Три немецких субмарины времён Второй мировой войны были обнаружены в развалинах бункеров в морском порту Гамбурга (в устье реки Эльба). Новость об этом событии весь прошлый год кочевала по сайтам Сети. Интриги добавляло то, что эти лодки якобы уже были найдены в 1985 году в результате неких поисковых работ. Достоверность этого сообщения подтверждалась не очень качественными фотографиями затопленных сигарообразных корпусов неизвестных подводных лодок среди бетонных руин.
Более пристальное изучение темы показало, что на самом деле данное событие сенсацией не является, а о существовании подлодок в развалинах гамбургских бункеров было известно еще со времен войны. Три подлодки Кригсмарине (подводные корабли серии Type XXI с порядковыми номерами U-2505, U-3004 и U-3506) действительно долгие годы находились под сводами разрушенного в 1945 году бункера «Эльба-II». Немецкие власти долгие годы предпринимали попытки демонтажа полуразрушенных бункеров, и в настоящее время сооружения разрушены, а останки подводных лодок похоронены внутри.
Подводные лодки этой серии для своего времени были почти совершенным оружием. Многие специалисты сходятся во мнении, что если бы они появились на пару лет раньше, Гитлер имел бы шансы выиграть войну в Атлантике. В этих подлодках были реализованы все передовые достижения немецкой науки и техники.
Имея полное водоизмещение более 2000 тонн, дизель-электрическую силовую установку мощностью около 4000 л.с. и электрические двигатели мощностью в 5000 л.с., подлодка серии Type XXI могла погружаться на глубину более 250 метров. Субмарина имела автономность плавания 15,5 тыс.миль в надводном и 340 миль — в подводном положении, могла по нескольку дней находиться под водой без всплытия и была вооружена шестью торпедными аппаратами с боезапасом в 23 торпеды. Длина лодки составляла почти 77, а наибольшая ширина — 8 метров. С мощными двигателями, новейшими на то время гидронавигационными приборами, торпедами с акустическим самонаведением, субмарина серии TYPE-XXI была крайне опасным соперником на море. Лодка была малошумной, что делало её труднообнаружимой для надводных кораблей. Кроме того, обладая хорошей подводной скоростью (17 узлов), субмарина была оснащена средствами постановки гидроакустических помех в виде пузырьковой завесы и легко уходила от возможного преследования кораблей охранения.
На момент окончания войны в процессе достройки на верфях нацистской Германии находилось 118 лодок этой серии. Однако союзные войска предусмотрительно с помощью массированных бомбардировок судостроительных заводов уничтожили или повредили большую часть субмарин прямо в доках и у причалов. В результате в боевых действиях смогли принять участие только две из них – U-2511 и U-3008.
Пережили авианалёты и три подлодки в бункере «Эльба-II». В апреле 1945 года несколько бомб упали на крышу бункера, причинив ей лишь незначительные повреждения. Больше других частей здания пострадали ворота бункера, который был спроектирован с запасом прочности, позволявшим выдерживать подобные налёты и обеспечивать защиту укрываемых в нем боевых кораблей. Бетонные многослойные стены бункера имели 2,5, а крыша – 3 метра толщины. Здание имело в плане форму прямоугольника длиной 122 метра и общей шириной примерно 45 метров. Два основных помещения (пеналы) бункера вмещали по три подлодки.
Подобные сооружения строились в Германии согласно единого плана, утверждённого в 1939 году, целью которого было обеспечение возможности непрерывного строительства, ремонта и обслуживания подводного флота в условиях войны и вражеских бомбардировок. В борьбе за господство на море Германия делала ставку на свой подводный флот, поэтому строительство бункеров и убежищ для кораблей являлось задачей государственной важности.
Бункеры строились на побережье Германии и других стран Европы – Дании, Бельгии, Норвегии. Места для таких объектов выбирались в районе портов, заводов, причалов, доков, в устье рек. Более того, защитной кровлей оборудовались даже некоторые речные шлюзы, так как лодка, находившаяся в шлюзе в момент спуска или набора воды, представляла собой идеальную мишень для самолётов противника. Всего немцами в Европе было построено почти два десятка бункеров и капитальных укрытий, среди которых наиболее известны «Финк-II», «Конрад», «Валентин» в Германии, а также бункеры во французских портах Бордо, Сен-Назер, Брест и т. д.
Почти все сооружения военного назначения, построенные в годы войны, были или разрушены в результате бомбардировок, или взорваны впоследствии оккупационными войсками. Постигла такая судьба и бункер «Эльба-II». В ноябре 1945 года инженерные части британских оккупационных сил заминировали и взорвали его, использовав для этого почти полсотни авиационных бомб. Стены бункера были разрушены, а кровля рухнула на стоявшие внутри три подлодки, существенно повредив их.
После войны новые немецкие власти несколько раз пытались демонтировать развалины бункера и разоружить лодки, на борту которых могло сохраниться оружие и взрывоопасные боеприпасы. К тому же, аккумуляторные батареи подлодок и остатки топлива представляли опасность для окружающей среды. Работы по наведению порядка продолжались много лет с длительными перерывами в периоды отсутствия должного финансирования. Чрезвычайно мощная, но полуразрушенная конструкция бункера делала такие работы крайне сложными, опасными и дорогостоящими. На сегодня остатки зданий бункера полностью демонтированы, помещения с останками подлодок засыпаны щебнем и залиты бетоном. На месте бывшего военного объекта выстроена стоянка для автомобилей и складирования контейнеров.
Несколько подводных лодок этой серии после войны были приняты службу в военно-морской флот других стран. А самые удачные конструктивные технические решения немецких инженеров, реализованные в данном проекте, использовались активно судостроителями стран-победительниц во Второй мировой войне. Четыре лодки серии U – 3515, 2529, 3035 и 3041 входил в состав ВМФ СССР и несли службу до 1957-58 годов, причем U-3515 (в советской классификации – Б-27) была сдана в переплавку только в 1973 году.
Уцелевшие в годы войны и снятые с вооружения подводные лодки часто служат мирным целям, становясь музеями и памятниками. Немецкая подводная лодка серии Type XXI U-2540, поднятая со дна моря в 1957 году, сегодня эксплуатируется в качестве плавучего музея в городе Бремерхафен в Германии. Всего в мире сохранилось четыре лодки данной серии.
Комментарии к данной статье отключены.