2 июля интернет-ресурс russianhelicopters.aero опубликовал пресс-релиз холдинга «Вертолёты России» о проекте возобновления в РФ производства многоцелевого вертолёта-амфибии Ми-14. Проект представлен на Международном военно-морском салоне, который проходит в эти дни в Санкт-Петербурге. Как заявлено в пресс-релизе, в случае, если к проекту будет проявлен интерес со стороны потенциальных заказчиков, холдинг готов модернизировать машину и возобновить её производство. Главное отличие Ми-14 от других вертолётов состоит в том, что благодаря особой герметичной форме корпуса и дополнительным поплавкам он может садиться на воду и взлетать с её поверхности. Акционерное общество «Вертолёты России» – мировой лидер по производству вертолётов, объединяющий пять вертолётных заводов России и являющийся дочерним предприятием объединённой промышленной корпорации «Оборонпром», которая входит в состав государственной корпорации «Ростех».
Проект Ми-14 был разработан в опытно-конструкторском бюро Московского вертолётного завода имени М. Л. Миля в 1966 году на базе многоцелевого Ми-8 – самого массового серийного вертолёта в мире (произведено более 17 тысяч единиц). Первый тестовый полёт новой машины состоялся уже в 1967 году. В серийное производство вертолёт был запущен в 1973 году, а ещё через три года поступил на вооружение Советской Армии под наименованием Ми-14ПЛ (противолодочный).
Опыт производства вертолётов-амфибий имеют лишь три страны в мире – США, Россия и Франция. Пионером создания этого типа машин стал известный авиастроитель Игорь Сикорский, построивший в США вертолёт Vought-Sikorsky 300 с поплавками, обладающий способностью садиться на воду и взлетать с её поверхности.
За период производства вертолёта Ми-14 (с 1973 по 1986 год) было выпущено 273 экземпляра (сегодня такое же количество машин холдинг «Вертолёты России» производит ежегодно). Ми-14 выпускался в десяти модификациях – военный противолодочный (ПЛ), буксировщик минных тралов (БТ), противопожарный (ПЖ), грузопассажирский и пассажирский (ГП и П), поисково-спасательный (ПС), модернизированный (ПЛМ) и несколько экспортных версий. Поставки машины выполнялись, в основном, в страны социалистического лагеря (Польша, ГДР, Югославия, Болгария, Куба, КНДР), куда было продано более 150 единиц. Кроме того, по несколько машин было поставлено в дружественные страны Азии и Африки (Ливию, Сирию, Йемен, Пакистан и другие).
Гражданские и военные версии вертолёта Ми-14 до сих пор находятся в эксплуатации в некоторых странах мира, пройдя необходимые усовершенствования. В России машины этой марки (военная модификация) были сняты с вооружения в 1996 году (поисково-спасательные вертолёты МЧС эксплуататировались до 2004 года). По мнению многих специалистов авиастроительной отрасли, решение о прекращении производства Ми-14 и снятии его с вооружения было недостаточно продуманным, так как вертолёт зарекомендовал себя весьма надёжной и полезной машиной как в гражданской, так и в военной сфере применения.
Конструктивно Ми-14 представляет собой одновинтовой вертолёт со вторым рулевым винтом на хвостовой балке. По своей весовой категории (чистый вес – около 9 т) Ми-14 относится к классу средних винтокрылых машин, однако при полной загрузке он превышает даже порог в 13 т, установленный для средних вертолётов. В грузопассажирской версии машина может принять на борт до 24 пассажиров или 3 т груза. Два газотурбинных двигателя мощностью 2200 л. с. каждый, вращая винт радиусом более 21 м, могут поднять вертолёт на максимальную высоту около 4 км или разогнать его до скорости 230 км/ч. Практическая дальность полёта винтокрылой амфибии составляет до 800 км. Экипаж Ми-14 состит из четырёх человек (командир, правый пилот, штурман и техник). По отзывам пилотов, работавших на этих машинах, управление вертолётом настолько удобно, что в своём кругу они часто называют его «лайнером». Военное применение Ми-14 сводится к двум основным функциям – поискового и противолодочного вертолёта берегового базирования. Как оружие борьбы с подводными лодками вертолёт-амфибия имеет неоспоримые преимущества перед другими видами боевой техники. За уникальные свойства и повышенную опасность для подлодок американцы прозвали советский Ми-14ПЛ «убийцей субмарин».
Противолодочный вертолёт может держать под контролем прибрежные акватории с удалением от берега до 200 км, быстрее любого корабля прибыть в район обнаружения вражеской ПЛ, быстро исследовать район поиска (с применением гидроакустической аппаратуры) и атаковать обнаруженную цель торпедами или глубинными бомбами (включая ядерные заряды мощностью до 1 кт). Вооружение Ми-14ПЛ позволяет ему атаковать подлодки на глубинах до 400 м, поражая цель даже при скорости её хода выше 30 узлов. В отличие от самолёта, вертолёт может зависать в одной точке для гидролокации морских глубин или выполнения магнитных замеров, а в случае необходимости – сесть на воду и взлететь с её поверхности (при условии отсутствия сильного волнения). Нижняя часть корпуса вертолёта спроектирована в форме днища лодки, а надувные поплавки (баллонеты) позволяют машине некоторое время находиться на плаву для осуществления аварийно-спасательных мероприятий и т. д.
Для поддержания положительной плавучести машины пилотам рекомендуется не останавливать двигатель, так как вертолёт не обладает достаточной остойчивостью, чтобы противостоять ветру и волнению. На практике было зафиксировано несколько случаев опрокидывания вертолётов Ми-14 на воде при волнении свыше 3 баллов. Поскольку весовые ограничения не позволяли вертолёту иметь на борту одновременно весь объём поисковой аппаратуры (РЛС, сонары, магнитометры и прочее) и нести максимальную бомбовую загрузку, то наилучших результатов эти машины достигают, работая против вражеских подлодок парами (то есть, разделив между собой функции поиска и уничтожения).
Продвигая идею возобновления производства Ми-14, представители холдинга «Вертолёты России» подчёркивают, что новая версия этой уникальной машины будет иметь новейшую авионику и самое современное вооружение. В сочетании с технологиями, проверенными многолетней успешной эксплуатацией, такое обновление вполне может выдвинуть новую модификацию Ми-14 в мировые лидеры в своём классе.
Комментарии к данной статье отключены.