Этот небольшой бой, разгоревшийся в ночь на 16 апреля 1943 года, стал одним из самых ярких эпизодов в истории итальянского флота. Он показал, что итальянские моряки умеют не только умирать, но и отлично воевать. Несмотря на явное превосходство противника, им удалось добиться выполнения своей задачи, при этом уничтожив британский эсминец «Пакенхэм» — пусть и ценой потери миноносца «Чиньо».
«Rotta della morte»
Весной 1943 года положение войск Оси в Северной Африке стало катастрофическим. Отошедшая в Тунис группа армий «Африка» испытывала необходимость буквально во всём, но самой острой была нехватка топлива и боеприпасов. За итальянскими транспортами, шедшими в Тунис, теперь охотились не только британские корабли и самолёты с Мальты, но и двухмоторные американские бомбардировщики с аэродромов Алжира. Ситуацию усугубляло то, что англичане получали информацию о выходе итальянских конвоев из радиоперехватов, расшифровываемых службой «Ультра».
В итоге маршрут в Тунис получил у итальянцев наименование «Rotta della morte» — «Дорога смерти». Дошедший до пункта назначения транспорт или танкер стал редкостью. Подобно японцам на Тихом океане, немцы и итальянцы начали применять для снабжения десантные транспорты КТ, быстроходные десантные баржи или паромы типа «Зибель», а также боевые корабли — в первую очередь миноносцы. Они брали на борт заметно меньше груза, но зато представляли собой более сложную цель для самолёта или подводной лодки.

Denis Richard and Hilary St. G. Saunders. Royal Air Force 1939-1945. Volume II. London, 1954
До февраля 1943 года в Тунис прибывало 60 000 т припасов и топлива ежемесячно, в марте эта цифра сократилась до 43 000 т, в апреле — до 29 000 т. Потери нарастали, как снежный ком. В этой отчаянной ситуации итальянские моряки проявляли чудеса героизма. Одним из примеров такого чуда стал морской бой возле Сицилии 16 апреля 1943 года.
«Беллуно» и его свита
14 апреля немецко-итальянские войска отошли на последнюю оборонительную позицию перед Тунисом и Бизертой, протянувшуюся от Энфидавиля до мыса Серрат. Манёвренная война, столь прославившая Роммеля, окончательно завершилась, и теперь силам Оси оставалась лишь жёсткая оборона.
Вечером того же дня из порта Ливорно в Северной Италии вышел очередной конвой для Туниса — транспорт «Беллуно» вместимостью 4279 брт с грузом боеприпасов. Его сопровождал миноносец «Тифоне», командир которого капитано ди корветта Стефано Баккарини был главой конвоя.

Wikimedia Commons
Около полудня следующего дня к конвою присоединился миноносец «Климене», а вечером суда достигли Сицилии и зашли в небольшой порт Трапани на северо-западной оконечности острова. Здесь «Тифоне» принял в носовые цистерны бензин для доставки в Тунис. Вскоре после полуночи на 16 апреля конвой двинулся дальше.
Скорость конвоя составляла 12 узлов. До Туниса ему оставалось всего 11 часов хода — 130 морских миль по прямой. «Тифоне» шёл головным, за ним следовал транспорт «Беллуно», замыкал ордер «Климене». В пяти милях впереди двигались два новых конвоира — маленькие миноносцы «Чиньо» и «Кассиопея». Первым командовал капитано ди корветта Карло Маккаферри, вторым — капитано ди корветта Вирджинио Наста.

conlapelleappesaaunchiodo.blogspot.com
Море было спокойным, ночь ясной, луна в первой четверти. В 02:38, когда корабли уже миновали Марсалу и находились в 15 милях на запад-юго-запад от неё, с «Чиньо» заметили в 45 каб к юго-западу два неизвестных корабля. Миноносец повернул им навстречу и в 02:45 подал запрос сигнальным прожектором. Не получив ответа, он семафором сообщил остальным кораблям о приближении противника. Конвой тут же развернулся на обратный курс, а «Чиньо» и «Кассиопея» приготовились к бою.

naviearmatori.net
Ночная охота
Обнаруженными кораблями были британские эсминцы: «Пакенхэм» под командованием коммандера Бэзила Джонса и «Паладин» лейтенант-коммандера Лоуренса Сент-Джорджа Рича, оба из мальтийского соединения «К». Они были высланы на поиск конвоев противника и 20-узловым ходом двигались на север мимо западной оконечности Сицилии. Удивительно, но операторы РЛС «Пакенхэма» увидели цель чуть позже итальянских наблюдателей — в 02:42, когда до противника было 7200 ярдов, то есть 36 каб. Затем контакт был временно потерян при повороте, и только в 02:45 противник был вновь обнаружен по правому борту на контркурсе и дистанции в 6000 ярдов.
Флагман британского отряда повернул на восток, в то время как концевой «Паладин» продолжил движение прежним курсом: англичане хотели охватить противника с двух сторон. Итальянцы тоже разделились: Маккаферри направил «Чиньо» на юг навстречу «Пакенхэму», а «Кассиопее» приказал двигаться на северо-запад против второго врага.
Итальянцы опознали вражеские корабли как эсминцы типа «Джервис». В действительности оба «британца» принадлежали к мобилизационному типу «P», имевшему менее мощные машины и ослабленное вооружение (пять одиночных 120-мм орудий и всего один четырёхтрубный торпедный аппарат). Вдобавок на «Пакенхэме» и «Паладине», достраивавшихся уже в 1941 году, из-за нехватки 120-мм орудий их заменили старыми 102-мм — правда, в универсальных установках.

Решающим преимуществом британских кораблей было наличие радаров. Артиллерийский радар Тип 285 позволял вести прицельный огонь на дистанцию до 50 каб. Однако британские радиометристы заметили противника с запозданием, в результате британцы допустили сближение на предельно малую дистанцию, выгодную для слабой стороны.
Обе стороны несли похожие орудия. Британское 102/45-мм Mark V в универсальной установке Mark III имело вес фугасного снаряда 14,1 кг при начальной скорости 805 м/сек и максимальной дальности 15 000 м, в то время как итальянское 100/47-мм — 14,2 кг при начальной скорости 855 м/сек и максимальной дальности 15 400 м. Максимальная скорострельность британских орудий составляла 10-15 выстрелов в минуту, в то время как у итальянских не превышала 8–10 выстрелов в минуту. На практике, конечно же, скорострельность была значительно ниже, но на британских кораблях было по пять пушек, а на итальянских — всего по три.

«Моделист-конструктор», 2002, №3
Судьба миноносца «Чиньо»
Расстояние между противниками быстро сокращалась. Несмотря на явное превосходство врага, итальянцы атаковали первыми: в 02:48 «Чиньо» открыл огонь с дистанции в 13,5 каб (2700 ярдов). С первого же залпа один 100-мм снаряд угодил в кормовую надстройку «Пакенхэма» позади торпедного аппарата. Взрыв вывел из строя кормовой рулевой пост, на эсминце вспыхнул небольшой пожар. Одновременно «Кассиопея» с дистанции в 22,5 каб открыла огонь по «Паладину».
Дальнейший бой оказался коротким, но крайне запутанным. Его описания сильно разнятся — вплоть до того, кто по кому стрелял. Англичане открыли огонь с запозданием примерно в полминуты, одновременно подсветив врага прожекторами, как и полагалось наставлением Адмиралтейства от 1942 года. В свете прожекторов оказался «Чиньо», и огонь обоих эсминцев поначалу сосредоточился на нём.
Однако пока удача была на стороне итальянцев: в 02:50 «Чиньо» добился ещё одного попадания в корму «Пакенхэма». Снаряд угодил в левый борт в кормовой части корабля и взорвался на нижней палубе, разрушив кормовую радиорубку и вызвав сильный пожар во внутренних отсеках. Во избежание взрыва коммандер Джонс приказал затопить кормовой погреб.
К этому моменту корабли сблизились до 10 каб, и в 02:53 «Пакенхэм» добился первого попадания, причем исключительно удачного — в котельное отделение «Чиньо», сразу за мостиком. Центральная часть корабля окуталась облаком дыма и пара, так что командиру миноносца Карло Маккаферри пришлось подняться на верхний мостик, чтобы продолжить управление боем.
Со столь малой дистанции «Пакенхэм» ввёл в действие зенитные автоматы, а затем добился ещё нескольких попаданий главным калибром (возможно, часть снарядов прилетела с «Паладина»). Один из снарядов попал в район машинного отделения, другой — в корму, заклинив руль. Итальянский миноносец потерял управление и ход, беспомощно закачавшись на волнах.

naval-history.net
Маккаферри разрядил во врага оба однотрубных торпедных аппарата левого борта, но промахнулся, несмотря на малую дистанцию. В свою очередь оба британских эсминца выпустили свои торпеды по «Чиньо», хорошо видному в свете прожекторов: «Паладин» в 02:58, «Пакенхэм» парой минут позже. Из восьми торпед в цель попала только одна, поразившая миноносец в середину корпуса. Но её хватило: от взрыва маленький кораблик разломился на две части. Корма затонула быстро, а носовая часть держалась на плаву ещё три или четыре минуты, в течение которых командир носового 100-мм орудия главный старшина Туллио Боттеон продолжал вести огонь по противнику.
Согласно красивой легенде, именно один или два последних снаряда с «Чиньо» около 03:00 разорвались под ватерлинией «Пакенхэма» в районе машинного отделения. Но в этот момент огонь по «Пакенхэму» открыла и «Кассиопея», так что очень трудно сказать, откуда прилетели эти два решающих снаряда. Однако попали они исключительно удачно. Один взрыв произошёл прямо в машинном отделении, куда тут же хлынула вода. Другой снаряд угодил в центральную часть корпуса выше ватерлинии, повредив магистральные паропроводы обоих бортов.
Перегретый пар со свистом ворвался в машинное отделение, и турбинистам пришлось покинуть его. По одним данным, был выведен из строя турбогенератор, по другим — главный распределительный щит. Так или иначе, эсминец оказался обесточен и на время лишился хода, его прожектора погасли, корабль накренился на 15° на левый борт и прекратил стрельбу.
Нерешительность лейтенант-коммандера Рича
Тем временем ещё с 02:48 «Паладин» вёл перестрелку с «Кассиопеей». Поначалу результата заметно не было, но в 03:02, когда корабли сблизились на десяток кабельтовых, в итальянский миноносец попало сразу два снаряда: один заклинил рулевое управление, другой вызвал пожар в носовой части корабля. По некоторым данным, основной ущерб миноносцу был нанесен огнём 40-мм «пом-пома». «Итальянец» отстреливался из двух кормовых орудий, а в 03:06 с дистанции в 6 каб выпустил торпеду, но она прошла мимо.
Затем произошло непонятное: в 03:08 «Паладин» убрал прожектора, прекратил огонь и отвернул на юго-восток, в сторону замолкшего «Пакенхэма». При этом его командир даже не сообщил лидеру, что выходит из боя. По утверждению лейтенант-коммандера Рича, итальянские снаряды давали очень большие разрывы, более мощные, чем от 120-мм пушек. Поэтому Рич подумал, что эсминцы ведут бой с крейсерами-скаутами типа «Аттилио Реголо», вооружёнными 135-мм орудиями. Возможно, командир «Паладина» также был обеспокоен молчанием флагмана и решил оказать ему помощь.
В свою очередь, морякам «Пакенхэма» удалось перекрыть подачу пара с помощью расположенного на верхней палубе аварийного клапана. После этого персонал смог проникнуть в машинное отделение и вновь запустить турбины. При запуске магистрали машинное отделение начинало вновь наполняться горячим паром, поэтому его приходилось периодически покидать и перекрывать магистраль, а затем начинать всё сначала.

flickr.com
Но всё-таки эсминец восстановил ход, включил прожектора и двинулся на север, вновь начав перестрелку с «Кассиопеей», до которой теперь было около 20 каб. В 03:13 «Пакенхэм» получил ещё одно попадание: 100-мм снаряд угодил в счетверённый 40-мм «пом-пом», расположенный на площадке позади дымовой трубы, убив сразу 9 человек и ранив двоих. Ещё один снаряд угодил в надстройку и вывел из строя прожектор. Тем временем на корме эсминца продолжался пожар. В 03:15 британский флагман прекратил огонь и повернул на юго-восток.
Судя по всему, британские моряки решили, что второй итальянский корабль тоже уничтожен. На «Кассиопее» действительно полыхали два больших пожара — в носу и на корме. Как докладывал после боя командир «Пакенхэма», корабль противника «вспыхнул от носа до кормы и вскоре взорвался».
Гибель «Пакенхэма»
Выйдя из боя по отдельности, оба эсминца повернули в сторону Мальты, при этом «Пакенхэм» на короткое время сумел дать 25 узлов. Однако повреждения эсминца были серьёзнее, чем казалось первоначально. Корабль получил шесть попаданий 100-мм снарядами, на нём погибло 10 человек, и было ранено ещё 14. Пожар в корме до конца потушить так и не удалось. Для ремонта главной магистрали требовалось не менее двух часов, при этом надо было перекрыть пар, то есть эсминец остался бы неподвижным. Аварийная же работа машин с периодическим выпуском пара требовала огромных усилий машинной команды, а главное — вела к быстрому расходу котельной воды.
В итоге «Пакенхэм» прошёл на юго-восток ещё 13 миль, но в 03:50 на нём прекратилась подача воды для котлов, и эсминец опять остановился. По счастью, в 04:00 его догнал «Паладин» и в 04:30 взял флагмана на буксир. Однако скорость буксировки составила всего 4-5 узлов, а тем временем близился рассвет. Около 6 часов утра в 12 милях южнее мыса Гравитола британские эсминцы были атакованы двумя вражескими самолётами. Оба корабля открыли огонь, но, чтобы облегчить себе маневрирование, «Паладину» пришлось отдать буксир. Атаку удалось отбить, в 06:20 буксир завели вновь, однако буквально через несколько минут в небе опять появились вражеские самолёты.
К этому моменту с Мальты на помощь вышел эсминец «Нубиен», а для воздушного прикрытия кораблей выслали 29 «Спитфайров». Однако коммандер Бэзил Джонс решил, что неподвижный «Пакенхэм» спасти не удастся и запросил у командующего на Мальте вице-адмирала Бонэм-Картера разрешение затопить «подранка». Разрешение было получено сразу же — в 06:30. К этому времени прибыли истребители с Мальты, в воздухе разгорелся бой, под прикрытием которого экипаж «Пакенхэма» без потерь перебрался на «Паладин».
Около 8 часов повреждённый эсминец был затоплен двумя торпедами в 11 милях к юго-западу мыса Гранитола, в точке 37°26’ с.ш., 12°30’ в.д. Итальянские пилоты отметили большой взрыв, после которого один из вражеских кораблей опрокинулся и быстро затонул. На месте его гибели осталось густое чёрное облако. «Паладин» вместе с подошедшим «Нубиеном» на полном 32-узловом ходу ушли в Ла-Валетту.

Конвой доходит до цели
Несмотря на гибель «Чиньо», столкновение завершилось победой итальянцев. «Кассиопея» осталась на поле боя, хотя и без хода, накренившись на левый борт. В носовой части миноносца бушевал сильный пожар, который удалось потушить лишь к пяти утра.
Повернувший назад конвой из транспорта и двух миноносцев ущерба не понёс: капитано ди корветта Баккарини приказал миноносцу «Климене» двигаться на помощь «Кассиопее», а сам на «Тифоне» вместе с транспортом «Беллуно» ушёл в Трапани, где в 04:25 бросил якорь на внешнем рейде. «Климене» взял повреждённую «Кассиопею» на буксир. С рассветом его сменил буксир «Тифео», который в 10:45 привёл миноносец обратно в Трапани.
Получив от воздушной разведки известие об уходе британских кораблей, уже в 05:45 штаб Супермарины отдал Баккарини приказ вместе с транспортом двигаться дальше. Тем временем над Сицилийским проливом разгорелся вышеупомянутый бой между итальянскими самолётами и высланными с Мальты «Спитфайрами», в результате англичанам оказалось не до конвоя. В 14:40 транспорт «Беллуно» в сопровождении миноносца «Тифоне» был встречен вышедшим из Бизерты миноносцем «Либра», а в 17:15 конвой благополучно вошёл в гавань Туниса.
Британские моряки были уверены, что сражались с двумя быстроходными эсминцами или даже крейсерами, причём заявили о потоплении обоих вражеских кораблей. В действительности был потоплен только один миноносец, на нём погибло 103 моряка, включая командира корабля 44-летнего Карло Маккаферри.
«Кассиопея» простояла шесть месяцев в ремонте и вернулась в строй только после капитуляции Италии. Заслуженный корабль прослужил в составе итальянского флота ещё пятнадцать лет, в начале 50-х был переклассифицирован в корвет и пошёл на слом только в октябре 1959 года.
«Тифоне» вернулся в Палермо, 4 мая успел совершить ещё один успешный рейс в Тунис, хотя из всех грузов, отправленных в Африку в первые дни мая, было потеряно более трёх четвертей. Однако при подготовке к возвращению миноносец был повреждён американским бомбардировщиком и затоплен в гавани Корбус на мысе Бон 7 мая 1943 года, незадолго до капитуляции. В тот же день транспорт «Беллуно» был взорван командой в гавани Туниса, но полгода спустя отремонтирован и возвращён прежнему владельцу (французской компании CGT).

army.mil
Расследование и награждение
Решению лейтенант-коммандера Рича прекратить бой из-за предполагаемой угрозы крейсеров трудно найти объяснение. Ещё труднее объяснить, почему британские моряки настолько плохо пользовались имевшимися у них радарами. Странные обстоятельства боя не могли не привлечь к себе внимание британского морского командования, поэтому вскоре после возвращения «Паладина» на Мальту здесь была сформирована следственная комиссия для расследования обстоятельств гибели «Пакенхэма».
Комиссия пришла к выводу, что команде эсминца не хватало боевого опыта, поскольку основную часть своей службы он провёл в Индийском океане и конвойных рейсах. Это утверждение выглядит странно. Оба британских эсминца имели хорошо подготовленные команды и богатый опыт службы. «Паладин» начал свою боевую карьеру в феврале 1942 года в составе Восточного флота, 5 апреля он вместе с другими кораблями подбирал спасшихся с тяжёлых крейсеров «Дорсетшир» и «Корнуолл», потопленных японскими палубными пикировщиками. «Пакенхэм» прибыл в Индийский океан чуть позднее, но в мае 42-го оба корабля приняли участие в операции «Айронклад» — вторжении на Мадагаскар.
С июня 1942 года оба корабля были переведены на Средиземное море, причём «Пакенхэм» стал флагманом 12-й флотилии эсминцев. Эсминцы участвовали в операции «Пьедестал» и действиях против вражеского судоходства у берегов Северной Африки, с января 1943 года входили в состав мальтийского соединения «К» и провели ряд ночных боёв. «Пакенхэм» вместе с эсминцем «Нубиен» и греческим «Василисса Ольга» 18 января потопил итальянский пароход «Стромболи», а 8 марта вместе с «Паладином» — самоходную баржу у Пантеллерии.
Бэзил Джонс принял командование «Пакенхэмом» 16 февраля, до этого он командовал эсминцами «Айвенго» (1938-1940) и «Изис» (с 6 июля 1942 года). Лоуренс Рич был назначен на «Паладина» 4 января, до этого он почти два года командовал эскортным миноносцем «Эксмур», а ранее — подводными лодками. Таким образом, трудно говорить о неопытности команд эсминцев и их командиров. Уже на следующий день Джонс был вновь назначен командиром эсминца «Изис», а в следующем году возглавил 10-ю флотилию эсминцев в Бискайском заливе.
Комиссия вполне справедливо отметила, что 102-мм орудия слишком слабы, и эсминцы класса «P» по сути являются эскортными кораблями, оптимизированными для борьбы с авиацией и подводными лодками, но не приспособленными для морских боёв и действий против конвоев.
Члены комиссии усомнились только в утверждении Рича о том, что он действительно вёл бой с вражескими крейсерами — пробоины, полученные в бою «Паладином», никак не тянули на 135 мм.
В свою очередь, Римское радио объявило, что бой в Сицилийском проливе вели два миноносца, но эту информацию британцы решили проигнорировать. Все опрошенные свидетели боя, включая артиллерийских офицеров, дружно заявили, что вражеские корабли были слишком велики для миноносцев. Поэтому в итоге сошлись на том, что бой шёл с двумя большими итальянскими эсминцами, вооружёнными 120-мм орудиями.
Комиссия также постановила, что оба вражеских корабля были потоплены — таким образом, потеря «Пакенхэма» не выглядела поражением. Уже через две недели, 4 мая, Рич был награждён «Орденом за выдающиеся заслуги» (DSO), который обычно не вручался чинам ниже кэптена. Джонс получил этот же орден 27 июля. Неудача превратилась в победу.
Источники и литература:
- М.А. Брагадин. Итальянский флот во Второй Мировой войне. М.: АСТ, 2000
- Arthur S. Evans. Destroyer Down. An Account of HM Destroyer Losses 1939–1945. Pen & Sword Maritime, 2010
- Storia Militare Dossier. In guerra sul mare. Parte 3, luglio-agosto 2012. Erminio Bagnasco. Navi e marinai italiani nel secondo conflicto mondiale
- Vincent P. O’Hara, Enrico Cernuschi, «Battle with No Name» // World War II, March 2006 (https://www.historynet.com/battle-with-no-name.htm)
- http://www.naval-history.net
- https://uboat.net
- http://www.histarmar.com.ar
Комментарии к данной статье отключены.