За полвека службы в составе вооружённых сил многих стран транспортёры семейства МТ-ЛБ завоевали славу «автомата Калашникова» среди гусеничных машин благодаря своей неприхотливости и безотказности
История многоцелевых бронетранспортёров семейства МТ-ЛБ, получивших в войсках прозвище «мотолыги», берёт свое начало в первой половине 1960-х годов, когда командование Вооружённых сил СССР приняло решение о замене устаревших гусеничных артиллерийских тягачей АТ-П на новую бронированную машину для буксировки орудий, а также перевозки расчётов и военных грузов. Поскольку машина расценивалась как вспомогательная, то в целях экономии времени и средств было принято решение о её создании на базе уже спроектированного, но ещё не запущенного в производство гражданского транспортёра МТ-Л путём разработки нового бронированного корпуса. Разработка проекта нового транспортёра была поручена конструкторскому бюро Харьковского тракторного завода. Проектные работы завершились в 1964 году, а серийное производство машины началось двумя годами позже.
Транспортёр МТ-ЛБ спроектирован по следующей схеме: трансмиссионное отделение (в нём смонтированы коробка передач и механизм поворота, составляющие единый блок); отделение управления (отделено от трансмиссионного броневой перегородкой, в нём размещаются сиденья механика-водителя и командира); моторное отделение (расположено за отделением управления с левого борта машины, в нём расположены двигатель и главный фрикцион); транспортно-грузовое отделение (занимает кормовую часть машины и связано с отделением управления лазом вдоль правого борта).
Водонепроницаемый корпус МТ-ЛБ сварен из стальных плит небольшой толщины и обеспечивает ограниченную защиту от стрелкового оружия (от винтовочной пули патрона 7,62х54 на дистанциях более 200 м). Броневая защита транспортёров вызывала многочисленные нарекания со стороны участников локальных конфликтов, пытавшихся усилить её всеми доступными способами, начиная от обкладывания мешками с песком и заканчивая установкой элементов активной брони.
Ходовая часть машины состоит из двенадцати опорных катков, двух ведущих колёс, двух направляющих колёс заднего расположения и двух гусениц. Транспортёр способен осуществлять перемещение по воде за счёт перемотки гусениц. Изначально машина проектировалась для буксировки артиллерийских систем калибром до 100 мм (в том числе БС-3 и МТ-12), перевозки грузов, а также для использования её в качестве санитарных машин переднего края.
За полвека службы в составе вооружённых сил многих стран транспортёры семейства МТ-ЛБ завоевали славу «автомата Калашникова» среди гусеничных машин благодаря своей неприхотливости и безотказности. К семейству МТ-ЛБ относятся собственно сами транспортёры типов МТ-ЛБ, МТ-ЛБу (удлинённая модификация, разработанная в конце 60-х годов), МТ-ЛБМ, МТ-ЛБУМ (модификации, разработанные в ОАО «Муромтепловоз» и прошедшие войсковые испытания в 2001 и 2003 годах соответственно).
|
МТ-ЛБ |
МТ-ЛБу |
МТ-ЛБМ |
Боевая масса, т |
9,7 |
11,5 |
10,5 |
Экипаж, человек |
3+10 |
1+6 |
8 |
Габаритные размеры, мм |
|
|
|
длина |
6454 |
7210 |
6450 |
ширина |
2850 |
2850 |
2845 |
высота |
1865 |
2035 |
2200 |
клиренс |
395 |
400 |
нет данных |
Двигатель |
ЯМЗ-238В, мощностью 240 л. с. |
ЯМЗ-238Н, мощностью 300 л. с. |
ЯМЗ-238Б-3, мощностью 300 л. с. |
Число опорных катков |
12 |
14 |
12 |
Удельное давление на грунт, МПа |
0,045 |
0,0485 |
0,046 |
Скорость хода, км/ч |
|
|
|
по шоссе |
60 |
61,5 |
60 |
по пересечённой местности |
нет данных |
32 |
нет данных |
на плаву |
нет данных |
5 |
5 |
Запас хода, км |
500 |
500 |
500 |
Боевые машины мотострелковых подразделений
В отличие от послевоенных доктрин, рассматривавших мотопехоту как однородную массу, современная теория разделяет её на несколько типов в соответствии с уровнем подготовки и кругом боевых задач. В соответствии со спецификой решаемых задач формулируются и требования к боевым машинам моторизованной пехоты.
Тип пехоты |
Ударная |
Обычная |
Лёгкая |
Специальная |
Боевые задачи |
Наступательные операции против сплошной обороны противника, организация обороны на необорудованных рубежах |
Наступательные операции против очаговой обороны противника, организация обороны на слабооборудованных рубежах |
Организация обороны на оборудованных рубежах |
Ведение наступательных и оборонительных действий в зонах со сложным рельефом или особыми климатическими условиями |
Задачи боевых машин |
Транспортировка личного состава в зоне боёв, огневая поддержка в ходе проведения наступательного и оборонительного боя |
Транспортировка личного состава на территориях, приближенных к зоне боёв, огневая поддержка в ходе оборонительного боя на позициях или на марше |
Транспортировка личного состава к территориям, приближенным к зоне боёв, огневая поддержка на марше |
Транспортировка личного состава на территориях, приближенных к зоне боёв, огневая поддержка в ходе оборонительного боя на позициях или на марше |
Уровень требований к боевым машинам |
|
|
|
|
Огневая мощь |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Средний |
Бронирование |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Низкий |
Проходимость |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Высокий |
Для вооружения моторизованных подразделений ударной пехоты, как правило, используются машины на гусеничном ходу, с артиллерийским вооружением и серьёзным бронированием (существуют даже сверхтяжёлые БМП, созданные на базе основных танков). В силу дороговизны таких БМП основную массу моторизованных подразделений вооружают бронетранспортёрами на колёсном ходу. Колёсные бронетранспортёры имеют сопоставимые боевые возможности для ведения обороны при более низкой стоимости производства и эксплуатации, поэтому обычная пехота, как правило, вооружается БТРами. В свою очередь, лёгкая моторизованная пехота предназначена скорее для охраны тыловых районов и неответственных участков фронта, поэтому для транспортировки таких подразделений, как правило, используется автотранспорт (ведущие армии мира используют специальный колёсный транспорт с противопульным бронированием, а большинство стран – обычный автотранспорт с полным приводом). Специальные подразделения пехоты предназначены для ведения боевых действий в горах, лесистой и болотистой местности, условиях Крайнего Севера. В подобных условиях большее значение имеет не бронирование (наступательный бой чаще всего ведётся в пешем строю, а в случае ведения оборонительного боя технику можно укрыть в окопе), а следующие факторы:
- высокая проходимость и большая удельная мощность;
- надёжность в эксплуатации, простота в обслуживании и ремонте;
- удобство действий членов экипажа, размещения десанта и военного имущества во время выполнения служебно-боевых задач при длительном отрыве от мест постоянной дислокации или базовых центров.
Транспортеры семейства МТ-ЛБ, обладающие высокой проходимостью и достаточной грузоподъёмностью для установки крупнокалиберного стрелкового или мелкокалиберного артиллерийского вооружения, несмотря на слабое бронирование, оказались эффективными для использования в моторизованных подразделениях, действующих в лесах, горах или болотистой местности.
В Советском Союзе были разработаны следующие модификации транспортёров семейства МТ-ЛБ, использующиеся в качестве боевой машины моторизованной пехоты:
- МТ-ЛБВ – снегоболотоходный вариант транспортёра МТ-ЛБ, разработанный для вооружения моторизованных подразделений, дислоцированных в арктических и субарктических районах (состоял на вооружении 54-й, 64-й, 111-й и 131-й мотострелковых дивизий Ленинградского военного округа). На МТ-ЛБВ использовались гусеницы, расширенные с 350 до 670 мм. Масса машины составляет 10,35 т, длина – 6454 мм, ширина – 3150 мм, высота – 1865 мм. Транспортёр вооружён пулемётом ПКТ калибра 7,62 мм и способен буксировать прицеп массой до 4 т;
- МТ-ЛБВМ – версия с установкой вместо башни с пулемётом ПКТ более крупного открытого боевого модуля с 12,7-мм пулемётом НСВТ;
- МТ-ЛБВМК – версия с установкой 12,7-мм пулемёта «Корд» и двигателя ЯМЗ-238ВМ (мощность – 240 л. с.);
- МТ-ЛБВМ1К – версия, приспособленная для использования в высокогорных районах с установкой 12,7-мм пулемёта «Корд», двигателя ЯМЗ-238БЛ-1 (мощность – 310 л. с.), новой радиостанции и более мощного отопителя.
После распада СССР производители в России («Муромтепловоз», «Курганмашзавод») и Украине (Харьковский тракторный завод) создали собственные модификации бронетранспортёров для моторизованных пехотных подразделений.
Российские модификации
В Российской Федерации на основании предложений 21-го Научно-исследовательского института автомобильной техники специалистами ОАО «Муромтепловоз» были разработаны две параллельные линейки модификаций транспортёров 6МА и 6МБ, основное отличие которых состоит в использующихся боевых модулях (от БТР-80 и БТР-80А соответственно).
МТ-ЛБМ (изделие 6МА) – вариант МТ-ЛБМ с башенной установкой, аналогичной боевому модулю бронетранспортёра БТР-80 (14,5-мм пулемёт КПВТ и 7,62-мм пулемёт ПКТ). Масса – 11,49 т; длина – 6450 мм; ширина – 2845 мм; высота – 2200 мм. Грузоподъёмность – 1 т (машина способна буксировать прицеп массой до 6,5 т); количество посадочных мест – 10 (включая водителя); среднее удельное давление на грунт – 0,046 МПа; двигатель – ЯМЗ-238ВМ (мощность – 240 л. с.); запас хода – 500 км.
МТ-ЛБМ существует в нескольких версиях, отличающихся установленным на них вооружением:
- МТ-ЛБМ (изделие 6МА1) – машина с дополнительной установкой 30-мм автоматического гранатомёта АГС-17 «Пламя»;
- МТ-ЛБМ (изделие 6МА4) – гибридная версия проектов 6МА1 и 6МА2 с установкой 23-мм автоматической пушки 2А14 вместо пулемёта КПВТ, пулемёта ПКТ и 30-мм автоматического гранатомёта АГС-17 «Пламя»;
- МТ-ЛБМ (изделие 6МА2) – машина с 23-мм автоматической пушкой 2А14 (автомат зенитной установки ЗУ-23) вместо пулемёта КПВТ;
- МТ-ЛБМ (изделие 6МА3) – машина, по огневой мощи максимально приближенная к БМП. Вооружена четырьмя пусковыми установками ПТУР 9М133 «Корнет», 7,62-мм пулемётом ПКТМ и 30-мм автоматическим гранатомётом АГС-30 «Атлант». Угол возвышения оружия – до +50 градусов; башня оснащена электроприводом наведения. Установлен двигатель ЯМЗ-238БЛ (мощность – 310 л. с.) и трансмиссия с гидрообъёмной передачей;
- МТ-ЛБМ (изделие 6МА4) – машина, вооружённая 23-мм автоматической пушкой КПВБ, 7,62-мм пулемётом ПКТМ и 30-мм автоматическим гранатомётом АГ-17 (приводы оружия – ручные);
- МТ-ЛБМ (изделие 6МБ) – вариант МТ-ЛБМ с 30-мм пушкой 2А72, башенная установка аналогична той, что устанавливается на бронетранспортёр БТР-80А. Масса – 11,92 т; длина – 6509 мм; ширина – 2865 мм; высота – 2580 мм. Грузоподъёмность – 1 т (машина способна буксировать прицеп массой до 6,5 т); количество посадочных мест – 10 (включая водителя); среднее удельное давление на грунт – 0,046 МПа; двигатель – ЯМЗ-238ВМ (мощность – 240 л. с.); запас хода – 500 км.
- МТ-ЛБМ (изделие 6МБ2) – версия с дополнительной установкой 30-мм автоматического гранатомёта АГС-17 «Пламя». Оружие вынесено из башни (угол вертикальной наводки составляет до +70 градусов). Пушка стабилизирована в двух плоскостях, имеет дневной и ночной прицелы;
- МТ-ЛБМ (изделие 6МБ3) – версия с установкой 23-мм авиационной пушки ГШ-23, 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд» и 30-мм автоматического гранатомёта АГС-30 «Атлант»;
- МТ-ЛБМ (изделие 6МБ4) – версия с установкой 23-мм авиационной пушки ГШ-23к, 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд» и 30-мм автоматического гранатомёта АГС-30 «Атлант»;
- МТ-ЛБМ1 (изделие 6М1) – версия с установкой нового двигателя ЯМЗ-238БЛ-1 мощностью 300-310 л. с. и механической трансмиссии с гидрообъёмным механизмом управления поворотом;
- МТ-ЛБМ1А7 – версия с башенной установкой, вооружённая 12,7-мм пулемётом «Корд» (боекомплект – 1050 патронов), пулемётом ПКТ (боекомплект – 2000 патронов) и гранатомётом АГС-17 (боекомплект – 200 выстрелов). Оснащён системой 902В для постановки дымовых завес. Экипаж – 3 человека; десант – 8 человек;
- МТ-ЛБМ1Б2 – версия с башенной установкой, вооружённая 30-мм пушкой 2А42, пулемётом ПКТ и гранатомётом АГС-17. Боекомплект состоит из 300 снарядов, 2000 патронов и 200 выстрелов соответственно. Вооружение установлено на башне со стабилизатором 2Э36, заимствованной у бронетранспортёра БТР-80А. Экипаж – 3 человека; десант – 6 человек;
- МТ-ЛБМ (изделие 6М1Б3). Машина имеет следующие особенности: дизельный двигатель ЯМЗ-238Б-3 с турбонаддувом (мощность – 300 л. с.); гидрообъёмный механизм поворота; амортизаторы повышенной энергоёмкости; сервирование приводов управления; штурвальное управление приводом поворота. Живучесть машины обеспечивают защитные противоминные поддоны, система ППО, автономные водооткачивающие насосы и водоизмещающие крылья. Масса – 12,7 т. Машина вооружена усовершенствованной башенной установкой, на которой монтируется 30-мм автоматический гранатомёт АГ-17, 12,7-мм пулемёт «Корд» и спаренная 23-мм автоматическая пушка ГШ-23;
- МТ-ЛБМ (изделие 6М1Б4) – версия, отличающаяся от изделия 6М1Б3 компоновкой ряда агрегатов;
- МТ-ЛБМ (изделие 6М1Б5). Машина имеет следующие особенности: дизельный двигатель ЯМЗ-238Б-3 с турбонаддувом (мощность – 300 л. с.); гидрообъёмный механизм поворота; амортизаторы повышенной энергоёмкости; сервирование приводов управления; штурвальное управление приводом поворота. Живучесть машины обеспечивают защитные противоминные поддоны, система ППО, автономные водооткачивающие насосы и водоизмещающие крылья. Масса – 12,8 тонны. Машина вооружена усовершенствованной башенной установкой, на которой монтируется 30-мм автоматический гранатомёт АГ-17, 12,7-мм пулемёт «Корд», спаренная 23-мм автоматическая пушка ГШ-23 и два ПЗРК «Игла»;
- МТ-ЛБМ2 (изделие 6М2) – модификация «Курганмашзавода» (ведущего российского производителя БМП) с установкой нового двигателя и трансмиссии с гидрообъёмной передачей. Рычаги управления заменены на штурвал. Дополнительно установлен 30-мм автоматический гранатомёт АГ-17.
Украинские модификации
Работы по модернизации МТ-ЛБ на Харьковском тракторном заводе имени Серго Орджоникидзе привели к появлению следующих машин:
- МТ-ЛБР6 – БМП на шасси МТ-ЛБ с боевым модулем «ЗТМ-1». Вооружение: 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1 (украинский вариант советской 2А72) и 7,62-мм пулемёт КТ (ПКТ украинского производства). Для экономии места внутри бронекорпуса боекомплект пушки разместили в двух коробах, расположенных по его бокам (в лобовой проекции ящики боекомплекта прикрыты дополнительными бронелистами). Машина оснащена шестью дымовыми гранатомётами «Туча». Уровень защиты МТ-ЛБР6 повышен при помощи разнесённого бронирования, устанавливаемого поверх корпуса машины, а также кевларового подбоя. Ходовая часть БМП закрыта противокумулятивными экранами. Модернизация машины привела к заметному увеличению её массы, что было компенсировано новым двигателем мощностью около 310 л. с. Десант – 7 человек;
- МТ-ЛБР7 – БМП на шасси МТ-ЛБ с боевым модулем «Штурм». Вооружение: 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1; спаренный с ней 7,62-мм пулемёт КТ-7,62; две пусковые установки ПТУР 9М114М «Конкурс-М»; 30-мм автоматический гранатомёт; дымовые гранатомёты. Защищённость экипажа усилена за счёт разнесённого бронирования и кевларового подбоя. Десант – 7 человек;
- МТ-ЛБМШ – БМП на шасси МТ-ЛБ с боевым модулем «Шквал». Вооружение: 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1; спаренный с ней 7,62-мм пулемёт КТ-7,62; две противотанковые управляемые ракеты (ПТРК) «Барьер»; 30-мм автоматический гранатомёт; дымовые гранатомёты. Десант – 7 человек.
Отзывы военных
Несмотря на столь внушительную номенклатуру изделий, отношение к ним в Вооружённых силах РФ далеко неоднозначное. По словам бывшего заместителя командующего Северокавказским военным округом по вооружению генерал-лейтенанта Владимира Недорезова, вооружение МТ-ЛБ 30-мм пушками и усиление бронирования по боевым возможностям приблизило их к БМП, но существенно снизило манёвренность, за которую эти машины и ценили в войсках. Показательным является и мнение офицеров об опытной эксплуатации МТ-ЛБМ 6МА (военный номер – 15-67) и МТ-ЛБМ 6МБ (военный номер – 15-68), проходивших испытания в составе отдельного ремонтно-восстановительного батальона 42-й гвардейской мотострелковой дивизии в 2000–2001 годах. По результатам испытаний были указаны следующие недостатки этих машин:
- техническое обслуживание удобно, но трудоёмко из-за повышенного износа некоторых деталей и узлов;
- затруднения в переключении передач и частая необходимость регулировки механизмов и приводов;
- затруднено размещение личного состава в десантном отделении;
- размещение грузов ограничено по сравнению с обычными МТ-ЛБ, погрузка и выгрузка затруднены.
Нельзя не признать частичную правоту генерал-лейтенанта Недорезова – создание полноценной БМП на базе МТ-ЛБ представляется нецелесообразным. С другой стороны, вооружение МТ-ЛБ автоматическими пушками калибра 23–30 мм является следствием успешного использования в ходе Афганской войны и локальных конфликтов на постсоветском пространстве транспортёров с зенитными установками ЗУ-23. Более перспективным представляется использование для вооружения МТ-ЛБ безэкипажных боевых модулей, что позволяет рационально использовать внутреннее пространство транспортёров.
Общие данные о количестве произведённых транспортёров МТ-ЛБ противоречивы и колеблются в диапазоне от 7500 до более чем 10 000 единиц (не считая других машин, созданных на базе МТ-ЛБ). Противоречивы и данные о количестве исправных транспортёров в составе вооружённых сил различных государств. С некоторой степенью условности можно говорить о пяти-семи тысячах единиц, состоящих на вооружении армий тридцати-тридцати пяти стран. Основными эксплуатантами МТ-ЛБ сегодня являются Российская Федерация и Украина (около 5000 и около 2000 единиц МТ-ЛБ соответственно).
По своей боевой эффективности транспортёры семейства МТ-ЛБ, безусловно, уступают боевым машинам пехоты, но вполне сопоставимы с современными колёсными бронетранспортёрами. Основным достоинством транспортёров семейства МТ-ЛБ является их надёжность и безотказность. В качестве основного недостатка этих машин обычно упоминают недостаточное бронирование, однако следует учитывать, что МТ-ЛБ не предназначалась создателями для использования в первой линии боевых порядков. Поэтому вряд ли будет преувеличением сказать, что на сегодняшний день мало бронированных транспортёров могут сравниться с МТ-ЛБ по соотношению стоимости и эффективности.
Комментарии к данной статье отключены.