По вопросу о том, кто изобрёл самый первый многозарядный полуавтоматический пистолет, споры не утихают по сей день. Во многих странах при разборе архивов находится свой непризнанный современниками гений, придумавший «принципиальную схему идеи». Чуть проще обстоит дело с людьми, которые не ограничились витанием в облаках, а воплотили свои мысли в металле, причём не в единичных и давно утерянных экземплярах. В этом списке Фердинанд Манлихер (Ferdinand Ritter von Mannlicher) заслуженно числится если не первым, то уж точно находится в верхних строчках.
Первое впечатление
Наиболее известными работами австрийского конструктора являются винтовки, в первую очередь с ручной перезарядкой, где прямоходный затвор Манлихера стал прорывным для своего времени. Разработанным им же вариантам автоматических винтовок повезло меньше. Хотя некоторые применённые в них решения вполне можно проследить в более поздних и удачных конструкциях.
Что касается пистолетов, то их разработкой Фердинанд Манлихер занялся в последнем десятилетии XIX века. Первые патенты были получены в конце 1893 года. Видимо, изобретатель сам понимал, что предложенный им вариант слишком «сырой», поэтому в следующем году появился ещё один патент, ставший основой для первого реально изготовленного пистолета — «модели 1894». Интересно, что в патенте Манлихер предлагал устроить в пистолете магазин на девять патронов с их размещением в шахматном порядке, но реализовать эту идею на практике так и не решился. Первый пистолет Манлихера получил однорядный магазин на пять патронов.
Впрочем, и в остальном пистолет М1894 представлял собой очень причудливое сочетание старого с новым. Он получил рукоятку классического «револьверного» вида, которая должна была знакомо лечь в руку пользователю штатных австро-венгерских «раст-гассеров». Да и работа ударно-спускового механизма выглядела вполне привычной для пользователей револьверов. А вот схема работы автоматики вызвала бы удивление даже сейчас. Манлихер использовал систему с движением ствола вперёд благодаря трению пули о нарезы. Для первоначального взведения и заряжания над патронником имелся рычажок с насечкой.
Хотя новое изобретение уже известного к тому времени конструктора вызвало интерес, при более близком знакомстве с пистолетом он сменялся разочарованием. Так, на испытаниях в США было отмечено, что заряжать пистолет неудобно даже пешему и практически невозможно верхом на лошади. Коме того, пистолет продемонстрировал склонность к осечкам и задержкам, а на 261 выстреле ствол «манлихера» лопнул, подведя жирную черту под испытаниями. Вполне возможно, этот неудачный дебют сказался и на последующих моделях Фердинанда — недаром говорят, что первое впечатление нельзя произвести дважды.
Новая модель
Манлихер не прекращал работу. Уйдя от явно неудачной системы с движением ствола вперёд, он последовательно совершенствовал свой пистолет. Появившаяся в итоге «модель 1901» года хоть и продолжала выглядеть «револьверно» по нашим современным представлениям, но конструктивно это уже был совсем иной пистолет. М1901 имел неподвижный ствол. Автоматика работала на схеме полусвободного затвора, тормозившегося специальным рычагом. Постоянный магазин на восемь патронов располагался в рукоятке. Стоит отметить, что в тот момент постоянный магазин и «винтовочное» заряжание не считались для пистолета существенным недостатком — достаточно вспомнить знаменитый «маузер С96». Напротив, многие военные рассматривали это как достоинство.
Знаменитый австрийский конструктор скончался в Вене 20 января 1904 года и не успел узнать об успехах своего пистолета. Между тем Версальская экспериментальная комиссия французской армии, испытывавшая М1901, в отчёте от 28 января 1904 года дала его творению очень высокую оценку, отметив:
«Пистолет Mannlicher Mle 1901 — это наиболее совершенный и самый замечательный автоматический пистолет, который нам приходилось испытывать на сегодняшний день».
На этапах испытаний на устойчивость к воде, коррозии и запылению «манлихер» обошёл штатные французские армейские револьверы Mle 1873 и Mle 1892. Для сравнения, в 1903 году французы также испытывали пистолет Браунинга, который был признан
«хорошим карманным пистолетом, но непригодным для военной службы».
Зарубежные «командировки»
Хотя сами французы в итоге так и не обзавелись «манлихерами», их оценка не осталась без внимания представителей других армий. 14 марта 1906 года Аргентинская Республика приобрела у фирмы Oesterreichische Waffenfabriks Gesellschaft (город Штайр, Австрия) 1020 пистолетов Mannlicher M1905 с принадлежностями и 1 019 700 патронов к ним. 3 февраля 1908 года было закуплено ещё 5000 пистолетов и 3 000 000 патронов. Поставки были завершены в январе 1909 года.
Один из современных аргентинских владельцев этого пистолета отмечает:
«В нашей стране пистолеты Mannlicher были достаточно распространены среди населения после принятия на вооружение армии. Можно найти большое количество коммерческих образцов, импортированных оружейными складами Буэнос-Айреса, «La Porteña» и Carlos and Felix Rassetti SA. Эти пистолеты как образца 1905 года, так и предыдущие М1900/1901. Автор имеет большой опыт обращения с этими пистолетами, так как с двенадцати лет стрелял в полевых условиях из коммерческого Mannlicher M1901, практически идентичного принятому в нашей стране образцу 1905 года. Это очень точное оружие, способное сбивать птиц размером с горного голубя на расстоянии от пятнадцати до двадцати метров. В настоящее время большинство пистолетов Mannlicher, которые были импортированы в Аргентину, как гражданских, так и военных, уехали в США и Европу, особенно в Германию и Австрию, где из-за их дефицита они очень хорошо оплачиваются коллекционерами военных пистолетов».
Говоря о пистолетах Манлихера, нельзя не упомянуть его испанские копии. Испанская фирма Garate Aitua y Cia уже в 1901 году начала производить пистолет La Lira, представлявший собой «нелицензионную копию» пистолета Mannlicher 1901/1905. Правда, конструкция испанцев была рассчитана на более распространённый патрон .32 ACP (7,65 мм Browning). Также здесь был применён сменный магазин. Более того, черты конструкции пистолета Манлихера без особого труда можно найти и в более поздних моделях фирмы «Стар» — например, в Star Model 1914.
Мнения из двух империй
Закончить рассказ о пистолете Манлихера можно мнением известного конструктора стрелкового оружия, генерал-майора императорской ещё армии В.Г. Фёдорова. Мало кому известно, но мысли о необходимости заменить «наган» на более удачное и современное оружие появились уже вскоре после принятия на вооружение «револьвера образца 1895 года». В частности, недовольство проявляли кавалеристы, быстро выяснившие, что перезарядка «нагана» верхом является очень сложным упражнением. В 1902 году штаб инспектора кавалерии запросил ГАУ,
«насколько представляется целесообразным перейти к автопистолетам, и какой из них является в настоящее время наиболее удовлетворяющим своему назначению».
Как пишет Фёдоров,
«мне лично весьма нравилась конструкция пистолета Манлихера с неподвижным стволом, обр. 1904 г.».
По словам генерал-майора, пистолет Манлихера отличался как простотой конструкции, так и «изумительной» простотой сборки и разборки, что для тогдашней армии Российской империи было крайне актуально. Однако, как отметил тот же Фёдоров, пистолет Манлихера на мог быть принят на вооружение из-за отсутствия «надлежащих патронов». Имевшиеся давали неполное сгорание пороха, и уже после нескольких десятков выстрелов начинались проблемы с нормальной работой пистолета.
Скорее всего, в Австро-Венгерской армии — точнее, армиях — также хорошо видели недостатки пистолета Манлихера. Хотя военные двуединой монархии живо интересовались образцами, способными заменить револьверы Гассера, пистолеты Манлихера в этой роли не подошли ни австрийцам, ни венграм. В данном случае острожный консерватизм военных сыграл положительную роль. Начало XX века ознаменовалось быстрым прогрессом в области короткоствольного оружия, и вскоре в той же Австро-Венгрии выбор предложений, в том числе от «отечественного производителя», стал значительно шире.
Комментарии к данной статье отключены.