Долгое время американцам не особо везло со средними танками. Дальше опытных экземпляров и штучных серий дело в межвоенный период не продвигалось, ситуация изменилась только ближе к началу Второй мировой войны. По этой причине и самоходные установки на базе средних танков в США стали появляться только уже во время Второй мировой войны. Несмотря на столь существенную задержку, американские самоходки очень быстро догнали в своём развитии боевые машины других стран. При этом американцы создали свои, уникальные разработки, по концепции существенно отличавшиеся от общемировой тенденции. Таким был и GMC M10 — основной американский истребитель танков военного периода.
Башня вместо рубки
Поначалу наибольший прогресс в США наблюдался в области создания лёгких танков, поэтому в случае с истребителями танков изначально приоритет также отдавался лёгким шасси. Первые наработки по этой теме имели место ещё в конце 30-х годов, причём с самого начала американское танкостроение пошло по оригинальному пути. По мнению Департамента вооружений, истребитель танков не только заимствовал танковое шасси, но и имел вращающуюся башню. Такое решение несколько ограничивало используемый калибр орудия, но при этом существенно возрастала манёвренность огня. Впрочем, эта концепция довольно быстро ушла в тень. Дело в том, что уже к концу 1940 года стало ясно — для истребителя танков требуются орудия калибра 75 мм, а в идеале 76 мм. В итоге выбор пал на 3-дюймовую (76,2-мм) зенитную пушку M3. Это орудие, разработанное ещё в конце 20-х годов, и к началу Второй мировой войны не потеряло своей актуальности. Оно хоть и немного уступало по характеристикам 88-мм зенитной пушке Flak 18, но зато было более компактным. Расчёты показывали, что такое орудие вполне встанет и на лёгкое гусеничное либо полугусеничное шасси, правда, ценой установки в не вращающуюся рубку.
Поначалу проблему отсутствия необходимых шасси решили установкой 75-мм пушек M1897A4 на шасси полугусеничного бронетранспортёра M3. Работу инициировали в июне 1941 года — так на свет появилась 75-mm Gun Motor Carriage T12, позже стандартизированная как GMC M3. У этой боевой машины была целая масса недостатков: её броневая защита оказалась слишком слабой, да и силуэт получился немаленьким. К тому же орудие являлось эффективным до определённой поры, уже к 1943 году оно было слабоватым. Тем не менее, GMC M3 стала первым крупносерийным американским истребителем танков, причём, благодаря довольно простому и массовому шасси, их изготовили внушительным тиражом в 2202 экземпляра. Одновременно это была первая американская САУ, применённая в бою, более того, на второстепенных театрах военных действий она прослужила до конца войны. Тем не менее, к осени 1941 года стало очевидно, что требуется более мощное орудие, а также шасси на базе танка.
На момент принятия Департаментом вооружений решения о разработке среднего гусеничного истребителя танков единственной базой был Medium Tank M3. Главным достоинством являлось само наличие этого танка, а вот с остальным дела обстояли не очень. Во-первых, на фоне Medium Tank M3 шасси GMC T12 выглядело не столь уж высоким. Во-вторых, сектор обстрела у орудия получался совсем не выдающимся. В-третьих, ни о каком круговом вращении орудия не было и речи. Горизонтальный сектор обстрела составлял всего 33 градуса, даже у GMC M3 он был больше (40 градусов). Первые же тесты GMC T24, проведённые на Абердинском полигоне в ноябре 1941 года, наглядно показали, что единственным плюсом этой машины является использование базы среднего танка. Между тем в сентябре 1941 года на Абердинском полигоне начались испытания Medium Tank T6. В отличие от M3, на базе которого он разрабатывался, Medium Tank T6 имел 75-мм орудие, размещавшееся во вращающейся башне. Такое шасси выглядело более перспективно, тем более что диаметр погона башни составлял 1750 мм, что на тот момент было рекордом.
В начале ноября 1941 года в недрах Департамента вооружений начались работы по созданию самоходной артиллерийской установки с использованием в качестве базы Medium Tank T6. С ноября 1941 года в переписке база уже упоминалась как Medium Tank M4. Со стороны Департамента вооружений работы курировал майор Эмерсон Каммингс, будущий генерал-лейтенант. 12 ноября был подготовлен эскизный проект Gun Motor Carriage T35. Согласно ему, на шасси Medium Tank M4 ставилось 76-мм орудие T12, причём установка повторяла ту, что разработали для Heavy Tank T1. Орудие ставилось в измененную башню Medium Tank M4, частично открытую сверху и сзади.
Далее эскизный проект направили на Абердинский полигон, где к его изучению приступила группа инженеров-конструкторов, которая 26 ноября подготовила свой вариант GMC T35. Во-первых, вместо литого корпуса предлагалось использовать корпус сварной конструкции. Во-вторых, вместо радиального двигателя Continental R975 C4 предлагалось использовать спарку дизельных моторов GM 6-71. Данный мотор позже получил обозначение GM 6046. Эти двигатели предлагалось форсировать, чтобы получить максимальную скорость 56 км/ч. Башню предполагалось делать сварной, а экипаж сохранялся на уровне Medium Tank M4 — 5 человек. Работы GMC T35 на тот момент курировал капитан Квентин Берг, фактически он играл и роль ведущего инженера машины.
Работы по проектированию продолжились в декабре 1941 года. Для проверки проектных работ по силовой установке спарку дизелей установили в Medium Tank M3A3, при этом Абердинский полигон плотно контактировал с Уильямом Кроу, главой Detroit Diesel (разработчика силовой установки). Для достижения необходимой скорости пришлось вносить изменения в передаточные числа КПП. Как показали испытания, после переделок скорость выросла даже чуть сильнее — до 59 км/ч, при этом проблем с ходовой частью не наблюдалось. Одновременно вносились изменения в конструкцию корпуса и башни. Прежде всего это касалось толщины брони. Толщину бортов снижали до 19 мм, а лба корпуса — до 38 мм, что было напрямую связано со снижением массы. В самом конце декабря начались работы по изготовлению деревянного макета башни. На тот момент примерная боевая масса GMC T35 оценивалась в 27 442 кг.
26 декабря в программе GMC T35 произошло важное изменение. К работам подключилась компания Fisher Body, которая с апреля 1942 года начала выпуск дизельного Medium Tank M4, получившего обозначение Medium Tank M4A2. Для General Motors это была дочерняя компания, занимавшаяся производством кузовов. 17 января Абердинский полигон подготовил чертёж L-10264E, который довольно сильно отличался от исходного варианта. За счёт снижения высоты башни общая высота GMC T35 снизилась до 2438 мм. Также был подготовлен второй, ещё более пониженный вариант машины, получивший обозначение GMC T35E1. Общая высота уменьшилась до 2388 мм. К 21 января был подготовлен полноразмерный макет GMC T35, который немедленно отправили на Fisher Body, переименованный в Fisher Tank Division. Туда же (в Детройт) 25 числа приехал Берг, и на Fisher Tank Division началось обсуждение боевой машины.
По итогам обсуждения запускались работы сразу по двум проектам. В случае с T35E1 речь шла не только о снижении корпуса, но и о переделке его бортов. Бои на Филиппинах показали, что для эффективной защиты тонких бортовых листов их следует ставить под рациональными углами наклона. Именно это и реализовали в случае с T35E1. Кроме того, по запросу Истребительного командования было решено отказаться от установки курсового пулемёта. Лишилась машина и спаренного с пушкой пулемёта, а вместо перископического прицела использовался прицел телескопический.
На этом переделки отнюдь не закончились. Дальнейшее обсуждение пошло уже по линии башни. Проект, реализованный в эскизном проекте и полноразмерном макете, подвергся критике. Во-первых, снижение толщины брони делало башню уязвимой для огня противотанковых ружей и крупнокалиберных пулемётов. Во-вторых, «карман» в кормовой части позволял поражать расчёт сзади фланговым огнём. По этой причине в конце декабря начались работы по изменённой конструкции башни. Вырез в кормовой части ликвидировали, а бортовым листам придали рациональные углы наклона. Тогда же изменили и конструкцию подвижной бронировки — она становилась более развитой и получала V-образную форму, что увеличивало вероятность рикошета. Правда, при попадании в нижнюю часть бронировки рикошет происходил в крышу отделения управления, но тогда это никого не смутило. Изменённая башня предполагалась к установке и на T35, и на T35E1. Тогда же, в самом конце января 1942 года, башня лишилась вертикального стабилизатора орудия и электропривода поворота башни, а также генератора, который его питал. Таким образом, снижалась масса машины, но возникали проблемы со скоростью поворота башни. К тому же у башни отсутствовала подбашенная корзина, а это усложняло работу расчёта. Наконец, вместо сварной конструкции башня становилась литой.
К 21 февраля разработка GMC T35 и T35E1 была закончена на 95%, при этом на Fisher Tank Division началась сборка опытного образца T35. Вместе с тем продолжались работы по отдельным группам, особенно это касалось установки вооружения. Эти работы шли совместно с Абердинским полигоном. Окончательно же документация была закончена к 12 марта, что несколько задержало работы по изготовлению опытных образцов. Первым был готов опытный образец GMC T35, случилось это 10 апреля 1942 года. T35E1 несколько задержалась — эту машину завершили ближе к концу апреля 1942 года.
С точки зрения характеристик T35 и T35E1 оказались очень близки друг к другу. Боевая масса находилась примерно на уровне заданных требований — 25 955 кг без боекомплекта. Впрочем, на испытаниях, которые прошли 24 апреля на Абердинском полигоне, выяснилось, что максимальная скорость оказалась меньше расчётной — 48 км/ч. Средняя скорость по шоссе при этом составила 44,5 км/ч, а управляемость охарактеризовали как более высокую, чем у Medium Tank M4. В случае же с GMC T35E1 первые ходовые тесты показали меньшую скорость — 38,4 км/ч. Впрочем, это были механические проблемы. На самом деле эти машины были равнозначными, поэтому оставалось лишь выбрать, какой из вариантов корпусов пускать в работу. Очевидно, что вариант с наклонными бортами и кормовой частью выглядел предпочтительнее. 2 мая 1942 года состоялась демонстрация машин на полигоне. В её ходе, несмотря на проблемы, GMC T35E1 был утверждён для запуска в серию, при этом уже тогда машину неофициально приняли на вооружение как GMC M10. На самом деле это случилось несколько позже — в июне 1942 года. Также в июне орудие T12 стандартизировали как M7.
Как показало дальнейшее изучение GMC T35E1, проблемы со скоростью были связаны с неисправностями силовой установки. Об этом далеко не всегда говорится, но поначалу у двигателя GM 6046 имелись врождённые неисправности, которые удалось преодолеть далеко не сразу. Это, к слову, отмечали и на Medium Tank M4A2, которые шли в Советский Союз. При этом поначалу американская сторона утверждала, что проблема заключается в неправильной эксплуатации. Что же касается дальнейших тестов GMC T35E1, то 10-12 мая, при неполной боевой массе, машина смогла развить максимальную скорость 58 км/ч. Интересно, что уже тогда впервые обратили внимание на мотор Ford GAA, имевший более высокую мощность. Впрочем, на тот момент решение перейти на силовую установку для Medium Tank M4A3 ещё не приняли.
Помимо ходовых испытаний, 21-23 мая были проведены испытания обстрелом. Выяснилось, что борта толщиной 19 мм, установленные под рациональными углами наклона, надёжно защищают от огня крупнокалиберного пулемёта Browning M2HB на средних дистанциях (500-550 м). Также испытания показали надёжную защиту лобовой части башни от пулемётного огня на всех дистанциях. Далее продолжились ходовые испытания, которые проходили летом 1942 года. Также T35 и T35E1 продолжали участвовать в испытаниях стрельбой. Одним словом, их в полной мере использовали как лаборатории для обкатки решений, утверждаемых в серийной GMC M10.
Серия с разветвлением
Несмотря на то что общая концепция GMC T35E1 оказалась вполне удачной, это совсем не означало запуска машины в неизменном виде. На Абердинском полигоне продолжались работы над улучшением самоходки, особенно это касалось боевого отделения. Для начала переделке подвергалась башня. Помимо того, что она предполагалась сварной конструкции, башню упрощали и делали одновременно более технологичной. V-образную форму сохраняли только кормовые листы, а передние бортовые листы делали под рациональным углом наклона, но более простыми по форме. Также в июне 1942 года в кормовой части башни появился вертлюг для зенитного пулемёта Browning M2HB. Позже на верхних кормовых листах башни сделали крепления для шпор.
В мае-июне 1942 года продолжались работы и по орудийной установке. Помимо самой установки, переделке подверглась подвижная бронировка орудийной маски. Её в очередной раз переделали: бронировка стала больше, теперь она полностью прикрывала лобовую часть башни. От крепления орудийной установки отказались ввиду отдельного блока, прикручиваемого к носовой части башни на болтах. К слову, эту установку разработал Квентин Берг. Что же касается орудийных укладок и других внутренних элементов боевого отделения, то их разрабатывали на Fisher Tank Division. Также в Детройте занимались переработкой шасси — в частности, менялась конструкция кожуха трансмиссионного блока. Если на T35 использовался кожух из трёх частей, то на серийной машине к концу мая 1942 года решили использовать монолитный кожух, который изготовлялся, вместе с элементами трансмиссии, силами Buick. Продолжалась и борьба за снижение веса.
Определённые работы шли по шасси GMC M10 и на Абердинском полигоне. В июне 1942 года Квентин Берг разработал новую конструкцию сидений для механика-водителя и его помощника. Благодаря телескопической конструкции механик-водитель и его помощник в походном положении ехали, высунувшись из люков. Сами люки подверглись весьма существенным переделкам, а у механика-водителя появился дополнительный перископический прибор наблюдения. Существенно изменилась конструкция передних брызговиков, которые стали более развитыми и лучше справлялись со своими функциями.
Самым интересным изобретением Берга стала дополнительная бронезащита, разработанная им для GMC M10 летом 1942 года. По замыслу броневые листы крепились на болтах к лобовой части корпуса, а также на бортах корпуса и башни. Изюминка экранов состояла в том, что они ставились в случае необходимости, то есть, в отличие от немецких экранов, не стояли на машине постоянно. Крепления для экранов внедрили с самой первой серийной САУ, но фактически экраны в войсках не ставили. Кроме того, в начале августа 1942 года толщину экранов снизили, чтобы уменьшить нагрузку на шасси.
Финальные утряски конструкции GMC M10 продолжались вплоть до начала сентября 1942 года. Между тем с сентября Fisher Tank Division начала выполнение контракта 374-ORD-1880. Согласно ему, изготовлялось 1800 машин с серийными номерами 3-1802 и регистрационными номерами U.S.A. W-4040705-4042504. Уже в начале сентября первая серийная машина с регистрационным номером U.S.A. W-4040705 оказалась на Абердинском полигоне. Несмотря на все усилия, финальный вариант машины оказался чуть тяжелее расчётных данных. Полная масса машины, включая боекомплект, составила 27 669 кг, а максимальная скорость — 48 км/ч. Боекомплект составил 54 патрона к 76-мм орудию M7, чего было вполне достаточно для машины подобного класса, особенно с учётом наличия вращающейся башни вместо рубки. Укладки первой очереди разместили с внутренней стороны башни в её кормовой части.
Как это часто бывает с первенцами, уже после начала серийного производства стали проявляться некоторые недочёты, которые не удалось выявить в ходе испытаний опытных машин. Начавшиеся в сентябре 1942 года испытания первой серийной GMC M10 вскрыли одну серьёзную проблему, на которую указывали ещё в ходе испытаний T35 и T35E1. Стремление снизить боевую массу привело к тому, что башня не имела кормовой ниши, а довольно тяжёлая орудийная установка создавала неуравновешенность башни. На M10 ситуация только обострилась, поскольку орудийная установка получила ещё более массивную бронировку. Результатом стали повышенные нагрузки на носовую часть башни, а это привело к большим усилиям на механизмы наводки. Кроме того, ходовые испытания выявили случаи поломки стопора по-походному, причём эта же проблема выплывала и ранее.
Каких-то радикальных способов решения проблемы с балансом башни не имелось, поскольку M10 уже находилась в серийном производстве. Пришлось подстраиваться под уже имевшуюся конструкцию башни. Решение проблемы оказалось простым и бесхитростным: вместо шпор на верхние кормовые листы башни стали крепить балласт. Это позволило решить проблему с балансировкой, но стоило лишних 1640 кг массы. По итогам переделок боевая масса GMC M10 выросла до 29 574 кг, впрочем, даже с подросшей боевой массой САУ была более чем на 2 т легче Medium Tank M4A2. Как показали испытания в Советском Союзе, где тестировалась модернизированная машина раннего выпуска, реально максимальная скорость достигала 50 км/ч. Балласт срочно внедрили в серию, но несколько сотен M10, не имевших противовесов, попало в войска и даже успело повоевать без него. Заводские противовесы поставили на эти самоходки уже позже, в ходе ремонта (их можно легко отличить по наличию крепления для шпор).
Установка противовесов и решение проблем с орудием являлись далеко не единственными изменениями, которые происходили с GMC M10 осенью 1942 года. Как уже говорилось выше, в мае 1942 года был поднят вопрос об установке в T35/T35E1 двигателя Ford GAA. Тогда этого не случилось, но к данной силовой установке вернулись спустя несколько месяцев. Причиной тому стало даже не повышение мощности двигателя или переход на бензиновый, а также более простой мотор, а расширение производства. С августа 1942 года на заводе Ford начался выпуск Medium Tank M4A3, оснащённых моторами Ford GAA. Эта версия стала самой быстрой в семействе: благодаря меньшей массе и более мощной силовой установке Medium Tank M4A3 развивал максимальную скорость 42 км/ч, причём она могла быть и выше, но ставился ограничитель. Правда, первое время выпуск M4A3 шёл только на заводе Ford, и объёмы производства не впечатляли. Достаточно сказать, что даже на пике выпуска Ford производил не более 150-156 танков ежемесячно. Тем не менее, более мощный двигатель сулил более высокую подвижность, поэтому с Ford подписали контракт 374-ORD-1213 на выпуск 1038 машин, получивших обозначение GMC M10A1.
Первые 3 машины с моторами Ford GAA были сданы в октябре 1942 года. Аналогично M10, первые GMC M10A1 не имели противовесов, и испытывали похожие проблемы с башнями. Впрочем, даже после установки противовесов боевая масса оказалась меньшей — 29 т. Впрочем, официальная скорость осталась на уровне M10, зато лишние 90 л.с. были явно нелишними в тяжёлых дорожных условиях. Внешне M10 и M10A1 выглядели практически идентично, разницу можно заметить по надмоторной плите и кормовой части корпуса.
Гораздо большие возможности Fisher Tank Division хорошо видны по темпу выпуска самоходок. Только за 4 месяца 1942 года там сдали 611 машин (105+170+137+199). Ford за 1942 год смог сдать всего 28 единиц (3+18+17). Уже в январе 1943 года Fisher уверенно «пробил» планку в 200 единиц, в феврале был пройден порог в 300 машин, а в апреле — 400. Столь высокие темпы выпуска заставили заключать дополнительные контракты. Сначала с Fisher Tank Division заключили контракт 374-ORD-1880 на выпуск 1200 машин с серийными номерами 2841-4040 и регистрационными номерами U.S.A. W- 4081054-4082253. Этого объёма хватило ненадолго, так что уже вскоре был заключен контракт 374-ORD-1880 на выпуск ещё 1117 машин с серийными номерами 5991-7107 и регистрационными номерами U.S.A. W- 40110110-40111226. Наконец, последний контракт T-7581 заключили на выпуск 876 машин с серийными номерами 7108-7983.
Уже к началу 1943 года M10 стала самой массовой средней САУ по ежемесячному выпуску. Только Fisher Tank Division выпустил за первое полугодие 1943 года 2190 машины данного типа (276+340+330+428+416+400). Постепенно выправлялось и производство на Ford. За первое полугодие 1943 года там сдали 711 GMC M10A1 (56+116+150+133+123+133). Таким образом, в пиковые месяцы выпуска производилось около 550 самоходок. Таких темпов производства средних истребителей танков не было ни в одной стране мира, и это при том, что американцы задействовали всего два завода.
Столь высокий темп выпуска не означал, что машина не будет меняться. В 1943 году башня была несколько изменена: за счёт изменения наклона верхних кормовых листов удалось несколько увеличить объём боевого отделения. Одновременно изменили и противовесы, которые получили выемки, использовавшиеся, в том числе, для размещения личных вещей. Кроме того, с весны 1943 года в дополнение к телескопическому прицелу стала использоваться панорама для стрельбы с закрытых позиций. Также на M10/M10A1 последних выпусков отказались от креплений экранов, которые, как уже говорилось, практически не использовались в войсках. В целом же изменения GMC M10/M10A1 по ходу производства, оказались незначительными, особенно на фоне Medium Tank M4, который за первые полтора года выпуска изменился куда сильнее.
Звезда GMC M10 стала постепенно закатываться во второй половине 1943 года. Первым выпуск прекратил Ford, причём это касалось танкового выпуска на Ford в целом. За второе полугодие 1943 года там сдали 299 машины (124+131+44). В общей сложности, как следовало по контракту 374-ORD-1213, Ford сдал 1038 GMC M10A1 с серийными номерами 1803-2840 и регистрационными номерами U.S.A. W- 4046509-4047546. Самое интересное, что на этом выпуск GMC M10A1 не прекратился. С Fisher Tank Division заключили контракт 374-ORD-1213, по которому сдали 375 машин с серийными номерами 7984-8358 и регистрационными номерами U.S.A. W-40112380-40112754 (2 — в августе 1943 года, 150 — в сентябре и 220 — в ноябре). Помимо этого, Fisher сдала ещё 300 шасси GMC M10A1, которые позже пошли на выпуск GMC M36. Что же касается GMC M10, то они продержались дольше M10A1. За второе полугодие 1943 года их сдали 2192 штуки (402+465+498+350+237+240). Таким образом, суммарно Fisher Tank Division изготовила 4993 M10, плюс, совместно с Ford, сдали 1413 GMC M10A1. САУ семейства GMC M10 стали не только самыми массовыми американскими истребителями танков, но и вторыми по массовости истребителями танков в истории. Больше было только StuG 40 Ausf.G, но они выпускались гораздо дольше и не могут похвастаться столь внушительными объёмами ежемесячного выпуска.
Рабочая лошадка истребителей танков
Как показывает практика, обычно от начала серийного выпуска боевой единицы до её боевого применения проходит от 3 до 5 месяцев. Примерно это и произошло с GMC M10. В первую очередь, данные машины стали поступать в учебные центры, и лишь ближе к концу 1942 года начались отправки непосредственно в боевые части. Кроме того, необходимо помнить, что на тот момент приоритетным театром военных действий являлась Северная Африка, а это означало, что сначала подразделения, вооружённые новыми машинами, следовали в Англию, а уже оттуда направлялись в район боевых действий. Поэтому между началом выпуска GMC M10 и их боевым дебютом была ещё более долгая пауза — полгода.
Машины поступали в дивизионы истребителей танков. Штатная структура, утверждённая в июне 1942 года, предполагала смешанные батареи. По состоянию на лето 1942 года типовой матчастью батареи являлся взвод из 4 лёгких истребителей танков GMC M6, вооружённых 37-мм противотанковыми пушками, а также два взвода, суммарно вооружённых 8 GMC M3. Впрочем, уже к концу 1942 года стало очевидно, что время GMC M6 прошло — эти машины оказались практически бесполезными против немецких средних танков. Поэтому часть дивизионов истребителей танков имели по 12 GMC M3 в каждой батарее, а суммарно их число достигало 36 штук. Нельзя сказать, что GMC M3 была при этом панацеей, но, по крайней мере, мощь установленного на ней орудия была сопоставима с орудием M3, установленном на Medium Tank M4A1.
Первые GMC M10 прибыли в Северную Африку в январе 1943 года. Их получил 899-й дивизион истребителей танков, который к концу января 1943 года прибыл в Касабланку. Дивизион, которым командовал подполковник Максвелл Тинчер, получил машины первой производственной серии, которая имела проблемы с балансировкой башни. Проблему решили на месте: вместо креплений для шпор на кормовых листах башни разместили импровизированные противовесы, благодаря чему балансировка пришла в норму. Что же касается шпор, то их стали крепить на бортах корпуса, используя бонки для установки экранов. Подобный вид стал типовым для GMC M10, участвовавших в боях на территории Северной Африки и Сицилии.
Дебют новых самоходных артиллерийских установок случился 23 марта 1943 года у Эль-Геттара в Тунисе. В этот день 601-й и 899-й дивизионы отражали атаку 10-й немецкой танковой дивизии. Сражение у Эль-Геттара лишний раз показало, что время GMC M3 уходит: за день 601-й дивизион потерял 24 машины данного типа. Совсем иначе действовал 899-й дивизион: используя преимущество в огневой мощи, GMC M10 могли поражать немецкие танки с дальних дистанций. В результате потери 899-го дивизиона составили 7 машин, 5 убитых самоходчиков и 15 раненых. В свою очередь, суммарно два дивизиона уничтожили до 40 немецких танков. Следует отдельно сказать про огневую мощь 76-мм орудий M7. Как показали испытания в Советском Союзе, бронепробиваемость снарядов американской пушки была сопоставима с 88-мм орудием Flak 18 и KwK 36 L/56. Таким образом, на средних дистанциях американский истребитель танков мог бороться с немецким тяжёлым танком Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E.
Успех под Эль-Геттаром стал сигналом к срочному перевооружению дивизионов истребителей танков на новую машину. Уже в мае 1943 года типовой структурой такого дивизиона стали три батареи, суммарно имевшие 36 установок GMC M10. Неудивительно, что GMC M3 уже к моменту высадки на Сицилии стали исчезающим видом, а в Италии они и вовсе встречались в единичных количествах. Впрочем, говорить о том, что это была идеальная самоходная артиллерийская установка, не стоит. Одним из существенных минусов M10 являлось наличие только ручного механизма поворота башни, что существенно снижало скорость её поворота. По этой причине в течение 1943 года разрабатывались различные варианты улучшенного привода поворота башни, включая гидравлический привод. Впрочем, на серийных машинах они так и не появились. Гораздо больше информации можно почерпнуть из советских исследований данной машины, которые проводились в 1943-1944 годах. Они касались прежде всего удобства работы расчёта боевого отделения. Отмечались неудобные откидные сиденья, а также невозможность вести огонь и поворачивать башню одновременно. Отсутствовали смотровые приборы, обеспечивающие обзор из машины без необходимости высовывания головы и риска получить в неё пулю. Патроны основных укладок к орудию M7 находились в футлярах, выемка их оттуда снижала скорострельность до 4-6 выстрелов в минуту. Также отмечалась сложность покидания боевого отделения, не имевшего люков.
Уже к осени 1943 года дивизионы истребителей танков, вооружённые GMC M10, стали типовым средством усиления пехотных и бронетанковых дивизий. Примерно в это же время данные машины стали поступать и на тихоокеанский ТВД. Следует отметить, что на Тихом океане противодействие японских танков было гораздо ниже, более приоритетными целями являлись вражеские укрепления. И вот тут, на фоне аналогов, у M10 имелись некоторые проблемы. Дело в том, что осколочно-фугасный снаряд M42A1 имел всего 390 г взрывчатого вещества (для сравнения, у осколочно-фугасного снаряда ОФ-350 орудия Ф-34/ЗИС-3 масса ВВ составляла 740 г). Даже GMC M3 в этом смысле была более эффективной, поскольку 75-мм осколочно-фугасный снаряд M48 имел 680 г ВВ. Кстати говоря, GMC M3 на Тихом океане задержалась куда дольше — минимум до 1944 года, а некоторые дожили и до конца войны.
GMC M10 оставалась стандартным оснащением истребителей танков и летом 1944 года, в ходе высадки в Нормандии. Впрочем, к тому моменту ситуация несколько изменилась, причём не в лучшую сторону. Во-первых, во Франции у немцев уже имелось несколько сотен средних танков Pz.Kpfw.Panther, лобовая деталь корпуса которых не поражалась 76-мм орудием M7 ни с каких дистанций. Также имелись истребители танков Jagdpanzer IV, чья броня пробивалась на сравнительно небольших дистанциях. Во-вторых, к лету 1944 года появилась и другая американская самоходка, имевшая 76-мм орудие — GMC M18. Кроме того, часть Medium Tank M4 также имела 76-мм орудия. Тем не менее, M10 продолжали составлять основу матчасти дивизионов истребителей танков до самого конца войны.
По итогам боевого применения нельзя сказать, что та же GMC M18 сильно превосходила GMC M10. Да, на стороне M18 была более высокая подвижность и более низкий силуэт, а также более высокая скорость поворота башни. Другое дело, что броневая защита GMC M10 оказалась выше, да и с подвижностью дела у неё обстояли не так уж плохо. На испытаниях в СССР средняя скорость чистого движения по асфальту составила 37,5 км/ч — вполне приличный показатель для машины данного класса. К тому же опыт боёв показывал, что M10 вполне эффективно борется и против «Пантер». Особенно показательными оказались результаты применения GMC M10 французскими подразделениями. 13 сентября 1944 года французы устроили разгром 112-й немецкой танковой бригаде. В ходе боёв за Домпэр немцы потеряли в общей сложности 60 танков, из них 34 Pz.Kpfw.Panther. Ключевую роль в этом сражении сыграли как раз GMC M10. Подобные бои оказались не единичными — одним словом, в умелых руках эта машина обладала серьёзным потенциалом.
Как это происходило и с американскими танками, в ходе боевых действий GMC M10 постепенно подвергались переделкам с точки зрения усиления защиты. Впрочем, имелись и специфичные модификации, характерные именно для M10. Прежде всего это касается защиты боевого отделения. Дело в том, что открытая сверху башня была уязвима не только к осадкам, но и к вражеским гранатам, а также пулям и осколкам снарядов. Особенно актуально это было в городских условиях, где «сюрпризы» летели с завидным постоянством, поэтому в войсках начали импровизировать. К началу 1945 года полевые мастерские стали изготовлять импровизированные крыши, которые имели откидные секции, а также амбразуры.
Не остались в стороне по данному вопросу и на официальном уровне. К марту 1945 года была разработана аналогичная конструкция, причём не только для GMC M10, но и для GMC M36. Общая масса крыши боевого отделения составила 363 кг. Она оказалась более продуманной: за счёт установки на специальных кронштейнах обзорность почти не снижалась, как и вентиляция. Вместо 1-2 съёмных секций их ставилось 3, что упрощало их открытие. Также крыша почти не мешала стрельбе из зенитного пулемёта. Сколько таких комплектов было сделано, неизвестно, но, судя по дате их изготовления, на фронт они почти не попали.
Довольно странная ситуация сложилась с GMC M10A1. Несмотря на то что этих машин выпустили весьма приличное количество, большинство из них в исходном виде так и не попали на фронт. В основном эти самоходки применялись как учебные машины. Более того, в 1945 году примерно половина из M10A1 оказалась переделанной в GMC M36.
В заключение стоит отметить, что для первой серийной машины подобного класса, сконструированной в США, GMC M10 получилась очень удачной. Несмотря на довольно странную концепцию самоходной установки с вращающейся башней, эта идея вполне сработала. Правильной оказалась и идея максимального снижения массы для повышения подвижности. Кроме того, шасси GMC M10 оказалось вполне пригодным для дальнейших модернизаций, которые привели к созданию GMC M36 — самого мощного американского истребителя танков военного периода, чья карьера продолжалась полвека.
Источники и литература:
- NARA
- ЦАМО РФ
- Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994
- https://www.tankdestroyer.net
- Фотоархив автора
Комментарии к данной статье отключены.