В итальянской криминальной комедии «Блеф — история мошенничества и обманщиков», более известной под коротким названием «Блеф», есть сцена, в которой героя Адриано Челентано убеждают в необходимости «сотрудничества» при помощи пистолета. После уточняющего вопроса: «Это тот самый пистолет, пули которого разносят голову?» — Феликс моментально соглашается на предложенные условия. Опасения героя Челентано вполне уместны: при выстреле в упор мощный армейский пистолет, может, и не «разнесёт» голову, но свои шансы на выживание карточный жулик мог смело считать близкими к нулю. А патрон 9×23 mm Steyr хоть и был поменьше, чем показывал пальцами Феликс, но всё равно достаточно большой. Как писал про него известный специалист в области стрелкового оружия В.Е. Маркевич,
«калибр пистолета 9 мм. Патрон сильный с тяжёлой пулей типа патрона Кольт.
Пистолет данного образца отличается безотказностью автоматики и сильным останавливающим действием пули при хорошей меткости, что подтвердилось на войне 1914–1918 гг.».
Возможно, появись этот действительно удачный армейский пистолет раньше, он вполне мог бы стать куда более известным и популярным. Однако такая судьба выпала армейскому пистолету другой проигравшей страны — «парабеллуму» Георга Люгера. «Штайр» его успех повторить не смог, хотя шансы у него были.
Рождение «Штайра»
Создателем этого пистолета иногда ошибочно называют чешского конструктора Карела Крнка, но на самом деле всё было несколько сложнее. После смерти своего партнёра Рота в 1909 году Крнка перешёл в компанию Hirtenberger Patronen Zunhutchen & Metallwarenfabrik A.G. и работал там до своего переезда в Чехословакию в 1922 году. Отношения же находившейся в австрийском городе Штайр фирмы Österreichische Waffenfabriks Gesellschaft что с первым, что со вторым работодателем Карела были, дипломатично говоря, несколько натянутыми. И тот факт, что ÖWG пришлось производить на своих заводах разработанный Крнкой и его партнёром пистолет Roth-Steyr M1907 Pistol (8mm Repetierpistole M.7), отнюдь не добавил фирме из Штайра хорошего настроения.
Увы, кроме пистолетов Манлихера в распоряжении ÖWG имелась только лицензия от бельгийского конструктора Н. Пайпера. Слегка «доработанный напильником» австрийских инженеров пистолет Steyr-Pieper стал довольно популярной карманной моделью. Его покупали полицейские и даже некоторые армейские офицеры. Однако в самом Штайре отчётливо понимали, что стать штатным армейским оружием пистолет под патроны 6,35×15 мм (.25 acp) и 7,65×17 мм (.32 acp) вряд ли сможет.
Разработкой нового армейского пистолета занималось конструкторское бюро ÖWG. На известных чертежах есть подписи «К. Мургталер», «К. Бахнер» и «А. Юнгмайр». Первый, несомненно, Конрад Мургталер, в то время занимавший должность главного инженера. Сложно сказать, кем являлись двое остальных и каков был их вклад в разработку — оставить свои подписи на чертежах могли как конструкторы, так и чертёжники. Одновременно с пистолетом создавался и патрон для него — этим занималась пражская компания Sellier & Bellot.
Вопрос о способе питания
Одним из наиболее важных вопросов, интересовавших военных, был способ питания боеприпасами. Сейчас, из XXI века, мы уже точно знаем, что в итоге оптимальным сочли размещение патронов в отдельно сменяемой детали — магазине. Но в начале XX столетия это было далеко не так очевидно. Преимущества и недостатки разных вариантов подробно рассматривали многие военные теоретики, причём к магазинному питанию склонялись далеко не все.
Как отмечал в своём труде «Оружейное дело на грани двух эпох» генерал Владимир Фёдоров,
«вполне соглашаясь с указанным выше мнением относительно больших удобств заряжания вкладным магазином по сравнению с обоймой, считаю необходимым, однако, отметить, что несмотря на указанные большие удобства способа способ заряжания с помощью обоймы подготовляет пистолет к выстрелу почти в то же время, как и более удобный вкладной магазин. Причина в том, что после вынимания пустой обоймы затвор сразу устремляется вперёд, захватывая очередной патрон, причём для выстрела необходимо лишь нажать на спуск. При вкладном же магазине после его помещения необходимо оттянуть затвор назад и вновь отпустить его, как это, например, делается в пистолете Браунинга».
Далее Фёдоров упоминал и другие плюсы обойменного заряжания. Снаряженные магазины по весу заметно превосходили патронные обоймы: так называемый мёртвый груз составлял 66% для магазинов и всего 12,5% для обойм. Да и с чисто производственной точки зрения для тогдашней промышленности магазин был «сложным устройством с высокой стоимостью», при этом «во время боевых столкновений вряд ли кто будет заботиться, чтобы сохранить магазин», а утеря всех магазинов превращала пистолет в лучшем случае в однозарядное оружие.
Подобные мнения, как уже сказано, были далеко не единичны, поэтому не приходится удивляться, что для нового армейского пистолета конструкторы ÖWG выбрали схему с постоянным магазином на восемь патронов и питанием от обойм. Судя по всему, не обошлось и без подглядывания в пистолет Roth-Steyr M1907 — новая разработка получила автоматику на коротком ходе ствола с запиранием поворотом. Также пистолет получил новый ударно-спусковой механизм куркового типа, и эта особенность даже закрепилась в одном из его названий: Steyr-Hahn — Steyr с курком. Тут стоит заметить, что сами австрийцы, как видно из подписей на чертежах, называли курок Hammer, не Hahn, как немцы.
Интересно, что ранние модели пистолета (по крайней мере, некоторые из них) создавались в духе популярных тогда концепций пистолета-карабина. Вариант со съёмным прикладом имел регулируемый целик с насечкой до 1800 шагов (Schritt) — примерно 1350 м. Однако дальше опытных образцов этот оптимизм не ушёл, хотя возможность крепления приклада на ранних образцах сохранили.
Кому «Штайр»?
Производство пистолета началось в 1911 году. Первоначально он продавался как «модель 1911». Первым крупным заказчиком стали чилийцы, запросившие для своей армии 5000 единиц. Следующими стали румыны. Проявила интерес к пистолету и родная для ÖWG австрийская армия, но первоначально 9mm Selbstlade Pistole M.12 был принят частями ландвера. Масштабные закупки для армии начались уже во время Первой мировой войны. Всего было заказано порядка 300 000 пистолетов.
Наконец, ещё одним заказчиком стала армия Баварии. При вхождении этого королевства в состав объединённой Германской империи баварцы выторговали себе заметную автономию, в частности, собственную армию. В 1916 году Бавария, обнаружив нехватку «парабеллумов», заказала у ÖWG 10 000 пистолетов Steyr-Hahn, только в более привычном для немцев калибре 9×19 мм. Ещё один аналогичный контракт от баварцев последовал в 1918 году. Следующий заказ на пистолет в этом калибре был получен в 1938 году, после аннексии Австрии рейхом: немцы заказали 60 000 пистолетов 9 мм P12 (Ö), использовавшихся до конца Второй мировой.
Впечатления и модификации
В целом, как подтверждают и воспоминания пользователей пистолета на двух мировых войнах, и впечатления современных счастливых обладателей, у австрийских конструкторов действительно получилось разработать надёжное и простое в эксплуатации оружие. Как отмечает один из американских стрелков,
«стрельба из M1912 — сплошное удовольствие. Патрон Steyr 9×23 мм обеспечивает приличную мощность при очень слабом импульсе отдачи. Патрону 9×23 мм может не хватать энергии более современных пистолетных патронов, но он без проблем сбивает тяжёлые стальные мишени (…) M1912 — один из самых точных армейских пистолетов, из которых мне когда-либо приходилось стрелять. При стрельбе с одной и с двух рук мне удалось получить группы, аналогичные современным пистолетам».
Разумеется, говоря о М1912, нельзя не вспомнить о двух модификациях этого пистолета. Doppelpistole, то есть двойной пистолет, скорее всего, сделанный под впечатлением итальянского Villar Perosa, так и остался экспериментальным образцом. Зато разработанная под руководством майора Франца Фукса конверсия Steyr M.12 в предназначенный для ведения автоматического огня пистолет-пулемёт M.12 Patrone 16 получилась куда более удачной. Первая опытная партия из 50 пистолетов (ещё с обычными магазинами на восемь патронов) была доставлена в батальон майора уже в феврале 1916 года. По итогам испытаний оружие было признано удачным и нужным, но с одним серьёзным замечанием: для темпа стрельбы в 800 выстрелов в минуту восемь патронов было явно мало. Поэтому серийные пистолеты-пулемёты получили удлинённый магазин на 16 патронов — именно колличество патронов, а не год изготовления отражены в названии этой модели. Это чуть улучшило ситуацию, но, с другой стороны, заряжание постоянного магазина стало куда более мешкотным и сложным процессом.
Первоначальный заказ составлял 5000 единиц, однако точное число произведённых изделий неизвестно. По данным на конец войны, было выпущено порядка 10 000 единиц. Однако серийные номера на нескольких сохранившихся экземплярах не дают оснований считать, что было сделано больше тысячи.
Возможно, пистолет Steyr M.12 послужил базой для ещё одной, потенциально куда более удачной модификации. В Канадском военном музее хранится экземпляр австрийского пистолета-пулемёта Первой мировой войны. Его конструкция имеет явное сходство с устройством Steyr M.12, сохранено даже обойменное заряжание патронами 9×23 мм. По данным Р. Уилсона, австрийцы в конце 1918 года планировали развернуть в Штайре серийное производство пистолетов-пулемётов, однако Первая мировая завершилась раньше.
Комментарии к данной статье отключены.