Ранним утром 30 января 1942 года летающая лодка австралийской авиакомпании «Куантес», выполнявшая специальный рейс из австралийского Дарвина в Сурабаю на Яве, подходила к порту Купанг на западе Тимора. Она должна была забрать людей, бежавших от японского вторжения на Яву, но до пункта назначения спасателям добраться было не суждено: неожиданно в небе появилась группа японских истребителей.
Командир экипажа, опытнейший 37-летний Обри «Об» Кох (Albert Aubrey Aub Koch), отреагировал молниеносно. Он и до этого вёл самолёт на высоте не более 120 метров, а после обнаружения угрозы повернул к берегу, прибавил скорость, снизился до гребней волн и начал бросать машину из стороны в сторону, сбивая пилотам смертоносных «Зеро» прицел.
Увы, гигантский четырёхмоторный гидроплан Шорт S.23 «Эмпайр» с собственным именем «Корио» ничего не мог противопоставить вёртким и быстрым японским истребителям. Вскоре на его борту появились раненые и убитые, а два двигателя горели. Не дойдя до побережья около 5 километров, на большой скорости самолёт ударился об воду, разломился пополам и затонул. Из 18 человек, находившихся на борту, 13 погибли (радист, стюард и 11 пассажиров), а остальные (командир экипажа, второй пилот и трое пассажиров) поплыли к берегу. У раненного в левую руку и левую ногу Коха при посадке сломалась и правая нога, поэтому заплыв занял три часа. Через несколько дней выживших подобрала летающая лодка «Дорнье» Do 24 Королевского флота Нидерландов.
На этом везение Оба Коха не закончилось: 19 февраля, находясь в госпитальной палате в Дарвине, он пережил два сильнейших авиационных налёта, а выздоровев, вновь сел за штурвал другого «Эмпайра» с собственным именем «Камилла» (Camilla). Увы, как и расстрелянная японцами «Корио», эта лодка оказалась невезучей. 22 апреля 1943 года Кох взлетел из австралийского Таунсвилла и отправился к берегам Новой Гвинеи. В качестве пассажиров на борту находилось 27 американских и австралийских лётчиков. Попав в плохую погоду на подходе к Порт-Морсби, ночью, в условиях плохой видимости и с сухими баками, Кох разбил «Камиллу» на посадке. Удивительно, но вновь погибло 13 человек: радист и стюард из состава экипажа и 11 пассажиров. Выживших спасло проходившее мимо судно. Служебное расследование не нашло вины командира экипажа в катастрофе.
В дальнейшем один из пионеров австралийской авиации Об Кох продолжил службу в гражданской авиации. В 1950 году в возрасте 45 лет он был отстранён от лётной работы и стал инспектором по безопасности полётов. К этому времени его суммарный налёт составил 17 000 часов. В июне 1955 года Кох стал кавалером гражданского подразделения ордена Британской империи с формулировкой: «В знак признания долгой и выдающейся службы капитана Коха в гражданской авиации Австралии». Уйдя в отставку в июне 1961 года, бывший лётчик умер 21 июня 1975 года в возрасте 70 лет.
Самый младший в британской наградной системе и самый распространённый Превосходнейший орден Британской империи (The Most Excellent Order of the British Empire) был учреждён королём Георгом V 4 июня 1917 года. Он был призван заполнить нишу массовой награды для гражданских лиц в военное время и поначалу ценился не слишком высоко, но со временем положение поменялось. В 1918 году орден был разделён на военное и гражданское подразделения в пяти классах каждое: рыцарь или дама Большого Креста, рыцарь-командор или дама-командор, командор, офицер и кавалер (рядовой член ордена).
Комментарии к данной статье отключены.