Действия британских «москитов» привели тому, что ко второй половине 1943 года немцы серьёзно пересмотрели систему своих перевозок, а также усилили эскорт конвоев. Несмотря на количественный и качественный рост Прибрежных сил, победы доставались британским катерникам ценой всё больших усилий.
К началу лета 1943 года количественный состав «москитов» в водах метрополии увеличился незначительно, хотя их строительство шло полным ходом — «Фермайлы» тип D, к примеру, строились 30 фирмами, более 30 кампаний строили «Восперы», не считая их производство в США. Эта ситуация объясняется просто: с марта по май на Средиземное море передислоцировали в полном составе (32 единицы) четыре флотилии «догов» — 19-ю и 20-ю MGB и 32-ю и 33-ю MTB. Затем туда же отправили 24-ю флотилию «Восперов».
В то же время с массовым вводом в строй кораблей типа KFK (kriegsfischkutter) — деревянных «военных рыбацких лодок» с водоизмещением 110 тонн и скоростью хода 12 узлов, хорошо вооружённых МЗА и оснащённых разнообразным тральным оборудованием — немцы довели до необходимой численности свои тральные и сторожевые флотилии, и в целом успешно справлялись и с очисткой фарватеров от мин, и с обороной своих морских перевозок.
Всё это в различной степени повлияло на эффективность наступательных действий катеров британских Прибрежных сил. С июня по декабрь 1943 года английские катера постоянно патрулировали вражеские конвойные маршруты, либо выходили на перехват по получению разведданных, провели множество атак, однако эффективных было крайне мало, а собственные потери оказались жестокие.
Действия норвежцев
Летний «сезон охоты» 1943 года открыла 30-й флотилия. Пробравшиеся 2 июня в Корс-фьорд к югу от Бергена MTB-620 и MTB-626 были замаскированы у острова Трелсё, а их экипажи развернули береговой наблюдательный пост и принялись поджидать цели. Ждать пришлось двое суток, пока вечером 4 июня в поле видимости наблюдателей не появилось 8132-тонное судно «Альтенфельс» с 10 902 тоннами железной руды на борту, следовавшее из Киркенеса в Германию в сопровождении тральщика M-468.
Немецкие документы сохранили подробное описание нападения. 4 июня в 23:37 на пути конвоя у южной оконечности острова Трелсё был обнаружен неизвестный корабль. Почти сразу его опознали как британский торпедный катер (MTB-620), который ещё при запросе опознавательных сигналов выпустил торпеды — обе прошли под M-468. Транспорт выполнил манёвр уклонения, но тем самым подставил борт другому катеру (MTB-626), который всадил в него две торпеды — одну в трюм №1, а другую под трубу.
«Альтенфельс», до последнего стреляя из зениток, ушёл на дно в течение минуты вместе со всем экипажем из 20 человек и всей военной командой из 14 военнослужащих. M-468 пытался рассчитаться с обидчиками, но те поставили дымовую завесу и скрылись. Преследовать их в дыму по шхерам немцы не решились, а расположение 105-мм орудия на корме M-468 делало его участие в погоне вообще бесполезным. В ходе боя тральщик выпустил шесть 105-мм, 97 37-мм и 1050 20-мм снарядов и сам получил множество попаданий 40-мм и 20-мм снарядами; командир и рулевой были легко ранены.
Один залп сделала береговая батарея «Корснес» — катера появлялись на виду из-за скал лишь на считанные секунды. Стоявший на позиции вне шхер сторожевой корабль «Москито» после тревоги пошёл на восток, но никого не встретил, а «Мардер», который стоял во внутренней части Корс-фьорда, успел вступить в бой, сделал 55 выстрелов, но потом сделал неправильное предположение, что враг уходит на юг, и также его потерял.
M-431, который только что отвёл буксирный караван, тоже бросился в погоню и даже увидел врага в 3,5 милях от себя, около Марстейна. Однако у него тоже не было орудия на баке, и, пока он развернулся, британцы сумели уйти, пользуясь своим превосходством в скорости; тральщик сделал всего четыре выстрела из 105-мм орудия.
Норвежцы благополучно добрались до Лервика, хотя оба катера пострадали от огня малокалиберной артиллерии: на MTB-620 было двое убитых и трое раненых, а на MTB-626 — двое раненых.
Бесплодные атаки
«Москиты» Дуврского командования летом провели несколько безуспешных столкновений с кораблями и катерами кригсмарине. Следует отметить, что с июня по декабрь 1943 года британским катерам не удалось перехватить ни одного вражеского боевого корабля или блокадопрорывателя, форсировавших в обоих направлениях пролив; далеко не все даже были атакованы.
В Северном море ситуация изменилась в неблагоприятную для британских «москитов» сторону. Тяжёлые потери в судах от действий ударной авиации Берегового командования вынудили германское командование закрыть порт Роттердама для конвоев со шведской рудой, сделав конечным пунктом их назначения устье Эмса. Это привело к резкому сокращению торгового трафика вдоль побережья Голландии. Соответственно, теперь в этом районе основными объектами атак британских катеров стали патрульные форпостенботы и тральщики немцев, которые были очень трудными целями. Несмотря на благоприятные погодные условия и достаточно большой наряд атакующих катеров, их нападения отражались одно за другим. Какие усилия приходилось затрачивать «москитам» Норского командования для достижения хотя бы минимального успеха, можно оценить по описанию их крупнейшей за всю войну вылазки.
Вечером 24 июля к голландскому побережью отправились MTB-668, MTB-652 и MTB-628 31-й флотилии (группа «Y») и MGB-607, MGB-603 и MGB-612 17-й флотилии (группа «B») с задачей выйти в точку в 10 милях к северу от Текселя и оттуда произвести поиск в южном направлении. В 23:20 авиация сообщила о двигающемся на запад вражеском конвое, который в 22:20 находился у острова Амеланд. Катера достигли своей позиции в 00:01 25 июля. После получения целеуказания они двинулись на перехват в северном направлении.
В 01:42 в 2–3 милях впереди был замечен «траулер охранения». Обе группы отвернули, но были немедленно подсвечены осветительными снарядами и обстреляны. Англичане отошли на запад, а затем повернули на юго-восток, сближаясь для атаки. Конвой состоял из «минимум двух судов среднего водоизмещения в сопровождении тральщиков, траулеров и раумботов». В 02:42 группа «B» получила приказ подождать, а в 02:52 провести отвлекающий манёвр, в то время как группа «Y» будет атаковать.
В 02:51 командир соединения отдал приказ об атаке. MTB-668 и MTB-628 были отбиты, но MTB-652 с 1500 ярдов выпустил обе торпеды в транспорт. Под сильным обстрелом результатов атаки не заметили, но артиллерийские катера зафиксировали сильный взрыв вскоре после 03:00. В 03:05 MTB-668 и MTB-628 снова атаковали. Первый снова был отбит, но второй выпустил с 800 ярдов торпеды в «тральщик», не наблюдая результатов. Группа «Y» удалилась под сильным обстрелом.
По получении приказа группа «B» пошла на юго-восток, за корму конвоя. В 02:56 артиллерийские катера напали на концевые раумботы и тральщики, которые развернулись, чтобы отогнать англичан. Осветительные снаряды немцев хорошо способствовали стрельбе всем вооружением с 500–1000 ярдов — было зафиксировано множество попаданий из 57-мм орудий. В 03:03 группа «B» отошла, а в 03:07 возобновила огонь по противнику, «который в это время обстреливал друг друга». С 300–500 ярдов был нанесён ещё больший ущерб при слабом ответном огне. В 03:35 группа «B» разорвала контакт. Незначительные повреждения получили MGB-607 и MGB-612.
Немцы констатировали, что конвой №452 из устья Эльбы в Хук-ван-Холланд с 01:02 до 03:47 по Берлину северо-западнее острова Влиланд был атакован девятью артиллерийскими и шестью торпедными катерами. Один катер якобы был потоплен и несколько повреждены. Из состава охранения торпедой потоплен V-801 (511 тонн), 11 человек, включая капитана, погибли. M-254 получил снаряд в машинное отделение, погиб один и было ранено восемь членов экипажа.
Этой же ночью 11-й и 21-й флотилиям торпедных катеров было приказано произвести поиск от Эймёйдена до Хука. Лейтенант Диккенс, уже уходивший на повышение, вышел в море с семью катерами — неделю назад, 18 июля, он с четырьмя катерами провёл упорный, но безуспешный бой с тральщиками 32-й флотилии, и теперь напоследок рвался поквитаться.
При приближении к Эймёйдену к северу от Нордвейка в 01:03 был зафиксирован радарный контакт на дистанции 4000–6000 ярдов — это были проводившие траление на южном курсе M-3402, M-3417, M-3409, а M-3418 и V-1401, V-1410 и V-1412 шли по правому борту от них. Диккенс разделил группу на три дивизиона — 1-й составили MTB-225 (флагман) и MTB-241, 2-й — MTB-223 и MTB-224, 3-й — MTB-356, MTB-351 и MTB-244. 1-й и 2-й дивизионы повернули для атаки со стороны моря, а 3-й должен был напасть со стороны берега. Но англичан заметили, и в 01:10 немецкие корабли открыли сильный огонь, подсвечивая цели осветительными снарядами.
В 01:19 2-й дивизион лейтенанта Тома Нейла атаковал тральщики. Те повернули на катера и открыли по ним огонь; подсветку осуществляли форпостенботы 14-й флотилии. В 01:20 MTB-223 был несколько раз поражён 20-мм снарядами и получил значительные повреждения передней части корпуса; в рубку рулевого попал 37-мм снаряд. С двумя убитыми на борту загоревшийся катер вышел из боя. В 01:22 MTB-224 выстрелил торпеды по цели, опознанной как тральщик, определив по радару дистанцию 350 ярдов и скорость 5 узлов. Попаданий замечено не было, и катер с незначительными повреждениями также вышел из боя.
3-й дивизион лейтенанта Йена Трелони, выдвигаясь на исходную позицию, пересёк курс немцев и попал под обстрел — в 01:30 получил попадание в машинное отделение MTB-244, который с одним действующим двигателем был отправлен на базу. Приняв тральщики за охранение, Трелони с остальными катерами безуспешно искал главную цель и в 04:18 ушёл на базу.
В 02:55 при попытке атаковать MTB-225 получил попадание тяжёлого снаряда с повреждением корпуса и топливного бака, но продолжил патрулирование. В 03:47 1-й дивизион заметил «главную цель из четырёх 1100-тонных торговых судов». MTB-225 принял их за траулеры. Его радар вышел из строя, но вскоре после того, как MTB-241 получил радарный контакт на дистанции 2500 ярдов, MTB-225 выстрелил обе торпеды с углублением 4 фута в последний корабль колонны, приняв его скорость за 7 узлов.
В 03:49 MTB-241 выстрелил обе торпеды с 2000 ярдов в головной вражеский корабль на углублении 4 фута; скорость цели была принята за 5 узлов. На катере зафиксировали попадание в свою цель, но командование посчитало представленные доказательства успеха недостаточными. MTB-241 вышел из боя с незначительными повреждениями и одним раненым на борту. В ходе боя англичане выпустили шесть торпед, претендуя на два попадания — на самом деле их не было. Немцы записали один катер в потопленные и два в повреждённые. Потерь с их стороны не было.
Патруль катеров 4-й флотилии под командованием лейтенанта Гарднера в составе MTB-34, MTB-31, MTB-69 и MTB-70 искал противника южнее Схевенингена. В 02:07 они двинулись на север, на помощь катерам Диккенса. В 02:57 катера попали под обстрел, но целей для своих торпед не нашли. В 04:02 группа повернула на базу. При возвращении на MTB-69 и MTB-70 закончилось топливо, а на первом из них перед этим ещё и произошла серьёзная поломка двигателя.
Бой в ночь на 8 сентября 1943 года
На фоне откровенно провальной летней кампании сентябрь для Прибрежных сил выдался исключительно успешным.
7 сентября в 21:00 по Берлину в патруль по маршруту Дьепп — Сен-Валери — Фекамп и обратно вышли немецкие тральщики M-3810, M-3811, M-3814, M-3816 и M-28 группы «A» 38-й флотилии. На море было волнение 2 балла, дул 3–4-балльный северо-западный ветер, небо оставалось безоблачным. В 00:15 соединение следовало курсом 252°, когда на 45° справа по курсу в 6000 метрах были замечены «четыре британских катера, двигавшиеся на большой скорости на север». Из-за большой дистанции их не обстреляли. Время от времени корабли освещались с берега прожекторами или осветительными снарядами для идентификации.
В 01:40 у борта M-3811 раздался сильный взрыв (предположительно мина). Группа немедленно остановилась, и тут же два сильных взрыва снесли корму M-3810. Через 30 секунд после этого раздался сильный взрыв у борта M-3816. Все три корабля немедленно затонули. Только после этого M-3814 и M-28 со стороны берега заметили торпедные катера и обстреляли их, после чего те ушли на северо-восток. В 02:20 к месту боя подошли раумботы 10-й флотилии, к которым в 04:00 присоединился V-1505. Из экипажей трёх потопленных кораблей 10 человек погибло, 34 пропали без вести и 23 было ранено. Немцы тогда не смогли достоверно определить, были потоплены тральщики торпедами катеров или подорвались на установленных ими минах.
На самом деле произошло следующее. В ночь на 8 сентября 1943 года на патрулирование к Фекампу были направлены MTB-211 (командир группы лейтенант Д. Ридж), MTB-249 и MTB-255 13-й флотилии с задачей атаковать торпедами все встреченные цели. В 22:43 по Гринвичу катера находились в 3 милях от Сен-Валери и двигались на запад. В 22:51 луч берегового прожектора показал корабль, движущийся на запад, — немцы осветили с берега тральщики 38-й флотилии. Катера начали маневрировать, чтобы занять позицию для атаки со стороны берега, но прожекторы и осветительные снаряды заставили Риджа уйти на запад, чтобы дождаться восхода луны в 23:40. В 23:44 британцы вернулись к побережью.
8 сентября в 00:25 в миле от Фекампа в 3000 ярдах были замечены «три F-баржи и два вооружённых траулера, следовавшие на восток», — всё те же тральщики 38-й флотилии. Последовала внезапная атака со стороны берега: MTB-211 и MTB-255 «поразили две баржи», а MTB-249, стрелявший в «третье судно в колонне», потопил «вооружённый траулер». Только после этого англичане были замечены и обстреляны уцелевшими кораблями, но ушли с минимальным ущербом — MTB-255 получил попадания в настройку, были легко ранены два офицера и рулевой.
Бой в ночь на 14 сентября 1943 года
Ночью на 14 сентября 1943 года пять катеров 11-й флотилии — MTB-356 (командир флотилии лейтенант Й.К. Трелони), MTB-355, MTB-360, MTB-349 и MTB-350 — находились на патрулировании у голландского побережья, когда после полуночи в 13 милях к западу от Эймёйдена заметили группу судов, определённую как «три транспорта в сопровождении четырёх кораблей охранения». Для нападения катера разделились, чтобы атаковать со стороны моря и со стороны берега.
Сначала атаковал 1-й дивизион. MTB-356 выстрелил две торпеды в самое большое судно, промахнулся, но отвлёк внимание охранения, позволяя MTB-355 и MTB-360 совершить атаку — однако те тоже промахнулись. Между тем MTB-349 и MTB-350 зашли со стороны берега. MTB-356 снова отвлёк внимание на себя, и на этот раз одна из четырёх выпущенных торпед — вероятно, с MTB-350 лейтенанта Франклина — поразила цель. Трелони преследовал вражеский конвой до Хука, после чего вернулся на базу.
Немцы подтвердили успех англичан. По их данным, между 02:13 и 03:00 по Берлину патрульные корабли подверглись нападению шести торпедных катеров, но не получили попаданий. В ходе второй атаки в 03:35 получил попадание торпедой и затонул 372-тонный тральщик М-3410, 18 человек с которого пропали без вести.
Операция против «Страсбурга»
Госпитальное судно «Страсбург» (17 000 тонн), следовавшее из Роттердама в Гамбург, после полуночи 1 сентября 1943 года подорвалось на мине у Эгмонта и выбросилось на мель у входа в Эймёйден. Немцы надеялись спасти судно, но англичане выяснили это, когда 17–18 сентября их патрульные «Тайфуны» были обстреляны прицельным огнём.
19 сентября в 14:00 из Грейт-Ярмута вышли MTB-617, MTB-624, MTB-621 и MTB-652 31-й флотилии в сопровождении MGB-606, MGB-610 и MGB-612 17-й флотилии под общим командованием лейтенанта Д. Брэдфорда. Вскоре MTB-624 вернулся из-за проблем с двигателями, а остальные катера в 20:30 достигли Хука и повернули на север.
Подойдя к Эймёйдэну, в 23:00 англичане в приблизительно 4 милях зафиксировали радарный контакт с большим судном, стоящим близко к берегу, и его кораблями охранения. Катера повернули на юг для подхода с другого направления. Охранение лайнера отошло на запад, и MTB-617 сумел сблизиться с целью на 300 ярдов. Опасаясь зарывания торпед — глубина составляла всего 36 футов (11 метров), — катер не рискнул стрелять и сманеврировал, чтобы занять лучшее положение. В 23:36 он выстрелил две торпеды с 1000 ярдов при глубине 42 фута (12,8 метра). Англичане зафиксировали попадания обеих торпед в сидящий на мели «Страсбург».
После этого «доги» устроили охоту на другие цели в этом районе. Сначала они всей группой напали на «два вооружённых траулера» и серьёзно их повредили. Затем, заметив выходящие из Эймёйдена два раумбота, MGB-610 и MGB-612 вступили с ними в бой и заставили ретироваться, но подошедшие «четыре флотских тральщика» обстреляли англичан и поразили MGB-610. Прикрывшись дымом, все катера удалились на северо-запад.
Примерно в восьми милях от места боя катера остановились. К этому времени MGB-610 взял пожар под контроль, но поступление воды продолжалось. У MGB-606 вышли из строя орудия, а у 57-мм осталось всего шесть из 88 штатных снарядов. Эти два катера были отправлены в Грейт-Ярмут, остальные же двинулись на северо-восток в поисках конвоя. У MTB-617 радар был повреждён в бою, и единственный действующий радар MTB-652 в 01:38 обнаружил в трёх милях «три тральщика и две баржи». MTB-617, MTB-621, MTB-652 и MGB-612 сблизились с ними, но «попали под шквальный огонь и удалились на запад». В 02:28 катера вернулись на базу.
«Страсбург» был окончательно разбит и подожжён атакой 30 бомбардировщиков 19 октября; отстоять его не смогли два корабля охранения и две береговые зенитные батареи. После этого немцы оставили попытки спасти судно.
Новый успех норвежцев
В очередной раз у берегов Норвегии отличилась 30-я флотилия. Вечером 10 сентября пароход «Анке» (3838 тонн) выгрузил в Кристиансунне уголь и ровно в полночь по Берлину вышел в Нарвик за рудой. 11 сентября в 01:45 в 5 милях от Тюрхога, когда рядом с судном находился сторожевой корабль NM.25, немцы услышали шум моторов и объявили тревогу. Через минуту в корму «Анке» попала торпеда, а сразу вслед за ней — ещё две, в трюмы. NM.25 и зенитки «Анке» немедленно открыли огонь по замеченным двум катерам, которые отстреливались и поразили сторожевик, а затем ушли курсом 250°. В 02:40 пароход затонул с двумя погибшими зенитчиками; ещё четверо было ранено.
Отличились MTB-618 и MTB-626, прибывшие из Лервика в район Кристиансунна на буксире у китобойцев «Хортен» и «Рисор» — таким образом сэкономили топливо для самостоятельного возвращения домой. Около полуночи по Гринвичу эти катера прошли маяк на островке Грип и направились в Праккене-фьорд, в нескольких милях к юго-западу от острова Смола.
Пост на маяке Грип запросил опознавательный сигнал, на который катера не ответили. Тем не менее предупреждение в Кристиансунн отправлено не было: вероятно, немецкие наблюдатели приняли катера за свои. В полночь норвежцы увидели посреди фьорда крупное судно и выпустили в него четыре торпеды, из которых три поразили цель. Затем катера беспрепятственно ушли из норвежских вод и без приключений своим ходом вернулись на Шетландские острова.
Действия 1-й флотилии паровых канонерок
1-я флотилия SGB провела четыре боя, первые три из которых были неудачными. В 03:57 27 июля лейтенант-коммандер Питер Скотт с четырьмя катерами у мыса Леви настиг отходившие в Шербур девять раумботов. Модернизированные канонерки в перестрелке на дистанции 300 ярдов настолько жестоко пострадали, что сумели уйти лишь благодаря отсутствию преследования.
В 22:40 4 сентября у буя Берк Скотт с четырьмя канонерками атаковал следовавшие из Булони в Гавр семь тральщиков 10-й флотилии. Внезапного нападения не получилось. Англичане четырежды пытались сблизиться для торпедной атаки, но каждый раз их сначала освещали, а затем встречали огнём. Пятая атака не состоялась: около 00:30 5 сентября на встречном курсе появились три патрульные быстроходные баржи 2-й флотилии. Последовала ожесточённая перестрелка на 150 ярдах, в которой флагманская канонерка «Грей Гус» была сильно повреждена, и Скотт дал приказ об отходе.
22 сентября в 00:34 Скотт с тремя SGB атаковал у мыса Де-ла-Хэв патрулировавшие к северу от Гавра тральщики M-3823, M-3824 и форпостенбот V-1516. При сближении флагманская «Грей Сил» получила попадание в мостик, безуспешно выпустила две торпеды, после чего соединение попало под мощный обстрел береговой и корабельной артиллерии и прервало бой.
Последнее четвёртое нападение оказалось успешным. В 01:54 27 сентября Скотт с четырьмя SGB к северу от мыса Антифер заметил шедшего на восток неприятеля и бросился в погоню. Спустя час немцев обогнали обходным манёвром и у Этрета пошли на сближение, прикрываясь попутным штормом. Немцы, которым буря была встречной, подхода противника не заметили. Флагманская «Грей Фокс» торпедировала головного немца, который немедленно отправился на дно.
Затем Скотт прошёл вдоль вражеской колонны, поочерёдно обстреливая появлявшиеся из пелены дождя цели. Когда в бой вступили береговые батареи, Скотт, увеличив скорость, начал отход. «Грей Оул» потерялась ещё до начала нападения и в приблизительно 03:50 атаковала этого же противника торпедами. Результат не наблюдался, но «Грей Оул» благополучно отошла и после 04:00 присоединилась к остальным.
Атакованными оказались три форпостенбота 15-й флотилии, вышедшие из Гавра накануне вечером для патрулирования в восточном направлении. Фламанский V-1501 получил попадание торпеды и затонул в течение 10 секунд.
Бой у буя Берк в ночь на 27 сентября 1943 года
В августе 1943 года британская 9-я флотилия торпедных катеров стала целиком голландской. Это событие голландские катерники месяц спустя отметили блестящей победой.
26 сентября в 23:25 из Дувра вышло соединение в составе MTB-202 лейтенанта Боммезийна, MTB-204 лейтенанта Йориссена и MTB-231 лейтенанта ван Ээгена (группа «A») и MGB-108 лейтенанта Руфера, MGB-118 и MGB-117 (группа «B»). Катера имели задачу перехватить и уничтожить конвой, который, как ожидалось, должен был следовать из Гавра на север. Командовал соединением командир 9-й флотилии лейтенант Ларив на MTB-202.
Протраленным проходом катера вышли в точку в 9 милях к западу от маяка Хаут-Банк к югу от Этапля, а затем повернули на восток, к берегу. Следуя в двух колоннах — торпедные катера справа, артиллерийские слева, — они в 02:02 вышли в точку в миле восточнее буя Берк и заглушили двигатели. Волнение на море было умеренное, дул 4-балльный порывистый северо-западный ветер.
Так как видимость в сторону моря была лучше, чем в сторону берега, Ларив в 02:51 занял новую позицию ближе к побережью. Уже в 03:07 сначала гидрофоны торпедных катеров, а вслед за этим радар MGB-117 зафиксировали контакт на юго-западе. Через минуту противник, появившийся из низкого облака на горизонте, был замечен и визуально. В 03:09 Ларив на 12 узлах двинулся на северо-восток, постепенно увеличивая скорость. Враг непрерывно отслеживался радаром. В 03:14 над катерами начали рваться осветительные снаряды немцев.
В этих условиях об атаке не могло быть и речи, и Ларив на 36 узлах рванул на северо-запад. Артиллерийские катера развернулись влево и в 03:17 открыли огонь по конвою на встречном курсе. Произошла ожесточённая перестрелка, дистанция сокращалась до 300 ярдов. В 03:30 крупный снаряд разорвался слева у кормы MGB-108, и его правый двигатель остановился. Группа «B» вышла из боя и в 03:35 остановилась для оценки повреждений. Выяснилось, что таковых нет, только «пом-пом» MGB-117 вышел из строя. В 03:42 катера на 22 узлах двинулись на север, в 03:53 остановились и связались с Ларивом.
Между тем в 03:23 торпедные катера уменьшили скорость до 22 узлов, чтобы не повредить корпуса о волну, и снова принялись маневрировать, чтобы выйти на позицию для атаки впереди конвоя со стороны берега, меняя курс с северного на северо-восточный и варьируя скорость с 30 до 18 узлов. В 03:37 они заняли позицию в 6,2 милях к северу от маяка Хаут-Банк в 4500 ярдах впереди конвоя. В 03:57 группе «B» был отдан приказ атаковать со стороны моря.
Заметив противника в 1800 ярдах, MTB пропустили головные корабли охранения и сократили дистанцию до 1400 ярдов. После этого Ларив на 10 узлах повернул на параллельный противнику курс, выбирая цель. Он определил, что конвой состоит из большого судна, двух сторожевых кораблей по правому его борту и по шесть или более кораблей охранения по его носу и корме (охранение с левого борта судна не просматривалось), а скорость конвоя составляет 9 узлов.
В 04:00 катера развернулись влево. Был отдан приказ атаковать судно. В 04:01 с 800 ярдов выпустил торпеды MTB-204, вслед за ним отстрелялись оба остальных катера. В 04:03 одна из торпед лейтенанта Йориссена прямо под трубой поразила цель — судно «Мадали» (3014 тонн). Только после этого немцы подняли тревогу. Под плотным огнём торпедные катера выскочили из-под обстрела невредимыми, хотя у MTB-231 отказал один из двигателей. Артиллерийские катера вступили в бой с противником на параллельном курсе в 04:07, а уже через минуту от группы «A» пришло сообщение о том, что атака завершена. После этого группа «B» вышла из боя, некоторое время понаблюдала за вражеским конвоем и в 04:20, прикрывшись дымовой завесой, легла на курс отхода.
В 04:26 группа «A» остановилась. Выяснилось, что левая торпеда MTB-202 не вышла из аппарата, и в 04:43, отправив два других катера в Дувр, Ларив принял решение вернуться и повторить атаку. Подобравшись в 04:51 к трём стоящим судам на 1200 ярдов, MTB-202 по данным радара дважды пытался выстрелить торпеду, но это ему не удалось. К счастью англичан, противник их не заметил, поскольку как раз в это время на катере произошла авария с двигателем, и MTB-202 ушёл на базу.
С немецкой стороны события выглядели несколько по-другому.
Атакованным оказался конвой, вышедший 26 сентября в 18:30 из Гавра в Булонь и состоявший из судна «Мадали», корвета PA-2, форпостенбота V-1507, тральщиков M-82 и M-84 и плавбаз раумботов «Фон дер Грёбен» и «Юнгинген». Согласно журналу боевых действий немецкого Командования ВМС «Запад», в 04:13–04:23 по Берлину к юго-западу от Булони конвой безрезультатно атаковали семь британских катеров. В 05:04–05:15 у Берк-сюр-Мер последовала вторая атака. В 05:04 одна торпеда поразила «Юнгинген», а ещё две, в 05:05 и 05:06 — «Мадали». Обе цели почти немедленно после попаданий ушли на дно с 56 членами экипажей и пассажирами; спасательные операции продолжались до 06:25. Эскорт заявил о потоплении двух нападавших.
Полоса неудач
1 октября 1943 года в Прибрежных силах была проведена реорганизация: все флотилии торпедных и артиллерийских получили новую нумерацию. Вне зависимости от состава вооружения все катера этих типов в водах Метрополии получили аббревиатуру «MTB» и частично новые номера, хотя средиземноморских «Фермайлов» такое нововведение не коснулось.
В первой половине октября боёв с участием британских «москитов» не происходило, хотя они выходили на поиск каждый раз, как только позволяла погода. Первое же столкновение с противником окончилось поражением.
Ночью на 16 октября пять катеров 11-й флотилии во главе с её командиром лейтенантом Трелони патрулировали между Хук-ван-Холландом и Эймёйденом. В 23:38 были замечены «два крупных траулера и два сторожевых корабля, вооружённых 88-мм орудиями». Трелони видел, что прямая атака невозможна, и отвернул, чтобы решить, с какой стороны нападать. Но немцы заметили катера, запросили опознавательный, а затем осветили их осветительным снарядом.
Почти сразу вслед за этим немцы открыли огонь из всех стволов. Флагманский MTB-356 получил несколько попаданий. Трелони решил увеличить скорость, уйти в дымку и ставить дымовую завесу, намереваясь атаковать противника со стороны правого борта, но в этот момент MTB-356 был поражён 88-мм снарядом в машинное отделение. В борту образовалась большая пробоина, правый двигатель был уничтожен, перегородка топливного отсека разрушена и по меньшей мере один бензобак взорвался. Катер потерял управление и начал быстро погружаться кормой. Подоспевший MTB-349 лейтенанта П. Магнуса снял экипаж с тонущего флагмана, в том числе троих раненых, а MTB-356 был подготовлен к уничтожению и позднее взорвался.
Англичане определили силы противника в три форпостенбота, артиллерийскую баржу и вооружённый траулер, прикрывавшие восемь тральщиков 34-й флотилии. Сами же немцы констатировали, что в 01:00 по Берлину 16 октября патрульные корабли отбили атаку пяти торпедных катеров, вероятно, потопив один из них. Своих жертв у них не было.
В октябре к 54-й (бывшей 30-й) норвежской флотилии торпедных катеров в Лервике присоединилась 58-я (бывшая 34-я) флотилия «догов». Первый их совместный выход окончился неудачно.
Выйдя из Лервика 25 октября, MTB-688 (54-я флотилия) и MTB-669 (58-я флотилия) ночью незамеченными достигли района к северу от Тронхейма. В 07:25 26 октября возле маяка Куа они увидели два следовавших на север небольших судна, которые были остановлены. 164-тонному «Якобу Месье», загруженному картошкой, разрешили следовать дальше, а экипажу 155-тонного «Килстраума», гружёного 170 тоннами цемента для батареи Утворден, приказали сесть в шлюпки. Обстрел оставленного судна уже начался, когда в 07:50 к месту происшествия из Тронхейма подошёл патрульный 203-тонный экс-китобоец, а теперь сторожевик ND-16 «Мёве». Он открыл сильный огонь, и катера, прикрывшись дымовой завесой, поспешили ретироваться. «Мёве» заявил, что повредил один из катеров, но они ушли от него невредимыми. После этого экипаж «Килстраума» вернулся на пострадавшее от обстрела судно и посадил его на мель у Бессакера. Позднее «Килстраум» выгрузили, подняли и отремонтировали.
Между тем на поиск катеров немцы направили три летающие лодки. Дежурная пара «Мессершмиттов» Bf 109 из эскадры JG 5 поднялась с аэродрома Ладе вскоре после 08:00, но один самолёт разбился на взлёте, а другой никого не обнаружил. Вслед за ними в 09:03 поднялась тройка «Фокке-Вульфов» Fw 190. В 10:34 немцы нашли катера и атаковали их со стороны солнца — те встретили врага ожесточённым огнём. Один из самолётов был повреждён 40-мм снарядом и пулемётным огнём, потому лётчики ограничились только одним заходом. В свою очередь, оба катера были поражены: на MTB-688 вышел из строя один двигатель, а на MTB-669 была уничтожена левая 0,5-дюймовая турель.
Через 10 минут последовала атака ещё трёх «Фокке-Вульфов», которые сделали три захода. Головной MTB-688 избежал повреждений, хотя его «пом-пом» был выведен из строя, зато MTB-669 был поражён в бензобаки и загорелся. Автоматические огнетушители с метилбромидом не могли функционировать, поскольку трубопровод был перебит. Хуже того, смесь стекла в машинное отделение. К этому времени работал только один двигатель, а огонь вышел из-под контроля, поэтому MTB-669 было решено затопить. MTB-688 снял с него экипаж и удалился. К счастью, самолёты не преследовали MTB-688 и обрушились на оставленный MTB-669, добив его. В 10:53 MTB-688 был обнаружен летающей лодкой BV 138 и в 16:00 атакован ею, но безуспешно. Утром 27 октября MTB-688 вернулся в Лервик.
Вечером 3 ноября семь катеров 50-й флотилии вышли в море, чтобы высадить группу коммандос на побережье Нидерландов. На подходе к берегу они заметили «четыре быстроходных катера», дали бой и заставили их бежать, причём два якобы повредили — на самом деле шнелльботов 8-й флотилии было всего два, и они практически не пострадали. В то же время флагманский MTB-617 получил попадание, а его «эрликон» вышел из строя; один член экипажа был убит. Этот катер с коммандос на борту ушёл обратно на базу, а командир группы лейтенант Д. Бредфорд перешёл на MTB-606 лейтенанта Д.Дж. Доулинга.
Катера начали поиск к северу от Хука. Заметив конвой, Бредфорд атаковал его, но получил жестокий отпор. Внезапное нападение не удалось, англичан встретили огнём. В мостик MTB-606 попал 88-мм снаряд. Ещё два снаряда поразили машинное отделение, один — топливный отсек, и ещё один — румпель. Рулевое управление вышло из строя, и MTB-606 начал циркулировать; два двигателя работали с перебоями, внутренний правый двигатель загорелся.
MTB-621 получил несколько попаданий и ушёл на запад. MTB-630 лейтенанта Киркпатрика попытался взять MTB-606 на буксир, но потерпел неудачу. Тогда он под огнём противника и освещаемый осветительными снарядами подошёл к борту подбитого катера и снял с него экипаж (погибло три человека), уничтожил секретную документацию и заложил подрывные заряды.
Немцы резюмировали это столкновение иначе. 3 ноября в 23:10 патрульная группа в составе двух форпостенботов, корабля ПВО FJ 23 и судна для установки буёв «Майн» была атакована шестью британскими торпедными катерами. Три из них были потоплены и два подожжены. Собственный урон был небольшим. Бой проходил на минимальных дистанциях.
22 ноября полностью снаряжённые, с дополнительными канистрами топлива на палубах, MTB-686 и MTB-626 в гавани Лервика ожидали приказа для выхода в очередной рейд к вражеским берегам. Случайный выстрел из «эрликона» на MTB-686 поджёг горючее на палубе. Последовал сильный взрыв, а через полчаса — ещё один, разрушивший катер. Стоявший рядом норвежский MTB-626 лейтенанта Кнута Богеберга также охватил огонь. Чтобы предотвратить распространение пожара, катер вытащили из гавани, и MTB-625 расстрелял его. Погибло семь членов экипажа MTB-686, а также пятеро с MTB-626. Это была вторая за месяц крупная потеря в Прибрежных силах: 9 ноября в Северном море столкнулись MTB-230 и MTB-222. Первый затонул в тот же день, второй — на следующий.
Бой у Нордвейка в ночь на 10 декабря 1943 года
В 20:41 9 декабря шесть торпедных катеров 11-й флотилии лейтенанта Йена Трелони вышли к Эгмонду с приказом атаковать обнаруженный авиаразведкой следующий на север конвой из двух крупных судов. Уклонившись от обнаруженных радаром «двух траулеров и баржи», в 23:30 соединение остановилось в 11 милях от Эймёйдена. Радар показывал не менее 10 контактов, два из которых были большие.
Сблизившись, англичане визуально различили торговое судно на 2500 тонн и танкер на 2000 тонн, окружённые крупными траулерами и раумботами. 1-й дивизион в составе MTB-355, MTB-352 и MTB-360, освещённый осветительным снарядом и обстреливаемый 40-мм и 20-мм артиллерией, атаковал торговое судно. MTB-352 и MTB-355 выпустили четыре торпеды, а MTB-360 не стрелял. На цели были замечены два взрыва. Затем напал 2-й дивизион в составе MTB-350, MTB-348 и MTB-351. MTB-348 и MTB-350 атаковали «танкер», выпустив четыре торпеды, но промахнулись. Огонь немцев усиливался, погода ухудшалась. Соединение ещё два часа зондировало оборону конвоя, а затем ушло на базу.
Как оказалось, англичане атаковали совсем не тот конвой, на который были нацелены. Немцы констатировали, что в 00:20 по Берлину у Нордвейка конвой из Эймёйдена в Хук в составе тральщика M-3833, буксира «Файрплей», плавучей батареи «Каскад», двух барж и буксира с баржей-угольщиком, сопровождаемый четырьмя форпостенботами 13-й и 14-й флотилий и шестью тральщиками 34-й флотилии, получил предупреждение о возможном нападении британских катеров. В 00:36 по правому борту появились пять британских катеров. По ним был немедленно открыт огонь из всех стволов. Один из катеров якобы был подожжён огнём V-1303, М-3410, М-3833 и «Каскада» и позже взорвался. Другой был поражён «Каскадом» загорелся и также затонул. Остальные катера получили попадания и отступили. В 00:43 огонь прекратился. В 01:40 сзади по правому борту атаковала вторая группа британцев. Баржа-угольщик была поражена торпедой. После этого катера ещё трижды на протяжении двух часов прощупывали оборону конвоя, завершив бой в 03:55 перестрелкой с M-3833.
«Файрплей» и три эскортных корабля пытались помочь отбуксировать повреждённую баржу в Эймёйден, но она затонула кормой вперёд; погибли 11 из 16 членов экипажа.
Оснастив береговую оборону радарами, немцы лишили британские торпедные катера их главного козыря — внезапности. С другими приёмами англичан экипажи многочисленных и хорошо вооружённых кораблей немцев научились успешно справляться. Для торпед небольшие мобилизованные траулеры и KFK были трудными целями, а подавить их своей артиллерией британские «москиты» не могли: огневой мощи 40-мм «пом-помов» для этого явно не хватало.
Более крупнокалиберной артиллерией были вооружены только «Фермайлы» типа D. На них на кормовой позиции устанавливались щитовые безоткатные 57-мм (6-фунтовые) орудия с ручным приводом и ручным заряжанием, с углами стрельбы от −10° до +70°. Их успешное применение в ночных скоростных боях было проблематичным, но работы в этом направлении велись, и очень энергично, так что в грядущем году немцев ждал не один сюрприз…
Автор выражает большую благодарность Игорю Борисенко за помощь в работе над статьёй и предоставленные эксклюзивные материалы.
Прдолжение следует
Источники и литература:
- Admirality War Diaries: German Naval Staff Operations Division — Washington, D.C.: Office of Naval Intelligence, 1948–1955
- Peter Dickens. Night Action: MTB Flotilla at War — Seaforth Publishing, 2010
- Lothar Frädrich, Günther Naims. Seekrieg im Ärmelkanal: Vorpostenboote an vorderster Front — Mittler & Sohn Verlag, 2003
- David Jefferson. Coastal Forces at War: Royal Navy 'Little Ships' in World War 2 — Patrick Stephens Ltd, 1996
- J. Kemp. British Coastal Forces of World War II: a Pictorial Survey — ISO Publications, 1997
- Lambert. Fairmile 'D' Motor Torpedo Boat — Conway Maritime Press, 2005
- C. Reynolds. Dog Boats at War: Royal Navy D Class MTBs and MGBs, 1939–1945 — Stroud, Sutton, 2009
- Leonard C. Reynolds. Home Waters MTBs at War: Channel and North Sea MTB and MGB Flotilla Operations, 1939–1945 — Stroud, Sutton, 2000
- Peter Markham Scott. The Battle of the Narrow Seas — Seaforth Publishing, 2009
Комментарии к данной статье отключены.