В марте 1943 года войска Северо-Западного фронта несколько раз пытались прорвать немецкую оборону на тех рубежах, куда противник отошёл в феврале — в Новгородской области к востоку от реки Редья и до западного берега реки Ловать, вдоль которого шла немецкая линия обороны. Этот замысел во многом был просто обречён на неудачу, а планировщики операции с разбега наступили на старые грабли. Повторилась ситуация годичной давности: плохая работа транспорта и нереальные сроки сосредоточения привели не только к срывам в подвозе войск, но и к тому, что уже имеющиеся части могли остаться без горючего и боеприпасов. Урок усвоен не был. Тем не менее некоторых успехов советские войска всё же добились.
Масштабные планы и сезонные трудности
В марте 1943 года было решено прибегнуть к испытанному методу: сменить командование фронтом. Несколько раз потерпевший неудачу С.К. Тимошенко уступил место бывшему командующему Калининским фронтом И.С. Коневу. Вопреки логике и здравому смыслу произошло это как раз в тот момент, когда началось новое наступление. Несмотря на убытие войск 1-й танковой армии М.Е. Катукова из состава Северо-Западного фронта, перед его командованием была поставлена масштабная задача: не просто прорвать оборону противника, но и взять Старую Руссу, а потом развить наступление и выйти на рубеж реки Шелонь, в район городов Дно и Сольцы. Иными словами, планировалось прервать основные линии коммуникаций не только 16-й армии вермахта, но большей части войск всей группы армий «Север».
Танкисты М.Е. Катукова уже начали передислокацию, однако у фронтового командования ещё оставалась 68-я армия под командованием Ф.И. Толбухина в составе пяти дивизий, четыре из которых были воздушно-десантными. Они пока не вводились в бой. В марте 1943 года армия была передана в состав Северо-Западного фронта. С её-то помощью и предстояло вырваться из позиционного тупика на реке Ловать.
В ударную группировку вошли четыре гвардейские воздушно-десантные дивизии. Они не участвовали в боях февраля 1943 года, поэтому у них было хотя бы немного времени привести себя в порядок после крайне тяжёлых маршей по грунтовым дорогам. Командование дивизий даже смогло организовать занятия для личного состава.
Тем не менее выход в новый район сосредоточения оказался нелёгким делом. Зима была весьма неустойчивой, и дороги постоянно переходили в состояние направления. Довольно малочисленные сапёрные части пытались с этим что-то сделать, но при необходимости ремонтировать дорогу на протяжении нескольких десятков километров сил даже тысячи человек было совсем недостаточно. Автомобильный транспорт с трудом справлялся с перевозками грузов, и перед самым наступлением уже наблюдался недостаток боеприпасов. Нескольких десятков автомашин и без того не хватало для нужд войск, а если ещё учесть, что оттепель приводила дороги в непроезжее состояние, ситуация с подвозом выглядела близкой к критической. Так как дорог было мало, это вызывало ещё и заторы, пробки. Неудивительно, что к моменту начала наступления не все части усиления успели сосредоточиться.
Вооружение этих дивизий было относительно слабым, а недостаток боеприпасов не позволял обеспечить огневое превосходство над противником — особенно, если речь шла о длительном противостоянии.
Четыре дивизии против трёх
Ранним утром 13 марта войска 68-й армии заняли исходное положение. В первом эшелоне армии были развёрнуты четыре воздушно-десантные дивизии, сформированные в конце 1942 года. Командиром 8-й дивизии был генерал-майор Александр Григорьевич Капитохин. 7-й дивизией командовал весьма примечательный человек — генерал-майор береговой службы Терентий Михайлович Парафило. До войны он стоял у истоков советской морской пехоты и командовал единственным советским соединением такого рода — 1-й бригадой морской пехоты в составе Краснознамённого Балтийского флота. 5-ю дивизию возглавил генерал-майор Николай Григорьевич Травников. Наконец, командовать 1-й дивизией был назначен генерал-майор Алексей Фёдорович Казанкин.
Основным противником войск 68-й армии были три дивизии X армейского корпуса вермахта. На правом фланге находилась 329-я пехотная дивизия, в центре — 32-я пехотная дивизия, а на левом фланге — части 8-й егерской дивизии. Между штабом корпуса и дивизиями имелось промежуточное звено управления — группа Хёне. В составе корпуса было две таких группы, и именно на участке группы Хёне Северо-Западный фронт должен был нанести свой основной удар. Оборона противника по западному берегу Ловати опиралась на часть заранее подготовленных позиций, артиллерийскую группировку и имеющиеся части пехоты.
Все немецкие подвижные резервы состояли из считанных штурмовых орудий и танков Т-34 трофейной роты. Советское превосходство в бронетехнике здесь ничего не значило — хотя бы потому, что части X корпуса поддерживали сразу 34 зенитные 8,8-см пушки. Местные природные условия также в немалой степени стесняли действия танкистов, которым предстояло форсировать Ловать, а накануне наступления температура колебалась около нулевой отметки.
Возможности немецкой артиллерии иллюстрирует такой факт. Из донесений X армейского корпуса известно об артиллерийский контрподготовке 12 марта. В ходе неё за сутки было сделано более 17 000 выстрелов. Правда, особого эффекта от этого огня в документах советских частей обнаружить не удалось.
Концентрация сил у Северо-Западного фронта крайне затруднялась бездорожьем, которая делала подвоз продовольствия и боеприпасов к передовой настоящим подвигом.
Три напряжённых дня
14 марта после трёхчасовой артиллерийской подготовки советские войска снова начали наступать. В 11 часов дня части Толбухина начали форсирование Ловати. Каждая дивизия выделила для этого передовой батальон, а остальные части дивизии должны были развить его успех. Войска пошли в бой, имея довольно скудные запасы боеприпасов и продовольствия.
Оперсводка 68-й армии так преподносит события этого дня:
«К 18:00 части армии авангардами вышли на рубеж:
8 ВДГвД — сломив огневое сопротивление опорного пункта, отм.25,9, вост. опушка леса сев.зап. Кобылкино вышла на указанный рубеж и ведёт лесной бой.
7 ВДГвД — сломив огневое сопротивление, своим правым флангом форсировала р. Ловать, полностью овладела Кобылкино, ведёт бой за вост. опушку леса на фронте: отм. 28.0, /иск/ Бараки. Захвачен пленный 26 ПП 80 ПД.
5 ВДГвД — сломив огневое сопротивление, форсировала р. Ловать и ведёт бой на северо-восточной окраине Черенчицы.
1 ВДГвД — форсировала р. Ловать, одной ротой ведёт бой на восточной окраине Шелгунов, двумя ротами на восточной окраине Липно».
Единственный участок, где 68-й армии удалось добиться какого-то успеха, находился у позиций 8-й егерской дивизии. Под ударами частей 7-й воздушно-десантной дивизии егеря оставили часть своих позиций, но приняли меры, чтобы не допустить развала обороны. Резервы немецкой дивизии были откровенно скудными: в бой пришлось бросить батальон из снабженцев.
В этот же день над участком наступления дивизий Толбухина появились немецкие пикировщики — более семи десятков Ju 87 и 7 Ju 88. Советские истребители не смогли надёжно прикрыть свои войска. Сводка 6-й воздушной армии Ф.П. Полынина, в которой показана активность её частей за первую половину дня 14 марта, лишь отмечает тот факт, что немецкая авиация достаточно большими силами наносила удары по войскам Толбухина. Основные силы Полынина были направлены на поддержку наступления или в районе Старой Руссы, или действовали южнее. Правда, 8-й егерской дивизии это не слишком помогло: в районе Кобылкино-Рамушево её оборона была прорвана, и здесь немцы уже ничего не могли поделать.
Утром 15 марта советским войскам удалось этот прорыв расширить. Опять наиболее успешно действовала 7-я гвардейская воздушно-десантная дивизия. Левый фланг егерей начал потихоньку рассыпаться. Только подтянув сюда подразделения ещё одной, 5-й егерской, дивизии, немцы смогли кое-как восстановить порядок. Их потери были весьма высоки: за два дня только в 8-й егерской дивизии вышло из строя более 800 человек. Батальон снабженцев после суток боя понёс такие потери, что оказался небоеспособным. Вслед за частями Парафило подтягивались и остальные воздушно-десантные дивизии. Правда, до крупного успеха было ещё далеко.
15 марта И.С. Конев передал в Генштаб донесение, в котором сообщал об успехах войск фронта. В частности, в документе говорилось, что войска 68-й армии прорвали оборону противника между деревнями Черенчицы и Рамушево на глубину 12 км. Правда, боевое донесение войск фронта того же дня гораздо скромнее описывало успехи войск Толбухина, и оно лучше отражало реальность, чем заявления о масштабных успехах. Оборону немцев удалось прорвать только на одном участке. Ещё две немецкие дивизии удержали свои позиции и на второй день. Полного прорыва фронта десантники не добились.
Однако и сами немцы к концу дня решили не испытывать судьбу и отвести свои войска на следующий рубеж обороны, проходивший западнее, по реке Редья.
Продвигаясь вслед за противником, советские десантники 16 марта очистили западный берег Ловати. Передовые части 7-й и 8-й воздушно-десантных дивизий форсировали Редью. На этом рубеже немцы уже сменили свои более потрёпанные части и усилили их за счёт отдельных подразделений 126-й пехотной дивизии. Произошло в этот день и важное событие: 8-я гвардейская воздушно-десантная дивизия заняла Рамушево.
Действия советской пехоты проходили в очень сложных условиях. Немецкая артиллерия продолжала вести ураганный огонь. За 16 марта она произвела более 23 000 выстрелов. Над позициями советских десантников продолжала в буквальном смысле слова висеть немецкая авиация. Активно действовали пикирующие бомбардировщики Ju 87. На этот раз лётчики 1-го истребительного авиакорпуса 6-й воздушной армии выполнили несколько боевых вылетов на прикрытие своих войск и записали на свой счёт ряд побед. С другой стороны, немцы не признают, что теряли какие-либо самолёты в этом районе. В одном из воздушных боёв был сбит Як-1 Героя Советского Союза М.А. Гарама, но лётчик выжил в этом бою.
Итоги боёв
Один день у командования 68-й армии ушёл на подтягивание тылов. 18 марта армия, судя по оперсводке, действовала следующим образом:
«8 ВДГвД — в 20-00 18.03.1943 г. подразделения дивизии перешли в наступление и встретив сильное огневое сопротивление, успеха не имели, закрепляются на достигнутых рубежах. 22 СП — 100–200 метров вост. Кудрово, 27 СП — 100–200 м. вост. Козлово,
25 СП — лес юго-вост. Кудрово.
7 ВДГвД — в 20-00 18.03.1943 перешла в наступление и под воздействием сильного артминогня залегла, успеха не имела, закрепляется на достигнутом рубеже. 21 СП — стык полевых дорог 800 м. юго-вост. Козлова, отм. 45.6, 29 СП — /иск/ отм. 45.6 — кустарник 500 м сев.вост. Онуфриево, 18 СП — лес юго-зап. отм. 38.5.
5 ВДГвД — вела бой двумя батальонами 16 СП на зап. берегу р. Редья. К 04-00 закрепляется на достигнутом pyбеже. 11 СП — остановлен на рубеже зап. опушка леса вост. Онуфриево, 1 СП — сосредоточился лес сев.вост. Чернышово.
1 ВДГвД — в 20-00 18.03.1943 перешла в наступление частично потеснив противника южн. Чернышово и отдельными подразделениями удалось форсировать р. Редья».
Таким образом, прорвать оборону X армейского корпуса не удалось. Хотя немцы понесли довольно значительные потери, им всё же удалось удержаться и измотать войска 68-й армии. Это была последняя боевая операция для Т.М. Парафило. В июне 1943 года он умер в эвакогоспитале — как было сказано в коротком некрологе, «после тяжёлой непродолжительной болезни». Его дивизия в марте 1943 года действовала едва ли не лучше всех.
Эстафету дальнейшего наступления на северо-западном направлении вскоре подхватили Ленинградский и Волховский фронты. На Северо-Западном фронте произошла череда боёв местного значения, но более войска фронта не участвовали ни в одной стратегической наступательной операции. Да и с самого фронта скоро была снята бо́льшая часть войск, в том числе и воздушно-десантные дивизии. Их боевой путь теперь никак не будет связан с событиями на северо-западном направлении, а Ф.И. Толбухин вскоре станет командующим Южным фронтом.
Автор благодарит О. Мамонова за помощь в работе над статьёй
Источники:
- Документы Северо-Западного фронта, 68-й армии и её соединений (База данных «Память народа»).
- Документы 16-й армии и Х армейского корпуса (National archives and records administration, USA).
Комментарии к данной статье отключены.