Этот небольшой бой, разгоревшийся в ночь на 16 апреля 1943 года, стал одним из самых ярких эпизодов в истории итальянского флота. Он показал, что итальянские моряки умеют не только умирать, но и отлично воевать. Несмотря на явное превосходство противника, им удалось добиться выполнения своей задачи, при этом уничтожив британский эсминец «Пакенхэм» — пусть и ценой потери миноносца «Чиньо».
«Rotta della morte»
Весной 1943 года положение войск Оси в Северной Африке стало катастрофическим. Отошедшая в Тунис группа армий «Африка» испытывала необходимость буквально во всём, но самой острой была нехватка топлива и боеприпасов. За итальянскими транспортами, шедшими в Тунис, теперь охотились не только британские корабли и самолёты с Мальты, но и двухмоторные американские бомбардировщики с аэродромов Алжира. Ситуацию усугубляло то, что англичане получали информацию о выходе итальянских конвоев из радиоперехватов, расшифровываемых службой «Ультра».
В итоге маршрут в Тунис получил у итальянцев наименование «Rotta della morte» — «Дорога смерти». Дошедший до пункта назначения транспорт или танкер стал редкостью. Подобно японцам на Тихом океане, немцы и итальянцы начали применять для снабжения десантные транспорты КТ, быстроходные десантные баржи или паромы типа «Зибель», а также боевые корабли — в первую очередь миноносцы. Они брали на борт заметно меньше груза, но зато представляли собой более сложную цель для самолёта или подводной лодки.
До февраля 1943 года в Тунис прибывало 60 000 т припасов и топлива ежемесячно, в марте эта цифра сократилась до 43 000 т, в апреле — до 29 000 т. Потери нарастали, как снежный ком. В этой отчаянной ситуации итальянские моряки проявляли чудеса героизма. Одним из примеров такого чуда стал морской бой возле Сицилии 16 апреля 1943 года.
«Беллуно» и его свита
14 апреля немецко-итальянские войска отошли на последнюю оборонительную позицию перед Тунисом и Бизертой, протянувшуюся от Энфидавиля до мыса Серрат. Манёвренная война, столь прославившая Роммеля, окончательно завершилась, и теперь силам Оси оставалась лишь жёсткая оборона.
Вечером того же дня из порта Ливорно в Северной Италии вышел очередной конвой для Туниса — транспорт «Беллуно» вместимостью 4279 брт с грузом боеприпасов. Его сопровождал миноносец «Тифоне», командир которого капитано ди корветта Стефано Баккарини был главой конвоя.
Около полудня следующего дня к конвою присоединился миноносец «Климене», а вечером суда достигли Сицилии и зашли в небольшой порт Трапани на северо-западной оконечности острова. Здесь «Тифоне» принял в носовые цистерны бензин для доставки в Тунис. Вскоре после полуночи на 16 апреля конвой двинулся дальше.
Скорость конвоя составляла 12 узлов. До Туниса ему оставалось всего 11 часов хода — 130 морских миль по прямой. «Тифоне» шёл головным, за ним следовал транспорт «Беллуно», замыкал ордер «Климене». В пяти милях впереди двигались два новых конвоира — маленькие миноносцы «Чиньо» и «Кассиопея». Первым командовал капитано ди корветта Карло Маккаферри, вторым — капитано ди корветта Вирджинио Наста.
Море было спокойным, ночь ясной, луна в первой четверти. В 02:38, когда корабли уже миновали Марсалу и находились в 15 милях на запад-юго-запад от неё, с «Чиньо» заметили в 45 каб к юго-западу два неизвестных корабля. Миноносец повернул им навстречу и в 02:45 подал запрос сигнальным прожектором. Не получив ответа, он семафором сообщил остальным кораблям о приближении противника. Конвой тут же развернулся на обратный курс, а «Чиньо» и «Кассиопея» приготовились к бою.
Ночная охота
Обнаруженными кораблями были британские эсминцы: «Пакенхэм» под командованием коммандера Бэзила Джонса и «Паладин» лейтенант-коммандера Лоуренса Сент-Джорджа Рича, оба из мальтийского соединения «К». Они были высланы на поиск конвоев противника и 20-узловым ходом двигались на север мимо западной оконечности Сицилии. Удивительно, но операторы РЛС «Пакенхэма» увидели цель чуть позже итальянских наблюдателей — в 02:42, когда до противника было 7200 ярдов, то есть 36 каб. Затем контакт был временно потерян при повороте, и только в 02:45 противник был вновь обнаружен по правому борту на контркурсе и дистанции в 6000 ярдов.
Флагман британского отряда повернул на восток, в то время как концевой «Паладин» продолжил движение прежним курсом: англичане хотели охватить противника с двух сторон. Итальянцы тоже разделились: Маккаферри направил «Чиньо» на юг навстречу «Пакенхэму», а «Кассиопее» приказал двигаться на северо-запад против второго врага.
Итальянцы опознали вражеские корабли как эсминцы типа «Джервис». В действительности оба «британца» принадлежали к мобилизационному типу «P», имевшему менее мощные машины и ослабленное вооружение (пять одиночных 120-мм орудий и всего один четырёхтрубный торпедный аппарат). Вдобавок на «Пакенхэме» и «Паладине», достраивавшихся уже в 1941 году, из-за нехватки 120-мм орудий их заменили старыми 102-мм — правда, в универсальных установках.
Решающим преимуществом британских кораблей было наличие радаров. Артиллерийский радар Тип 285 позволял вести прицельный огонь на дистанцию до 50 каб. Однако британские радиометристы заметили противника с запозданием, в результате британцы допустили сближение на предельно малую дистанцию, выгодную для слабой стороны.
Обе стороны несли похожие орудия. Британское 102/45-мм Mark V в универсальной установке Mark III имело вес фугасного снаряда 14,1 кг при начальной скорости 805 м/сек и максимальной дальности 15 000 м, в то время как итальянское 100/47-мм — 14,2 кг при начальной скорости 855 м/сек и максимальной дальности 15 400 м. Максимальная скорострельность британских орудий составляла 10-15 выстрелов в минуту, в то время как у итальянских не превышала 8–10 выстрелов в минуту. На практике, конечно же, скорострельность была значительно ниже, но на британских кораблях было по пять пушек, а на итальянских — всего по три.
Судьба миноносца «Чиньо»
Расстояние между противниками быстро сокращалась. Несмотря на явное превосходство врага, итальянцы атаковали первыми: в 02:48 «Чиньо» открыл огонь с дистанции в 13,5 каб (2700 ярдов). С первого же залпа один 100-мм снаряд угодил в кормовую надстройку «Пакенхэма» позади торпедного аппарата. Взрыв вывел из строя кормовой рулевой пост, на эсминце вспыхнул небольшой пожар. Одновременно «Кассиопея» с дистанции в 22,5 каб открыла огонь по «Паладину».
Дальнейший бой оказался коротким, но крайне запутанным. Его описания сильно разнятся — вплоть до того, кто по кому стрелял. Англичане открыли огонь с запозданием примерно в полминуты, одновременно подсветив врага прожекторами, как и полагалось наставлением Адмиралтейства от 1942 года. В свете прожекторов оказался «Чиньо», и огонь обоих эсминцев поначалу сосредоточился на нём.
Однако пока удача была на стороне итальянцев: в 02:50 «Чиньо» добился ещё одного попадания в корму «Пакенхэма». Снаряд угодил в левый борт в кормовой части корабля и взорвался на нижней палубе, разрушив кормовую радиорубку и вызвав сильный пожар во внутренних отсеках. Во избежание взрыва коммандер Джонс приказал затопить кормовой погреб.
К этому моменту корабли сблизились до 10 каб, и в 02:53 «Пакенхэм» добился первого попадания, причем исключительно удачного — в котельное отделение «Чиньо», сразу за мостиком. Центральная часть корабля окуталась облаком дыма и пара, так что командиру миноносца Карло Маккаферри пришлось подняться на верхний мостик, чтобы продолжить управление боем.
Со столь малой дистанции «Пакенхэм» ввёл в действие зенитные автоматы, а затем добился ещё нескольких попаданий главным калибром (возможно, часть снарядов прилетела с «Паладина»). Один из снарядов попал в район машинного отделения, другой — в корму, заклинив руль. Итальянский миноносец потерял управление и ход, беспомощно закачавшись на волнах.
Маккаферри разрядил во врага оба однотрубных торпедных аппарата левого борта, но промахнулся, несмотря на малую дистанцию. В свою очередь оба британских эсминца выпустили свои торпеды по «Чиньо», хорошо видному в свете прожекторов: «Паладин» в 02:58, «Пакенхэм» парой минут позже. Из восьми торпед в цель попала только одна, поразившая миноносец в середину корпуса. Но её хватило: от взрыва маленький кораблик разломился на две части. Корма затонула быстро, а носовая часть держалась на плаву ещё три или четыре минуты, в течение которых командир носового 100-мм орудия главный старшина Туллио Боттеон продолжал вести огонь по противнику.
Согласно красивой легенде, именно один или два последних снаряда с «Чиньо» около 03:00 разорвались под ватерлинией «Пакенхэма» в районе машинного отделения. Но в этот момент огонь по «Пакенхэму» открыла и «Кассиопея», так что очень трудно сказать, откуда прилетели эти два решающих снаряда. Однако попали они исключительно удачно. Один взрыв произошёл прямо в машинном отделении, куда тут же хлынула вода. Другой снаряд угодил в центральную часть корпуса выше ватерлинии, повредив магистральные паропроводы обоих бортов.
Перегретый пар со свистом ворвался в машинное отделение, и турбинистам пришлось покинуть его. По одним данным, был выведен из строя турбогенератор, по другим — главный распределительный щит. Так или иначе, эсминец оказался обесточен и на время лишился хода, его прожектора погасли, корабль накренился на 15° на левый борт и прекратил стрельбу.
Нерешительность лейтенант-коммандера Рича
Тем временем ещё с 02:48 «Паладин» вёл перестрелку с «Кассиопеей». Поначалу результата заметно не было, но в 03:02, когда корабли сблизились на десяток кабельтовых, в итальянский миноносец попало сразу два снаряда: один заклинил рулевое управление, другой вызвал пожар в носовой части корабля. По некоторым данным, основной ущерб миноносцу был нанесен огнём 40-мм «пом-пома». «Итальянец» отстреливался из двух кормовых орудий, а в 03:06 с дистанции в 6 каб выпустил торпеду, но она прошла мимо.
Затем произошло непонятное: в 03:08 «Паладин» убрал прожектора, прекратил огонь и отвернул на юго-восток, в сторону замолкшего «Пакенхэма». При этом его командир даже не сообщил лидеру, что выходит из боя. По утверждению лейтенант-коммандера Рича, итальянские снаряды давали очень большие разрывы, более мощные, чем от 120-мм пушек. Поэтому Рич подумал, что эсминцы ведут бой с крейсерами-скаутами типа «Аттилио Реголо», вооружёнными 135-мм орудиями. Возможно, командир «Паладина» также был обеспокоен молчанием флагмана и решил оказать ему помощь.
В свою очередь, морякам «Пакенхэма» удалось перекрыть подачу пара с помощью расположенного на верхней палубе аварийного клапана. После этого персонал смог проникнуть в машинное отделение и вновь запустить турбины. При запуске магистрали машинное отделение начинало вновь наполняться горячим паром, поэтому его приходилось периодически покидать и перекрывать магистраль, а затем начинать всё сначала.
Но всё-таки эсминец восстановил ход, включил прожектора и двинулся на север, вновь начав перестрелку с «Кассиопеей», до которой теперь было около 20 каб. В 03:13 «Пакенхэм» получил ещё одно попадание: 100-мм снаряд угодил в счетверённый 40-мм «пом-пом», расположенный на площадке позади дымовой трубы, убив сразу 9 человек и ранив двоих. Ещё один снаряд угодил в надстройку и вывел из строя прожектор. Тем временем на корме эсминца продолжался пожар. В 03:15 британский флагман прекратил огонь и повернул на юго-восток.
Судя по всему, британские моряки решили, что второй итальянский корабль тоже уничтожен. На «Кассиопее» действительно полыхали два больших пожара — в носу и на корме. Как докладывал после боя командир «Пакенхэма», корабль противника «вспыхнул от носа до кормы и вскоре взорвался».
Гибель «Пакенхэма»
Выйдя из боя по отдельности, оба эсминца повернули в сторону Мальты, при этом «Пакенхэм» на короткое время сумел дать 25 узлов. Однако повреждения эсминца были серьёзнее, чем казалось первоначально. Корабль получил шесть попаданий 100-мм снарядами, на нём погибло 10 человек, и было ранено ещё 14. Пожар в корме до конца потушить так и не удалось. Для ремонта главной магистрали требовалось не менее двух часов, при этом надо было перекрыть пар, то есть эсминец остался бы неподвижным. Аварийная же работа машин с периодическим выпуском пара требовала огромных усилий машинной команды, а главное — вела к быстрому расходу котельной воды.
В итоге «Пакенхэм» прошёл на юго-восток ещё 13 миль, но в 03:50 на нём прекратилась подача воды для котлов, и эсминец опять остановился. По счастью, в 04:00 его догнал «Паладин» и в 04:30 взял флагмана на буксир. Однако скорость буксировки составила всего 4-5 узлов, а тем временем близился рассвет. Около 6 часов утра в 12 милях южнее мыса Гравитола британские эсминцы были атакованы двумя вражескими самолётами. Оба корабля открыли огонь, но, чтобы облегчить себе маневрирование, «Паладину» пришлось отдать буксир. Атаку удалось отбить, в 06:20 буксир завели вновь, однако буквально через несколько минут в небе опять появились вражеские самолёты.
К этому моменту с Мальты на помощь вышел эсминец «Нубиен», а для воздушного прикрытия кораблей выслали 29 «Спитфайров». Однако коммандер Бэзил Джонс решил, что неподвижный «Пакенхэм» спасти не удастся и запросил у командующего на Мальте вице-адмирала Бонэм-Картера разрешение затопить «подранка». Разрешение было получено сразу же — в 06:30. К этому времени прибыли истребители с Мальты, в воздухе разгорелся бой, под прикрытием которого экипаж «Пакенхэма» без потерь перебрался на «Паладин».
Около 8 часов повреждённый эсминец был затоплен двумя торпедами в 11 милях к юго-западу мыса Гранитола, в точке 37°26’ с.ш., 12°30’ в.д. Итальянские пилоты отметили большой взрыв, после которого один из вражеских кораблей опрокинулся и быстро затонул. На месте его гибели осталось густое чёрное облако. «Паладин» вместе с подошедшим «Нубиеном» на полном 32-узловом ходу ушли в Ла-Валетту.
Конвой доходит до цели
Несмотря на гибель «Чиньо», столкновение завершилось победой итальянцев. «Кассиопея» осталась на поле боя, хотя и без хода, накренившись на левый борт. В носовой части миноносца бушевал сильный пожар, который удалось потушить лишь к пяти утра.
Повернувший назад конвой из транспорта и двух миноносцев ущерба не понёс: капитано ди корветта Баккарини приказал миноносцу «Климене» двигаться на помощь «Кассиопее», а сам на «Тифоне» вместе с транспортом «Беллуно» ушёл в Трапани, где в 04:25 бросил якорь на внешнем рейде. «Климене» взял повреждённую «Кассиопею» на буксир. С рассветом его сменил буксир «Тифео», который в 10:45 привёл миноносец обратно в Трапани.
Получив от воздушной разведки известие об уходе британских кораблей, уже в 05:45 штаб Супермарины отдал Баккарини приказ вместе с транспортом двигаться дальше. Тем временем над Сицилийским проливом разгорелся вышеупомянутый бой между итальянскими самолётами и высланными с Мальты «Спитфайрами», в результате англичанам оказалось не до конвоя. В 14:40 транспорт «Беллуно» в сопровождении миноносца «Тифоне» был встречен вышедшим из Бизерты миноносцем «Либра», а в 17:15 конвой благополучно вошёл в гавань Туниса.
Британские моряки были уверены, что сражались с двумя быстроходными эсминцами или даже крейсерами, причём заявили о потоплении обоих вражеских кораблей. В действительности был потоплен только один миноносец, на нём погибло 103 моряка, включая командира корабля 44-летнего Карло Маккаферри.
«Кассиопея» простояла шесть месяцев в ремонте и вернулась в строй только после капитуляции Италии. Заслуженный корабль прослужил в составе итальянского флота ещё пятнадцать лет, в начале 50-х был переклассифицирован в корвет и пошёл на слом только в октябре 1959 года.
«Тифоне» вернулся в Палермо, 4 мая успел совершить ещё один успешный рейс в Тунис, хотя из всех грузов, отправленных в Африку в первые дни мая, было потеряно более трёх четвертей. Однако при подготовке к возвращению миноносец был повреждён американским бомбардировщиком и затоплен в гавани Корбус на мысе Бон 7 мая 1943 года, незадолго до капитуляции. В тот же день транспорт «Беллуно» был взорван командой в гавани Туниса, но полгода спустя отремонтирован и возвращён прежнему владельцу (французской компании CGT).
Расследование и награждение
Решению лейтенант-коммандера Рича прекратить бой из-за предполагаемой угрозы крейсеров трудно найти объяснение. Ещё труднее объяснить, почему британские моряки настолько плохо пользовались имевшимися у них радарами. Странные обстоятельства боя не могли не привлечь к себе внимание британского морского командования, поэтому вскоре после возвращения «Паладина» на Мальту здесь была сформирована следственная комиссия для расследования обстоятельств гибели «Пакенхэма».
Комиссия пришла к выводу, что команде эсминца не хватало боевого опыта, поскольку основную часть своей службы он провёл в Индийском океане и конвойных рейсах. Это утверждение выглядит странно. Оба британских эсминца имели хорошо подготовленные команды и богатый опыт службы. «Паладин» начал свою боевую карьеру в феврале 1942 года в составе Восточного флота, 5 апреля он вместе с другими кораблями подбирал спасшихся с тяжёлых крейсеров «Дорсетшир» и «Корнуолл», потопленных японскими палубными пикировщиками. «Пакенхэм» прибыл в Индийский океан чуть позднее, но в мае 42-го оба корабля приняли участие в операции «Айронклад» — вторжении на Мадагаскар.
С июня 1942 года оба корабля были переведены на Средиземное море, причём «Пакенхэм» стал флагманом 12-й флотилии эсминцев. Эсминцы участвовали в операции «Пьедестал» и действиях против вражеского судоходства у берегов Северной Африки, с января 1943 года входили в состав мальтийского соединения «К» и провели ряд ночных боёв. «Пакенхэм» вместе с эсминцем «Нубиен» и греческим «Василисса Ольга» 18 января потопил итальянский пароход «Стромболи», а 8 марта вместе с «Паладином» — самоходную баржу у Пантеллерии.
Бэзил Джонс принял командование «Пакенхэмом» 16 февраля, до этого он командовал эсминцами «Айвенго» (1938-1940) и «Изис» (с 6 июля 1942 года). Лоуренс Рич был назначен на «Паладина» 4 января, до этого он почти два года командовал эскортным миноносцем «Эксмур», а ранее — подводными лодками. Таким образом, трудно говорить о неопытности команд эсминцев и их командиров. Уже на следующий день Джонс был вновь назначен командиром эсминца «Изис», а в следующем году возглавил 10-ю флотилию эсминцев в Бискайском заливе.
Комиссия вполне справедливо отметила, что 102-мм орудия слишком слабы, и эсминцы класса «P» по сути являются эскортными кораблями, оптимизированными для борьбы с авиацией и подводными лодками, но не приспособленными для морских боёв и действий против конвоев.
Члены комиссии усомнились только в утверждении Рича о том, что он действительно вёл бой с вражескими крейсерами — пробоины, полученные в бою «Паладином», никак не тянули на 135 мм.
В свою очередь, Римское радио объявило, что бой в Сицилийском проливе вели два миноносца, но эту информацию британцы решили проигнорировать. Все опрошенные свидетели боя, включая артиллерийских офицеров, дружно заявили, что вражеские корабли были слишком велики для миноносцев. Поэтому в итоге сошлись на том, что бой шёл с двумя большими итальянскими эсминцами, вооружёнными 120-мм орудиями.
Комиссия также постановила, что оба вражеских корабля были потоплены — таким образом, потеря «Пакенхэма» не выглядела поражением. Уже через две недели, 4 мая, Рич был награждён «Орденом за выдающиеся заслуги» (DSO), который обычно не вручался чинам ниже кэптена. Джонс получил этот же орден 27 июля. Неудача превратилась в победу.
Источники и литература:
- М.А. Брагадин. Итальянский флот во Второй Мировой войне. М.: АСТ, 2000
- Arthur S. Evans. Destroyer Down. An Account of HM Destroyer Losses 1939–1945. Pen & Sword Maritime, 2010
- Storia Militare Dossier. In guerra sul mare. Parte 3, luglio-agosto 2012. Erminio Bagnasco. Navi e marinai italiani nel secondo conflicto mondiale
- Vincent P. O’Hara, Enrico Cernuschi, «Battle with No Name» // World War II, March 2006 (https://www.historynet.com/battle-with-no-name.htm)
- http://www.naval-history.net
- https://uboat.net
- http://www.histarmar.com.ar
Комментарии к данной статье отключены.