По итогам Второй мировой войны американские военные получили богатый опыт использования воздушных десантов. В операциях «Олбани» и «Бостон», являвшихся составной частью операции «Оверлорд» (высадки в Нормандии 6 июня 1944 года), было задействовано свыше 13000 парашютистов, еще почти 4000 бойцов было высажено при помощи планеров. Почти столько же сил было применено в операции «Маркет-Гарден» в сентябре 1944-го.
Один из выводов, который был сделан по итогам этих операций – десантникам требуется артсистема, способная оказывать огневую поддержку и бороться с вражеской бронетехникой, включая тяжелую. Не раз и не два парашютисты оказывались в ситуации, когда им противостояли вражеские силы, оснащенные танками, в том числе и новейшими на тот момент «Королевскими Тиграми». Ручные гранаты и реактивные гранатометы M1 «Базука» были эффективны лишь на небольших расстояниях, и потому подходили не для всех ситуаций, а кроме того требовали от личного состава высокой выучки и хладнокровия. Нужна была полноценная пушка, которая могла бы уничтожать танки с большой дистанции, и желательно – с первого же попадания. Разумеется, система должна была быть пригодна для транспортировки грузовым самолетом или планером, а для обеспечения мобильности на земле – быть самоходной.
Задание получила фирма «Кадиллак», и в 1948 году приступила к разработке. В 1953 году было готово два опытных прототипа, выполненных на базе экспериментального транспортера T101, и началось серийное производство. Машина получила название M56 SPAT («Self-Propelled Anti-Tank», то есть «противотанковая самоходка»), но стала более известна под неофициальным прозвищем «Scorpion» («Скорпион»).
Так как в конце сороковых транспортная авиация обладала относительно небольшой грузоподъемностью, самым главным приоритетом конструкторов при разработке проекта было всемерное снижение веса машины. Корпус «Скорпиона» был выполнен из алюминия и имел минимально возможные размеры – даже полноценного боевого отделения для экипажа предусмотрено не было, самоходчики фактически сидели на своей машине верхом. Практически полностью отсутствовала броневая защита – таковой мог считаться лишь установленный на орудии щиток, да и тот обеспечивал лишь формальное укрытие, так как был небольшим, а его левая сторона вдобавок была ослаблена смотровым окном для водителя. В ходовой части для снижения веса использовались катки с пневматическими шинами и резинометаллические гусеницы. Подвеска была выбрана торсионная, причем торсионы были полыми внутри, трубчатой конструкции. В итоге разработчикам удалось сделать самоходку, которая в полностью снаряженном боеготовом виде имела массу всего в 7,7 тонн.
Единственным вооружением «Скорпиона» была 90-мм пушка M54. Разработанная в 1940 году под названием M1, она изначально являлась зенитной, затем, как и ее зарубежные аналоги, такие как немецкая 88-мм Flak 18, советская 85-мм 52-К и британская 94-мм QF 3.7in, стала применяться в качестве противотанковой, чему способствовали хорошая скорострельность и высокая начальная скорость снаряда. В дальнейшем поздние модификации пушки, имевшие обозначение M3, применялись на противотанковой САУ M36 и танке M26 «Першинг». Пушка отличалась хорошей баллистикой, имела прицельную дальность до полутора километров и могла уверенно поражать практически любые танки конца сороковых на дистанциях актуального огневого боя. Прицельные приспособления, установленные на «Скорпионе», позволяли вести из пушки огонь как прямой наводкой, так и с закрытых позиций. Возимый боекомплект был невелик все по тем же причинам экономии веса, описанным выше – всего 29 снарядов. Этого хватало для одного-двух боев невысокой интенсивности, но при длительных действиях в отрыве от снабжения становилось уже недостаточно – а ведь десантники обычно именно в таких условиях и сражаются.
«Скорпион» приводился в движение карбюраторным двигателем мощностью 200 л.с., который позволял развивать скорость до 45 км/ч по шоссе. Топливные баки обеспечивали запас хода до 225 километров. Корпус машины был выполнен герметичным, и, хотя амфибийной в полном смысле она не являлась, так как специализированного водоходного оборудования на ней не было, герметизация позволяла ей преодолевать броды до полутора метров глубиной – довольно много для машины столь скромных габаритов. Стоит отметить, что «Скорпион» был одной из первых серийных боевых машин, штатно оснащенных приспособлениями для действий в ночных условиях. Помимо обычных фар на нем были установлены инфракрасные, а водителю выдавались ИК-очки, крепящиеся на каске.
Экипаж состоял из четырех человек. Механик-водитель – единственный, имеющий некое подобие рабочего места – располагался слева впереди, и на марше смотрел вперед через застекленную прорезь в щитке орудия. За ним находилось место командира, одновременно являвшегося радистом – в бою он обычно занимал место рядом с машиной, на земле. Справа от орудия находился наводчик. За спиной наводчика на откидной платформе работал заряжающий, подающий снаряды из боеукладки под полом орудийной установки.
Поле боя «Скорпионы» впервые увидели во Вьетнаме, причем попали они туда в самом начале конфликта, в 1955 году, и находились в строю почти до самого конца. На данный момент не зафиксировано ни одного документально подтвержденного случая применения «Скорпиона» по своему прямому назначению, то есть в качестве истребителя танков, но для непосредственной огневой поддержки и разрушения укреплений они применялись широко на протяжении всего срока своей вьетнамской службы.
Боевое применение позволило определить сильные и слабые стороны «Скорпиона». Выяснилось, что небольшой вес самоходки позволяет легко перебрасывать ее по воздуху не только транспортной авиацией, как это предполагалось изначально, но и вертолетами на внешней подвеске. Этот способ не раз пригождался для доставки «Скорпионов» в труднодоступные места и точечной высадки их временами прямо на огневую позицию. Небольшие габариты, в особенности высота, обеспечивали машине малую заметность и помогали при ведении огня из засад.
К сожалению, недостатков у «Скорпиона» оказалось гораздо больше, чем достоинств. Полное отсутствие броневой защиты привело к тому, что для открытого боя «Скорпион» оказался непригоден – уничтожить его можно было даже огнем стрелкового оружия, не говоря уже о пулеметах, или, тем более, пушках. Сочетание небольшой массы машины и мощной пушки привело к тому, что при выстреле «Скорпион» натурально подпрыгивал в воздух, отлетая назад на расстояние до метра. Разумеется, говорить о прицельной беглой стрельбе в таких условиях было невозможно – после каждого выстрела приходилось восстанавливать наводку, прицеливаясь заново. Клубы пыли, поднимаемые машиной при подобном прыжке, демаскировали позицию, делая применение «Скорпиона» из засад затруднительным. Небольшой возимый боекомплект ограничивал самостоятельное применение установки – конечно, ее было нетрудно забросить вертолетом на любую позицию, сколь угодно отдаленную и изолированную, вплоть до окруженного на холме взвода пехотинцев, но кто будет снабжать орудие снарядами после того, как за пару часов боя будут израсходованы имеющиеся на борту?
В итоге, когда в 1969 году появился танк M551 «Шеридан», десантники с радостью пересели на него. Он тоже был пригоден для переброски по воздуху, хотя и весил вдвое больше, но при этом имел хоть и противопульную, но все-таки броню, а его вооружение было расположено в башне с круговым обстрелом. Кроме того, «Шеридан» мог плавать. Установленная на «Шеридане» 152-мм пушка уступала 90-мм орудию «Скорпиона» в скорострельности и пробивной силе, но зато гораздо эффективнее действовала по небронированным целям – пехоте, полевым укреплениям и легкой технике – а именно это во Вьетнаме требовалось чаще, чем уничтожение танков. Кроме того, «Шеридан» был оснащен вспомогательным пулеметным вооружением. Иными словами, он превосходил «Скорпиона» практически по всем статьям, поэтому неудивительно, что к 1970 году «Скорпион» был полностью снят с вооружения.
Выпускался «Скорпион» в течение шести лет – с 1953 по 1959 гг. Серия была относительно небольшой – всего 325 экземпляров. Помимо американских воздушно-десантных войск, они поставлялись также на экспорт. Некоторое (неизвестное, но, скорее всего, небольшое) их количество состояло на вооружении в Испании, Южной Корее и Марокко. До наших дней дожили 17 экземпляров самоходки – все они находятся на территории США и входят в состав памятных мемориалов и музейных экспозиций.
Комментарии к данной статье отключены.