• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    0

    Битва за Атлантику: потери германских подводников. Часть I

    • ВМВ
    • подводные лодки
    Андрей Малеев
    30 April '14

    Боевые действия германских подводников в период Второй мировой войны представляют собой непрерывную цепь сражений практически на всех просторах мирового океана (от Ньюфаундленда до Австралии и от Арктики до мыса Доброй Надежды). Наиболее известным из этих сражений является Битва за Атлантику – боевые действия подводных лодок на атлантических коммуникациях в период 1939–1945 годов. По продолжительности, размерам театра военных действий и материальным затратам сторон Битва за Атлантику не имеет аналогов во всемирной истории войн на море. Определяющими для результата любого сражения являются такие факторы как: особенности поля боя и их использование противоборствующими сторонами; силы сторон; компетентность управления. В рамках настоящей статьи мы рассмотрим статистику потерь германских подводных лодок и расскажем о влиянии отдельных факторов на исход Битвы за Атлантику.

    Суда союзного конвоя в гавани Бедфорд-Бейсин в Галифаксе
    Источник: http://waralbum.ru/174243/

    В первой половине ХХ века морские перевозки по атлантическим линиям составляли порядка трех четвертей от мирового грузооборота морского транспорта. Их основными направлениями являлись:

    1. Североатлантическое – из портов восточного побережья Канады и США в порты Западной Европы (преимущественно в Великобританию). Общий объем перевозок составлял около 65% от всего грузооборота в Атлантике;
    2. Южноатлантическое – из британских колоний в Азии и Африке вдоль африканского побережья в порты Великобритании и через Гибралтар в средиземноморские порты. Общий объем перевозок — около 20% от всего грузооборота в Атлантике;
    3. Западноатлантическое – из портов Южной Америки и из портов Тихого океана через Панамский канал в порты восточного побережья Канады и США. Общий объем перевозок – около 10% от всего грузооборота в Атлантике;
    4. Центральноатлантическое – из портов восточного побережья Канады и США через Гибралтар в средиземноморские порты. Общий объем перевозок составлял 5% от всего грузооборота в Атлантике.

    Основными узлами транспортных коммуникаций являлись:

    1. Западные, юго-западные и южные подходы к Великобритании;
    2. Восточные и северо-восточные подходы к Канаде и США;
    3. Район Гибралтара;
    4. Район Панамского канала.

    Развертывание подводной войны на атлантических коммуникациях позволяло Германии в случае достижения успеха решить ряд стратегических задач, способных оказать существенное влияние на ход Второй мировой войны, а именно:

    1. Нарушение снабжения Великобритании сырьем, что позволило бы существенно снизить объемы ее военного производства, а при благоприятном стечении обстоятельств вызвать коллапс всей системы обеспечения жизнедеятельности государства и спровоцировать выход Великобритании из войны;
    2. Нарушение снабжения войск антигитлеровской коалиции на Средиземноморском театре военных действий;
    3. Нарушение снабжения СССР военной техникой и стратегически важными материалами
    Торпедированный немецкой подводной лодкой U-28 голландский танкер «Эулота» уходит под воду
    11 марта 1940 года.
    Источник: http://waralbum.ru/170648/

    О значении, придававшемся германским командованием ведению боевых действий в Атлантике, можно судить на основании данных о потерях подводных лодок на различных театрах военных действий. Общие потери Кригсмарине, понесенные в ходе боевых походов, составили 644 подводные лодки (здесь и далее статистические данные приводятся по книге Константина Залесского «Вооруженные силы Третьего Рейха»). География потоплений германских подводных лодок выглядит следующим образом:

    Район

    Количество потопленных подлодок

    Процент от общего количества потопленных подлодок

    Атлантический океан

    435

    67

    Средиземное море

    64

    10

    Пролив Ла-Манш

    33

    5

    Северный Ледовитый океан

    24

    4

    Индийский океан

    12

    2

    Балтийское море

    11

    2

    Северное море и побережье Норвегии

    52

    8

    Гибралтар

    7

    1

    Нет данных

    6

    1

    Итого

    644

    100

    Потери Кригсмарине в Атлантике составили 435 подводных лодок из общих 644 (67% от общих потерь), что позволяет сделать вывод о приоритетности Атлантического театра военных действий для германских подводников.

    Распределение потерь германских подводников в Атлантике по годам выглядят следующим образом:

    1939

    1940

    1941

    1942

    1943

    1944

    1945

    Итого

    Общие потери германских подлодок

    9

    21

    33

    78

    225

    202

    76

    644

    Потери в Атлантике

    4

    9

    23

    58

    195

    106

    40

    435

    Процент потерь в Атлантике от общих потерь

    44

    43

    70

    74

    87

    52

    53

    67

    В предвоенные годы военная доктрина Германии базировалась на необходимости избежать затяжной войны на истощение. Принятая доктрина «молниеносной войны» предусматривала проведение последовательных кратковременных военных кампаний и требовала создания решающего превосходства над противником, позволяющего провести его полный разгром в ограниченные сроки. Ограничения, наложенные на Германию Версальским мирным договором, исключали возможность создания решающего количественного перевеса, что предопределило акцент в строительстве германских вооруженных сил вообще и подводных сил в частности на создании качественного превосходства. Тактика ведения подводной войны требовала от германских подводников решения ряда последовательных задач: выход в район боевого патрулирования, обнаружение цели, проведение атаки, возвращение на базу. В начале войны германские подводники имели ряд тактических преимуществ, позволявших решать поставленные задачи в условиях «молниеносной войны» и относительно малым количеством подводных лодок:

    1. В начальный период войны у союзников отсутствовала эффективная система противолодочных рубежей, которая позволяла бы эффективно противодействовать выходу германских подводных лодок в районы боевого патрулирования. Организация таких рубежей требовала времени и существенных материальных затрат;
    2. Массовый грузопоток гарантировал нахождение цели для каждой подводной лодки в каждом походе, что позволяло добиться максимальной эффективности ведения боевых действий. Существенно облегчало немцам поиск и использование торговыми судами для переговоров с береговыми службами либо так называемого «открытого текста» либо коммерческого радиокода малой надежности;
    3. Значительная протяженность коммуникаций и ограниченный количественный состав кораблей противолодочной обороны не позволяли противникам Германии организовать массированную оборону всех перемещаемых грузов, а, следовательно, снижали возможные потери Кригсмарине.
    Торпедированный немецкой подводной лодкой U-47 бельгийский пароход «Вилль д'Арлон» уходит под воду
    Источник: http://waralbum.ru/168593/

    Превращение Второй мировой войны в затяжную войну существенно снижало роль германских тактических преимуществ по следующим причинам:

    1. Организация союзниками по антигитлеровской коалиции противолодочных рубежей;
    2. Проведение британцами мобилизационных мероприятий, что позволяло привлечь в состав их флота значительное количество малотоннажных гражданских судов, которые могли быть использованы в качестве противолодочных средств. Массовое использование подобных судов, несмотря на кажущуюся низкую эффективность отдельного судна, позволяло взять под контроль ближайшие подступы к морским портам западного, юго-западного и южного побережий Британии. Плотный контроль подходов к портам вынуждал немцев переносить район боевых действий своих подводных лодок вглубь Атлантики, сокращая время их боевого патрулирования (за счет увеличения времени на переходы);
    3. Организация морских конвоев, которая осложняла германским подводникам поиск целей и позволяла союзникам усиливать противолодочную оборону транспортных судов.
    Конвой союзников в Атлантике. Фото сделано с патрульного дирижабля ВМФ США, 1943–1945 годы
    Источник: http://waralbum.ru/196053/

    Вторая часть статьи

    Андрей Малеев

    Американский подводный вампир на Warspot.ru
    Американский подводный вампир
    Корабли, пережившие кайзера и фюрера на Warspot.ru
    Корабли, пережившие кайзера и фюрера
    Кровавый след югославского «Дракона» на Warspot.ru
    Кровавый след югославского «Дракона»
    Поделиться
    • 24
    • 8
    • 0
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Две войны под перископом на Warspot.ru
    Две войны под перископом
    Гонцы, принёсшие дурную весть на Warspot.ru
    Гонцы, принёсшие дурную весть
    Когда клин клином вышибают на Warspot.ru
    Когда клин клином вышибают
    Цифры Warspot: 53 человека  на Warspot.ru
    Цифры Warspot: 53 человека
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google