Если в Англии и Франции «творцами танкопрома» считаются не сами изобретатели и конструкторы танков, оставшиеся несколько в тени, а своего рода «идеологи брони» Эрнест Суинтон и Жан Батист Этьен, то в Германии именно конструктор Йозеф Фольмер (Joseph Vollmer, 1871–1955) остался в истории главным «отцом-основателем» танкового производства. Интересен Фольмер и как создатель множества передовых танковых проектов не только для Германии, но и для других индустриальных стран Европы – Чехословакии, Швеции, Италии и даже Советского Союза. Наконец, его нужно признать одним из лучших инженеров автомобильной промышленности своего времени.
Йозеф Фольмер родился в семье владельца небольшой слесарной мастерской, рос с двумя своими братьями среди «железок» и в запахе машинного масла, окончил ремесленное училище, а затем – престижный техникум Mittweida. Ему повезло: инженерную карьеру он начал в автомобильном подразделении Gaggenau и участвовал в разработке первых «ласточек» германского автопрома – Orient Express. Позднее Фольмер стал работать в AEG и в 1903 году создал первый в мире грузовик марки Durch.
Следующий «звездный час» Фольмера наступил через десять с небольшим лет, в Первую мировую войну. После того как 15 сентября 1916 года англичане ошеломили немцев первой танковой атакой на Сомме, была создана техническая комиссия, в которую вошли крупнейшие германские производители «всего, что движется» – Opel, Daimler, Benz и австрийское отделение американской компании Holt Caterpillar, чей трактор послужил «базовым прототипом» также для английских и французских танков. Для создания германского танка была собрана группа – почти сорок инженеров, ее шефом был поставлен Йозеф Фольмер.
Фольмер, как и «отец французских танков» Жан Батист Этьен, сразу стал предлагать начальству разработку легкой, подвижной машины, однако немецкое руководство (как, впрочем, и французское), напуганное английскими чудовищами Mark I и склонное к гигантизму, поначалу сделало ставку на «самый огромный и тяжелый танк». Через год был выпущен монстр A7V: вес – 30 тонн, два 100-сильных двигателя Daimler, экипаж – 18 человек! Обозреваемость была плохой, температура внутри танка при длительном движении достигала 60 градусов, загазованность душила (во время марша экипаж сидел на крыше). За размеры, жару внутри и сильно дымившие двигатели A7V получил прозвище «тяжелая походная кухня»; в русском варианте это была бы, наверно, «баня по-черному». Бюджет Германии осилил всего 20 машин вместо 100 по плану, зато каждая носила звучное имя – «Вотан», «Мефисто», «Изольда» и т.д. Можно ли винить Фольмера за столь амбициозный, но несовершенный проект? Он находился под жестким прессингом консервативного немецкого штаба и создал то, что от него требовалось и понравилось всем вплоть до кайзера. Главное – он продолжал продвигать проект легкого танка.
21 марта 1918 года у канала Сент-Квентин во Франции произошел первый в истории встречный танковый бой: между 13 немецкими A7V с одной стороны и английскими Mark IV, а также легкими Mark A (Whippet – «Борзая») с другой. Последние уже отчасти напоминали французские Renault FT-17 и очень сильно – мечту Фольмера, а именно разработанную им модель LK-1. Ту танковую битву можно считать и «боевой ничьей», однако немецкие танки понесли больший ущерб, и англичане приписали победу себе.
После этого немецкое руководство (как, кстати, и французское – после поражения, понесенного французским танковым подразделением от немецкой артиллерии 16 апреля 1917 года), наконец обратило внимание на проект легких танков LK-1 с массой до 8 тонн, экипажем 2–3 человека и вращающейся башней, вооруженной пулеметом (вариант более тяжелого LK-II оснащался также 57-мм орудием в неподвижной броневой рубке в задней части корпуса). Заказ был визирован германским верховным главнокомандованием, однако война закончилась поражением Германии раньше, чем был собран первый серийный танк. Первые выпущенные прототипы были позже приобретены Швецией в качестве «тракторов» и послужили базой для развития скандинавского танкопрома.
Идеи Йозефа Фольмера были, хотя бы на проектном уровне, востребованы эпохой. Он был приглашен одной из ведущих индустриальных стран того времени – Чехословакией – для разработки собственного танка. Фольмер спроектировал на заводах Skoda ряд моделей, о которых тоже мечтал давно: это были легкие гусенично-колесные машины. Наиболее удачными были признаны модели 1929 и 1930 годов – соответственно KH-60 и KH-70 (Kolo-Housenka, «колесный грузовик», а цифры 60 и 70 обозначали мощность двигателя). Вооружение – 47-мм противотанковая пушка Vickers или два 7,92-мм пулемета. Прототип первой был принят чехами, собран первый образец. Проект KH-70 в итоге приобрела набиравшая индустриальные обороты фашистская Италия. Дальше опытных образцов дело не пошло, однако обе машины проложили путь танкостроению Чехии и Италии. Модификация KH-60s была приобретена Советским Союзом на заре советской танковой эры и пошла в копилку нашей военной индустрии.
«Отец германских танков» Йозеф Фольмер прожил 84 года. Ему принадлежит более 450 технических патентов. Он был «в седле» до последних дней и умер сразу после лекции, прочитанной им на заводе «Фольксваген» в Брунсвике 9 октября 1955 года.
Комментарии к данной статье отключены.