22 апреля информационно-аналитическое агентство «Военный Информатор» на своём интернет-сайте military-informant.com сообщило о том, что части специального назначения Вооружённых сил Украины успешно провели полевые испытания лёгкого штурмового автомобиля «Пегас». По результатам тестов было принято решение заказать ещё девять таких машин для разведывательно-диверсионных групп ВСУ.
«Пегас» представляет собой скоростной автомобиль повышенной проходимости типа «багги» и построен в 2014 году на личные средства его создателя при финансовой поддержке граждан Украины. Разработчиком и конструктором автомобиля стал винницкий предприниматель, изобретатель и автогонщик Юрий Берко. «Я думал над тем, чем я лично могу помочь нашим воинам, и принял решение создать такой автомобиль, который будет использоваться в разведке», – говорит Берко. Себестоимость машины составила около 65 тысяч гривен (в ценах 2014 года).
Автомобили типа «багги» впервые появились в 1950-е годы в США как транспортное средство для езды по пляжам и бездорожью. Создание таких машин приобрело большую популярность, и со временем их стали не только изготавливать из подержанных авто, но и строить «с нуля». Постепенно в этой сфере возникли определённые специализации, и стали создаваться конструкции багги для особых целей: гоночные модели для спортивных состязаний; облегчённые – для езды по относительно ровным участкам пляжей; усиленные – для профессиональных трофи-рейдов по бездорожью.
Конструктивно любой багги представляет собой усиленную стальную рамную конструкцию на колёсах, достаточно прочную для того, чтобы выдержать нагрузки при быстрой езде по пересечённой местности, а также многократные перевороты. Рама машины конструируется таким образом, что специальные дуги и рёбра жёсткости защищают двигатель и экипаж от повреждений при столкновениях и кувырках машины. Мощный двигатель, усиленная ходовая часть и широкие колёса увеличенного диаметра со специальными покрышками позволяют этим машинам быстро двигаться по болоту, песку, камням, и даже преодолевать небольшие водные преграды.
Как правило, машины такого типа не несут на себе кузовных элементов, кроме тех, которые минимально защищают экипаж и двигатель от грязи и камней, вылетающих из-под колёс. Для багги небольшой вес является одним из важнейших приоритетов, так как автомобиль должен быть достаточно лёгким для того, чтобы экипаж мог самостоятельно поставить его на колёса после переворота. У украинского «Пегаса» бронезащитой обеспечен лишь отсек двигателя (кроме того, бронированным является лобовое стекло). Вес первого прототипа «украинской тачанки» составил около одной тонны.
На «Пегасе» установлен дизельный двигатель от Mercedes Vito с турбонаддувом, имеющий объем 2,5 литра. По словам Юрия Берко, следующие модели будут комплектоваться двигателями от Audi А6 с похожими характеристиками. На испытаниях «Пегас» показал скорость в 120–130 км/час при езде по пересечённой местности и получил высокие оценки. Мощный, но сравнительно «тихий» двигатель позволит автомобилю оставаться малозаметным и быстро доставлять разведгруппы в нужные точки, а также осуществлять их снабжение и эвакуировать раненых.
«Пегас» вооружён пулемётом ПКМ (у штурмана) и крупнокалиберным пулемётом ДШК, установленном на верхней раме (крепления также позволяют установить автоматический гранатомёт или управляемые противотанковые ракеты). Экипаж машины состоит из трёх человек – водителя, штурмана и пулемётчика. Ещё двух человек машина сможет перевозить в специально оборудованных боковых «карманах» .
Вооружённые силы США стали первой в мире армией, начавшей использовать машины типа «багги» (в качестве патрульных машин или транспорта для действий в пустыне). Первая партия скоростных внедорожников Desert Patrol Vehicle (DPV) в количестве 120 единиц поступила в ВС США в 1982 году. Как правило, американские «патрули пустыни» вооружены тяжёлыми пулемётами M2 Browning калибра .50, пулемётами M60 калибра 7.62x51 мм и противотанковыми ракетами.
Есть основания предполагать, что использование боевых машин типа «багги» получит дальнейшее развитие вместе с появлением новых технологий и способов их применения. Так, дистанционно управляемые мобильные боевые роботы могут быть сконструированы в виде скоростных и компактных внедорожников, умеющих самостоятельно становиться на колеса в случае опрокидывания. Кроме того, в мире уже существуют прототипы «багги», которые могут самостоятельно взлетать, используя параплан и небольшой пропеллер, установленный в их кормовой части.
Комментарии к данной статье отключены.