Бытует мнение, что советские войска окончательно окружили Демянскую группировку вермахта 20 февраля 1942 года: в этот день 15-я стрелковая бригада 1-го гвардейского стрелкового корпуса (Северо-Западный фронт) и 42-я стрелковая бригада 3-й Ударной армии (Калининский фронт) соединились в районе деревни Залучье в Новгородской области. Эта версия появилась достаточно давно — например, в первом томе издания «Операции советских Вооружённых сил в Великой Отечественной войне», изданного в конце 1950-х годов, приведена именно она. Однако при попытке найти ей подтверждение можно столкнуться с настоящим сюрпризом: ни в одном из доступных сейчас документов об этом ничего не сказано! В частности, отвечавший за заполнение журнала боевых действий 1-го гвардейского стрелкового корпуса офицер вообще не упомянул о столь важном событии, произошедшем 20 февраля. Не прояснил вопрос до конца и А.П. Симаков — автор первой более или менее подробной истории борьбы за Демянский котёл на русском языке. Бывший командующий Северо-Западным фронтом П.А. Курочкин писал об этом так:
«Тем временем в последних числах февраля войска 1-го гвардейского стрелкового корпуса соединились в районе Залучье с 42-й стрелковой бригадой 3-й Ударной армии».
Всё это не может не вызывать определённые вопросы — тем более что немецкая точка зрения на эти события вступает в прямое противоречие с имеющейся в советской литературе. Попробуем провести небольшое историческое расследование и выяснить, когда же всё-таки произошло окружение и кто был участником этих событий.
Расстановка сил
Ставка ВГК и командование Северо-Западного фронта в феврале 1942 года всерьёз намеревались любой ценой добиться успеха к югу от озера Ильмень и буквально накачивали фронт дополнительными силами. Ещё в начале февраля в спешном порядке сюда перебросили 1-й гвардейский стрелковый корпус. Его второе формирование было создано 31 декабря 1941 года, и теперь в составе корпуса находились 7-я гвардейская стрелковая дивизия и несколько стрелковых бригад. С самого начала он напрямую подчинялся командованию Северо-Западного фронта.
Соединения корпуса из района юго-восточнее Старой Руссы начали наступление на юг, на деревню Залучье, навстречу войскам Калининского фронта. С юга наступала 3-я Ударная армия, ранее также входившая в состав Северо-Западного фронта. В феврале 1942 года она находилась в довольно причудливом положении: ещё в январе её буквально «размазали» по довольно обширной территории, и войскам, вышедшим на просторы лесов и болот современных Новгородской, Псковской и частично Тверской областей, приходилось действовать сразу на трёх операционных направлениях. Двумя из них были Холм и Великие Луки. Своим правым флангом армия продолжала содействовать штабу Северо-Западного фронта и его 34-й армии. Соединения 3-й Ударной в районе Демянска охватывали с юга войска 16-й армии вермахта и смогли выйти в район к западу от города, откуда до передовых войск 1-го гвардейского стрелкового корпуса было, что называется, рукой подать.
Войска противника к началу последней декады февраля были уже разобщены. Окружение II армейского корпуса стало свершившимся фактом. Например, Вернер Хаупт пишет, что прямая связь по шоссе и железной дороге между X и II армейскими корпусами прервалась ещё 8 февраля. Снабжать находившиеся восточнее довольно многочисленные части теперь можно было только по воздуху. Вдобавок у Старой Руссы немцы только что с немалым трудом отразили наступление 1-й Ударной армии. Кроме того, сами войска Х армейского корпуса — части дивизии «Мёртвая голова», так называемая группа Эйке и части, подчинённые 105-му артиллерийскому командованию, — находились в окружении. Вечером 19 февраля Эрнст Буш, командующий 16-й армией, доложил в штаб группы армий «Север», что, по его ожиданиям, критический момент настанет на следующий день.
Тот самый день
Итак, что же произошло 20 февраля и настал ли тот самый критический момент?
1-й гвардейский стрелковый корпус уже не первый день вёл бои в районе Залучья: названия окрестных деревень мелькали в сводках и донесениях как минимум с 5–6 февраля. Вплоть до последней декады месяца корпус выполнял задачу не позволить 290-й пехотной дивизии отойти на запад, а также пытался выбить немцев из деревень Черенчицы и Кулаково на противоположных берегах реки Ловать. К 18–19 февраля части корпуса продолжали вести бой за эти деревни. Здесь были сосредоточены 7-я гвардейская стрелковая дивизия, 14-я и 15-я стрелковые бригады. Лишь 23 февраля части корпуса смогли взять Черенчицы. С 24 февраля ему была поставлена задача овладеть опорными пунктами Васильевщина и Бяково и установить связь с частями 3-й Ударной армии в районе Залучья.
В оперсводке Генштаба сказано, что войска двух армий двух фронтов встретились в районе Залучья 24 февраля. Это подтверждает запись в ЖБД Северо-Западного фронта. Информация дана очень скупо: одной строкой говорится, что
«корпус очистил от противника район Черенчицы, Козлово, Медведово и вошёл в связь с 3-й Ударной армией».
Козлово и Медведово располагались южнее, выше по течению Ловати. В этом районе, к западу от деревни Молвотицы, где бои шли уже довольно продолжительное время, были развёрнуты две стрелковые бригады армии: 154-я под командованием полковника А.С. Смирнова и 42-я, которую возглавлял Герой Советского Союза Матвей Степанович Батраков. Обе бригады считались «морскими», так как создавались на основе личного состава ВМФ, выделенного для этого в соответствии с постановлением ГКО. Они должны были наступать в северном направлении. 42-я стрелковая бригада действовала наиболее активно: она создавала прямую угрозу для немецких частей, и в первую очередь это касалось группы Эйке.
18 февраля перед командованием обеих стрелковых бригад была поставлена задача овладеть деревней Залучье. Только к 20 февраля им удалось выйти на исходные позиции для наступления. Атака была назначена на 20:00. Одна из бригад наступала на деревню Хмели, а вторая — на деревню Избитово. Взять их быстро не удалось, но тем не менее известно, что 22 февраля части 3-й Ударной армии вышли в тыл группы Эйке. Эсэсовцы и остальные немецкие части оказались под угрозой окружения. Командование приказало им отходить восточнее, чтобы иметь возможность создать линию обороны вдоль западного фаса Демянского котла. Также это позволяло противнику выделить силы для обороны жизненно важного аэродрома Демянск. Отход был совершён в относительном порядке. Оставляя деревни, немцы сожгли часть домов. Именно эти события немецкое командование противника и обозначило как кульминационный момент всего кризиса.
Из советских документов известно, что стрелковые бригады 3-й Ударной армии продолжали вести наступление. Однако на протяжении нескольких дней никаких донесений о том, что бойцы этих двух бригад встретили своих товарищей по оружию из 1-го гвардейского стрелкового корпуса, не поступало. 25 февраля перед частями корпуса была поставлена задача войти в Залучье. Одновременно к ночной атаке деревни готовились и две бригады 3-й Ударной армии. Более того, в штаб армии поступило сообщение, что Залучье взято! Однако в действительности по всем признакам и имеющимся свидетельствам ни серьёзных атак, ни тем более взятия Залучья в этот день не произошло. Только 26 февраля в оперсводке 3-й Ударной армии упоминается, что 42-я и 154-я бригады получили задачу от командира 1-го гвардейского стрелкового корпуса, хотя приказ об их включении в состав Северо-Западного фронта и о подчинении корпусу был дан за сутки до этого.
И ещё один момент. В опубликованных позже кратких справках о боевом пути «морских» стрелковых бригад, участвовавших в боях на Северо-Западном фронте, тот факт, что они замкнули кольцо окружения, обычно указывался, но без точной даты.
Любопытно, что за бои в районе деревни В. Сосновка звание Героя Советского Союза получил политрук 1-го батальона 154-й бригады С.Н. Васильев. Звание было присвоено ему посмертно летом 1942 года, когда сама бригада уже отправилась на юг.
Была ли кульминация?
Об успехе на Северо-Западном направлении Совинформбюро сообщило только 25 февраля:
«Наши войска окружили 16-ю немецко-фашистскую армию».
Надо сказать, что советские пропагандисты несколько преувеличили свой успех. Да, теперь кольцо окружения как таковое действительно оформилось — но только вокруг части сил II и Х армейских корпусов. Довольно значительная часть немецкой группировки не только не была окружена, а, напротив, готовилась к тому, чтобы нанести удар на восток и пробить кольцо окружения.
Тем временем командование Северо-Западного фронта продолжало требовать от 1-й Ударной армии перерезать железную дорогу на Старую Руссу. Из этого ничего не вышло, а в сложившихся обстоятельствах уже Ставка ВГК смотрела на действия фронта и делала свои выводы. Командующему Северо-Западным фронтом А.П. Курочкину после соединения его частей с подразделениями 3-й Ударной армии была поставлена задача ликвидировать создавшийся котёл. Ставка подчинила ему часть сил 3-й Ударной армии, чтобы централизовать управление войсками, участвующими в ликвидации Демянской группировки. Сжимать кольцо окружения должны были 34-я армия и 1-й гвардейский стрелковый корпус.
Получается, что 20 февраля 1942 года не произошло ничего особенно важного. Немцы готовились к продолжению борьбы в окружении, а советское командование пыталось скоординировать разбросанные на значительном расстоянии войска. Только после формального установления локтевой связи они снова получили общие задачи. 20 февраля в качестве даты завершения окружения и соединения войск двух армий следует признать ошибочным, но источник этой ошибки пока остаётся неизвестным.
Как раз в эти дни решалась судьба группы Эйке. После того, как в район окружения II армейского корпуса прибыл адъютант Гитлера Шмундт, части Т. Эйке было решено подчинить этому корпусному командованию. Немцы намеревались продолжать борьбу, надеясь на скорый прорыв и возможности своей авиации. К самому прорыву они уже начали готовится, но сил для него пока не было. Таким образом, судьба котла зависела от нескольких факторов. Одним из них был возможный успех наступления 1-й Ударной армии юго-восточнее Старой Руссы. К сожалению, к концу февраля оно выдохлось окончательно.
Источники:
- На Северо-Западном фронте. — М., 1969.
- Документы 1-го гвардейского стрелкового корпуса, Северо-Западного фронта (База данных «Память народа»).
- Документы 16-й армии и группы армий «Север» (National Archives and Records Administration).
Комментарии к данной статье отключены.