В начале ХХ века авиация стремительно ворвалась в человеческую жизнь. Военные ведомства передовых авиационных держав очень скоро разглядели потенциал этого новшества и приспособили его к ратному делу. Лидерство по темпам развития военной авиации принадлежало Франции. В 1910 году армия этой страны располагала 7 дирижаблями и 29 аэропланами. Однако, включив в состав своих вооруженных сил новый вид оружия, французский генералитет мог строить лишь предположения о его тактических возможностях. Опыта применения авиации не существовало. Военный министр Франции генерал Мари Джордж Пикар решил провести масштабные армейские маневры, в ходе которых выяснить, на что способны летательные аппараты в условиях войны.
В середине сентября 1910 года в Пикардии, расположенной на севере Франции, начались масштабные маневры. По названию местности они вошли в историю как Пикардийские. Войска были разделены на две группы. Силами «синих» руководил генерал Менье, а «красных» возглавил лично генерал Пикар. С 9 по 18 сентября небольшие отряды, действовавшие на обширной территории, изображали собой армейские корпуса. Одной из главных задач маневров было изучение разведывательных возможностей авиации применительно к действиям крупных сухопутных группировок. Для участия в маневрах задействовали 2 дирижабля и 14 аэропланов, которые разделили поровну между противоборствующими сторонами.
Наблюдая за маневрами войск, генералы исследовали возможности воздушной разведки. Пилотам летательных аппаратов было приказано фиксировать, на каком удалении можно обнаружить колонну вражеских войск, с какой высоты можно оценить количество солдат в колонне, и прочее. С самого начала маневров стало очевидным явное превосходство аэропланов над дирижаблями. При ветре скоростью 9 м/с дирижабли не решались подняться в воздух, а аэропланы летали свободно. 13 сентября, в главный день маневров, дирижабли даже не выкатывали из сараев из-за сильного ветра, зато два аэроплана противоборствующих сторон совершили разведывательные полеты. Они доставили в штабы «синих» и «красных» достоверные сведения о сосредоточении войск противника. По приказанию генерала Менье поручик Беланже даже совершил разведывательный вылет при «очень сильном ветре» 13 м/с. Несмотря на отвагу французских пилотов, ряд самолетов все же получил повреждения из-за порывистого ветра. Впрочем, и при благоприятных метеорологических условиях аэропланы демонстрировали превосходство перед дирижаблями, заключавшееся в более высокой маневренности.
По итогам маневров были сделаны важнейшие выводы. Было установлено превосходство аэропланов над дирижаблями, а также определены первоочередные задачи аэропланов: рекогносцировка, наблюдение, связь.
На протяжении всех маневров осуществлялась фотосъемка, по результатам которой было выпущено 16 так называемых информационных карт. Это своеобразные открытки с изображением различных этапов маневров. Информационные карты были предназначены для внутреннего использования во французской армии. Лишь три из них были обнародованы с целью демонстрации населению страны нового вида оружия. Среди жителей Франции авиация даже получила негласное прозвище «четвертой руки». Первой, второй и третьей считали пехоту, кавалерию и артиллерию. Примечательно, что на фотоснимках Пикардийских маневров запечатлен Мустафа Кемаль. Он участвовал в них в качестве турецкого офицера, а впоследствии стал видным турецким государственным деятелем и военачальником, первым президентом Турции.
Пикардийские маневры приковали к себе внимание мировой авиационной общественности. О них много писали в спортивных и авиационных журналах того времени. Публикации о маневрах и участии в них авиации выходили и в России. В частности, о них сообщалось в журналах «Автомобиль и воздухоплавание» и «Русский инвалид». Среди любителей авиации был распространен слух о том, что французы в ходе маневров, в числе прочего, экспериментировали и со стрельбой, не нашедший в дальнейшем подтверждения.
Пикардийские маневры вошли в историю мировой авиации как первый прецедент использования летательных аппаратов в целях обеспечения армии. Они дали толчок целому ряду прикладных исследований в сфере военной авиации. Они позволили опытно установить высоты и удаления, на которых способна вести разведку авиация, а также ограничения, которые на ее действия накладывает погода.
Комментарии к данной статье отключены.