Боевые действия германских подводников в период Второй мировой войны представляют собой непрерывную цепь сражений практически на всех просторах мирового океана (от Ньюфаундленда до Австралии и от Арктики до мыса Доброй Надежды). Наиболее известным из этих сражений является Битва за Атлантику – боевые действия подводных лодок на атлантических коммуникациях в период 1939–1945 годов. По продолжительности, размерам театра военных действий и материальным затратам сторон Битва за Атлантику не имеет аналогов во всемирной истории войн на море. Определяющими для результата любого сражения являются такие факторы как: особенности поля боя и их использование противоборствующими сторонами; силы сторон; компетентность управления. В рамках настоящей статьи мы рассмотрим статистику потерь германских подводных лодок и расскажем о влиянии отдельных факторов на исход Битвы за Атлантику.
В первой половине ХХ века морские перевозки по атлантическим линиям составляли порядка трех четвертей от мирового грузооборота морского транспорта. Их основными направлениями являлись:
- Североатлантическое – из портов восточного побережья Канады и США в порты Западной Европы (преимущественно в Великобританию). Общий объем перевозок составлял около 65% от всего грузооборота в Атлантике;
- Южноатлантическое – из британских колоний в Азии и Африке вдоль африканского побережья в порты Великобритании и через Гибралтар в средиземноморские порты. Общий объем перевозок — около 20% от всего грузооборота в Атлантике;
- Западноатлантическое – из портов Южной Америки и из портов Тихого океана через Панамский канал в порты восточного побережья Канады и США. Общий объем перевозок – около 10% от всего грузооборота в Атлантике;
- Центральноатлантическое – из портов восточного побережья Канады и США через Гибралтар в средиземноморские порты. Общий объем перевозок составлял 5% от всего грузооборота в Атлантике.
Основными узлами транспортных коммуникаций являлись:
- Западные, юго-западные и южные подходы к Великобритании;
- Восточные и северо-восточные подходы к Канаде и США;
- Район Гибралтара;
- Район Панамского канала.
Развертывание подводной войны на атлантических коммуникациях позволяло Германии в случае достижения успеха решить ряд стратегических задач, способных оказать существенное влияние на ход Второй мировой войны, а именно:
- Нарушение снабжения Великобритании сырьем, что позволило бы существенно снизить объемы ее военного производства, а при благоприятном стечении обстоятельств вызвать коллапс всей системы обеспечения жизнедеятельности государства и спровоцировать выход Великобритании из войны;
- Нарушение снабжения войск антигитлеровской коалиции на Средиземноморском театре военных действий;
- Нарушение снабжения СССР военной техникой и стратегически важными материалами
О значении, придававшемся германским командованием ведению боевых действий в Атлантике, можно судить на основании данных о потерях подводных лодок на различных театрах военных действий. Общие потери Кригсмарине, понесенные в ходе боевых походов, составили 644 подводные лодки (здесь и далее статистические данные приводятся по книге Константина Залесского «Вооруженные силы Третьего Рейха»). География потоплений германских подводных лодок выглядит следующим образом:
Район |
Количество потопленных подлодок |
Процент от общего количества потопленных подлодок |
---|---|---|
Атлантический океан |
435 |
67 |
Средиземное море |
64 |
10 |
Пролив Ла-Манш |
33 |
5 |
Северный Ледовитый океан |
24 |
4 |
Индийский океан |
12 |
2 |
Балтийское море |
11 |
2 |
Северное море и побережье Норвегии |
52 |
8 |
Гибралтар |
7 |
1 |
Нет данных |
6 |
1 |
Итого |
644 |
100 |
Потери Кригсмарине в Атлантике составили 435 подводных лодок из общих 644 (67% от общих потерь), что позволяет сделать вывод о приоритетности Атлантического театра военных действий для германских подводников.
Распределение потерь германских подводников в Атлантике по годам выглядят следующим образом:
|
1939 |
1940 |
1941 |
1942 |
1943 |
1944 |
1945 |
Итого |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Общие потери германских подлодок |
9 |
21 |
33 |
78 |
225 |
202 |
76 |
644 |
Потери в Атлантике |
4 |
9 |
23 |
58 |
195 |
106 |
40 |
435 |
Процент потерь в Атлантике от общих потерь |
44 |
43 |
70 |
74 |
87 |
52 |
53 |
67 |
В предвоенные годы военная доктрина Германии базировалась на необходимости избежать затяжной войны на истощение. Принятая доктрина «молниеносной войны» предусматривала проведение последовательных кратковременных военных кампаний и требовала создания решающего превосходства над противником, позволяющего провести его полный разгром в ограниченные сроки. Ограничения, наложенные на Германию Версальским мирным договором, исключали возможность создания решающего количественного перевеса, что предопределило акцент в строительстве германских вооруженных сил вообще и подводных сил в частности на создании качественного превосходства. Тактика ведения подводной войны требовала от германских подводников решения ряда последовательных задач: выход в район боевого патрулирования, обнаружение цели, проведение атаки, возвращение на базу. В начале войны германские подводники имели ряд тактических преимуществ, позволявших решать поставленные задачи в условиях «молниеносной войны» и относительно малым количеством подводных лодок:
- В начальный период войны у союзников отсутствовала эффективная система противолодочных рубежей, которая позволяла бы эффективно противодействовать выходу германских подводных лодок в районы боевого патрулирования. Организация таких рубежей требовала времени и существенных материальных затрат;
- Массовый грузопоток гарантировал нахождение цели для каждой подводной лодки в каждом походе, что позволяло добиться максимальной эффективности ведения боевых действий. Существенно облегчало немцам поиск и использование торговыми судами для переговоров с береговыми службами либо так называемого «открытого текста» либо коммерческого радиокода малой надежности;
- Значительная протяженность коммуникаций и ограниченный количественный состав кораблей противолодочной обороны не позволяли противникам Германии организовать массированную оборону всех перемещаемых грузов, а, следовательно, снижали возможные потери Кригсмарине.
Превращение Второй мировой войны в затяжную войну существенно снижало роль германских тактических преимуществ по следующим причинам:
- Организация союзниками по антигитлеровской коалиции противолодочных рубежей;
- Проведение британцами мобилизационных мероприятий, что позволяло привлечь в состав их флота значительное количество малотоннажных гражданских судов, которые могли быть использованы в качестве противолодочных средств. Массовое использование подобных судов, несмотря на кажущуюся низкую эффективность отдельного судна, позволяло взять под контроль ближайшие подступы к морским портам западного, юго-западного и южного побережий Британии. Плотный контроль подходов к портам вынуждал немцев переносить район боевых действий своих подводных лодок вглубь Атлантики, сокращая время их боевого патрулирования (за счет увеличения времени на переходы);
- Организация морских конвоев, которая осложняла германским подводникам поиск целей и позволяла союзникам усиливать противолодочную оборону транспортных судов.
Комментарии к данной статье отключены.