27 января информационное агентство «Оружие России» опубликовало статью военного обозревателя Константина Богданова «Большой флот за горизонтом», в которой сообщается о том, что в России уже ведется разработка многоцелевой подводной лодки пятого поколения. В своем сообщении эксперт ссылается на информацию, поступившую от заместителя генерального директора Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» Николая Новоселова.
В своем интервью для СМИ в декабре 2014 года Новоселов рассказал, что подводная лодка будущего, к разработке проекта которой приступило его КБ, задумана как двухкорпусная и, помимо прочего, будет нести на борту беспилотные подводные аппараты. Также он сообщил, что подготовка проекта ведется в инициативном порядке, так как техническое задание от Министерства обороны КБ «Малахит» еще не получало. В любом случае, это не препятствует началу работ, так как основные технические требования к подводным лодкам специалистам известны (нормативы непотопляемости, количество требуемого запаса продовольствия и воды, жилой объем на одного члена экипажа и другие параметры). Из заявлений руководства ВМФ известно, что решение о подготовке проектов подлодки пятого поколения включено в Государственную программу вооружения России до 2020 года.
В марте прошлого года генеральный директор ЦКБ «Рубин» Игорь Вильнит также сообщал о том, что его КБ приступило к проектированию подводных лодок пятого поколения как атомного, так и неатомного типа. С его слов, на тот момент разработка находилась на стадии определения общего облика «лодки будущего», и конструкторы руководствовались, прежде всего, предложениями и замечаниями моряков, эксплуатирующих существующие субмарины. Сейчас основу подводного флота России составляют подлодки третьего поколения проекта 667БДРМ «Дельфин», а первые подводные корабли четвертого поколения ВМФ России начал получать в январе 2013 года, когда встал в строй атомный подводный крейсер проекта 955 «Борей» «Юрий Долгорукий».
Какие характеристики должна иметь новая российская подлодка будущего, как она будет выглядеть, какое вооружение и инновации планируется использовать – точные ответы на эти вопросы являются информацией не для общего пользования. Однако сформулировать определенные предположения и сделать некоторые прогнозы можно уже сегодня. Так, представителями Главного штаба ВМФ РФ уже было озвучено мнение о том, что подлодка пятого поколения должна быть унифицирована под использование и баллистических, и крылатых ракет. Общие же требования к «подлодке будущего» формулируются таким образом – выше подводная скорость, больше вооружения (при этом оно должно стать мощнее), большая автономность подводного плавания и наименьшая шумность. Кроме того, безусловно важным является вопрос приемлемой стоимости производства и эксплуатации «подлодки будущего».
Решать поставленные задачи «эволюционным» путем, т.е. постепенным улучшением существующих показателей разработчикам проще, но такой путь не гарантирует снижения себестоимости производства лодок и не обещает значительного опережения параметров существующих подводных кораблей. Тем более, что некоторые характеристики современных подлодок уже находятся на своем физическом пределе и дальнейшее их улучшение или невозможно, или экономически нецелесообразно. Очевидно, что оптимальный путь развития подводного флота лежит в плоскости сочетания революционного и эволюционного методов развития существующих концепций и технологий.
С большой долей вероятности можно предположить, что разработчики подводных кораблей пятого поколения не пойдут по пути увеличения размеров корпуса подлодки. Былое увлечение гигантизмом проходит в силу выявленных проблем, связанных с чрезмерно габаритными размерами. Среди прочих, это и дороговизна строительства, и высокая стоимость эксплуатации таких кораблей. Кроме того, потеря одного гиганта в военных действиях или в результате аварии сразу пробивает невосполнимую брешь в боевых порядках флота. Следовательно, подлодка пятого поколения должна иметь оптимальные размеры и, скорее всего, они будут ближе к средним, чем к большим. Более того, современные концепции сетецентрической войны отдают предпочтение множеству средних и малых универсальных боевых машин, действующих как самостоятельно, так и в группах («принцип стаи»). Такая тактика повышает выживаемость группы в целом с сохранением шансов на победу даже в условиях потери большей части боевых единиц.
В отличие от своих коллег из КБ «Малахит», представители КБ «Рубин», одного из двух ведущих в стране разработчиков проектов подводных кораблей, склоняются к мнению, что лодки будущего будут иметь однокорпусную или полуторакорпусную архитектуру. В чем мнения специалистов из двух КБ сходятся, так это в том, что такая подлодка должна быть максимально автоматизирована. Кроме традиционного торпедно-минного и ракетного вооружения лодка пятого поколения будет снабжена различными видами нестандартного оборудования. Ими могут оказаться различные подводные и летательные беспилотные аппараты – разведчики, «охотники», постановщики помех, роботы-водолазы и т.д. Рассматриваются проекты и изыскиваются технические решения для выполнения лодками нестандартных задач – таких как десантирование на вражеские береговые объекты отрядов спецназа или выполнение различных работ под водой. Для этого субмарины должны иметь соответствующее оборудование, позволяющее ей, находясь в подводном положении, быстро и незаметно высадить большую группу десанта, а также выгружать и принимать на борт грузы и оборудование, выполнять иные работы.
Среди множества известных концепт-проектов лодки будущего уществуют футуристические концепт-проекты, которые предлагают придать подводной лодке «умение» летать. Такие идеи разрабатывались специалистами еще в 30-е годы в Советском Союзе, но так и не были реализованы в силу объективных причин. Сегодня же реализовать проект такого корабля технически возможно, но на практике такая «летающая лодка» получится весьма посредственной по всем характеристикам.
Когда же наступит время подлодок пятого поколения? Если принять во внимание то, что обычный срок эксплуатации подлодки со всеми ремонтами и модификациями составляет до 50 лет, то с учетом того, что подлодки четвертого поколения уже поступают в состав ВМФ, потребность в сверхновых субмаринах проявится не ранее 2025–2030 годов. Об этом же говорил и главком ВМФ России Виктор Чирков, указывая на 2030 год как на год начала планового серийного производства подлодок пятого поколения. Столь отдаленный срок не свидетельствует о том, что говорить про подлодки пятого поколения преждевременно. Проекты новых кораблей могут находиться в разработке по 5–7 лет, а еще 6–8 лет уйдет на строительство подводной лодки по новому проекту, под который еще не налажены все технологические цепочки. К тому же, в истории российского судостроения есть примеры того, как подлодки новых и нестандартных проектов проводили на стапелях судостроительных заводов долгих 15–20 лет. Например, АПЛ «Северодвинск», строительство которой было начато в 1993 году, встала в строй только 21 год спустя. Очевидно, что начав проектирование подлодки пятого поколения в 2015 году, можно рассчитывать на получение готового проекта к 2020–2022 годам, а к 2030 году – построить первые российские «подлодки будущего».
Комментарии к данной статье отключены.