более удачный эпизод, относящийся к событиям начального периода войны на ленинградском направлении — и такой эпизод нашёлся. Более того, описанные ниже события позволяют затронуть и ещё одну важную тему — полноту отражения потерь немецкой авиации в наиболее часто привлекаемом исследователями документе, сводках 6-го отдела службы генерал-квартирмейстера люфтваффе.
События, о которых пойдёт речь в статье, произошли в преддверии октябрьских праздников 1941 года. Командование Ленинградского фронта получило данные о предполагаемом массированном налёте немецкой авиации на Ленинград. Были ли такие намерения у командования противника или контрмероприятия проводились на всякий случай, принципиального значения не имеет. Наибольшая группировка авиации 1-го Воздушного флота была обнаружена на аэродроме Сиверская.
Штаб ВВС фронта разработал план ударов по авиабазе, была произведена доразведка цели, и 6 ноября советские лётчики неожиданно для противника нагрянули на аэродром Сиверская.
Первыми по огневым позициям зенитной артиллерии нанесли удар девять И-153 из состава 7-го иап. «Чайки» сбросили десять ФАБ-50, 14 АО-15, израсходовали 19 реактивных снарядов и 3700 патронов. После атаки лётчики 7-го иап в течение 20 минут вели бой с «Мессершмиттами». В результате не вернулись на свой аэродром лейтенант Р.Т. Тимошенко и младший лейтенант А.А. Столетов. Судя по всему, они стали жертвами взлетевшей дежурной пары.
Согласно советским документам, вторым эшелоном удар нанесли штурмовики. По немецким данным, с которыми мы познакомимся чуть позже, штурмовики атаковали одновременно с «Петляковыми». Шесть Ил-2 из 174-го шап (ведущий старший лейтенант Ф.А. Смышляев) сопровождаемые восемью истребителями (пять ЛаГГ-3 и три МиГ-3), сбросили на стоянки 10 ЗАБ-100, 10 фугасных «пятидесяток» и 30 реактивных снарядов. Было израсходовано 1900 снарядов к пушкам ШВАК и 6200 патронов. Пушечный огонь был открыт с высоты 600 м, а бомбы сбрасывались со 100-150 м.
К сожалению, и у этой группы были и потери. Истребителями противника в районе Колпино был подбит штурмовик младшего лейтенанта А.Я. Панфилова (по другим данным, повреждён зенитной артиллерией противника в районе Пушкина). Лётчик попытался на горящей машине перетянуть линию фронта. Но это ему не удалось. Пришлось прыгать с парашютом в районе посёлка Красный Бор, занятом противником, после чего, уже на земле, пилот погиб в перестрелке с немецкими солдатами, пытавшимися взять его в плен.
Не вернулся на свой аэродром и капитан В.А. Анисимов. Однако, как гласит запись в «Журнале боевых действий» 174-го шап, самолёт благополучно сел на аэродроме Горская и только «нуждался в перегонке». Ещё три самолёта требовали полевого ремонта.
В 11.25 6 ноября семь Пе-2 из 125-го бап (ведущий командир полка майор В.А. Сандалов), в сопровождении десяти истребителей МиГ-3 из 7-го ИАП (ведущий капитан М.В. Кузнецов), атаковали стоянки немецких самолётов. Штурман ведущего бомбардировщика капитан В.Н. Михайлов сбросил свои бомбы точно на самолётную стоянку противника, а всего «Пешки» разгрузили на лётное поле 28 ЗАБ-100, 210 восьмикилограммовых осколочных и 280 2,5-килограммовых бомб (осколочных и зажигательных). Сброс производился с высоты 2650 м. Эта группа потерь не имела.
Советское командование решило нанести повторный удар по Сиверской. Как правило, повторный налёт на «разбуженного» противника заканчивался для советских лётчиков высокими потерями. Однако на этот раз все прошло благополучно.
В 14.30 семь «Петляковых» 125-го полка (ведущий капитан А.И. Резвых) в сопровождении семи МиГ-3 снова появились над аэродромом. С высоты 3000 м было сброшено 28 ЗАБ-100, 112 АО-15 и 140 ЗАБ-2,5. Огнём зенитной артиллерии на этот раз был повреждён самолёт ведущего. Пе-2 разбился в районе Парголово, но экипаж, по счастью, остался жив и получил только лёгкие ранения.
Таким образом, наши потери за два налёта составили два И-153, один Пе-2 и один Ил-2, погибли или пропали без вести три лётчика. Три члена экипажа бомбардировщика были легко ранены.
Посмотрим теперь, каковы результаты налёта по документам противника.
Сводки 6-го отдела службы Генерал-квартирмейстера люфтваффе рисуют следующую картину результатов налёта нашей авиации. Уничтожено (потеря 100%) два бомбардировщика Ju-88А-4 (зав. № 2543 из III./KG77 и 1256 из KGr806), ещё один повреждён (60%) и подлежал списанию (зав. № 3542 из III./KG77). Три самолёта из 806-й группы повреждены (40%), но могли быть восстановлены (зав. № 1081, 2501 и 4547). Таким образом, три бомбардировщика противника были уничтожены, три — серьезно повреждены. Кроме того, ранения получили два летчика из 77-й бомбардировочной эскадры, один военный строитель и один зенитчик.
После этого налета 806-я группа, и так уже достаточно потрепанная зенитчиками дальневосточной 92-й стрелковой дивизии, вскоре была отведена с Восточного фронта. Таким образом, если опираться только на данные сводок ГКЛ, то и в этом случае потери сторон, как минимум, равны. А вот как отражены события 6 ноября в Сиверской, в журнале боевых действий 18-й армии.
«6 ноября 1941 года, 15 часов 20 минут.
Офицер связи люфтваффе сообщает о результатах сегодняшнего налета на аэродром Сиверская. В 10.15 девять вражеских истребителей пролетели на аэродромом. В 10.30 на высоте 200 метров над аэродромом прошли семь бомбардировщиков под прикрытием истребителей и непосредственно за этим семь штурмовиков. Самолеты сбросили с бреющего полета тридцать бомб. Уничтожено шесть, серьезно повреждено четыре и легко — восемь самолётов. Потери в личном составе: двое убитых и двое раненых. Сгорело 20 тысяч литров бензина.
Два истребителя дежурного звена взлетели по тревоге и сбили на преследовании два неприятельских самолёта.
Позднее было установлено, что безвозвратные потери составили пять машин…
21 час 35 минут.
Офицер связи люфтваффе сообщил начальнику оперативного отдела армии, что во второй половине дня противник произвел повторный налёт на аэродром Сиверская. Уничтожен один, серьезно повреждён один и легко один самолёт. Также получил повреждения «Физилер-Шторх».
Таким образом, по данным «Журнала боевых действий 18-й армии» немецкие потери при двух налетах составили — уничтоженными шесть самолётов, серьезно поврежденными пять и легко поврежденными десять машин (см. таблицу)!
Категория потерь |
По данным ГКЛ |
По данным ЖБД 18-й армии |
Занижено в сводке ГКЛ, % |
Уничтожено (потери 60-100%) |
3 |
6 |
50 |
Серьезно повреждено |
3 |
5 |
40 |
Легко повреждено |
Нет |
10 |
100 |
В этом случае подарок лётчиков Ленинградского фронта к очередной годовщине Великого Октября выглядит ещё лучше, и налёт на Сиверскую можно однозначно отнести к числу наиболее эффективных ударов советской авиации по вражеским аэродромам в 1941 году.
Результаты рассматриваемого налета заставляют задуматься и о достоверности доступных историкам документов «поименного» учета потерь люфтваффе в самолетах. Налицо «рост» потерь в документах немецких Сухопутных войск или Кригсмарине, не связанных происхождением со структурами люфтваффе. Подчеркнём, что случай с Сиверской не единственный.
Источники и литература:
- ЦАМО, Ф. 217, Оп. 1221, Д. 189
- ЦАМО, Ф. 21982, Оп. 0143491, Д. 0005
- ЦАМО, Ф. 21984, Оп. 0008070, Д. 0007
- ВА-МА, RL 2 III/1179, S. 321, 327, 329
- NARA, T. 312, R. 782, F. 8433368, 8433374
- Иноземцев И.Г. Под крылом — Ленинград — М.: Воениздат, 1978
Комментарии к данной статье отключены.