Штурм Перекопа стал последним крупным сражением Гражданской войны. Эта битва продемонстрировала существенный прогресс, достигнутый Красной армией в боевом искусстве за короткий срок. Как писали в истории 51-й дивизии, «от малой полевой войны мы здесь перешли к позиционной, с хорошей техникой и организацией войск». Признавал этот факт и поверженный противник. Вспомним, как происходил прорыв красноармейцев в Крым.
Однажды белым уже удалось отстоять Крым – в марте 1920 года благодаря усилиям генерала Слащёва. Но с тех пор многое изменилось. Успешная оборона Каховки и завершение войны с Польшей дали Красной армии долгожданную возможность окончательно разобраться с армией Врангеля. Ударная Перекопская группа (прославленная 51-я стрелковая дивизия, кавалерия, дивизион тяжелой артиллерии, 18 броневиков и аэропланы) должна была броском через Перекоп ворваться «на плечах» отступающих белых в Крым.
В это же время 1-я конная армия Будённого наступала через Аскания-Нову на Сальково и Геническ. Этими ударами армия Врангеля отрезалась от спасительных путей в Крым. Однако неточные данные разведки и превосходство врангелевцев в технике (особенно в броневиках и авиации) позволили им отбросить силы красных и прорваться в Крым – пусть с потерей более чем половины войск (включая 20 000 пленных), свыше 100 орудий и почти всего железнодорожного состава (по данным красных). По оценке белых, они бросили 5 бронепоездов, множество орудий, около 100 вагонов со снарядами, 10 млн. патронов, 25 паровозов и более 2 млн. пудов хлеба. Только брошенным хлебом можно было бы прокормить население Крыма в течение всей грядущей зимней осады.
Утром 30 октября части 51-й дивизии попытались с ходу ворваться в Крым. Но попытки взять Турецкий вал на Перекопе без артиллерии, силами одной лишь уставшей пехоты, привели к большим потерям. Красноармейцы, по их словам, вели уже не бой с отступающим противником, а настоящий штурм укрепленного врангелевского «Вердена».
По описанию «красной» стороны, этот «Верден» представлял собой полоску суши шириной в 8–9 верст между Перекопским заливом с запада и Сивашем с востока, на которой был издавна насыпан Турецкий вал, имевший от 8–10 до 15–20 м в высоту и 12–15 м – в ширину. Перед валом находился ров глубиной от 8–10 до 15–20 м (по разным источникам) и шириной 40–45 м. Однако оборона Перекопа строилась не только на старинной фортификации. Первая линия окопов проходила в 600 шагах от вала и имела заграждения из колючей проволоки в 3–5 кольев. Вторая линия окопов, в которой находилось свыше 70 орудий и около 150 пулеметов, шла по самому Турецкому валу. Впереди вала были установлены две полосы колючей проволоки по 4–6 кольев. Скат вала также был опутан колючей проволокой. Южнее, в промежутках между несколькими непроходимыми соляными озерами, находились Юшуньские позиции – 3–4 ряда «лучших окопов с колючей проволокой, сильной дальнобойной артиллерией» (некоторые окопы были бетонированы). Наиболее сильные укрепления со множеством бетонированных огневых точек и укрытий были обустроены на Чонгаре (полуострове в северной части Сиваша к востоку от Перекопа).
Белогвардейские укрепления на Перекопе и Чонгаре красные считали почти неприступными. Интересно, что такая же оценка дается им и в советском художественном фильме «Служили два товарища», вышедшем на экраны в 1968 году.
Однако белые оценивали собственные укрепления куда более скептически. По словам А. А. Валентинова, офицера полевой ставки Врангеля, укреплений, способных противостоять огню тяжелых, а в 90% случаев и лёгких батарей… не было. Существовавшие полевые укрепления были весьма примитивны: «Вместо обшитых, подготовленных для осенней слякоти и зимней стужи окопов были почти повсеместно традиционные российские канавы». При пересечении Перекопа с юга на север от Юшуни до Перекопского вала к началу осени 1920 года насчитывалось всего 17 рядов колючей проволоки – столько же, а то и больше, в Первую мировую войну могло находиться всего перед одной позицией. Не было построено и четверти железной дороги от Юшуни к Перекопу – крайне важной для подвоза боеприпасов, так как осенние дожди превращали грунтовые дороги в непролазную грязь. Хотя дорогу строили с ранней весны, и надо было проложить всего 20 верст, даже по построенной ее части нельзя было перевозить грузы. Разрекламированные электризуемые заграждения и фугасы оставались на страницах газет, а колючую проволоку, предназначенную для укреплений Перекопа, распродавали в… Константинополе. Что же касается укреплений на Литовском полуострове, то даже по оценке красных, они не были закончены и представляли собой лишь отдельные окопы, нередко даже без проволоки перед ними.
В октябре 1920 года морозы на Перекопе доходили до 10–16 градусов, а у большинства красноармейцев не было ни теплого обмундирования, ни крыши над головой. Базы снабжения Красной армии находились за сотни километров, местность перед Перекопом была малонаселённой и безлесной, остро не хватало топлива, а местами и обычной пресной воды. Зимовка в этих местах обещала быть исключительно тяжёлой, поэтому перед командованием Красной армии вставала необходимость штурма вражеских позиций.
Однако в планы красных вмешалась погода – из-за быстро вставшего льда Азовская флотилия не смогла выйти к Геническу, поэтому план наступления по Арабатской стрелке, ведущей прямо в Крым, пришлось отменить. Оставалось штурмовать Перекоп и Чонгар в лоб.
Врангель держал на Перекопе до 13 500 пехотинцев, до 6000 кавалеристов, около 750 пулеметов и 180 орудий (из них 12 шестидюймовых и 4 восьмидюймовых). Непосредственно Турецкий вал занимали три полка – сводногвардейский, а также 1-й и 4-й Дроздовские, при этом через 2–3 часа после начала боя им на помощь должны были прийти резервы.
По данным командующего 6-й армией РККА А. И. Корка, силы красных насчитывали около 35 000 пехотинцев, 4000 кавалеристов, 965 пулеметов, 165 орудий, 3 танка, 14 броневиков и 7 самолетов. При этом 1-я стрелковая дивизия (6000 пехотинцев и 511 кавалеристов, 24 орудия), охранявшая побережье Черного моря, в наступлении не участвовала. Что же касается танков, то добраться до Перекопа им не удалось – одна машина застряла в Бериславе (в 80 верстах от передовой), а вторая и третья (у которых «вследствие холода и отсутствия спирта» лопнули трубки радиаторов) – в 14 и 30 верстах от Берислава.
Артиллерия 51-й дивизии, которой предстояло атаковать Турецкий вал, насчитывала 34 лёгких орудия, семь 122-мм гаубиц, шесть 152-мм гаубиц, три 107-мм и пять 120-мм пушек. Перед атакой артиллерия наметила будущие цели, командиры батальонов рассказали своим бойцам о специфике штурма укрепленных позиций, а инженерные части сколотили мостики для перехода через ров и подготовили ножницы для резки проволоки. Наступление планировалось в лучших традициях Первой мировой войны – тремя волнами штурмовых полков. Первая волна должна была ножницами и гранатами пробивать проходы в колючей проволоке, вторая – штурмовать укрепления, третья («чистильщики») – уничтожать оставшиеся группы противника.
В ночь на 8 ноября две стрелковые дивизии (15-я и 52-я), две кавалерийские бригады, а также отряды махновцев под командованием Семёна Каретника должны были переправиться через Сиваш на Литовский полуостров, захватить его и ударить в тыл белогвардейцам, удерживавшим Турецкий вал. Из лучших бойцов формировались штурмовые колонны, затворы винтовок при необходимости заменялись на новые, и каждый боец получил две гранаты, брезентовую сумку и полный патронташ. Чтобы облегчить переправу через Сиваш, саперы сбрасывали в него возы с соломой, расставляли вехи. Известно, что красным помог западный ветер, отогнавший воду Сиваша в море и обнаживший броды, доступные даже для артиллерии. Перейдя «Гнилое море», первые группы красноармейцев ползком подобрались к проволоке и прорезали ее. Затем вперед пошли более крупные силы. После отчаянных рукопашных боев горстке уцелевших штурмовиков удалось прорваться за проволоку и закрепиться там.
Тем временем на Перекопе части двух штурмовых полков перед рассветом подошли к укреплениям белых, окопались перед ними, а затем прорезали проходы в проволоке. Из-за густого тумана артиллерия красных не могла стрелять до 8–10 часов утра, но затем открыла такой огонь, что орудийные стволы раскалялись. Однако после полудня снаряды стали подходить к концу. Атакующим помогло то, что штурм застал белогвардейские войска во время смены частей, а потому многие позиции были заняты новоприбывшими солдатами, незнакомыми с местностью. Несколько раз пехота поднималась в атаку, но огневая завеса и колючая проволока не давали ей добраться до вала. Однако минометы, бомбометы и пироксилиновые шашки постепенно сносили колючую проволоку, и около 13 часов атакующие были в сорока шагах от противника. Группы, собранные из представителей различных родов войск – пехотинцев, гранатометчиков, саперов – несмотря на потери, упорно подходили все ближе. В рядах пехоты шли и пулеметчики, которые подавляли вражеские огневые точки. На проволочные заграждения летели доски, соломенные маты, шинели…
Несмотря на отчаянную храбрость красноармейцев, первые атаки успехом не увенчались. Белые расстреливали наступавших из пулеметов и винтовок, косили картечью, забрасывали гранатами. Красные несли тяжелые потери – так, 1-й огневой полк потерял 60% состава, а из команды разведчиков в 20 человек в строю осталось лишь двое. Был подбит и пушечный броневик «Гарфорд», который также принимал участие в штурме. Но и атака конницы Барбовича, одних из лучших частей белых, не удалась – казаки напоролись на пулеметы Каретника.
К 22 часам стало известно, что юго-восточный ветер гонит воду из Азовского моря в Сиваш – таким образом, части красных на Литовском полуострове могли быть отрезаны от основных сил. После полуночи бойцы пошли на последний штурм, карабкаясь по обледенелому валу. Часть из них вброд или вплавь в ледяной воде обошла вал по Перекопскому заливу и вышла в тыл оборонявшимся. 9 ноября около 3 часов ночи Перекопский вал был взят, и белые отошли к Юшуни. 10 ноября начался штурм Юшуньских позиций, а в ночь на 11 ноября через Сиваш удалось навести переправу в два бревна шириной. После кровопролитных боев последняя преграда пала, и войска красных устремились в Крым. В ночь с 11 на 12 ноября врангелевцы начали отход к портам, а 14 ноября последние суда покинули Севастополь. 16 ноября пала Керчь, 17 ноября – Ялта. Южный фронт был ликвидирован.
По данным А. И. Корка, за четверо суток штурма Красная армия потеряла 5027 человек, из них убитыми – 45 командиров и 605 красноармейцев, а остальные были ранены или контужены. Кроме того, немало бойцов получили обморожения.
Штурм Перекопа стал последним крупным сражением Гражданской войны, продемонстрировав существенный прогресс, достигнутый Красной армией в боевом искусстве. Как писали в истории 51-й дивизии, «от малой полевой войны мы здесь перешли к позиционной, с хорошей техникой и организацией войск». Признавал этот факт и поверженный противник. К примеру, белогвардейский генерал Е. И. Достовалов писал:
«В Северной Таврии мы увидели применение в красных полках пулеметных групп в наступлении, в полках – команды гренадер и огнеметы, и в Крыму они победили нас не столько своим численным превосходством, сколько выучкой, организацией и лучшим нашего управлением войсками»
При этом можно утверждать, что белым в какой-то мере «повезло», так как из-за бездорожья красные не успели вовремя доставить к Перекопу тяжелую артиллерию, а также снаряды и баллоны с отравляющими газами. Если бы им это удалось, то штурм Турецкого вала и Юшуни осуществлялся бы «по заветам» Первой мировой войны – в облаках хлора и фосгена.
Источники:
- 51-я Перекопская дивизия (История боевой и мирной жизни за 5 лет 1919–1924). Политотдел 51-й Стрелковой дивизии, 1925
- Бобков Александр. Об одном случае подготовки газовой атаки во время Гражданской войны, http://scepsis.net/library/id_3051.html
- Валентинов А. А. Крымская эпопея (По дневникам участников и по документам) // Архив русской революции. 1922. Т. 5. (Берлин)
- Гражданская война в России: Оборона Крыма. – М: ACT; СПб.: Terra Fantastica, 2003
- Голованов В. Я. Нестор Махно. М., Молодая гвардия, 2008
- Какурин Н. Е., Вацетис И. И. Гражданская война. 1918–1921. – СПб.: Полигон, 2002
- Корк А. И. Взятие перекопско-юшуньских позиций войсками 6-й армии в ноябре 1920 г. В сб: Поликарпов В.Д. (ред. сост.) Этапы большого пути: Воспоминания о гражданской войне. М.: Воениздат, 1963
- От Зимнего до Перекопа. Сборник воспоминаний. Составители: К. Белоцкий, Василий Сухоруков. Москва: Воениздат, 1978
- Очерки Е. И. Достовалова, http://feb-web.ru/feb/rosarc/ra6/ra6–637-.htm
- Перекоп и Чонгар. – М.: Государственное военное издательство, 1933
Комментарии к данной статье отключены.