Несмотря на значительное количество кинолент, посвящённых Второй мировой войне, тематика танковых сражений, к сожалению, не отличается особым многообразием. И это можно понять. В эпоху кинематографического реализма избалованному зрителю нужен антураж – точные аналоги боевой техники, закопченные, иссеченные осколками брони лица танкистов и наличие батальных сцен, в точности воспроизводящих исторические события. И сегодня, спустя 70 лет, воссоздание правдоподобной картины боевых действий где-нибудь в Северной Африке, под Курском или в Арденнах, учитывая мизерное количество техники, оставшейся на ходу, создаёт немало проблем режиссёрам-постановщикам. И тут, «по ходу сюжета», каждый, кто создает фильмы о войне, выходит из положения как может.
«Четыре танкиста и собака»
Одним из первых художественных фильмов о танкистах стал сериал «Четыре танкиста и собака», снятый польским режиссёром Конрадом Наленцким и выпущенный на экраны в 1966 году. Несмотря на специфику сюжета, во время премьерного показа картине удалось побить все рекорды популярности не только в Советском Союзе, но и в странах Варшавского договора. Фильм, снятый в эпоху соцреализма, отличался лёгкостью сюжета, приключенческой направленностью и изобиловал боевыми сценами. В центре сюжета – фронтовая судьба экипажа «тридцатьчетвёрки» из состава 1-й Варшавской танковой бригады имени героев Вестерплатте. И все же, главным действующим персонажем фильма стал танк Т-34–85 с бортовым номером «102» и позывным «Рыжий». Для большей наглядности в съёмках фильма использовалась не только настоящая боевая машина, но и её натуральный макет с вырезанными под камеру отверстиями в башне и корпусе.
На сегодняшний взгляд фильм, возможно, может показаться несколько наивным из-за отсутствия спилберговской «правдивости» – этакого кровавого натурализма, – но этот недостаток легко компенсируется динамикой сюжета. К тому же, как ни странно, несомненным плюсом картины явилась её продолжительность – 21 серия. В отличие от полнометражных фильмов, в которых, как правило, присутствует один – максимум два центральных боевых эпизода, сериал насыщен ими в полной мере и показывает боевой путь целого подразделения – с момента его формирования до окончания войны. Действия картины разворачиваются в Восточной Европе, и главные герои участвуют в Висло-Одерской операции, освобождении Польши, взятии Варшавы и Берлина.
По сюжету машина используется в качестве танка непосредственной поддержки пехоты. Отличная режиссёрская работа исчерпывающе раскрывает боевые и тактические возможности «тридцатьчетвёрки» – скорость, способность к преодолению препятствий и огневую мощь. Наглядно проиллюстрирован весь спектр боевого применения машины: разведка, дозор, прорывы, атаки, засады, рейды и городские бои. Постановщикам удалось блестяще показать работу как экипажа в целом, так и каждого его члена. Подобная насыщенность боевыми сценами является ценным «тактическим» преимуществом даже в сравнении с такой эпохальной работой как «На войне как на войне» Виктора Трегубовича, где действие фильма является своеобразной прелюдией к финальной сцене танковой атаки.
Картина «На войне как на войне» вышла на экраны в 1969 году и уверенно заняла место в ряду лучших классических произведений советского кинематографа. В съёмках фильма, как и в «Четырёх танкистах и собаке», использовалась боевая техника – самоходные установки СУ-100 и танки Т-34–85. Надо отметить, что Трегубовичу, впрочем, как и Конраду Наленцкому, пришлось отойти от прототипов, описанных в одноимённых повестях. Польскому режиссёру попросту не удалось отыскать в исправном состоянии танк Т-34–76, а советскому – самоходку СУ-85, что и привело в итоге к замене последних. В целом фильм построен на взаимоотношениях экипажа и становлении личности командира – младшего лейтенанта Малешкина, впоследствии геройски проявившего себя на поле боя. Боевое применение самоходной установки проиллюстрировано в ходе танковой атаки – следование за впереди идущим танком с последующим выдвижением к опорному пункту противника под прикрытием дымовой завесы. Сам танковый бой происходит из засады с выходом на позицию огня и уходом назад после выстрела.
В 1983 году в СССР выходит еще один художественный фильм на танковую тему – «Экипаж машины боевой», созданный по воспоминаниям Героя Советского Союза А.И. Милюкова. На острие сюжета – танковый поединок «один на один» с немецким асом-танкистом. К достоинствам этой картины можно отнести разве что уважение к историческому факту: наш танкист оказался искуснее немецкого. В остальном фильм не выдерживает никакой критики. Члены экипажа больше похожи на инструкторов обкома ВЛКСМ, чем на реальных танкистов, а вражеская техника в «чистом виде» представлена одним ПТ-76 («без грима») и тремя Т-55 с нелепыми фанерными коробами на башнях, что в совокупности начисто лишает картину исторической достоверности.
Фильм «Белый тигр”
В последние годы мировой «танковый» кинематограф будто очнулся после долгой спячки. В 2013 году на экраны выходит «Белый тигр» Карена Шахназарова, в 2014 – «Fury» («Ярость») Дэвида Эйера. Обе картины сняты в обстановке, «максимально приближенной к боевой» – батальные сцены тщательно прописаны и отсняты с мельчайшими деталями. При подготовке к съёмке своего фильма Шахназаров намеревался воспроизвести точную копию танка T-VI, однако ограниченный бюджет не позволил ему довести задуманное до конца. В итоге роль «Белого тигра» исполнил ИС-2. Стоит отметить, что, несмотря на мистичность сюжета, автоматически переводящую фильм в разряд фантастики, боевые сцены отсняты просто великолепно – чего стоят засада «тридцатьчетвёрки» на немецкого «демона» и финальный бой в деревне, где Т-34 лишается ствола, а у «Белого тигра» от прямого попадания клинит башню.
В отличие от Шахназарова, Дэвид Эйер подошёл к сюжету своего фильма сугубо прагматично и без лишней фантазии, опираясь на факты, изложенные в мемуарах Белтона Купера «Death Traps: The Survival of an American Armored Division in World War II» («Смертельные ловушки: выживание американской бронетанковой дивизии во Второй мировой войне»). Такой подход натолкнул Эйера на идею использования в съёмках картины настоящего боевого «Тигра» из Бовингтонского танкового музея.
Помимо этого, Дэвид Эйер сделал ещё один шаг в сторону воссоздания исторической достоверности. Если в фильме «Белый тигр» советские танки сжигал не кто иной, как сам дьявол в образе T-VI (видимо, в понимании Шахназарова немецким танкистам это было не под силу), то с американскими у Эйера отлично справлялась немецкая пушка KwK-36 L/56, установленная в башнях тяжелых немецких танков. Этот факт наглядно подтверждает сцена танковой атаки, когда три американских «шермана» сомкнутым фронтальным строем «в лоб» атакуют один «Тигр», вполне прогнозируемо попадая «под раздачу». Финальная же сцена танкового поединка просто завораживает – настолько качественно она отснята: «Шерман» после нескольких попаданий, с повреждённым поворотным механизмом башни на скорости обходит «Тигр» с фланга и всаживает ему два снаряда в корму. Немецкий экипаж, по всей видимости, сгубило отсутствие боевого опыта – Михаэль Виттман в подобных случаях прибегал к довороту машины, не считаясь с риском срыва гусеницы. Успешный манёвр «Шермана» наглядно демонстрирует тактику использования Т-34–76 против немецких тяжёлых танков при встречных боях на Восточном фронте. Советские танкисты целый год – с Курской дуги до лета 1944 года, пока в достаточных количествах не появились Т-34–85 и ИС-2, были вынуждены либо маневрировать, либо действовать из засад, избегая встречных столкновений, при которых несли тяжёлые потери.
В целом на фильме «Fury» можно и остановиться. Дэвид Эйер, как ранее Стивен Спилберг, вывел военный кинематограф на качественно новый уровень практически стопроцентной реконструкции танковых сражений, где компьютерная графика лишь дополняет натурные съёмки. Со времен «Четырёх танкистов и собаки» кинематограф сделал гигантский рывок вперёд, преодолев типичные недостатки большинства военных фильмов (чего стоит киноэпопея «Освобождение», где в атаку на немецкие позиции идут волны современных танков), перейдя к детализации и историческому реализму. Думается, что скоро стоит ожидать появления на экране и новых «звёзд» – «пантер» и «королевских тигров», ведь реальных военных историй о подвигах танкистов не счесть. Свою выгоду от развития военного кино получат и коллекционеры, ведь у них появится стимул к восстановлению боевой техники и новый вид дохода – сдача в аренду своих экспонатов.
Комментарии к данной статье отключены.