• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    0

    Битва за Атлантику: потери германских подводников. Часть I

    • ВМВ
    • подводные лодки
    Андрей Малеев
    30 April '14

    Боевые действия германских подводников в период Второй мировой войны представляют собой непрерывную цепь сражений практически на всех просторах мирового океана (от Ньюфаундленда до Австралии и от Арктики до мыса Доброй Надежды). Наиболее известным из этих сражений является Битва за Атлантику – боевые действия подводных лодок на атлантических коммуникациях в период 1939–1945 годов. По продолжительности, размерам театра военных действий и материальным затратам сторон Битва за Атлантику не имеет аналогов во всемирной истории войн на море. Определяющими для результата любого сражения являются такие факторы как: особенности поля боя и их использование противоборствующими сторонами; силы сторон; компетентность управления. В рамках настоящей статьи мы рассмотрим статистику потерь германских подводных лодок и расскажем о влиянии отдельных факторов на исход Битвы за Атлантику.

    Суда союзного конвоя в гавани Бедфорд-Бейсин в Галифаксе
    Источник: http://waralbum.ru/174243/

    В первой половине ХХ века морские перевозки по атлантическим линиям составляли порядка трех четвертей от мирового грузооборота морского транспорта. Их основными направлениями являлись:

    1. Североатлантическое – из портов восточного побережья Канады и США в порты Западной Европы (преимущественно в Великобританию). Общий объем перевозок составлял около 65% от всего грузооборота в Атлантике;
    2. Южноатлантическое – из британских колоний в Азии и Африке вдоль африканского побережья в порты Великобритании и через Гибралтар в средиземноморские порты. Общий объем перевозок — около 20% от всего грузооборота в Атлантике;
    3. Западноатлантическое – из портов Южной Америки и из портов Тихого океана через Панамский канал в порты восточного побережья Канады и США. Общий объем перевозок – около 10% от всего грузооборота в Атлантике;
    4. Центральноатлантическое – из портов восточного побережья Канады и США через Гибралтар в средиземноморские порты. Общий объем перевозок составлял 5% от всего грузооборота в Атлантике.

    Основными узлами транспортных коммуникаций являлись:

    1. Западные, юго-западные и южные подходы к Великобритании;
    2. Восточные и северо-восточные подходы к Канаде и США;
    3. Район Гибралтара;
    4. Район Панамского канала.

    Развертывание подводной войны на атлантических коммуникациях позволяло Германии в случае достижения успеха решить ряд стратегических задач, способных оказать существенное влияние на ход Второй мировой войны, а именно:

    1. Нарушение снабжения Великобритании сырьем, что позволило бы существенно снизить объемы ее военного производства, а при благоприятном стечении обстоятельств вызвать коллапс всей системы обеспечения жизнедеятельности государства и спровоцировать выход Великобритании из войны;
    2. Нарушение снабжения войск антигитлеровской коалиции на Средиземноморском театре военных действий;
    3. Нарушение снабжения СССР военной техникой и стратегически важными материалами
    Торпедированный немецкой подводной лодкой U-28 голландский танкер «Эулота» уходит под воду
    11 марта 1940 года.
    Источник: http://waralbum.ru/170648/

    О значении, придававшемся германским командованием ведению боевых действий в Атлантике, можно судить на основании данных о потерях подводных лодок на различных театрах военных действий. Общие потери Кригсмарине, понесенные в ходе боевых походов, составили 644 подводные лодки (здесь и далее статистические данные приводятся по книге Константина Залесского «Вооруженные силы Третьего Рейха»). География потоплений германских подводных лодок выглядит следующим образом:

    Район

    Количество потопленных подлодок

    Процент от общего количества потопленных подлодок

    Атлантический океан

    435

    67

    Средиземное море

    64

    10

    Пролив Ла-Манш

    33

    5

    Северный Ледовитый океан

    24

    4

    Индийский океан

    12

    2

    Балтийское море

    11

    2

    Северное море и побережье Норвегии

    52

    8

    Гибралтар

    7

    1

    Нет данных

    6

    1

    Итого

    644

    100

    Потери Кригсмарине в Атлантике составили 435 подводных лодок из общих 644 (67% от общих потерь), что позволяет сделать вывод о приоритетности Атлантического театра военных действий для германских подводников.

    Распределение потерь германских подводников в Атлантике по годам выглядят следующим образом:

    1939

    1940

    1941

    1942

    1943

    1944

    1945

    Итого

    Общие потери германских подлодок

    9

    21

    33

    78

    225

    202

    76

    644

    Потери в Атлантике

    4

    9

    23

    58

    195

    106

    40

    435

    Процент потерь в Атлантике от общих потерь

    44

    43

    70

    74

    87

    52

    53

    67

    В предвоенные годы военная доктрина Германии базировалась на необходимости избежать затяжной войны на истощение. Принятая доктрина «молниеносной войны» предусматривала проведение последовательных кратковременных военных кампаний и требовала создания решающего превосходства над противником, позволяющего провести его полный разгром в ограниченные сроки. Ограничения, наложенные на Германию Версальским мирным договором, исключали возможность создания решающего количественного перевеса, что предопределило акцент в строительстве германских вооруженных сил вообще и подводных сил в частности на создании качественного превосходства. Тактика ведения подводной войны требовала от германских подводников решения ряда последовательных задач: выход в район боевого патрулирования, обнаружение цели, проведение атаки, возвращение на базу. В начале войны германские подводники имели ряд тактических преимуществ, позволявших решать поставленные задачи в условиях «молниеносной войны» и относительно малым количеством подводных лодок:

    1. В начальный период войны у союзников отсутствовала эффективная система противолодочных рубежей, которая позволяла бы эффективно противодействовать выходу германских подводных лодок в районы боевого патрулирования. Организация таких рубежей требовала времени и существенных материальных затрат;
    2. Массовый грузопоток гарантировал нахождение цели для каждой подводной лодки в каждом походе, что позволяло добиться максимальной эффективности ведения боевых действий. Существенно облегчало немцам поиск и использование торговыми судами для переговоров с береговыми службами либо так называемого «открытого текста» либо коммерческого радиокода малой надежности;
    3. Значительная протяженность коммуникаций и ограниченный количественный состав кораблей противолодочной обороны не позволяли противникам Германии организовать массированную оборону всех перемещаемых грузов, а, следовательно, снижали возможные потери Кригсмарине.
    Торпедированный немецкой подводной лодкой U-47 бельгийский пароход «Вилль д'Арлон» уходит под воду
    Источник: http://waralbum.ru/168593/

    Превращение Второй мировой войны в затяжную войну существенно снижало роль германских тактических преимуществ по следующим причинам:

    1. Организация союзниками по антигитлеровской коалиции противолодочных рубежей;
    2. Проведение британцами мобилизационных мероприятий, что позволяло привлечь в состав их флота значительное количество малотоннажных гражданских судов, которые могли быть использованы в качестве противолодочных средств. Массовое использование подобных судов, несмотря на кажущуюся низкую эффективность отдельного судна, позволяло взять под контроль ближайшие подступы к морским портам западного, юго-западного и южного побережий Британии. Плотный контроль подходов к портам вынуждал немцев переносить район боевых действий своих подводных лодок вглубь Атлантики, сокращая время их боевого патрулирования (за счет увеличения времени на переходы);
    3. Организация морских конвоев, которая осложняла германским подводникам поиск целей и позволяла союзникам усиливать противолодочную оборону транспортных судов.
    Конвой союзников в Атлантике. Фото сделано с патрульного дирижабля ВМФ США, 1943–1945 годы
    Источник: http://waralbum.ru/196053/

    Вторая часть статьи

    Андрей Малеев

    Американский подводный вампир на Warspot.ru
    Американский подводный вампир
    Корабли, пережившие кайзера и фюрера на Warspot.ru
    Корабли, пережившие кайзера и фюрера
    Кровавый след югославского «Дракона» на Warspot.ru
    Кровавый след югославского «Дракона»
    Поделиться
    • 24
    • 8
    • 0
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Подводная лодка против самолета: дуэль в Атлантике на Warspot.ru
    Подводная лодка против самолета: дуэль в Атлантике
    300 секунд до гибели, или сражение без победителей на Warspot.ru
    300 секунд до гибели, или сражение без победителей
    Цифры Warspot: 116 немецких подлодок  на Warspot.ru
    Цифры Warspot: 116 немецких подлодок
    U 96: Рыцарский крест  на Warspot.ru
    U 96: Рыцарский крест
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Неизвестный
    © 2014 — 2022 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google