Как сообщает информационное агентство Lenta.ru, российская боевая авиационная техника заняла три места в первой десятке самых распространенных в мире моделей летательных аппаратов. Рейтинг был составлен по результатам исследования британского специализированного сайта Flightglobal и опубликован на его страницах в январе текущего года.
Flightglobal учитывал не весь списочный состав воздушного флота в каждой из 160-ти исследованных стран, а лишь сведения о работающих машинах. Показательно то, что в первой десятке лидеров действующей авиационной техники оказались шесть вертолетов, три истребителя и один военно-транспортный самолет. В целом, вертолеты составляют более 63% от общего количества действующих летательных аппаратов на планете.
В первую десятку рейтинга вошел только один российский боевой самолет – им стал многоцелевой всепогодный истребитель четвертого поколения Су-27/30, занявший десятое месте в списке. Эксперты Flightglobal насчитали в мире 874 действующих единицы этого самолета, всего же за все время производства было выпущено около 1400 единиц Су-27 и его модификаций.
Объединив в одну группу одноместный Су-27 (в производстве с 1982 года) и его усовершенствованную модель – двухместный Су-30 (в производстве с 1992 года), составители оказали своего рода услугу бренду Sukhoi. Очевидно, что суммирование численности летательных аппаратов одной марки, но разных модификаций, помогло «Сухому» попасть в список «Toп-10», пусть даже на десятую позицию.
В настоящее время производитель самолетов марки «Су» открытое акционерное общество «Компания «Сухой» является крупнейшим в России авиационным холдингом с более чем 26 тысячами работников. «Компания «Сухой» входит в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАО «ОАК»), более 80% акций которой принадлежит российскому государству. Общее число выпущенных самолетов «Су» превышает 10 тысяч единиц, из которых более 2000 были поставлены на экспорт в 30 стран мира. При этом более полусотни мировых авиарекордов установлены именно на самолетах этой марки.
В настоящее время «Компания «Сухой» работает над выполнением государственного контракта на поставку для ВВС РФ сорока восьми Су-35С – многофункционального маневренного истребителя поколения «4++». Эта модель будет стоять на вооружении российских ВВС в течение нескольких лет, до момента окончания разработки истребителя пятого поколения Т-50/ПАК ФА.
Сразу два места в списке достались вертолетам Московского вертолётного завода имени М.Л. Миля. Ми-24/35 занимает восьмую позицию с количественным показателем в 897 находящихся в строю боевых единиц. Из них в России на вооружении находится 310 машин, остальные же несут службу в более чем 50-ти странах мира. Всего было выпущено около 3500 «летающих танков» этой марки в различных модификациях.
Ми-24 – советский/российский боевой ударный вертолет (в экспортном исполнении имеет маркировку Ми-35). Разработка этого проекта была начата в ОКБ завода в 1968 году, а первые экземпляры начали поступать в эксплуатацию двумя годами позже. На вооружение ВВС СССР машина была официально принята в 1976 году после множества доработок и модификаций.
Ми-24 отметился и установленными рекордами. Так, в 1978 году летчик-испытатель Гурген Карапетян разогнал его до скорости 368,4 км/ч, установив тем самым абсолютный мировой рекорд скорости полета для винтокрылых машин данного класса.
Мировую известность Ми-24 получил после советского вторжения в Афганистан, так как стал «героем» почти всех телерепортажей с места боевых действий. По неполным данным, в ходе Афганской войны было сбито около 130-ти боевых машин этой марки. За всю историю своего производства, начиная с 60-х годов, Ми-24 успел принять участие более чем в тридцати вооруженных конфликтах. Конкурентом этой модели на мировом рынке считается Sikorsky UH-60 Black Hawk – «герой» множества фильмов и книг, стоящий на вооружении армий США, Австралии, Израиля, Турции и Казахстана.
На третьем месте по популярности в мировом рейтинге стоит российский многоцелевой вертолет Ми-8/17 (эксперты Flightglobal насчитали в строю 2469 боевых машин этой марки). Он состоит на вооружении более чем в 70-ти странах мира, что является рекордным показателем данного рейтинга. Примерно 20% всех действующих Ми-8/17 несут службу в России.
Вертолет Ми-8/17 был запущен в серию в 1965 году и, по данным авиационных энциклопедий и справочников, является самым массовым двухмоторным вертолетом в истории авиации. Точное количество построенных машин этой марки достоверно неизвестно, но сообщается, что было выпущено более 12 тысяч единиц. В частности, Казанский вертолетный завод (один из нескольких российских предприятий, производящих вертолеты этой марки) в мае прошлого года рапортовал о выпуске юбилейной 7500-й машины. Большим числом произведенных вертолетов могут похвастаться только США с моделью «Huey» Bell UH-1, которая все же уступает Ми-8/17 по числу машин, находящихся в строю в настоящее время.
В целом, список «Топ-10» от Flightglobal выглядит следующим образом (в оригинальной транскрипции):
Модель | количество действующих единиц в мире |
---|---|
Sikorsky S-70/UH-60 | 3 600 |
Lockheed Martin F-16 | 2 691 |
Mil Mi-8/17 | 2 469 |
«Huey» Bell UH-1/212/412 | 1 845 |
Boeing F-18 Super Hornet | 1 575 |
Lockheed Martin C-130/L-100 | 1 143 |
Boeing Apache AH-64 | 1 083 |
Mil Mi-24/35 | 897 |
Boeing CH-47 Chinook | 882 |
Sukhoi Su-27/30 | 874 |
Обращает на себя внимание тот факт, что все позиции списка заняли модели, произведенные в двух авиационных сверхдержавах – США и России. Сведения для рейтинга собирались экспертами Flightglobal из всех доступных источников и тщательно проверялись, поскольку официальные данные во многих случаях недостоверны или отсутствуют. Анализ собранных данных показал, что на первую десятку списка лидеров приходится почти 33% всех боевых летательных аппаратов в мире – примерно 17 тысяч машин из общего их числа, оцениваемого в 52 тысячи.
Комментарии к данной статье отключены.