Есть страны, откуда не так уж и сложно в случае необходимости вывести персонал диппредставительств, но есть такие, куда гораздо проще войти, чем выйти. Афганистан, без сомнения, относится ко второму типу. В минувшем году портал Warspot уже рассказывал и о том, как эту страну покидали американцы, и о том, как оттуда же уходили шурави. Но впервые задачи по эвакуации гражданских лиц из Кабула по воздуху пришлось решать британским Королевским ВВС – и было это почти столетие назад, холодной и снежной зимой 1928/29 года.
Король-реформатор
А началось все – как это впоследствии еще не раз бывало в Афганистане – с попытки провести реформы с оглядкой на передовой зарубежный опыт. 1 июля 1928 года король Аманулла-хан вернулся из большого турне, продолжавшегося более 6 месяцев и охватывавшего Индию, Египет, Италию, Францию, Германию, Великобританию, СССР, Турцию и Персию. Подданные ждали его прибытия с большим волнением: страну уже некоторое время будоражили слухи о том, что за границей Его Величество вел себя страшно неподобающим образом – в частности, самолично снял чадру с королевы Сорайи и позволил иностранцам фотографировать её в европейском платье с полуоткрытыми плечами.
Довольно скоро стало ясно, что все самые ужасные подозрения сбываются. Король озвучил намерение провести серию реформ, включавших полный запрет чадры, отмену полигамных браков, совместное обучение мальчиков и девочек в школах. Уже в конце августа некоторые придворные дамы начали появляться на торжественных мероприятиях в шляпках и платьях по последней европейской моде. Для консервативного афганского общества это было равнозначно падению всех устоев. Мир стремительно катился в тартарары.

Конечно же, у недовольства были и другие, куда более важные причины. Король Аманулла-хан собирался ограничить привилегии племен, аристократии и духовенства, лишить мулл, муэдзинов и служителей при мечетях выплачиваемого казной жалования, ввести светские суды и систему всеобщей воинской повинности. Такие реформы требовали денег, а потому осенью был введены чрезвычайный налог в размере 5 афгани с каждого подданного и специальный сбор в размере месячного жалования с каждого чиновника и военного. В общем, поводов для деятельной неприязни тогда возникло немало и у представителей элит, и у представителей беднейших слоев населения. А на Востоке такое неизменно становится взрывоопасной смесью. Как записал в своем дневнике королевский придворный летописец Файз Мухаммад, «в результате таких действий оскорбленные горожане стали молить Всевышнего о падении правительства Амануллы-хана».
Мятеж
13 ноября в районе близ Джелалабада на восточной границе страны восстало пуштунское племя шинвари. На следующий день им был захвачен военный гарнизон в Кухи, что побудило другие местные племена присоединяться к быстро разрастающемуся мятежу. В ответ Аманулла-хан задействовал ВВС, причем самолетами управляли советские авиаторы, которых СССР с 1924 года в рамках двустороннего соглашения регулярно откомандировывал в Кабул. Все они зачислялись в состав королевских вооруженных сил и получали офицерские звания.
Однако спасти Джелалабад удары авиации не смогли. К 29 ноября город перешел под контроль шинвари, а гарнизон правительственных войск укрылся в цитадели, и его пришлось снабжать боеприпасами по воздуху – но остававшихся на тот момент в строю 8 Р-1 остро не хватало для выполнения всех имеющихся задач. Тем временем численность восставших росла как снежный ком: в конце ноября под Джелалабадом у них было 10 тысяч бойцов, а месяцем позже – уже вчетверо больше. Мятеж перекинулся и на южные регионы страны.

livejournal.com
Примечательно, что британцы практически сразу заняли нейтральную позицию, не оказывая поддержку ни королю, ни восставшим. Москва, напротив, выразила готовность нарастить поставки оружия и боеприпасов, хоть ее специалисты по региону не испытывали особого оптимизма по этому поводу. Бывший военный атташе в Кабуле Иван Ринк писал:
«Самоуверенность Амануллы-хана, его неуклюжая внешняя политика, переоценка своих сил и недостаточно глубокое понимание движущих сил своей страны создали в Афганистане обстановку, при которой достаточно было малейшего толчка для того, чтобы вызвать восстание в любом районе Южного Афганистана. Против Амануллы-хана и его реформ оказались почти что все слои населения».
Советские военные специалисты – так же, как и полвека спустя – сообщали, что афганцы воюют «исключительно вяло; в действиях начальников не ощущается энергии, настойчивости; впечатление такое, как будто войска не имеют намерения нанести действительный урон повстанцам…» Однако Москва – так же, как и полвека спустя – была непреклонна в своей оценке ситуации:
«Восстание против Амануллы следует рассматривать прежде всего как энергичную акцию англичан, направленную также и против СССР. Победа реакционеров будет иметь тягчайшие последствия […] Границам Советских республик будет создана серьезная угроза. Нашей основной задачей является поддержка существующего правительства, которое представляет собой единственное прогрессивное течение Афганистана, борющееся за независимость страны».

phototheca-afghanica.ch
Воздушный мост
Москва ошибалась. Энергичные акции англичан в тот самый момент касались прежде всего проработки плана эвакуации дипломатического персонала посольств и гражданских лиц из Кабула по воздуху, поскольку все сухопутные маршруты, связывавшие афганскую столицу с Британской Индией, были перерезаны восставшими. Соответствующий запрос от сэра Френсиса Хамфриса, британского посла ко двору Амануллы-хана, был получен 5 декабря 1928 года вице-маршалом авиации сэром Джеффри Салмондом, командующим Королевских ВВС в Индии.
Сэр Джеффри часто – и не совсем заслуженно – оказывался в тени своего младшего брата Джона, который с января 1918 года командовал британской авиацией на Западном фронте, а затем успешно применил принципы доктрины воздушного контроля в Ираке. Но лучшего кандидата для создания воздушного моста в Кабул было найти сложно. Еще 10 лет назад, в бытность свою командующим Королевскими ВВС на Ближнем Востоке, именно сэр Джеффри Салмонд проложил трансконтинентальный воздушный маршрут от Каира до Кейптауна, а в начале 1920-х стоял у истоков Воздушной почтовой службы, соединившей Каир и Багдад. Проблема была лишь в том, что в Индии у него не было транспортных самолетов для решения возникших задач.

npg.org.uk
В наличии к началу декабря было лишь 24 заслуженных ветерана D.H.9A из 27-й и 60-й эскадрилий и 2 новеньких «Уэстленд Вапити», присланных для прохождения испытаний в полевых условиях. Все эти двухместные одномоторные многоцелевые бипланы мало подходили для того, чтобы вывозить пассажиров из Кабула – а ближайшие транспортные машины британских Королевских ВВС дислоцировались в Ираке. Но пока штабные офицеры сэра Джеффри Салмонда прорабатывали различные варианты, ситуация резко изменилась.
14 декабря, когда основные силы Амануллы-хана были задействованы против племен на западе страны, удар по Кабулу с севера нанес отряд Хабибуллы Калакани, также известного как Бача-и Сакао («сын водоноса») – афганского таджика, дезертировавшего из рядов королевской армии и с тех пор промышлявшего бандитизмом. Британское посольство оказалось на территории, контролируемой Бача-и Сакао, а линия соприкосновения враждующих сил пролегала южнее, по северным предместьям афганской столицы. 17 декабря в Дели по проводному телеграфу из Кабула было получено сообщение об ухудшении обстановки и просьба посла приступать к эвакуации женщин и детей.
На следующий же день в Кабул вылетел D.H.9A флаинг-офицера Траска с задачей провести рекогносцировку и сбросить сотрудникам посольства т.н. «полотнища Попхэма» для связи с самолетами. Правда, эта проблема оказалась уже решена – британские авиаторы обнаружили, что на лужайке белыми лентами из разорванных простыней и тюрбанов носильщиков-индусов выложены слова: «Не садитесь. Держитесь на высоте. Все в порядке».
Вторая часть инструкций с земли оказалась как нельзя актуальной. Снизившийся до 500 метров D.H.9A попал под массированный огонь бойцов Бача-и Сакао, которые в течение всех последних дней практиковались в стрельбе по самолетам короля Амануллы-хана и даже смогли сбить один Р-1 (согласно отечественным источникам, машина зацепилась за дерево и сгорела). D.H.9A получил 14 попаданий и флаинг-офицер Траск успел лишь экстренно набрать высоту, что позволило его радисту Дональдсону «отстучать» в Пешавар короткое сообщение: «Подбит. Пробит радиатор. Сажусь в Шерпуре». Пилот дотянул до кабульского аэродрома Шерпур, находившегося в руках королевских войск, и уже через 4 дня обоих авиаторов смогли переправить в посольство.

historynet.com
В последующие дни вице-маршал Салмонд ежедневно посылал самолет к Кабулу для поддержания связи. Ситуация с посольством развивалась не лучшим образом: оно оказалось на ничейной полосе и при каждой перестрелке получало свою порцию попаданий. Дом британского военного атташе был разрушен попаданием снаряда, выпущенного королевской артбатареей и упавшего с недолетом. Посол Хамфрис впоследствии вспоминал:
«Мы все были как заговоренные. Мой дом местами выглядел как радиатор. Между двумя окнами моего рабочего кабинета наверху […] было 40 дырок от пуль. В окно, у которого я постоянно двигался, не попала ни одна. С другой стороны, множество попало в окно ванной комнаты, одна разбила мое зеркало для бритья и опалила мне усы, а снаряд разминулся с моей головой на 9 дюймов и засел в стене».
Тем временем Лондон наконец согласовал отправку в Пешавар военно-транспортных «Виккерс Виктория» из дислоцированной в Ираке 70-й эскадрильи. Никто из ее пилотов никогда не бывал в Кабуле, и, в некотором плане, ситуация сильно напоминала анекдот про командира пассажирского авиалайнера, ответившего «я тогда не садился» на вопрос раздраженного немецкого авиадиспетчера. Действительно, в последний раз тяжелый двухмоторный британский «Хэндли Пейдж» V/1500 появлялся над Кабулом почти ровно 10 лет назад, чтобы отбомбиться по дворцу Амануллы-хана.

iwm.org.uk
22 декабря связь с афганской столицей внезапно ожила, и вице-маршал Салмонд получил телеграмму от посла Хамфриса. В ней говорилось, что войскам Амануллы-хана удалось отбросить отряды Бача-и Сакао к северу и что королевские чиновники согласовали эвакуацию женщин и детей из Шерпура с 23-го числа. Как выяснилось впоследствии, исход из Кабула начался еще днем ранее: немецкий пилот Вальтер Роте на «Юнкерс» G.24 вывез в Кандагар королеву Сорайю и членов королевской семьи.
Новогодний экспресс
Ранним утром 23 декабря 1928 года из Пешавара в Кабул вылетело пять самолетов. За штурвалом транспортной «Виктории» был командир 70-й эскадрильи сквадрон-лидер Реджинальд Стюарт Максвелл, ас Первой мировой, имевший на своем счету 9 воздушных побед. Вместе с ним шла тройка D.H.9A, на которую должны были загрузить багаж эвакуируемых. В авангарде группы был «Уэстленд Вапити», задачей экипажа которого было сесть в Кабуле первым и подтвердить радиограммой безопасность посадки остальных машин.
Операция прошла как по нотам. Два десятка женщин и детей покинули посольство под охраной нескольких афганских солдат еще до рассвета и через час добрались до итальянской дипмиссии. Оттуда их уже на машинах доставили на аэродром. 21 пассажир и почти 600 фунтов багажа были загружены на борт «Виктории» и звена D.H.9A к 9:45 и полтора часа спустя благополучно доставлены в Пешавар. Эвакуация началась.

historynet.com
В дальнейшем рейсы в Кабул выполнялись ежесуточно – с перерывом на Рождество и два дня с нелетной погодой. Не обошлось без инцидентов: 26 декабря при посадке в «Викторию» под удар воздушного винта попала эвакуируемая гражданка Германии. Она получила тяжелые травмы и ее отправку в Пешавар пришлось отложить до полного выздоровления. Поврежденный пропеллер заменили снятым с машины флаинг-офицера Траска, и «Виктория» в тот же день благополучно покинула афганскую столицу.
1 января 1929 года первый этап эвакуации был завершен – из Кабула вывезли 132 пассажира, в большинстве своем, женщин и детей. Кроме того, британцам удалось восстановить D.H.9A флаинг-офицера Траска, выполнившего вынужденную посадку в Шерпуре 14 декабря, и перегнать машину обратно в Пешавар. Дальше воцарилось непродолжительное затишье, поскольку события конца декабря – начала января вселяли надежду, что Аманулле-хану все же удалось взять ситуацию под контроль. Но тут появился еще один кандидат для экстренной эвакуации.
Еще с сентября 1928-го в прессе появлялись сообщения, что в пограничных с Афганистаном районах ведет работу полковник Томас Лоуренс, более известный как Лоуренс Аравийский – то ли охотясь на советских агентов, пробирающихся в Индию, то ли разжигая восстание племен. 5 января последовала новая серия статей, в которых утверждалось, что правительство Амануллы-хана отдало распоряжение об аресте Лоуренса за содействие в переброске вооруженных мятежников на территорию Афганистана. В непростых условиях пуштунского пограничья это могло означать смертный приговор.

historynet.com
Проблема заключалась в том, что Лоуренс Аравийский действительно служил на северо-западной границе Британской Индии – под именем рядового авиации Т.Э. Шоу, клерка на авиабазе Мираншах. Этим назначением вице-маршал Салмонд стремился обеспечить анонимность своего старого друга, пользовавшегося у газетчиков скандальной репутацией. Впоследствии дочь Салмонда опубликовала переписку отца с Лоуренсом, и содержание писем позволяет сделать однозначный вывод, что на тот момент автор «Семи столпов мудрости» был занят не подрывной работой, а переводом «Одиссеи» Гомера. Уже 8 января, в соответствии с приказом маршала авиации Хью Тренчарда, «рядовой Шоу» был отправлен в Карачи, а оттуда – пароходом в Великобританию.
Падение Кабула
10 января Бача-и Сакао нанес новый удар, и оборона афганской столицы рухнула в считанные дни. В ночь с 13-го на 14-е число король Аманулла-хан оставил дворец и на нескольких машинах отбыл в Кандагар. В его заявлении по случаю отречения от престола говорилось: «Сообразуясь с благом государства, я должен удалиться от дел, поскольку революция и кровопролитие в этой стране происходят из-за противоречий со мной». Бразды правления принял его старший брат Инаятулла-хан, который продержался на престоле ровно 3 дня, понадобившихся ему, чтобы договориться с Бача-и Сакао о гарантиях личной безопасности. В 12:20 18 января за Инаятулла-ханом и членами его семьи на кабульский аэродром прибыли две «Виктории», и Кабул оказался в полном распоряжении сына водоноса, в одночасье ставшего королем.
С 20 января британские Королевские ВВС приступили к полномасштабной эвакуации из афганской столицы. Согласно договоренности, достигнутой послом Хамфрисом с представителями Бача-и Сакао, ежедневно на аэродроме в Шерпуре могли приземляться две тяжелых транспортных машины. Советских граждан, по имеющимся в англоязычных источниках данным, к этому моменту уже вывезли рейсами самолетов авиалинии Кабул-Термез-Ташкент – но в отечественных источниках упоминаний об этом, к сожалению, нет.
Главным врагом британских авиаторов стали погодные условия: днем столбик термометра поднимался лишь до −20ᵒС, и это приводило к многочисленным проблемам с матчастью. 29 января в Кабул вылетели два транспортника: «Хэндли Пейдж Хинайди» и «Виккерс Виктория». Первый из них, хоть и с перебоями в работе моторов, до афганской столицы добрался, но на земле двигатели все же пришлось заглушить – а запустить снова уже не удалось.
С «Викторией» дело обстояло еще хуже. Оба ее мотора стали сдавать вскоре за линией границы, машина начала терять высоту, но экипаж смог выполнить вынужденную посадку на узенькой площадке в горах в районе Суруби. Последующий осмотр показал, что виной всему был лед, намерзший на топливных фильтрах. Разбитую машину сразу же окружили вооруженные афганцы, доставившие авиаторов своему командованию – и тремя неделями позже британцев вывезли рейсом «Бристоль Файтера».
Инцидент потребовал пересмотреть правила функционирования кабульского воздушного моста. Во-первых, всем двухмоторным транспортным машинам вернули радиопередатчики, ранее снятые для увеличения полезной нагрузки. Во-вторых, в состав экипажей включили переводчиков-пуштунов. В-третьих, пилотам было приказано на маршруте давать двигателям полную тягу и держаться на высоте 2 тысячи метров, а механикам – дважды фильтровать топливо перед заправкой самолетов.

britishempire.co.uk
Полеты шли каждый день, когда позволяли погодные условия. Супруга одного из пилотов, флайт-лейтенанта Дэвида Андерсона, вспоминала: «Почти каждое утро мы вставали на рассвете, чтобы посмотреть, как неуклюжие старые самолеты, подобно стае летающих слонов, тяжело поднимаются в сторону гор».
К 20-м числам февраля, когда из Кабула уже были эвакуированы все, за исключением послов Великобритании, Германии, Франции и Италии, а также горстки их подчиненных, в дело снова вмешалась погода. Начались метели, и высота снежного покрова на аэродроме в Шерпуре превысила 40 см. Представителям западных держав все же удалось заручиться поддержкой новых кабульских властей, которые с применением снегоуборочных слонов и верблюдов смогли расчистить полосу длинной около 600 метров и шириной в 20 метров.
Стремясь завершить эвакуацию, пока снег снова не занес аэродром афганской столицы, утром 25 февраля командование британских Королевских ВВС отправило в Кабул все имевшиеся в наличии транспортные машины: 7 «Виккерс Виктория» и 1 «Хэндли Пейдж Хинайди». Как только один транспортник, загрузив на борт людей и грузы, поднимался в воздух с Шерпура, ему на смену сразу же садился другой. Последним рейсом из Кабула отбыл британский посол сэр Френсис Хамфрис, сжимавший под мышкой сложенный «Юнион Джек» с флагштока на здании дипмиссии.

historynet.com
Всего в рамках операции по эвакуации гражданских лиц из Кабула с 18 декабря 1928 года по 25 февраля 1929 года британские Королевские ВВС выполнили 84 вылета. Задействованные в работе воздушного моста машины прошли около 57,5 тысяч миль (с учетом перелета из Ирака). Из афганской столицы по воздуху было вывезено порядка 24 тысяч фунтов различных грузов и 586 человек, в т.ч. около 300 женщин и детей: 369 британцев, 57 немцев, 49 турок, 36 афганцев, 25 персов, 23 француза, 19 итальянцев, 5 сирийцев, а также 1 американец, 1 румын и 1 швейцарец.
Пятеро участвовавших в операции британских пилотов были отмечены Крестом Военно-воздушных сил – в т.ч., сквадрон-лидер Максвелл, выполнивший 19 вылетов. Сэр Френсис Хамфрис стал рыцарем-командором Ордена Святых Михаила и Георгия, его супруга – дамой-командором Ордена Британской империи. Сэр Джеффри Салмонд получил звание маршала авиации, а через 3,5 года стал главным маршалом авиации. Сегодня историки знают его, прежде всего, как человека, которому было отпущено лишь 5 дней во главе британских Королевских ВВС – но сложно не признать, что за прошедшую почти что сотню лет никому не удалось превзойти сэра Джеффри в эффективности организации эвакуации из Кабула.
Источники и литература:
- Акимбеков С.М. История Афганистана – Астана-Алматы: ИМЭП при Фонде Первого Президента, 2015
- Аптекарь П.А. Красное солнце. Секретные восточные походы РККА – М.: Пятый Рим, 2021
- История Афганистана с древнейших времён до наших дней / Отв. ред. Ю.В. Ганковский – М.: Мысль, 1982
- Котельников В.Р. Советские летчики и самолеты в Афганистане // Авиация и космонавтика – 2020 – №11
- Тихонов Ю.Н. Политика великих держав в Афганистане и пуштунские племена (1919-1945) – М.-Липецк: ООО «Информ», 2007
- Lennart Andersson. The First 30 Years of Aviation in Afghanistan // Andersson Aviation History Site (artiklar.z-bok.se)
- Anne Baker. From Biplane to Spitfire: The Life of Air Chief Marshal Sir Geoffrey Salmond KCB KCMG DSO – Leo Cooper, Pen & Sword Books, 2003
- Report on the Air Operations in Afghanistan between December 12th, 1928, and February 25th, 1929 – His Majesty’s Stationery Office, 1929.
- Andrew Roe. Evacuation by Air: The All-But-Forgotten Kabul Airlift of 1928-29 // Air Power Review – Spring 2012 – Vol.15 No.1
Комментарии к данной статье отключены.