1925 год. Молодая Страна Советов только-только приходит в себя после разрухи гражданской войны. Однако в ней уже снимают кино. И не просто кино, а фильмы мирового уровня, иногда даже превосходящие лучше образцы. Молодой режиссёр Семён Тимошенко (не путать со знаменитым «ирландским маршалом Тим о’Шенко», как назовут его в «Русской рапсодии» 1944 года) по собственному сценарию делает «Наполеон газ». О чём же он?
В простую советскую деревню приезжает отряд агрономов, показывающий достижения современной химии в борьбе с вредителями сельского хозяйства. Пока крестьяне испуганно крестятся, молодые агрономы деловито расставляют баллоны, безжалостно удушая вредителей. То есть мышек. После успешного опыта священник разъясняет, что всё это неспроста – готовьтесь к реквизициям. А девушка-агитатор рассказывает, что химия будет полезна не только в сельском хозяйстве – капитализм готовится к новой схватке. И чуть что – закидает химическими бомбами с аэропланов. Тут надо добавить, что ещё недавно, в 1919 году, войска интервентов-англичан на Севере России действительно сбрасывали новейшие химические бомбы с воздуха. Правда, без особого эффекта. Газеты якобы сообщают, что корсиканский изобретатель Гинэмер (вероятно, отсылка к Наполеону и французскому летчику-асу ПМВ разом) изобрел новый газ, сжигающий всё живое. Изобретением интересуются военные во французской форме. Газ испытывается на заключённых, приговорённых к смертной казни. Интересно, что полвека спустя в романе «Binary» Крайтона (и фильме «Погоня/Pursuit» с никому ещё не известным Мартином Шином в эпизоде) смертоносный газ тоже испытывался на заключённых. Следуют кадры душераздирающей гибели «испытуемого».
Поэтому СССР должен спешно развивать химическую промышленность – чтобы не оказаться беззащитным при внезапной атаке. В мирное время химия применяется для сельского хозяйства, «чтобы в минуту опасности»… И в реальности, одни и те же заводы могли выпускать удобрения, ядохимикаты, духи, отравляющие газы и взрывчатку – перестраиваясь практически мгновенно.
Агрономы уезжают из деревни, засыпая в телеге – и действие плавно переходит в область фантастики. Изобретатель в Берлине требует непомерную сумму за своё открытие. Как сказали бы в «Последнем герое боевика»: «Большая ошибка!» Две очаровательные американки – сёстры Грант, по совместительству – наёмные убийцы, переодеваются из модных нарядов в тёмные одеяния, подозрительно напоминающие костюмы ниндзя (о которых тогда никто и не слышал), прокрадываются в роскошный номер изобретателя и закалывают спящего кинжалом. Покушения на гениального изобретателя – нередкая тема в тогдашней литературе, например в «Гиперболоиде инженера Гарина» Толстого.
Тем временем на окраине Чикаго со всей возможной конспирацией (опознавательные жетоны, потайные двери) заседает… фашистский отряд «Чёрный клан» – смесь реального ККК и чернорубашечников Муссолини. Среди участников – военный министр и архиепископ(!). Гинэмер был конкурентом их производства отравляющих газов под видом анилина – и опять параллель с «Гиперболоидом». Но… с огромным трудом выкраденные документы оказываются бесполезными – вместо них в конверте лежит письмо от изобретателя к его «убийцам». Гинэмер предвидел «экономию» на расходах и заранее принял меры. Капиталу приходится принять все условия «воскресшего».
Митинг рабочих завода, не желающих делать средства человекоистребления, разгоняется в традициях эпохи – кавалеристами и пулемётом. А в это же время Гинэмер мило беседует со своими несостоявшимися убийцами. Лига борьбы с коммунизмом, считая изобретателя Наполеоном в области отравляющих газов, приглашает его на заседание. Пытаясь покончить с коммунистической пропагандой, на СССР направляли много ударов – но все эти попытки оказались неудачными. И снова правда жизни – все 20-е годы на границах СССР, у его посольств, внутри страны, по сути, шла необъявленная война. Но если объединить авиацию и оружие массового поражения… Почти за четверть века до «Дропшота».
И теперь сам Наполеон Газ поведёт эскадрилью самолётов под звёздно-полосатым флагом на Ленинград – отборный «офицерский отряд фашистов-лётчиков». Десятилетиями СССР беспокоила идея небольшой, хорошо оснащённой армии профессиональных военных – которых куда труднее распропагандировать, чем простых солдат гражданской войны. Изобретатель, гражданский человек, с готовностью надевает военную форму американского образца – как и убийственные сёстры. На дворе двадцатые годы – эпоха, когда женщины ни в одном деле не уступали мужчинам. Эскадрилью провожают люди в форме уже царской России. «Через полчаса ни одного человека в Ленинграде не будет в живых!»
Над улицами Ленинграда проносятся чёрные стаи самолётов… До «Ангелов ада» с баталиями десятков самолётов в кадре оставалось ещё пять лет, до «Крыльев» – два года, однако в Советском Союзе уже сумели снимать зрелищные воздушные бои. Самолёты носятся в воздухе, сталкиваются друг с другом. Внизу жители спасаются бегством, военные хладнокровно надевают противогазы. Зенитки стреляют по самолётам, в ответ вниз летят бомбы с газом. Счёт идёт уже на секунды.
Однако… у СССР есть секретное оружие, АРХ (аэро-радио-хим) – летающие бомбы, начинённые отравляющим газом и управляемые по радио. И снова, казалось бы, чистейшая фантастика строго отражает реальность – первые беспилотные аппараты разрабатывались, а то и применялись ещё в годы Первой мировой. Лётчики, уже готовые сбросить бомбы на Ленинград, сами попадают под газовую атаку и гибнут прямо в воздухе – «газ за газ». Отступающую эскадрилью Газа преследуют советские истребители и беспилотники, обстреливают корабли Балтийского флота. Кавалерия лихой атакой несётся на Парголово, где заседал штаб Газа. За кавалерией едет броневик с агрономом. Отважная девушка-агроном гранатой убивает экипаж самолёта, на котором Газ пытался сбежать в Финляндию, и выстрелом в руку обезоруживает самого изобретателя.
Увы, это был только её сон.
В книге «Искусство кино. Монтаж фильма» Тимошенко приводил эпизод из «Наполеона Газа», когда перед глазами одного из умирающих персонажей проносится вся его жизнь, как приём «обратного времени» – при помощи монтажа всего за 2,5 секунды надо было успеть показать все ключевые моменты жизни. И режиссёру-профессионалу это удалось. Тимошенко снимет ещё немало фильмов, вошедших в золотой фонд советского кино – «Снайпер», «Вратарь», «Небесный тихоход»…
Комментарии к данной статье отключены.