• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    10

    «Быстрый» танк Т-60

    • ВМВ
    • танки
    Алексей Чернышов
    18 April '14

    По собственному опыту мы давно уяснили: создание новой машины – дело трудное и не быстрое. Сначала появляется информация о концепции перспективной модели, через пару лет – примерные характеристики, потом фотографии дизайна кузова, опытные образцы, переналадка конвейера, и через несколько лет с начала разработки модель попадает к покупателю.

    Так, например, от проекта легкового автомобиля «Калина» (1993 год) до создания прототипа (1999 год) прошло шесть лет, а первую машину Волжский автозавод выпустил только в 2004 году. А как же разрабатывали новые танки во время Великой Отечественной войны? На полях сражений шли бои не только между людьми, но и между конструкторами, и нужно было быстро отвечать новыми техническими решениями на изменение толщины брони, вооружения танков противника.

    ​Приемка на заводе танков Т-60 представителями армии Источник: http://nevsepic.com.ua/nostalgiya/page,9,10620-velikaya-otechestvennaya-voyna-1000-foto-1-chast.html - «Быстрый» танк Т-60 | Warspot.ru
    Приемка на заводе танков Т-60 представителями армии
    Источник: http://nevsepic.com.ua/nostalgiya/page,9,10620-velikaya-otechestvennaya-voyna-1000-foto-1-chast.html

    Советский Союз встретил немецкую агрессию с легким танком Т-40, который был разработан еще перед войной. Он получился простым, надежным и дешевым, но с началом боевых действий выяснилось, что по показателям бронирования и вооружения Т-40 не соответствует поставленным перед ним задачам. Исходя из этого, Государственный Комитет Обороны (ГКО) летом 1941 года принял экстренное решение: снять с производства Т-40 и перейти на выпуск Т-50 – легкого танка, который отвечал поставленным требованиям (увеличение лобовой брони до 25-30 миллиметров и установка пушки вместо крупнокалиберного пулемета), но был гораздо сложнее в производстве.

    Получил такой приказ и главный конструктор московского завода №37 Николай Александрович Астров. Он прекрасно понимал, что в назначенные сроки завод не сможет наладить выпуск нового танка. С большим трудом был запущен в производство 5,5-тонный Т-40, об освоении же 14,5-тонного Т-50 в ближайшее время не могло быть и речи: не хватало места в цехах, грузоподъемности кранов, под новый проект не подходили станки. Нужна была масштабная реконструкция завода, но в военный период на это не было времени, да и постановление ГКО не оставляло заводу выбора.

    Одновременно с началом работ по Т-50 Астров решил в свободное время (а его было немного), на свой страх и риск и без ведома начальства, переделать Т-40 под новые требования армии. За две с половиной недели были готовы чертежи и макет в металле. Астров лично ездил уговаривать конструктора Б. Шпитального сделать танковый вариант авиационной пушки ШВАК. Танк получился удачным: с надежным автомобильным двигателем ГАЗа, наклонной броней корпуса и башни. При весе 6,4 тонны машина была проста в производстве и обладала повышенной проходимостью.

    В августе 1941 года Астров со старшим военпредом завода Окуневым написали письмо Сталину, где описали ситуацию, сложившуюся с Т-50, обосновали невозможность выполнить в срок постановление ГКО и в качестве альтернативы приложили чертежи своей машины. Вечером того же дня письмо попало в ЦК, а ночью его уже читал Председатель ГКО Сталин. На следующий день нарком танковой промышленности Малышев приехал на завод и осмотрел машину, а еще через день был готов проект постановления о принятии на вооружение Т-60 и отмене выпуска Т-50. С начала разработки Астровым нового танка прошло всего три недели.

    В сентябре, под немецкими бомбами, КБ завода №37 дорабатывало чертежи и документацию. В своих мемуарах Николай Александрович Астров ярко описал самоотверженность работников КБ, которая позволила разработать новый танк в столь сжатые сроки: «Надо ли говорить, сколь короткий срок определили нам на доработку, размножение, рассылку чертежей. КБ действовало круглые сутки, отдыхали, уткнувшись носами в чертежные столы. Не прерывались и при бомбежке, а когда бомбы падали близко, девочки-копировщицы плакали от страха. Слезы капали на сделанные тушью кальки, получались черные лужи – приходилось копировать снова».

    Опытный образец Т-60 был готов, когда немцы уже подходили к Москве. Завод №37 успел выпустить 20 машин и отправился в эвакуацию, а Астров закрепил на броне бочки с горючим, сел за рычаги танка и погнал машину в Горький на ГАЗ налаживать производство. Этот пробег был зачтен как ходовые испытания.

    Головные заводы по выпуску Т-60 эвакуировались за Урал (ХТЗ и №37), ГАЗ бомбили немцы. Не хватало квалифицированных рабочих; смежные заводы лихорадило, и они срывали поставки бронекорпусов и башен (Коломенский машиностроительный завод эвакуировался в Киров, Сталинградский тракторный завод выпускал Т-34 и часто не справлялся с дополнительной нагрузкой); станки были приспособлены под расточку деталей меньшего размера, и конструкторы на заводах иногда переделывали целые узлы, при этом не останавливая производство. И все-таки заводы дали столь необходимые фронту танки в установленные ГКО сроки. В мемуарах Астров описал ситуацию 1941–42 годов так: «Но (не в похвальбу себе – так работали все!) сроки проектирования и освоения машин просто несопоставимы с сегодняшними. Болезни выжидания, опасения, часто надуманные, еще не владели людьми. Конструкторам верили все – от директора завода до последнего уборщика, и трудились беззаветно, не считаясь ни со своими силами, ни с временем». Горьковский автомобильный завод наладил массовое производство Т-60 (1323 машины за 1941 год) с конца октября, через три месяца после начала разработки Астровым первых чертежей.

    Источник: Мемуары Н. А. Астрова

    Алексей Чернышов

    Лис пустыни на Warspot.ru
    Лис пустыни
    «Игры» с «тиграми» на Warspot.ru
    «Игры» с «тиграми»
    Судьба Хайнца Маусберга на Warspot.ru
    Судьба Хайнца Маусберга
    Поделиться
    • 1
    • 0
    • 0
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Наследство генерала Эстьена на Warspot.ru
    Наследство генерала Эстьена
    Модернизация на бумаге на Warspot.ru
    Модернизация на бумаге
    ​​​​​​​Запоздавший преемник танкеток на Warspot.ru
    ​​​​​​​Запоздавший преемник танкеток
    Повторение на новой базе на Warspot.ru
    Повторение на новой базе
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google